Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.)
Рѣчь при нареченіи во епископа, въ залѣ засѣданій Святѣйшаго Сѵнода, 1 мая 1887 года.

Ваше святѣйшество, богомудрые архипастыри и отцы! Предстоя теперь предъ вашимъ священнымъ соборомъ, предъизбранный и предназначенный къ рукоположенію во епископа, я побуждаюсь и самымъ существомъ дѣла, и принятымъ обычаемъ, и собственною внутреннею потребностію дать отчетъ вашему святѣйшеству о тѣхъ мысляхъ и чувствахъ, которыми переполнена душа моя въ виду ожидающаго меня высокаго, многотруднаго и отвѣтственнаго служенія въ Церкви Христовой, служенія епископскаго. Отчасти и по самому порядку времени, въ которое я призываюсь къ этому служенію, отчасти же и по особеннымъ внутреннѣйшимъ основаніямъ моя мысль настойчиво привлекается въ настоящія минуты однимъ изъ знаменательнѣйшихъ событій евангельской исторіи, совершившихся въ это же время, т. е. между воскресеніемъ Христа изъ мертвыхъ и вознесеніемъ Его на небо. Я разумѣю явленіе воскресшаго Господа семи ученикамъ Своимъ при морѣ Тиверіадскомъ (Іоан. гл. 21). То, что здѣсь совершилось, нельзя ли признать въ извѣстномъ отношеніи нареченіемъ апостола Петра вмѣстѣ съ прочими апостолами во епископа?

Всѣ подробности этого явленія, по мысли отцовъ Церкви, полны глубокой таинственности. Самая обстановка, при которой оно совершилось, какъ и все въ жизни и дѣлахъ Господа, проникнута особеннымъ присутствіемъ божественнаго величія. Было утро. Красота природы, пробуждающейся послѣ ночного отдыха, зеркальная поверхность моря, освѣщеннаго свѣтлыми лучами восходящаго солнца, горящіе по берегу моря костры съ пекущеюся на нихъ рыбою, неожиданное явленіе Господа, сначала не узнаннаго, чудесная ловля рыбы, чудесная же трапеза, — все это наполнило сердца присутствовавшихъ здѣсь апостоловъ особеннымъ священнымъ трепетомъ, такъ что они не дерзали ничего говорить (Іоан. 21, 12). Всѣ молчали. Раздавался одинъ только божественный, властный голосъ Господа. Онъ повелѣваетъ закинуть сѣть по правую сторону лодки, приказываетъ принести пойманной рыбы, приглашаетъ апостоловъ къ трапезѣ, и здѣсь-то, наконецъ, обращается къ апостолу Петру съ знаменательнымъ троекратнымъ вопросомъ и отвѣтомъ: Симоне Іонинъ, любиши ли Мя? Паси овцы Моя.

Это былъ рѣшительный, окончательный призывъ къ высшему пастырскому служенію. Между вопросомъ и отвѣтомъ здѣсь несомнѣнно есть существенная, внутренняя, неразрывная связь. Апостолъ призывается къ пастырству не просто, но подъ однимъ необходимымъ условіемъ: если его совѣсть, его чувство говорятъ ему, что онъ любитъ Христа. Любиши ли Мя? Паси овцы Моя. По мысли Златоуста пастырство должно служить даже прямымъ доказательствомъ этой любви ко Христу, или лучше ея естественнымъ, жизненно-необходимымъ выраженіемъ (О священствѣ слово 2-ое). Поэтому-то и Господь не прямо и не тотчасъ послѣ вопроса говоритъ апостолу: паси овцы Моя, но каждый разъ послѣ утвердительнаго отвѣта съ его стороны: «такъ, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Любиши ли Мя? Вопросъ этотъ, очевидно, имѣетъ значеніе не для одного только апостола Петра, не для однихъ только прочихъ апостоловъ, но и для всѣхъ преемниковъ ихъ служенія. Вотъ теперь и я, предназначенный къ епископскому служенію, въ своей совѣсти, во внутреннихъ, сокровеннѣйшихъ тайникахъ души своей чувствую и слышу этотъ вопрошающій меня голосъ: любиши ли Мя? Окаяненъ азъ есмь человѣкъ! Что я могу отвѣтить на этотъ вопросъ? Я могу сказать только одно: степень любви моей къ Тебѣ, Господи, Ты Самъ вѣси. Я же твердо знаю только то, что эта любовь, какъ животворный источникъ, какъ зиждительное начало, необходима для меня, она должна быть присуща мнѣ, воспріемлющему на себя многотрудное, многоотвѣтственное, но и святое и великое служеніе пастыря овецъ Христовыхъ. Я знаю это и повторяю вмѣстѣ съ апостоломъ: аще языки человѣческими глаголю и ангельскими, любве же не имамъ, быхъ яко мѣдь звенящи, или кимвалъ звяцаяй. И аще имамъ пророчество, и вѣмъ тайны вся и весь разумъ, и аще имамъ всю вѣру, яко и горы преставляти, любве же не имамъ, ничтоже есмь. И аще раздамъ вся имѣнія моя, и аще предамъ тѣло мое во еже сжещи é, любве же не имамъ, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 1-3). Я знаю, что Богъ нашъ, въ Котораго мы вѣруемъ и провозвѣстникомъ воли Котораго я призываюсь быть, не есть отвлеченное понятіе всесовершеннаго бытія, могущее быть только предметомъ мысли, предметомъ одного знанія. Нѣтъ! Нашъ Богъ есть Богъ живой, Источникъ жизни, Сокровище всякаго блага, Которымъ мы живемъ, и движемся, и существуемъ, и Который Самъ всему даетъ жизнь, и дыханіе, и все, такъ что вѣрующій христіанинъ можетъ и долженъ, по мысли апостола Павла, какъ бы ощущать Его въ себѣ, чувствовать Его, согрѣваться Имъ, какъ Солнцемъ правды, оживотворяться Имъ (Дѣян. 17, 25-28). Въ полной, возможной для ограниченной нашей природы, мѣрѣ такое ощущеніе въ себѣ Божества возможно будетъ для насъ только въ будущей жизни. Въ жизни же настоящей, когда мы зримъ Божество какъ бы сквозь тусклое стекло, мы можемъ разумѣть Его, ощущать Его, только отчасти. Орудіями и средствами приближенія Божества къ внутреннимъ нашимъ духовнымъ чувствамъ въ настоящей жизни служатъ для насъ, по апостолу, три сія: вѣра, надежда, любы: больши же сихъ любы (1 Кор. 13, 13). Итакъ, по преимуществу въ любви ощущается, разумѣвается Богъ, ибо и Самъ Онъ есть Любовь, и пребываяй въ любви въ Бозѣ пребываетъ (1 Іоан. 4, 8. 16). А въ Богѣ наша жизнь, наша сила, наша крѣпость, наше могущество. Дай же мнѣ немощному, Господи, этой любви къ Тебѣ больше, больше, сколько слабый духъ мой вмѣстить можетъ! Но какая потребна святость души, какая чистота сердца, чтобы воспринять этотъ лучъ Божественной любви, такъ чтобы она сдѣлалась исходною точкою пастырской дѣятельности! Я все это знаю, и объемлюсь священнымъ трепетомъ. Изъ слова Божія, изъ отцовъ Церкви и изъ собственнаго по священству опыта я научился разумѣть, что для высшаго пастырскаго служенія нужны необычайныя, можно сказать, нечеловѣческія силы.

Любиши ли Мя? Паси овцы Моя. Объясняя эти слова, святой Златоустъ говоритъ: «Господь могъ бы сказать апостолу: если любишь Меня, постись, спи на голой землѣ, бодрствуй непрестанно, защищай притѣсняемыхъ, будь сиротамъ вмѣсто отца, и матери ихъ вмѣсто мужа. Но теперь, оставивъ все сіе, чтó говоритъ? Паси овцы Моя. Ибо первое легко могутъ исполнить многіе и изъ пасомыхъ, не только мужи, но и жены. Но когда требуются люди, могущіе управлять Церковію и взять на свое попеченіе столь многія души: весь женскій полъ оказывается неспособнымъ для такого важнаго препорученія и большая часть мужескаго. Пусть предстанутъ намъ тѣ герои, которые великою мѣрою превосходятъ всѣхъ другихъ и столько превышаютъ всѣхъ совершенствами души, сколько Саулъ весь народъ еврейскій высотою тѣла, или еще гораздо болѣе» (О священствѣ, слово 2).

Вотъ какіе запросы предъявляетъ пастырю вселенскій учитель Златоустый и вотъ какія высокія качества нужны для него! Какая потребна сила знанія, твердость вѣры, высота благочестія, непоколебимая ревность, широта и ясность христіанскаго міросозерцанія и глубокое проникновеніе сердца духомъ Христа, чтобы достойно нести сіе служеніе! И чѣмъ болѣе я вникаю и вдумываюсь въ величіе пастырскаго служенія и въ высоту соединенныхъ съ нимъ обязанностей, тѣмъ болѣе чувствую свою немощь и безсиліе, ибо мой слабый духъ лишенъ нужныхъ для сего свойствъ. Посему прибѣгаю къ вашимъ святительскимъ стопамъ и усердно молю: благословите и молитесь за меня грѣшнаго, да укрѣпитъ и умудритъ меня Самъ Господь Своею всесильною благодатію достойно ходити высокаго званія, въ которое я нынѣ вашимъ святѣйшествомъ призываюсь.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Рѣчи, слова и поученія. — Изданіе третье. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1912. — С. 1-7.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0