Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.)
Слово въ недѣлю седмую по Пятьдесятницѣ.

Елика преднаписана быша, въ наше наказаніе преднаписашася: да терпѣніемъ и утѣшеніемъ писаній, упованіе имамы (Рим. 15, 4).

Вотъ истина, которую въ наше несчастное для благочестія христіанскаго время не только просто, по неосторожности, или легкомыслію, забываютъ, или оставляютъ въ сторонѣ, но напротивъ намѣренно стараются забыть и отвергнуть, и не молодые только люди, увлекаемые неистовствомъ страстей, но и люди въ зрѣломъ уже возрастѣ и въ лѣтахъ преклонныхъ, и даже отцы и матери, не заботясь о будущей судьбѣ своихъ дѣтей.

А между тѣмъ отъ знанія и усвоенія себѣ этой истины зависитъ наше упованіе, равно какъ отъ отрицанія и пренебреженія къ ней зависитъ наше безотрадное и безнадежное положеніе въ настоящей и въ будущей жизни. Эта истина, по увѣренію Апостола, состоитъ въ томъ, что все написанное въ нашихъ священныхъ книгахъ, написано въ наше наученіе, дабы мы, занимаясь тщательно и непрерывно изученіемъ его, и утѣшаясь заключенными въ немъ обѣтованіями Божіими, во всѣхъ случаяхъ и обстоятельствахъ жизни временной, и въ разныхъ скорбяхъ и болѣзняхъ, среди многихъ искушеній и соблазновъ, ободрялись и укрѣплялись упованіемъ на милость Божію, какъ въ сей жизни, такъ и въ будущей, — за которое ухватившись, какъ за твердый и надежный якорь, глубоко водруженный въ самое дно морское, мирно и безмятежно преплывали житейское море, воздвизаемое всякаго рода напастей бурею.

Послѣ сего неудивительно, что родъ человѣческій, какъ утлая ладія безъ кормила и корабль безъ кормчія среди бурнаго моря, волнами житейскихъ попеченій, козней и хитростей врага исконнаго, страстей и соблазновъ міра прелюбодѣйнаго и грѣшнаго, туда и сюда влается и близъ есть потопленія.

Слѣдствія пренебреженія и невниманія къ божественному Писанію крайне жалкія и печальныя. Растлѣніе нравовъ съ каждымъ днемъ растетъ и множится; безстыдный развратъ повсемѣстно усиливается, беззаконія и неправды всѣхъ родовъ и видовъ, подобно мутному потоку по наклонной плоскости, съ быстротою неудержимою, повсюду разливаются. Здѣсь грабежи, тамъ убійства; въ одномъ мѣстѣ поджоги и подкопы, а въ другомъ насилія и обманы; еще въ иномъ злоба неукротимая, мщеніе кровавое, корыстолюбіе и честолюбіе ненасытимыя, зависть и ненависть неистощимыя, любодѣянія и прелюбодѣянія необузданныя, — вотъ горькіе плоды пренебреженія и невниманія къ слову Божію, въ Писаніи намъ преданному.

Человѣческіе законы не сильны остановить сего смраднаго потока, оскверняющаго всю землю. Наказанія преступниковъ ни жесткія, ни мягкія не оказываютъ своего благотворнаго вліянія: первыя только ожесточаютъ и ихъ утверждаютъ въ злобѣ нераскаянной, а послѣднія самою своею слабостію возбуждаютъ и поощряютъ къ новымъ здодѣяніямъ. Законы и наказанія только тѣ имѣютъ силу спасительную, которыя произносятся и производятся отъ имени Божія и по волѣ Божіей, изреченной во святомъ Его Писаніи.

Но, къ сожалѣнію, исконный врагъ Бога и человѣковъ діаволъ въ теченіи вѣковъ ухитрился и успѣлъ увѣрить многихъ человѣковъ, и, что всего страннѣе, такъ называемыхъ высокообразованныхъ, что Писаніе это не есть откровеніе Божіе, а простое сказаніе простыхъ человѣковъ, — что Моисей, Пророки и Апостолы писали свои писанія, не по вдохновенію Духа Святаго, а по своему разсужденію, или, что мы будто не такъ понимаемъ ихъ, какъ бы слѣдовало, — что у Моисея, напримѣръ, подъ днями творенія должно разумѣть многовѣковые неопредѣленные періоды времени, а подъ годами долголѣтнихъ патріарховъ надобно понимать мѣсяцы. И все это для того только, чтобы повѣствованіе священныхъ книгъ представить какбы невѣрнымъ и ошибочнымъ, и чрезъ то поколебать достодолжное уваженіе и довѣріе къ нимъ; поколебавши же божественный авторитетъ ихъ, — потрясти и разрушить вѣру и Церковь Христову въ самыхъ основаніяхъ ея. Ибо если повѣствованіе Моисеево невѣрно, то и сказаніе о началѣ и происхожденіи міра и человѣка, о первыхъ нашихъ прародителяхъ Адамѣ и Евѣ, объ ихъ грѣхопаденіи и дальнѣйшей судьбѣ потомства ихъ, объ обѣтованномъ Сѣмени жены и относящихся къ Нему многочисленныхъ и разновременныхъ откровеніяхъ, прообразованіяхъ и пророчествахъ, о Ноѣ и потопѣ всемірномъ, со всѣми его послѣдствіями, объ Авраамѣ и Лотѣ, объ Исаакѣ и Іаковѣ, о Давидѣ и Соломонѣ, словомъ: обо всемъ, что дошло до насъ наилучшаго й достовѣрнѣйшаго изъ преданій человѣческихъ, должно обратиться въ разсказъ баснословный. Хитрость и коварство подлинно сатанинскія! Ложь и обманъ очевидныя, но такъ искусно прикрытыя мнимымъ стремленіемъ къ отысканію будто истины, что и самые проницательные умы увлекались видами мудрости заоблачной и глубины подземныя, нерѣдко настоящей цѣли духа лукаваго не усматривали и мало по малу въ сѣтяхъ его запутывались. И сколько въ этомъ родѣ, подъ тайнымъ вліяніемъ врага Бога и человѣковъ, явилось въ свѣтъ темныхъ книгъ, мужами многоучеными написанныхъ!

Православные христіане! Не всякому изъ васъ достанетъ знанія и времени разоблачать подобныя козни и хитрости. Итакъ, помня наставленіе св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова: Возлюбленніи, не всякому духу вѣруйте, но искушайте духи, аще отъ Бога суть (1 Іоан. 4, 1), — совершайте испытаніе лжемудрствущихъ духовъ подъ руководствомъ святой Церкви, которая есть столпъ и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15), и вы будете свободны отъ заблужденій, и ваша христіанская надежда на спасеніе не поколеблется, но терпѣніемъ и утѣшеніемъ писаній святое упованіе пребудетъ у васъ неотъемлемымъ. Аминь.

Источникъ: Собраніе словъ, бесѣдъ и рѣчей Сѵнодальнаго Члена Высокопреосвященнѣйшаго Арсенія, митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Часть I. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1874. — С. 283-286.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0