Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.)
Рѣчь послѣ молебна предъ началомъ ученія въ С.-Петербургской Духовной Академіи, произнесенная въ академической церкви 1 сентября 1888 года.

Мы вознесли, братіе, наши усердныя молитвы къ Богу, испрашивая Его вседѣтельнаго благословенія на начало трудовъ нашихъ, на начало нашего учебнаго новолѣтія. Куда же теперь должны быть направлены наши мысли, наши чувства, наши желанія? Какія цѣли и какія задачи для дѣятельности предначертали бы мы себѣ въ эти важныя и торжественныя минуты нашей жизни?

Указаніе на это мы можемъ найти для себя въ нѣкоторыхъ чертахъ праздника новолѣтія, который совершаетъ нынѣ же вся православная Церковь, о чемъ особенно радостно вспомнить намъ, братіе, и въ нашемъ нынѣшнемъ молитвенномъ собраніи. По вѣрованію и преданію церковному, въ нынѣшній именно день, въ первый день новолѣтія, Господь нашъ Іисусъ Христосъ выступилъ въ Назаретской синагогѣ съ проповѣдью, которая записана у евангелиста Луки и въ которой Господь выразилъ словами пророка Исаіи, если можно такъ сказать, программу и задачи Своей Божественной миссіи среди людей. «Духъ Господень помазалъ Меня», говорилъ Онъ, «благовѣствовать нищимъ, и послалъ Меня исцѣлять сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдывать плѣннымъ освобожденіе, слѣпымъ прозрѣніе, отпустить измученныхъ на свободу» (Лук. 4, 18).

Не думайте, братіе мои, чтобы въ этихъ словахъ Господь предначерталъ задачи Своего Божественнаго посланничества только въ узкихъ и тѣсныхъ рамкахъ Своего историческаго пребыванія на землѣ. Нѣтъ! Въ нихъ выражена вѣчная задача Христа, вѣчныя цѣли Божественной любви въ отношеніи къ человѣчеству. Люди безъ Бога и Христа всегда жалки, бѣдны и нищи, они слѣпы умомъ и сердцемъ сокрушенны, они плѣнники и рабы грѣха, они безсильны жить по началамъ истинной свободы. Только во Христѣ спасеніе человѣчества, ибо Онъ путь, истина и жизнь. Только отъ Него одного исходятъ начала истиннаго свѣта, истинной жизни и воскресенія. Только чрезъ Него люди освобождаются отъ ига рабства и дѣлаются сынами, словомъ, въ Немъ только одномъ истинный смыслъ человѣческой жизни.

Смыслъ человѣческой жизни! Какъ жаждутъ, братіе мои, многіе именно въ наше время отыскать этотъ смыслъ жизни! Какъ многіе въ слѣпотѣ ищутъ его не тамъ, гдѣ онъ есть, и какъ мучатся сердцемъ въ этихъ поискахъ! Мучатся и не находятъ, потому что ищутъ его не во Христѣ, — мучатся не одни только не вѣрующіе, но и тѣ, которые называются вѣрующими.

Вотъ и мы всѣ, братіе, называемся вѣрующими христіанами, ибо принадлежимъ къ Церкви христіанской и родились въ ней. Но христіане ли мы въ дѣйствительности? Обрѣли ли мы этотъ смыслъ жизни и душевный покой свой во Христѣ, да и ищемъ ли его только въ Немъ одномъ? Мы называемся, далѣе, не просто христіанами, но христіанами православными, ибо принадлежимъ къ единой истинной православной Церкви Христовой. Но не ограничивается ли все наше православіе только соблюденіемъ внѣшнихъ религіозныхъ обрядовъ и богослужебныхъ формъ и исполненіемъ однихъ только воспитательно-дисциплинарныхъ правилъ и предписаній церковнаго устава, съ забвеніемъ истинныхъ началъ христіанской жизни, безъ одушевленія и одухотворенія ими своего образа поведенія? Усвоили ли мы и понимаемъ ли этотъ присущій православію духъ вѣчной истины, свободы и любви, который все оживотворяетъ и безъ котораго мы можемъ уподобиться только полю, усѣянному сухими и мертвыми костями? Не посѣтуйте на меня, братіе мои, что я ставлю такіе жесткіе вопросы. Не сомнѣніе хочу я выразить въ томъ, что всѣ мы, собравшіеся здѣсь, преисполнены этого духа истиннаго православнаго христіанства. Чрезъ нихъ я хочу найти только отвѣтъ на поставленный мною въ началѣ вопросъ о томъ, куда же теперь должны быть направлены наши чувства, наши желанія, и какія цѣли и задачи предначертали бы мы себѣ въ эти важныя и торжественныя минуты нашей жизни?

Отвѣтъ теперь становится яснымъ. Всѣ мы здѣсь, въ этомъ нашемъ святилищѣ науки и въ этомъ святомъ храмѣ, приготовляемся и воспитываемся къ тому, чтобы быть продолжателями дѣла Христова на землѣ, то есть чтобы указывать людямъ этотъ истинный смыслъ жизни, чтобы «благовѣствовать нищимъ, исцѣлять сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдывать плѣннымъ освобожденіе, слѣпымъ прозрѣніе и отпустить измученныхъ на свободу». Какая возвышенная, какая чудная, какая поистинѣ Божественная миссія! Нѣтъ здѣсь мѣста ни узкому себялюбію, ни своекорыстію, ни мелкимъ житейскимъ разсчетамъ. Все здѣсь чисто, все свѣтло, все исполнено вѣчныхъ началъ истинной любви. Но чѣмъ выше задачи и цѣли жизни, тѣмъ серьезнѣе должна быть подготовка къ нимъ, тѣмъ строже мы должны относиться къ себѣ. Мы обыкновенно любимъ устремляться своею мыслію впередъ и подъ вліяніемъ временнаго одушевленія начертываемъ себѣ планъ высокой, гуманной дѣятельности, ограничиваясь часто одними только словами и словами. Для дѣятельности нужно воспитаніе воли. Мы должны твердо сказать себѣ: меньше будемъ говорить и больше дѣлать. Сосредоточимся всецѣло на трудѣ и самовоспитаніи. Постараемся сами прежде для самихъ себя не въ мысли только, не въ теоріи, не въ познаніи, а во всемъ своемъ существѣ, всѣмъ своимъ сердцемъ, всею мыслію и всѣми помышленіями найти этотъ смыслъ жизни во Христѣ, будемъ неустанно молиться и трудиться для того, чтобы Господь самимъ намъ даровалъ это прозрѣніе, это исцѣленіе, это освобожденіе отъ узъ своекорыстія и грѣховнаго себялюбія, — этого поистинѣ глухого и нѣмого, и слѣпого демона, который можетъ быть изгоняемъ только молитвою и постомъ.

Вотъ куда должны быть направлены теперь наши мысли и наши желанія! Вотъ въ чемъ должны полагать мы нынѣ задачи и цѣли нашей жизни и дѣятельности! Закончу рѣчь свою словами слышаннаго нами здѣсь церковнаго пѣснопѣнія: Якоже посредѣ учениковъ Твоихъ пришелъ еси, Спасе, миръ дая имъ, пріиди и къ намъ и спаси насъ! Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Рѣчи, слова и поученія. — Изданіе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1912. — С. 353-357.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0