Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.)
Рѣчь предъ благодарственнымъ молебствіемъ за спасеніе Царской Семьи при крушеніи поѣзда 17 октября 1888 года, произнесенная въ церкви С.-Петербургской Духовной Академіи, послѣ прочтенія манифеста, 25 октября 1888 года.

Съ нами Богъ!

Великое чудо совершилось предъ глазами цѣлаго міра! Господь силъ, непостижимымъ для человѣческаго разумѣнія образомъ, спасъ Царя нашего и всю Его Семью отъ страшной, неминуемой гибели! Всемилостивый и премилосердый явилъ Свою богатую милость на всѣхъ насъ, исторгнувъ цѣла, здрава и невредима царственнаго Вождя святой Русской земли изъ челюстей смерти! Какое слово человѣческое можетъ описать и какой языкъ силенъ будетъ изобразить всѣ ужасы этого потрясающаго событія, этой страшной картины разрушенія, гибели и смерти, гдѣ шумъ дождя, свистъ вѣтра, стоны умирающихъ и обезображенные, искалѣченные трупы убитыхъ соединились въ одномъ страшномъ, нераздѣльномъ цѣломъ! И какое чувство человѣческое достаточно будетъ вмѣстить въ себѣ рядомъ съ этимъ всю радость, весь восторгъ, всю несказанную благодарность къ Богу, все одушевленіе и ликованіе, какими прониклась отъ края и до края вся Русская земля, когда пронеслась по ней торжественная вѣсть, что Царь ея живъ, что Онъ возсталъ цѣлъ и невредимъ, какъ бы изъ гроба, изъ-подъ страшной груды развалинъ! Какой великій историческій моментъ! Пережить его со всѣми этими противоположностями страха и ужаса, радости и ликованія — равносильно тому, какъ если бы намъ пришлось пережить переходъ отъ неминуемой смерти къ чудесному оживленію. И какое величіе Царя, какая нравственная мощь и сила обнаружилась въ Немъ въ эти страшныя минуты! Радость жизни, цѣлость Семьи, радость личнаго счастія не заглушили въ Немъ чувства состраданія, жалости и дѣятельной любви къ несчастнымъ жертвамъ страшной катастрофы. Изъ царственныхъ глазъ Его полились слезы, изъ устъ Его раздались слова ласки и утѣшенія, едва увидѣлъ Онъ ужасную картину разрушенія и услышалъ стоны раненыхъ и умирающихъ. Все сіе совершилось въ непререкаемое знаменіе и во свидѣтельство всѣмъ народамъ земли, что въ сердцѣ русскаго православнаго Царя живутъ не эгоизмъ и себялюбіе, но любовь и самоотверженіе. Но поелику въ томъ, кто пребываетъ въ любви, Самъ Богъ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16), то мы вѣруемъ и непостыдно исповѣдуемъ, что съ православнымъ русскимъ народомъ пребываетъ Богъ. Съ нами Богъ!

Напрасно же мятутся народы и изрекаютъ хульные глаголы на святое Божіе достояніе, на Русь святую и на святую православную Церковь нашу. Напрасно хотятъ увѣрить и самихъ себя, и міръ весь, что Русская земля есть оплотъ варварства, невѣжества и разрушенія, есть постоянная угроза всеобщему миру; напрасно хулятъ и святую вѣру нашу, называя ее нехристіанской, полуязыческой, виновницей всякой тьмы, застоя, разложенія. Нѣтъ! Всему міру должно быть вѣдомо теперь, что съ нами Богъ! А гдѣ Богъ, тамъ истина, тамъ свѣтъ, жизнь, радость, красота, тамъ миръ и Божіе благоволеніе, тамъ любовь и свобода. Всѣ, кому дано ясное историческое зрѣніе, несомнѣнно видятъ, что Русь святая, носительница православія, и весь православный греко-славянскій міръ волею Божественнаго провидѣнія и ходомъ историческихъ событій вызываются на всемірное поприще жизни и дѣятельности, и вызываются не за тѣмъ, чтобы быть безмолвными зрителями всей неправды, лжи, своекорыстія, коварства и варварскаго хищничества, какими прославилась именующая себя христіанскою западная цивилизація, но съ тѣмъ, чтобы возвѣстить всему міру и принести ему спасительныя начала православія, начала чистой христіанской истины, вѣры, любви и свободы. Не съ очевидностію ли явилъ Господь сіе призваніе наше нынѣ воочію всѣхъ, спасши отъ смерти Царя нашего, вѣрнаго и неложнаго носителя нашихъ православно-русскихъ идеаловъ нашихъ чаяній, нашихъ надеждъ и стремленій?.. Да разумѣютъ же языцы, яко съ нами Богъ!

Молитвы многомилліоннаго народа русскаго подвигли милосердіе Божіе оградить пути Царской Семьи святыми ангелами Божіими и сохранить ее отъ всякаго злаго обстоянія. Возблагодаримъ же теперь въ теплой, сердечной, благодарственной молитвѣ Господа всяческихъ за явленную милость Его къ намъ сохраненіемъ отъ смерти Государя нашего и всей Семьи Его. Воскликнемъ въ радости сердецъ нашихъ: Съ нами Богъ, разумѣйте, языцы, яко съ нами Богъ!.. Аминь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Рѣчи, слова и поученія. — Изданіе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1912. — С. 20-23.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0