Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.)
Слово въ недѣлю о слѣпомъ,
произнесенное за литургіей въ каѳедральномъ Благовѣщенскомъ соборѣ города Казани, непосредственно послѣ чтенія Евангелія, предъ сборомъ пожертвованій въ пользу слѣпыхъ, 13 мая 1884 года.

Рече Іисусъ: ни сей (слѣпой) согрѣши, ни родителя его: но да явятся дѣла Божія на немъ. Мнѣ подобаетъ дѣлати дѣла Пославшаго Мя, дондеже день есть: пріидетъ нощь, егда никто же можетъ дѣлати. Егда въ мірѣ есмь, свѣтъ есмь міру (Іоан. 9, 3-5).

Слова эти сказаны апостоламъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ предъ чудесно совершеннымъ Имъ исцѣленіемъ слѣпорожденнаго, а которомъ мы, братіе, слышали въ нынѣшнемъ Евангеліи. Пришедши въ міръ грѣшныхъ спасти и принести человѣческому роду неисчислимыя благодѣянія, Господь нашъ во время Своей земной жизни совершилъ весьма много чудесъ, описаніе которыхъ мы имѣемъ въ нашихъ Евангеліяхъ. Нѣкоторыя изъ этихъ чудесъ описаны кратко, иныя же весьма подробно. Къ числу такихъ, весьма подробно описанныхъ, чудесъ принадлежитъ и только что слышанный нами евангельскій разсказъ объ исцѣленіи Господомъ слѣпого отъ рожденія.

Этотъ выразительный разсказъ, безъ сомнѣнія, твердо напечатлѣлся въ вашемъ, братіе, сознаніи, а потому не будемъ снова его пересказывать. Отмѣтимъ только въ немъ для нашего назиданія, во-первыхъ, высказанную Спасителемъ мысль о томъ, что слѣпой родился таковымъ не за грѣхи родителей, но да явятся дѣла Божія на немъ; во-вторыхъ, то обстоятельство, что Господь Самъ простеръ къ нему Свое милосердіе, даровавъ слѣпому зрѣніе безъ всякой съ его стороны просьбы, а движимый только Своею Божественною любовію къ страждущимъ людямъ.

Между всѣми разнообразными несчастіями, постигающими человѣка, слѣпота, братіе, есть несчастіе, безъ сомнѣнія, самое тягчайшее. Зрѣніе составляетъ одинъ изъ самыхъ драгоцѣннѣйшихъ намъ даровъ Божіихъ. Оно даетъ человѣку наибольшее количество самыхъ разнообразныхъ и благороднѣйшихъ наслажденій. Что можетъ быть выше удовольствія созерцать красоты природы, особенно весною, когда все оживаетъ, когда и поля, и луга, и лѣса, — все одѣвается роскошнымъ, разноцвѣтнымъ и какъ бы живымъ покрываломъ? Какая радость можетъ сравниться съ радостію видѣть людей, подобныхъ себѣ, смотрѣть и любоваться своими близкими родными и всѣми вообще дорогими сердцу?.. Всѣхъ этихъ удовольствій, всѣхъ этихъ радостей лишенъ несчастный слѣпецъ. Онъ не имѣетъ этой возможности въ красотахъ природы созерцать величіе Божіе и Его дивную премудрость и, такимъ образомъ, лишенъ одного изъ путей, ведущихъ къ высокому духовному развитію и религіозному восторгу. Для него не существуютъ величественныя свѣтила: солнце красное, мѣсяцъ свѣтлый и звѣзды ясныя; для него закрытъ весь этотъ прекрасный сводъ небесный, съ своимъ безчисленнымъ множествомъ неугасающихъ огней, своимъ великолѣпіемъ возвѣщающій славу Божію, какъ и все твореніе (Псал. 118, 2). Все для него закрыто вѣчнымъ покровомъ темной и непроглядной ночи. Ужасное положеніе! Не менѣе несчастенъ слѣпецъ и въ обыденной своей жизни. Онъ безпомощенъ всюду и во всемъ. Безъ посторонней помощи онъ не только вообще не можетъ существовать и питаться, но не можетъ даже безъ опасности для себя двигаться и переходить съ мѣста на мѣсто. Тяжелое состояніе! Въ особенности же оно должно быть тяжело для тѣхъ слѣпцовъ, которые родились зрячими, вкусили сладости зрѣнія и потомъ, по старости ли, по болѣзни ли, или по другимъ какимъ-либо несчастнымъ обстоятельствамъ, потеряли зрѣніе. Не будемъ же, братіе, увеличивать еще ихъ несчастія своею холодностію и безучастіемъ къ ихъ судьбѣ, не оскорбимъ ихъ возможнымъ съ узкой человѣческой точки зрѣнія представленіемъ, что несутъ они тяжелое свое несчастіе или за грѣхи родителей, или за свои собственные грѣхи. О евангельскомъ слѣпорожденномъ Самъ Господь сказалъ: ни сей согрѣши, ни родителя его, но да явятся дѣла Божія на немъ (Іоан. 9, 3). Безъ сомнѣнія, братіе, и наши бѣдные слѣпцы, которыхъ и нынѣ весьма много, по Божію попущенію, несутъ свое тяжкое несчастіе, подобно евангельскому же слѣпцу, не за вины свои, а за тѣмъ также, да явятся на нихъ дѣла Божія.

Какія же это дѣла Божія? По отношенію къ евангельскому слѣпцу эти дѣла Божіи обнаружились чудеснымъ дарованіемъ ему зрѣнія. «Мнѣ», говорилъ Господь Своимъ ученикамъ, «должно дѣлать дѣла Пославшаго Меня, доколѣ есть день; приходитъ ночь, когда никто не можетъ дѣлать. Доколѣ Я въ мірѣ, Я свѣтъ міру». «Сказавъ это, Онъ плюнулъ на землю, сдѣлалъ бреніе изъ плюновенія и помазалъ бреніемъ глаза слѣпому, и сказалъ ему: пойди, умойся въ купальнѣ Силоамъ. Онъ пошелъ и умылся, и пришелъ зрячимъ» (Іоан. 9, 4-7). Такая чудодѣйственная помощь слѣпорожденному могла быть оказана только Господомъ небесе и земли, всемогущимъ Творцемъ всей видимой и невидимой твари, Который не только силенъ бреніемъ даровать зрѣніе слѣпцу, но изъ сего же бренія изначала образовалъ и весь тѣлесный составъ человѣка. Мы, братіе, которые призываемся въ дѣлахъ любви и милосердія и во всемъ христіанскомъ нашемъ поведеніи вообще подражать Господу нашему, конечно, ни для одного изъ нынѣшнихъ слѣпцовъ не можемъ сдѣлать того, чтó чудодѣйственно сотворилъ Господь упоминаемому въ Евангеліи слѣпорожденному. Божеское свойственно только Богу. Мы же всякое доброе дѣло можемъ совершать только въ размѣрахъ силъ человѣческихъ. Если мы не можемъ дать слѣпымъ зрѣнія въ собственномъ смыслѣ, то, во всякомъ случаѣ, можемъ облегчить ихъ горькое положеніе, можемъ даже сдѣлать имъ и нѣчто подобное дарованію зрѣнія, да явятся на нихъ чрезъ насъ дѣла Божія. Всѣ наши добрыя дѣла, дѣлаемыя нами для ближнихъ нашихъ во имя Господа нашего Іисуса Христа и въ подражаніе Ему, суть выраженія дѣлъ Божіихъ и служатъ къ славѣ Божіей, какъ говоритъ Самъ Господь: Тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16). Чтобы оказаться намъ подражателями милосердія Господа въ отношеніи къ несчастнымъ слѣпцамъ и сдѣлать для нихъ существенное добро, для этого не требуется отъ насъ никакихъ особенныхъ трудовъ и усилій. Намъ нужно имѣть только отзывчивость на добрый и истинно-христіанскій призывъ къ этому дѣлу, предлагаемый намъ со стороны. Въ настоящую именно недѣлю о слѣпомъ, по волѣ высшаго церковнаго и гражданскаго начальства, мы и приглашаемся, братіе, къ посильнымъ денежнымъ пожертвованіямъ въ пользу Попечительства для призрѣнія слѣпыхъ.

Попечительство это возникло по мысли и желанію въ Бозѣ почившей Государыни Императрицы Маріи Александровны, и въ память материнской ея заботливости о слѣпцахъ названо «Маріинскимъ». Первоначально оно ближайшимъ образомъ имѣло въ виду принять на себя заботу объ облегченіи участи нижнихъ воинскихъ чиновъ, потерявшихъ зрѣніе во время послѣдней русско-турецкой войны. Въ настоящее же время «Маріинское Попечительство для призрѣнія слѣпыхъ», милостиво принятое подъ Августѣйшее покровительство Государыней Императрицей Маріею Ѳеодоровною, значительно расширило предѣлы своей дѣятельности. Оно не ограничивается теперь уже только заботами о призрѣніи нижнихъ воинскихъ чиновъ, потерявшихъ зрѣніе на войнѣ, но поставляетъ своею цѣлію оказывать помощь и призрѣніе возможно большему числу слѣпыхъ въ Россіи, безъ различія пола, возраста, состоянія и вѣроисповѣданія. Для сего оно предполагаетъ преимущественно поощрять устройство школъ для слѣпыхъ дѣтей и открывать ремесленныя училища для взрослыхъ слѣпыхъ, а также оказывать имъ свое покровительство на мѣстахъ ихъ жительства. Главное же стремленіе Попечительства заключается въ томъ, чтобы обучать какъ малолѣтнихъ, такъ и взрослыхъ слѣпыхъ, независимо отъ чтенія и письма, какому-нибудь ремеслу, которымъ они могли бы добывать себѣ средства къ жизни и создавать, такимъ образомъ, для себя независимое положеніе.

Таковы, братіе, задачи, которыя преслѣдуетъ Маріинское Попечительство, приглашающее насъ нынѣ, въ воспоминаніе милости Господней, чудесно оказанной слѣпцу, оказать ему своими посильными пожертвованіями содѣйствіе въ человѣколюбивомъ попеченіи о несчастныхъ слѣпцахъ. Смотрите, какія хочетъ оно сдѣлать благодѣянія и какія высокія цѣли назначаетъ себѣ для достиженія!.. Оно стремится распространить убѣжища для взрослыхъ слѣпыхъ, оно заботится объ устройствѣ школъ для слѣпыхъ дѣтей, тѣхъ и другихъ оно желаетъ не только обучить какому-либо ремеслу, которымъ бы они могли кормиться и жить самостоятельно, но научить ихъ даже чтенію и письму и разнымъ доступнымъ для слѣпыхъ наукамъ. Вообразите же себѣ, братіе, слѣпцовъ, которые при заботливости Попечительства и при помощи нашихъ пожертвованій научились читать и писать, и дѣйствительно читаютъ книги и пишутъ!.. Не истинное ли это чудо, и не есть ли это нѣчто похожее на то, какъ если бы мы въ дѣйствительности дали зрѣніе слѣпому? Самъ онъ ничего видѣть не можетъ, но за то книги разскажутъ ему и объ устройствѣ міра, и о красотѣ его, и о премудрости Божіей, и о милосердіи Его и любви къ роду человѣческому, и многое другое. Воистину великое благодѣяніе!.. Отзовемся же, братіе, со всѣмъ нашимъ усердіемъ на этотъ истинно-христіанскій призывъ Попечительства о слѣпыхъ. Вспомнимъ, что Господь нашъ Самъ по Своему неизреченному милосердію даровалъ зрѣніе слѣпому безъ всякой даже просьбы съ его стороны. Онъ его увидѣлъ, помилосердствовалъ и исцѣлилъ. А насъ приглашаютъ, насъ усердно зовутъ подражать Господу нашему, не возлагая на насъ никакихъ трудовъ, никакихъ заботъ, а единственно только прося отъ насъ посильныхъ денежныхъ жертвъ на доброе, истинно-христіанское дѣло. Великій грѣхъ будетъ намъ не отнестись съ полнымъ сочувствіемъ къ этому призыву, грѣхъ, за который мы дадимъ тяжкій отвѣтъ, когда настанетъ время отдавать намъ отчетъ въ своихъ дѣлахъ Вѣчному Судіи.

Мнѣ подобаетъ дѣлати дѣла Пославшаго Мя, дондеже день есть: пріидетъ нощь, егда никтоже можетъ дѣлати, говорилъ Господь предъ исцѣленіемъ слѣпорожденнаго. По отношенію къ Господу указываемая въ этихъ словахъ противоположность дня и ночи есть противоположность времени Его жизни и дѣятельности на землѣ въ отличіе отъ времени отшествія Его отъ земли. Его отшествіе — конецъ Его дѣятельности на землѣ въ Его видимомъ, человѣческомъ. тѣлѣ. И мы, братіе, должны дѣлать дѣла добродѣтели и творить добро, пока есть день, то есть, пока продолжается наша земная жизнь; когда же наступитъ ночь, то есть, когда мы отойдемъ отъ сей жизни, тогда кончится для насъ время дѣланія. Будемъ это твердо помнить и не забудемъ, что за предѣлами гроба нѣтъ исповѣданія, нѣтъ и покаянія. Итакъ, теперь время дѣланія и сѣянія, а тогда будетъ время плодовъ и жатвы. Что посѣемъ теперь, то будемъ пожинать тогда. Будемъ же сѣять сѣмя доброе, будемъ сѣять щедролюбіе, человѣколюбіе, милостыню, кротость, любовь, миръ и милосердіе, чтобы пожать щедроты и благость къ намъ Господа-Судіи. Будемъ творить дѣла Божія, то есть давать нуждающимся, промышлять о недостаточныхъ и оказывать имъ милосердіе. Дадимъ нескудною рукой нашу лепту и на призрѣніе слѣпымъ, чтобы самимъ намъ не оказаться слѣпыми умомъ, слѣпыми на доброе дѣло, на истину и на благочестіе.

Егда въ мірѣ есмь, свѣтъ есмь міру, говорилъ еще Господь предъ исцѣленіемъ слѣпорожденнаго. Доколѣ свѣтитъ солнце, дотолѣ день въ мірѣ. Христосъ есть тоже солнце духовное для міра. Съ закатомъ солнца чувственнаго прекращается видимый свѣтъ его для земли, хотя не прекращается свѣтѣніе его. Смертію Христовою прекратилось видимое дѣйствіе Его на землѣ, хотя не прекратилось и не прекратится никогда невидимое, таинственное, но тѣмъ не менѣе дѣйствительное Его дѣйствованіе въ мірѣ. Христосъ есть свѣтъ міру. Доколѣ міръ хранитъ этотъ Свѣтъ, доколѣ руководится Христовыми Божественными заповѣдями, дотолѣ день въ мірѣ, дотолѣ есть въ немъ истинно-человѣческая, духовная и нравственная жизнь, дотолѣ существуетъ ясное сознаніе цѣли, къ которой онъ идетъ. Если же потеряется этотъ свѣтъ, тогда неминуемо наступаетъ для него мракъ и тьма. То же самое должно быть и по отношенію къ каждому изъ насъ. Доколѣ Христосъ свѣтитъ въ нашемъ сердцѣ и въ нашемъ сознаніи, доколѣ мы стремимся подражать Ему дѣлами добра, милосердія и любви по отношенію къ немощнымъ и страждущимъ братіямъ нашимъ, дотолѣ мы живемъ истинною жизнью, дотолѣ имѣемъ очи сердца отверстыми и не ходимъ во тьмѣ и ощупью: ибо свѣтъ въ насъ и съ нами. Если же мы оставимъ этотъ свѣтъ, если окажемся немилостивыми, жестокосердыми и не будемъ подражать Господу, Свѣту нашему, въ дѣлахъ милосердія и любви, тогда мы потеряемъ этотъ свѣтъ, будемъ ходить во тьмѣ, закроются очи наши духовныя и поразитъ насъ слѣпота, которая сдѣлаетъ насъ неизмѣримо несчастнѣе нашихъ слѣпцовъ, помочь которымъ мы нынѣ приглашаемся. Ибо слѣпота духовная осудитъ на вѣчную и непроглядную жизнь во тьмѣ кромѣшней, отъ чего да сохранитъ всѣхъ насъ Господь Своею благодатіею и человѣколюбіемъ. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Рѣчи, слова и поученія. — Изданіе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1912. — С. 157-166.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0