Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Обращеніе къ іереямъ и псаломщикамъ Волынской епархіи.
(О церковномъ пѣніи).

Божественные Апостолы и духоносные Отцы Церкви, единоправные Ученикамъ и Самовидцамъ Слова, преподали намъ не только слова для собесѣдованія съ Небеснымъ Отцемъ нашимъ и Его друзьями, но и созвучія, въ которыхъ они сами воспѣвали эти, внушенныя Святымъ Духомъ, молитвословія. Правда, подъ вліяніемъ времени, нѣкоторыя изъ этихъ созвучій и напѣвовъ претерпѣли измѣненіе ради сокращенія времени, но все-таки основное сочетаніе звуковъ въ нихъ сохранилось.

Изъ всѣхъ священныхъ напѣвовъ всего болѣе дорожитъ Вселенская Церковь охраненіемъ осьмогласія, преподаннаго намъ великимъ и наученнымъ отъ Ангеловъ Іоанномъ Дамаскиномъ. Внося разнообразіе въ исполненіе ежевоскресной и ежедневной службы, осьмогласіе есть лучшее пособіе и для запоминанія всѣхъ правилъ Устава, которыя подраздѣляются имъ и вводятся въ опредѣленное соотношеніе, какъ обращеніе съ числами четырьмя ариѳметическими дѣйствіями. Гдѣ строго хранится осьмогласіе, тамъ и пѣвцы одушевленнѣе и сознательнѣе относятся къ службѣ, и народъ не тяготится ея продолжительностью.

Вотъ почему мнѣ стоитъ большихъ усилій надъ собою, чтобы сохранять спокойствіе при упоминаніи о великомъ и непростительномъ безчинствѣ, допускаемомъ во многихъ церквахъ на Волыни въ видѣ какого-то, придуманнаго врагами Церкви, общаго гласа для всѣхъ ирмосовъ. Этотъ общій гласъ представляетъ собою искаженіе шестаго гласа и своими безсмысленными завываніями совершенно лишаетъ духовной красоты священные ирмосы, сообщенные Духомъ Божіимъ Святымъ Отцамъ, а ими всей вѣрующей вселенной. Я проѣхалъ всю Россію отъ Бѣлозерска до Симферополя, отъ Златоуста до Варшавы; много видѣлъ безчинствъ въ церковной службѣ, но такого безобразія, такого поруганія красоты церковной нигдѣ не встрѣчалъ. Въ благочестивыхъ приходахъ св. Руси всѣ міряне знаютъ наизусть ирмосы великихъ праздниковъ и ихъ напѣвы. Что могутъ они почувствовать, когда, напримѣръ, величественный канонъ Пятидесятницы: «Божественнымъ покровенъ», или Богоявленія: «Глубины открылъ есть дно», коверкаются на этотъ отвратительный, нищенскій вой?

Еретику Павлу Самосатскому вмѣнялось Церковью въ вину и то, что онъ искажалъ церковные напѣвы на страстные, безчинные вопли, и теперь въ Типиконѣ и въ книгѣ правилъ соборныхъ на такіе вопли положено строгое прещеніе. Навѣрно еще болѣе страшному осужденію предали бы Соборы Вселенскіе тѣхъ, кто дерзаетъ нарушать высшую красоту церковной службы, т. е. осьмогласіе Дамаскина.

Въ утѣшеніе можно сказать, что и у насъ этотъ развратъ началъ появляться недавно, что осьмогласіе не забыто, а только оставлено многими въ небреженіи, — конечно — вмѣстѣ съ заботой о своемъ спасеніи. А потому прошу, молю и съ прещеніемъ увѣщеваю отцовъ іереевъ, діаконовъ, псаломщиковъ и пѣвцовъ церковныхъ: теперь-же навсегда бросьте этотъ нелѣпый общій гласъ. Да погибнетъ онъ вмѣстѣ съ душою Павла Самосатскаго и послѣдователей его ереси! Да будетъ онъ преданъ забвенію! Да заградятся навсегда уста, желающія повторять его! Да утвердится незыблемо священное осьмогласіе! Да не постигнетъ насъ гнѣвъ св. Іоанна Дамаскина и всей Церкви Божіей! Да не будетъ земля Волынская оборвышемъ среди помѣстныхъ церквей, украшающихся богопреданнымъ осьмогласіемъ!

А чтобы утвердить эту заповѣдь Церкви, прошу на спѣвкахъ предъ службами исполнять правильно ирмосы, стихиры и прокимны, а не вымышлять разнообразія для херувимскихъ и прочихъ литургійныхъ пѣснонѣній, положенныхъ на ноты сочинителями, не знаемыми Церкви Божіей и несвидѣтельствованными въ своемъ житіи, ни въ чистотѣ помысловъ и дѣяній, безъ чего, какъ сказано, никто не узритъ Бога. Въ обителяхъ и храмахъ, гдѣ содержится образцовый чинъ священнослуженія, литургійныя пѣснопѣнія исполняются обыкновенно, а то и всегда, одни и тѣ-же, наизусть, а разнообразіе пѣнія прилагается именно къ напѣвамъ гласовымъ и къ подобнымъ. Все это начали оставлять въ пренебреженіи подъ вліяніемъ душепагубной и проклятой Святыми Отцами латинской уніи, дабы обезличить духовную жизнь и молитвенные подвиги народа Божія и клира, а затѣмъ постепенно притупить ихъ въ такой степени, чтобы они остались лишь при немногихъ жалкихъ суевѣріяхъ и сдѣлались послушнымъ орудіемъ въ рукахъ еретиковъ. Напротивъ, твердое и сознательное охраненіе народомъ и клиромъ неискаженнаго евангельскаго благовѣствованія, т. е. православія, возможно лишь чрезъ одушевленное исполненіе православной службы Божіей безъ искаженій, безъ грубыхъ опущеній, но со смиреннымъ сознаніемъ, что мы стоимъ выше, а гораздо ниже уровня духовной жизни Отцевъ и Учителей Церкви и должны со вниманіемъ и послушаніемъ слѣдовать ихъ богопросвѣщенному руководительству.

Источникъ: Архіепископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 4 (съ 1900 по 1906 г.). — Почаевъ: Типографія Почаево-Успенской Лавры, 1906. — С. 155-157.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0