Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.)
Поученіе въ праздникъ Благовѣщенія,
произнесенное въ церкви С.-Петербургской Духовной Академіи 25 марта 1888 года.

Какой нынѣ свѣтлый, торжественный и радостный праздникъ! И ангелы и люди, и небо и земля, — всѣ соединяются нынѣ въ одинъ нераздѣльный хоръ, славословящій великое Божіе къ людямъ благоволеніе! Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою! съ трепетнымъ восторгомъ взываетъ архангелъ Гавріилъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи. Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите, небеса, Божію славу! воспѣваетъ устами вѣрующихъ святая православная Церковь. Итакъ, вездѣ — и у ангеловъ и у людей, и на небѣ и на землѣ — нынѣ радость велія. Но болѣе всѣхъ, конечно, въ благоговѣйномъ чувствѣ молитвеннаго благодаренія Богу за Его неизреченную любовь къ Своему творенію долженъ проникаться этою высокою духовною радостію родъ человѣческій, народъ христіанскій. Ибо днесь спасенія нашего главизна и еже отъ вѣка таинства явленіе: Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ. Вотъ гдѣ причина и источникъ этой неизглаголанной радости, которою ликуетъ нынѣ вся вселенная: Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ! Возрадуемся же и мы, братіе и добрые други мои, этою духовною радостію и воспоемъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи этотъ привѣтственный архангельскій гласъ: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою!

Но, приглашая васъ, братіе, къ этой радости, которою, какъ сказалъ я, ликуетъ нынѣ вся вселенная, я не буду утомлять вашего добраго вниманія отвлеченными разсужденіями о значеніи празднуемаго нами нынѣ событія въ исторіи домостроительства Божія о спасеніи человѣка. Мнѣ хочется, насколько съумѣю, показать только, что эта радость необходимо должна быть присуща всякому, въ комъ есть настоящее живое христіанское чувство. И если наша совѣсть, наше сознаніе сказали бы намъ, что радость эта не только не всецѣло наполняетъ нашу душу, но, напротивъ, ощущается нами въ малой мѣрѣ или даже и совсѣмъ не чувствуется, то это было бы прямымъ знакомъ слабости или даже и полнаго отсутствія въ насъ такого живого христіанскаго чувства. Но сохрани насъ, Боже, отъ такой духовной мертвенности! Если же бы оказалось въ насъ это чувство духовной радости слабымъ, то постараемся усилить его и возвысить внимательнымъ проникновеніемъ во внутренній, жизненный смыслъ празднуемаго нынѣ великаго мірового событія.

Когда Спаситель нашъ Господь Іисусъ Христосъ пришелъ для проповѣди въ синагогу Назаретскую, то здѣсь Онъ сказалъ о Себѣ, что Онъ посланъ «исцѣлять сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдывать плѣннымъ освобожденіе, слѣпымъ прозрѣніе, отпустить измученныхъ на свободу» (Лук. 4, 18), и потомъ апостоламъ Своимъ, свидѣтелямъ и Его Божественнаго ученія, и Его чудесъ, и Его многочисленныхъ проявленій любви къ страждущему человѣчеству, говорилъ: «блаженны очи, видящія то, что вы видите. Ибо сказываю вамъ, что многіе пророки и цари желали видѣть, что вы видите, и не видѣли, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лук. 10, 23-24). Очи апостоловъ были блаженны, потому что они узрѣли, что «народъ», до времени Христа «сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ великій, и сидящимъ въ странѣ и тѣни смертной возсіялъ свѣтъ» (Матѳ. 4, 16). Апостолы были блаженны, потому что воочію видѣли день Господень, который, по словамъ Самого Господа, радъ былъ увидѣть отецъ ихъ Авраамъ, и «увидѣлъ и возрадовался» (Іоан. 8, 56). И сколько вѣковъ, сколько тяжелыхъ и мучительныхъ лѣтъ ожиданія протекло для людей, когда, наконецъ, насталъ день освобожденія, когда явился всѣми Ожидаемый, всѣми Желанный, Утѣха Израилева, Свѣтъ языковъ!... И какъ должна была быть мучительна и сильна эта жажда свѣта, это желаніе освобожденія у лучшихъ ветхозавѣтныхъ людей, которые со страшною болью душевною сознавали, что они томятся въ плѣну, что они лишены свѣта, что они не имѣютъ свободы!... И какъ, напротивъ, должна была быть для нихъ отрадна надежда на избавленіе, какъ животворна вѣра въ Обѣтованнаго, Грядущаго! И вотъ на протяженіи цѣлаго ряда вѣковъ эти люди со страхомъ и надеждою неоднократно вопрошаютъ: придетъ ли Желанный нашъ, Утѣха наша, наше Чаяніе, нашъ Избавитель? И на протяженіи цѣлаго же ряда вѣковъ получаютъ все одинъ утѣшительный отвѣтъ: ждите, придетъ, придетъ, скоро придетъ!... И вотъ, наконецъ, послѣ долгихъ мучительныхъ ожиданій, насталъ этотъ великій моментъ въ исторіи міра и человѣчества, моментъ, заставившій встрепенуться и возликовать всю вселенную, когда посланъ былъ небесный вѣстникъ сказать людямъ: вотъ Онъ, Желанный вашъ, Радость ваша, Утѣха ваша, идетъ! Радуйтесь!

Гдѣ тотъ языкъ, который могъ бы изобразить все величіе, всю высоту этой духовной радости? Представьте себѣ, братіе, что всѣхъ насъ съ вами вдругъ заковали бы въ цѣпи, лишили свободы и бросили въ мрачное подземелье, лишенное свѣта и чистаго воздуха, и при этомъ сказали намъ: «вы не вѣчно будете томиться въ ужасномъ вашемъ положеніи; настанетъ день, когда вы опять выйдете на волю, цѣпи съ васъ спадутъ, вы будете свободны, вы увидите свѣтъ, вы будете дышать чистымъ воздухомъ; ждите съ надеждою и упованіемъ вашего избавителя». Не правда ли, съ какимъ мучительнымъ напряженіемъ мы ждали бы счастливой минуты освобожденія нашего, какъ бы поддерживала насъ надежда на избавленіе и какъ, наконецъ, возрадовались бы, когда насталъ бы желанный часъ свободы?

Вотъ слабое, но, можетъ быть, болѣе понятное для насъ подобіе той неизглаголанной радости, которая принесена людямъ благовѣстіемъ архангела Пресвятой Дѣвѣ о имѣющемъ быть рожденіи отъ Нея Искупителя міра. И, смотрите, какое необыкновенное проявленіе духовной радости, духовной бодрости и жизненности обнаруживается въ тѣхъ личностяхъ, для которыхъ открыта была по волѣ Божіей завѣса открывающейся отъ вѣка въ Богѣ сокровенной тайны! Захарія и Елизавета, утробный Младенецъ-Предтеча и чревоносящая Святая Дѣва, Симеонъ Богопріимецъ и Анна Пророчица! Сколько тутъ обнаруживается жизни, какой чудный рядъ и восторговъ, и вдохновенныхъ рѣчей, и истинно небесныхъ пѣсней!

Братіе мои! Ощущаемъ ли мы въ себѣ эту радость? Способенъ ли духъ нашъ воспринимать эти высокіе небесные глаголы? Или, быть можетъ, понятнѣе для насъ «скучныя пѣсни» земли, чѣмъ «звуки небесъ»? Но, братіе мои, если бы это было такъ, что же мы сдѣлаемъ съ такимъ настроеніемъ? И мы призываемся проповѣдывать плѣннымъ освобожденіе, просвѣщать сидящихъ во тьмѣ и измученнымъ указывать путь къ свободѣ. Гдѣ же мы возьмемъ силы утереть плачущему слезы, если въ себѣ не носимъ небесной радости? Но, братіе, не буду омрачать свѣтлости праздника такими вопросами сомнѣнія... Постараемся, хотя на этотъ часъ молитвы, настроить себя, возвести себя на высоту духовной, небесной радости! Возрадуемся!...

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Рѣчи, слова и поученія. — Изданіе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1912. — С. 192-197.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0