Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Рѣчь при врученіи жезла новопоставленному Епископу Кременецкому Димитрію (Сперовскому).

Вручая тебѣ, достолюбезный собратъ, сей святительскій жезлъ, считаю полезнымъ, взамѣнъ прямыхъ руководственныхъ увѣщаній, изложить тѣ чувства, которыя охватываютъ меня при видѣ тебя, облеченнаго въ архіерейскія одежды, среди собратьевъ святителей, между которыми вижу и другихъ питомцевъ своихъ, товарищей твоей юности.

Давно разлучились мы другъ съ другомъ послѣ общей дружной работы учебной, богослужебной и проповѣднической въ различныхъ высшихъ училищахъ богословской науки. Меня окружали тамъ группы студентовъ, ревнителей Христовой вѣры, а затѣмъ, оканчивая свое учебное поприще, расходились они по концамъ всей Руси, всей вселенной, и замѣнялись новымъ поколѣніемъ учениковъ. Но въ послѣдствіи, время отъ времени, приходилось намъ снова встрѣчаться, иногда сразу по десяти человѣкъ и больше, и видѣть другъ въ другѣ духовное возмужаніе, слышать о трудахъ другъ друга, утѣшаться взаимною вѣрой, и такимъ образомъ созерцать воочію возрастаніе царствія Божія. Въ такіе радостные дни испытываешь то же чувство, какое бываетъ свойственно членамъ многочисленной семьи, возвратившимся къ родителямъ своимъ послѣ долголѣтней разлуки. Они находятъ въ семьѣ своей младенцевъ уже отроками, отроковъ — юношами, пожилыхъ родителей — старцами и, сверхъ того, встрѣчаютъ вновь родившихся и уже осмысленно взирающихъ на нихъ братьевъ, сестеръ, племянниковъ. Подобно сему, вотрѣчаась со своими когда-то юными питомцами, когда-то наивными студентами, уже въ ихъ зрѣломъ возрастѣ, уже украшенными пастырскою мудростью, облеченными саномъ священника, священно-инока или даже епископа, и все же сохранившими дары юности своей — нелицемѣрную ревность о церковной славѣ и студенческую правдивость, встрѣчаясь съ этою возростающею духовною семьей, испытываешь такую полноту жизни, какая невѣдома сынамъ вѣка сего. Посему, когда, видя чувственными глазами нѣкоторую часть своего учебнаго братства, я переношусь мысленнымъ взоромъ ко всему множеству тѣхъ работниковъ на нивѣ Христовой, духовному воспитанію которыхъ пришлось мнѣ послужить сперва подъ водительствомъ первосвятителя Церкви русской, а потомъ самостоятельно, — когда вспомнишь, сколько молитвъ, сколько духовныхъ трудовъ, сколько словъ духовнаго учительства ежедневно приносится ими къ подножію небеснаго Престола: тогда съ благодарнымъ чувствомъ примѣняешь къ нашей жизни слова, произнесенныя Божественными устами: аминь, аминь глаголю вамъ, яко суть нѣцыи отъ здѣ стоящихъ, иже не имутъ вкусити смерти, дондеже узрятъ Царствіе Божй, пришедшее въ силѣ (Марк. 9, 1). Внимай сему, достолюбезный собратъ, въ день сей, когда Господь облекъ тебя полнотою благодати не для иного чего, какъ для насажденія Царствія Божія. Знай, что и въ наше, повидимому, столь безблагодатное время ревность пастырская не остается безплодной.

Но для того, чтобы болѣе ясно уразумѣть и радостныя и печальныя условія пастырской дѣятельности, дополнимъ помянутую картину семейной встрѣчи указаніемъ еще одного закона жизни. Время не ограничивается тѣмъ, что увеличивастъ семью и возращаетъ сыновъ ея. Однихъ оно укрѣпляетъ и украшаетъ, другихъ старитъ и надѣляетъ болѣзнями, а третьихъ и вовсе похищаетъ. Такъ и наше духовное братство, встрѣчаясь другъ съ другомъ чрезъ нѣсколько лѣтъ, уже не досчитываетъ нѣкоторыхъ изъ среды своей, а нѣкоторыхъ, хотя и считаетъ еще въ средѣ живыхъ, но уже не здравствующими, а умирающими.

Что же отсюда слѣдуетъ? А то, что Царствіе Божіе возрастаетъ, но возрастаетъ не для временной жизни, а для вѣчной. Благочестивая ревность изобилуетъ плодами, но еслибы кто ни-будь пожелалъ во всей полнотѣ утѣшиться ими въ этой временной жизни, тотъ обманулся бы въ своемъ расчетѣ. Не напрасно сказалъ Господь устами Павла: если мы въ этой только жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣе всѣхъ человѣковъ (1 Кор. 15, 19). Вспоминай и другой глаголъ Господень: жнущій получаетъ награду и собираетъ плодъ въ жизнь вѣчную (Іоан. 4, 36).

Итакъ, совершая архипастырское дѣланіе, не увлекайся внѣшними цѣлями, не требуй отъ жизни, чтобы она показала тебѣ внѣшнее осуществленіе всѣхъ твоихъ предпріятій. Старайся о томъ, чтобы сердце свое соблюдать въ послушаніи божественной волѣ, чтобы оно непрестанно распалялось божественною ревностью, чтобы жалость дома Божія снѣдала его, по слову Писанія, а если не все задуманное исполняется, о томъ не унывай, а вспоминай слова Павловы: я насадилъ, Аполлосъ поливалъ, а возрастилъ Богъ (1 Кор. 3, 6). Внѣшнее исполненіе нашихъ желаній зависитъ отъ Бога; а намъ предписано молиться и трудиться, полагаясь на Его премудрый и всемогущій промыслъ.

Тогда и Господь бываета щедръ и на внѣшнія удостовѣренія, и всякій внимательный наблюдатель жизни знаетъ это по собственному опыту, въ твоей-же жизни даетъ тому подтвержденіе сегодняшній день Срѣтенія Господня.

Ты всегда любилъ благолѣпіе дому Господня, а въ послѣдніе два года ты перенесъ множество трудовъ, тревогъ и скорбей для возстановленія погорѣвшаго Срѣтенскаго храма въ семинарскомъ монастырѣ преподобнаго Антонія Римлянина; дѣло сіе ты исполнялъ единственно по любви къ Богу, не ожидая за него награды отъ людей, ибо оно не было дѣломъ служебнымъ. Но Господь далъ тебѣ за то высшую награду. Онъ облекъ тебя епископскимъ саномъ въ тотъ самый праздникъ, которому посвященъ возстановленный тобою храмъ. То же дѣйствіе Божіе узришь ты и въ дальнѣйшіе дни твоего служенія. Господь будетъ иногда испытывать твое терпѣніе и смиреніе неудачами, но, испытавъ, вознаградитъ тебя явными доказательствами Своей милости, иногда даже раньше, чѣмъ ты осмѣлишься просить Его о томъ, какъ сказано черезъ пророка: Я открылся не вопрошавшимъ о Мнѣ, Меня нашли не искавшіе Меня, вотъ Я! воть Я! (Ис. 65, 1).

Итакъ, сохраняя въ своемъ сердцѣ эту истину, служи Церкви Божіей, какъ предписалъ апостолъ, тѣмъ даромъ, который получилъ ты отъ Бога (Рим. 12, 6). Два дарованія преимуществуетъ въ тебѣ: попеченіе о благолѣпіи храма Божія и близость къ простому народу. Мѣстная Церковь имѣетъ большую нужду въ сихъ дарованіяхъ ея предстоятелей. Храмы Божіи здѣсь убоги, тѣсны, грязны, нищетны; они не отопляются зимою и почти не освѣщаются даже за вечернею службою, и сіе не по бѣдности прихожанъ, а болѣе по неопытности пастырей, не умѣющихъ руководить народъ въ украшеніи святыхъ храмовъ. Научай сему дѣлу священниковъ и мірянъ. Возлюби и ихъ самихъ, возлюби и народъ волынскій, какъ любилъ ты родныхъ новгородцевъ. Народъ нашъ боголюбивый, смиренный и долготерпѣливый, но замкнутый и недовѣрчивый, ибо прежде онъ былъ ненавидимъ, разоряемъ и избиваемъ, потомъ заклейменъ презрѣніемъ, а теперь заброшенъ и предоставленъ самому себѣ, или, лучше сказать, хитрымъ и вреднымъ проходимцамъ, которые рады въ немъ сѣять либо смуту, либо треклятую ересь штундизма. Ты возстановлялъ разрушенный храмъ Божій, возстановляй теперь единство мѣстной Церкви Божіей; утверждай единеніе народа и пастырей: научай послѣднихъ любить народъ, научай народъ уважать пастырей и довѣрять имъ; научай всѣхъ забывать земное и тлѣнное и помнить смерть и страшный судъ Божій. Пусть другіе народы кланяются золотому тельцу вмѣсто Господа Іисуса, пусть другіе предаются жалкимъ надеждамъ на доставленіе всѣмъ счастья чрезъ деньги, но ты увѣщавай народъ русскій, чтобы всѣ уповали не на богатство невѣрное, но на Бога живого, дающаго намъ все обильно, собирая себѣ сокровища, добрыя основанія для будущаго, чтобы достигнуть вѣчной жизни (1 Тим. 6, 17-19). Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 4 (съ 1900 по 1906 г.). — Почаевъ: Типографія Почаево-Успенской Лавры, 1906. — С. 74-77.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0