Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 8 декабря 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.)
Рѣчь при постриженіи въ монашество студента С.-Петербургской Духовной Академіи Георгія Долганева, въ иночествѣ Гермогена, произнесенная въ академической церкви 28 ноября 1890 года.

Возлюбленный о Господѣ братъ Гермогенъ!

Исполнилось твое искреннее, сердечное, горячее, давнее желаніе! По благословенію святой Церкви, чрезъ мое недостоинство, ты сталъ монахомъ... Тебѣ хорошо извѣстно, что однимъ изъ основныхъ началъ монашеской жизни служитъ послушаніе. Послушаніе имѣй ко всѣмъ, говорилось тебѣ при постриженіи. Въ привѣтствіе тебѣ съ твоимъ новымъ званіемъ я и хочу сказать нѣсколько словъ о послушаніи, какъ одной изъ основныхъ добродѣтелей христіанскихъ.

Послушаніе, возлюбленный братъ, составляетъ основную стихію жизни всего мірозданія. Вся природа, неуклонно исполняющая данные ей Творцемъ законы, живетъ началами послушанія. Имъ живутъ и поддерживаются въ своихъ предѣлахъ моря и рѣки. Послушаніемъ водятся и свѣтила небесныя, въ неизреченной гармоніи и великолѣпіи спокойно и величественно движущіяся въ безпредѣльныхъ пространствахъ. Ему обязано все мірозданіе не только своимъ порядкомъ и стройностью, но и своею красотою. Послушаніе составляетъ коренное начало жизни и міра ангельскаго. Послушаніемъ водился въ Своей жизни и Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Онъ всегда говорилъ, что исполняетъ и творитъ волю не Свою, но волю пославшаго Его Отца. Не якоже Азъ хощу, говорилъ Онъ предъ страданіями, но якоже Ты, Отче (Матѳ. 26, 39), и въ Своей полной преданности волѣ Божіей Онъ послушливъ былъ даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8), которою и возстановилъ падшую природу человѣческую и освободилъ отъ послѣдствій преслушанія Адама. Видишь, братъ, какое имѣетъ значеніе послушаніе. Имъ не только стройное поддерживается, но и разстроенное возстановляется.

Человѣкъ въ самомъ началѣ своей исторіи нарушилъ этотъ основной, зиждительный законъ жизни и, преслушаніемъ отдаливъ себя отъ Бога, создалъ для себя ту юдоль плача, скорби и грѣха, которая тяготѣетъ надъ несчастнымъ родомъ человѣческимъ. Вмѣсто послушанія, человѣку захотѣлось повелѣвать, господствовать, онъ думалъ сдѣлаться «какъ богъ». И доселѣ для грѣховнаго, естественнаго человѣка стремленіе къ господствованію и преобладанію, къ удовлетворенію мелкаго самолюбія и злого эгоизма, такъ сладостно, что онъ труднѣе всего съ нимъ разстается. Это наносное стремленіе сдѣлалось какъ бы роднымъ для язычествующаго человѣчества. Князи языкъ господствуютъ ими и велицыи обладаютъ ими (Матѳ. 20, 25), говорилъ Господь, указывая на этотъ установившійся порядокъ жизни людской, ставшій какъ бы нормальнымъ. У васъ же, Моихъ послѣдователей, да не будетъ такъ, заповѣдалъ Онъ. Подобно тому, какъ Самъ Онъ пришелъ не затѣмъ, чтобы Ему служили, но чтобы служить; такъ и отъ учениковъ Своихъ Онъ требовалъ, чтобы они стремились не къ господствованію, не къ преобладанію, а ко всецѣлому послушанію и служенію всѣмъ. «Бóльшій изъ васъ да будетъ вамъ слуга», говорилъ Господь. Но самолюбивыя наклонности такъ слились съ нашею грѣховною природою, что съ ними стало особенно трудно бороться человѣку, но въ этой же борьбѣ должно необходимо полагаться и начало возстановленія нашего падшаго естества и приведеніе разстроеннаго въ гармонію и согласіе. Вотъ почему послушаніе составляетъ одну изъ основныхъ добродѣтелей христіанина. Вотъ почему и монаху прежде всего и главнѣе всего заповѣдуется послушаніе, какъ истинный показатель отреченія отъ своей грѣховной воли и подчиненія волѣ Божественной. Аще хощеши монахъ быти, имѣй послушаніе ко всѣмъ, повторяю опять слышанное тобою при постриженіи наставленіе.

Призвавъ тебя, возлюбленный братъ, къ монашеству, Господь по Своей милости далъ тебѣ и силы къ подвигу послушанія. Оно для тебя — какъ бы свое, естественное, родное начало. Возгрѣвай же въ себѣ неуклонно этотъ даръ Божій и будь всегда и во всемъ послушенъ безропотно и всецѣло святой Церкви Божіей и всѣмъ тѣмъ, кого Господь благоволитъ давать тебѣ въ твоей жизни руководителями и отцами, будь вѣренъ и во всякомъ святомъ служеніи, какое волею Божіею будетъ на тебя возложено. Самъ же Господь да будетъ твоимъ водителемъ, покровителемъ и охранителемъ на всѣхъ путяхъ твоей жизни! Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Рѣчи, слова и поученія. — Изданіе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1912. — С. 447-450.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0