Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.)
Рѣчь въ день празднованія тысячелѣтія со дня блаженной кончины святаго равноапостольнаго Меѳодія, архіепископа Моравскаго, произнесенная послѣ молебна на Ивановской площади въ городѣ Казани, 6 апрѣля 1885 года.

При видѣ настоящаго столь многочисленнаго стеченія народа, собравшагося сюда по отеческому зову своего владыки и архипастыря [1] и при его непосредственномъ водительствѣ для совершенія здѣсь, подъ открытымъ сводомъ небеснымъ, предъ очами всевидящаго Господа, молитвенно-благодарственнаго чествованія памяти святыхъ равноапостольныхъ просвѣтителей нашихъ и первоучителей Меѳодія и Кирилла, мысль наша и чувство побуждаютъ насъ напомнить себѣ и вамъ слѣдующія многосодержательныя слова вдохновенной пѣсни Пасхальнаго канона: возведи окрестъ очи твои, Сіоне, и виждь, се бо пріидоша къ тебѣ, яко богосвѣтлая свѣтила, отъ запада, и сѣвера, и моря, и востока чада твоя.

Возведи окрестъ очи твои, Сіоне! До пришествія на землю Господа нашего Іисуса Христа одинъ только Іерусалимъ, градъ Сіонскій, съ своимъ единственнымъ тогда во всей вселенной храмомъ Богу истинному былъ городомъ святымъ, жилищемъ Божіимъ, и одни только Евреи, чада Авраамовы, какъ носители истиннаго Боговѣдѣнія и Богопочтенія, были народомъ избраннымъ, достояніемъ Божіимъ, чадами Сіона и сѣменемъ святымъ. Съ пришествіемъ же Христовымъ, съ установленіемъ завѣта новаго, Царство Божіе распространилось по всей землѣ, открылось во всѣхъ концахъ вселенной. Изъ Іерусалима, какъ изъ центра, слово евангельское простерлось до конечныхъ предѣловъ земли, дошло и до язычниковъ, которые, какъ не имѣвшіе свѣта истиннаго Боговѣдѣнія, назывались дотолѣ народомъ, сѣдящимъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй, но которые теперь, какъ просвѣщенные свѣтомъ Христова ученія, суть также народъ избранный, сѣмя святое, сѣмя Израилево. И градъ святый нынѣ уже не одинъ только Іерусалимъ, а всякое мѣсто, всякій градъ и страна, гдѣ славится и призывается всесвятое имя Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, и храмъ Божій нынѣ тоже не одинъ на землѣ, а безчисленное множество: ими, можно сказать, усѣяно все лицо земли, и святое сѣмя Израилево, достояніе Божіе, расширилось и разрослось теперь въ народъ великій и многочисленный, какъ песокъ морской, — народъ христіанскій. «И будете Мнѣ свидѣтелями въ Іерусалимѣ и во всей Іудеѣ и Самаріи, и даже до края земли» (Дѣян. 1, 8), говорилъ Господь Своимъ ученикамъ, указывая на всемірное распространеніе проповѣди евангельской. Но такъ какъ до пришествія Господня только одинъ Іерусалимъ былъ городомъ святымъ и свѣтъ христіанскаго ученія оттуда распространился по вселенной, то онъ и называется въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ Сіономъ святымъ, матерію церквей, Божіимъ жилищемъ: Радуйся, Сіоне святый, Мати церквей, Божіе жилище (Стихира Октоиха, гл. 8). Провидя духомъ такое всемірно-историческое значеніе Іерусалима и созерцая повсюдное распространеніе Царства Христова, Царства Божія на землѣ, одинъ изъ величайшихъ ветхозавѣтныхъ пророковъ восторженно взывалъ: Свѣтися, свѣтися, Іерусалиме, пріиде бо твой свѣтъ и слава Господня на тебѣ возсія. Се, тьма покрыетъ землю, и мракъ на языки, на тебѣ же явится Господь, и слава Его на тебѣ узрится. И пойдутъ царіе свѣтомъ твоимъ, и языцы свѣтлостію твоею (Ис. 60, 1-3). А святый пѣснописецъ христіанскій, видя исполненіе сего пророчества во всемірномъ торжествѣ христіанскаго ученія и повсюдномъ его распространеніи радостно воспѣлъ это торжество словами пророческой же пѣсни: возведи окрестъ очи твои, Сіоне, и виждь, се бо пріидоша къ тебѣ, яко богосвѣтлая свѣтила, отъ запада, и сѣвера, и моря, и востока чада твоя.

И въ насъ нынѣшній всеславянскій праздникъ возбуждаетъ такія же свѣтлыя и торжественныя чувства, какія выражены въ этой, только что приведенной нами, вдохновенной пѣсни пасхальнаго канона. Се, тьма покрыетъ землю, и мракъ на языки, говорилъ пророкъ. Назадъ тому 1000 лѣтъ на всемъ необъятномъ пространствѣ славнаго отечества нашего, а также и въ предѣлахъ обитаемой теперь нами сѣверовосточной окраины европейской Россіи, гдѣ нынѣ славится Богъ истинный въ многочисленныхъ храмахъ христіанскихъ, царилъ мракъ и тьма покрывала землю, — жили здѣсь народы, истиннаго Бога не знавшіе и пребывавшіе во тьмѣ и сѣни смертной. А свѣтъ духовный, истинное Боговѣдѣніе и Богопочтеніе, свѣтилъ тамъ, на далекомъ отъ насъ югозападѣ, въ церкви Цареградской, которой судилъ Богъ сдѣлаться матерію церквей православныхъ Славянской народности и изъ которой онъ распространился по преимуществу далеко на сѣверовостокъ въ предѣлахъ могущественной Руси. Въ 862 году изъ Царяграда посланы были къ Моравскимъ Славянамъ, по просьбѣ князя ихъ Ростислава, святые братья Кириллъ и Меѳодій, которые и положили начало христіанскому просвѣщенію Славянскихъ народностей, переведши на Славянскій языкъ Священное Писаніе и богослужебныя книги. Дѣло религіозно-національнаго христіанскаго просвѣщенія Славянъ стоило святымъ братьямъ чрезвычайныхъ трудностей. Народъ принялъ ихъ съ радостію, но они встрѣтили сильное противодѣйствіе и даже открытое гоненіе со стороны латино-нѣмецкаго духовенства, которое думало только о своемъ господствѣ и не заботилось объ истинномъ просвѣщеніи Славянъ. Тьма не любитъ свѣта. Темныя силы запада ополчились грозно на свѣтъ, грядущій, съ востока. Святый Меѳодій даже подвергался побоямъ и тяжкому тюремному заключенію. Оставшись одинъ послѣ ранней смерти своего брата въ Римѣ, святый Меѳодій образовалъ около себя кружокъ просвѣщенныхъ, горячо ему преданныхъ и самоотверженныхъ людей, съ которыми и трудился неустанно, и страдалъ и боролся за любимую свою идею до самой своей смерти. 6-го апрѣля 885 года онъ скончался. Протекла съ тѣхъ поръ ровно одна тысяча лѣтъ и, смотрите, какой плодъ принесла великая идея святыхъ братьевъ, въ какой многочисленный народъ разрослась малая горсть ихъ учениковъ!.. Но не безъ препятствій совершилось это возрастаніе великаго древа Церкви всеславянской. По смерти святаго Меѳодія ученики его послѣ тяжкихъ преслѣдованій были совсѣмъ изгнаны изъ Моравіи. Казалось бы, что съ этимъ вмѣстѣ полагался конецъ и Славянскому просвѣщенію, Славянскому росту, Славянской самобытности! Такъ оно и было дѣйствительно, для Славянъ Моравскихъ и Паннонскихъ, но не для всего славянства. Ученики святаго Меѳодія глубоко внѣдрили въ сердцѣ своемъ завѣтъ своего великаго учителя не оставлять дѣла религіозно-національнаго просвѣщенія Славянъ и, изгнанные изъ Моравіи, ревностно продолжали это святое дѣло у Славянъ Болгарскихъ, принявшихъ святыхъ изгнанниковъ съ величайшей радостію и глубокою почтительностію. Сѣмя Славянскаго просвѣщенія быстро дало здѣсь зеленѣющіе, роскошные ростки. Начало десятаго вѣка, при книголюбцѣ-царѣ Симеонѣ, было блестящимъ временемъ въ исторіи развитія Славянской письменности и по справедливости названо «расцвѣтомъ» ея. Великій духъ учителя, духъ «Меѳодовъ», постоянно предносился предъ мысленнымъ взоромъ его учениковъ и побуждалъ ихъ неотразимо къ работѣ книжной, поддерживалъ ихъ энергію, ободрялъ, оживлялъ и постоянно направлялъ къ развитію, усиленію и расширенію Славянскаго просвѣщенія. «Словенскій родъ мнимый попранъ быти всѣми», какъ многомысленно выразился ученикъ «Меѳодовъ» Константинъ, епископъ Болгарскій (въ Бесѣдѣ на недѣлю Мясопустную), обогатился книжнымъ сокровищемъ, для него доступны стали на родномъ языкѣ такіе учители, какъ Златоустъ, котораго Греки хотѣли бы считать исключительно своимъ достояніемъ. «Не Грьцы бо тъчію обогатишася отцъмь симь, нъ и Словеньскыи родъ», говорилъ радостно тотъ же епископъ Константинъ. Ровно сто лѣтъ послѣ смерти Меѳодія Славянское просвѣщеніе тихо и мирно развивалось и укрѣплялось въ юной Болгаріи, какъ бы собираясь съ силою, чтобы смѣло выступить на всемірно-историческое поприще и занять выдающееся мѣсто въ культурной исторіи человѣчества. Въ 988 году крестился великій князь Русскій Владиміръ, а съ нимъ и вся Русская земля стала христіанскою. Славянское просвѣщеніе, Славянская христіанская грамотность выступили тогда изъ тѣсныхъ границъ Болгарскаго княжества и вмѣстѣ съ ростомъ Русскаго народа получили чуть не всесвѣтное распространеніе. Великій Русскій народъ, сдѣлавшись христіанскимъ, вмѣстѣ съ тѣмъ, по особымъ указаніямъ Промысла Божія, сдѣлался истиннымъ чадомъ своихъ святыхъ апостоловъ и распространителемъ великой идеи своихъ славныхъ просвѣтителей. На какомъ необъятномъ пространствѣ вселенной слышится теперь Славянское православно-христіанское богослуженіе и возвѣщается слово Божіе! Слава Божія повѣдается нынѣ на Славянскомъ языкѣ отъ береговъ Адріатики и до дальнихъ Сибирскихъ береговъ Тихаго океана, отъ границъ Индіи и до Бѣлаго моря. И на всемъ этомъ пространствѣ прославляются сегодня святые Славянскіе апостолы и первоучители наши Кириллъ и Меѳодій. Поистинѣ мы съ полною справедливостію въ настоящую торжественную минуту можемъ воззвать къ нашимъ святымъ просвѣтителямъ: «возведите окрестъ очи ваши, призрите милостиво съ высоты небесной и посмотрите кругомъ: вотъ, чада ваши собрались вездѣ славить васъ, и на западѣ, и сѣверѣ, и югѣ, и востокѣ»... Особенно же знаменателенъ настоящій праздникъ для нашего, именно сѣверовосточнаго разноплеменнаго края. Святые братья съ особенною настойчивостію отстаивали предъ своими противниками «треязычниками» ту мысль, что всякій народъ имѣетъ законное право славить Бога на своемъ родномъ языкѣ. Мы сами пользуемся этимъ благомъ, пользуются имъ младшія братья наши по вѣрѣ — инородцы. И Вотякъ, и Чувашинъ, и Татаринъ, и Черемисинъ, — каждый можетъ совершать христіанское богослуженіе и возносить молитвы къ Богу на своемъ родномъ языкѣ, — и каждый изъ нихъ по справедливости можетъ быть участникомъ настоящаго нашего торжества и считать первоучителей нашихъ своими же учителями и отцами. Помолимся же нашимъ святымъ первоучителямъ, да укрѣпляется въ насъ молитвеннымъ ихъ предъ Богомъ ходатайствомъ вѣра святая и просвѣщеніе христіанское и да утверждаются и распространяются они и въ инородцахъ нашего края. Ты же [2], владыко святый, будь молитвенникомъ за насъ, чадъ твоихъ, предъ святыми нашими апостолами Меѳодіемъ и Кирилломъ и низведи на насъ ихъ святое благословеніе: да послужитъ настоящее торжественное чествованіе ихъ памяти началомъ всегдашняго молитвенно-сердечнаго и неотмѣннаго прославленія великихъ именъ ихъ въ роды родовъ, отъ нынѣ и до вѣка. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Архіепископа Казанскаго Палладія.
[2] Обращеніе къ архипастырю.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Рѣчи, слова и поученія. — Изданіе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1912. — С. 176-183.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0