Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Слово на святую Пасху
[1].

Пріидите новаго винограда рожденія божественнаго веселія въ нарочитомъ дни воскресенія царствія Христова насладимся».

Христосъ воскресе!

Да, велико духовное «наслажденіе» сегодняшняго праздника. Радуемся мы тому, что поруганный и убитый нечестивцами Христосъ, Спаситель нашъ, воскресъ изъ мертвыхъ; радуемся тому, что Его воскресеніе и намъ дало жизнь вѣчную; радуемся, наконецъ, и тому, что торжественный и великій день сей и наши-то души хоть не надолго пробудилъ отъ сна грѣховнаго и «пріобщилъ Христову царствію». Посмотрите сегодня на людей, не всѣхъ, но на большинство: они какъ будто бы переродились. Гдѣ сегодня обычное между ними недружелюбіе, старанія другъ другу досадить, другъ друга осмѣять? Гдѣ присущая имъ кичливая гордость высшихъ предъ низшими? Гдѣ свойственная грѣшникамъ угрюмость и скрытность? Гдѣ всѣ эти орудія нашей духовной смерти? Смерть, гдѣ твое жало? Адъ, гдѣ твоя побѣда? (Ос. 13, 14). Вмѣсто злобы мы встрѣчаемъ сегодня взаимную между людьми ласку, вмѣсто зависти — взаимное прощеніе, вмѣсто гордости — братское лобзаніе великихъ міра сего съ простолюдинами, вмѣсто духовной смерти мы видимъ «воскресеніе и жизнь», вмѣсто того ада, который мы устроили на землѣ въ своей грѣховной жизни, мы сегодня предвкушаемъ тотъ рай, то небесное царство, что Господь обѣщалъ любящимъ Его. «Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе, иного житія вѣчнаго начало».

Благословенъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который возвелъ насъ отъ смерти въ жизнь, искупилъ насъ отъ тьмы къ свѣту; благословенъ да будетъ Онъ и за то, что установилъ въ Своей Церкви такой праздникъ, когда мы хотя не надолго, хотя «отчасти» только можемъ вознестись на высоту христіанскаго настроенія духа, когда мы «входимъ въ радость Господа нашего» и хоть нѣсколько приближаемся къ той жизни, которою жили древніе христіане, болѣе насъ достойные своего имени. О, если бы всегда жили мы тѣмъ радостнымъ, всепрощающимъ, любящимъ настроеніемъ души, которое испытываемъ сегодня! Какъ бы свѣтла и богоугодна была наша жизнь! Какъ бы мы сами, кажется, должны желать этого! Вѣдь если къ сидящимъ въ мрачной темницѣ преступникамъ, голоднымъ и заброшеннымъ, на минуту придетъ добрый человѣкъ, принесетъ съ нимъ свѣтъ и сытную пищу и ласковую бесѣду, — какъ они будутъ нетерпѣливо его ждать вторично, какъ они будутъ душою стремиться къ нему, и думать о немъ днемъ и ночью, и упрашивать стражей, чтобы еще разъ и еще разъ они уговорили дорогого гостя навѣстить ихъ! Такъ и нынѣ въ нашу мрачную темницу мірской жизни пришелъ воскресшій изъ мертвыхъ Христосъ, далъ намъ вкусить «новаго питія» Своей любви, освѣтилъ насъ свѣтомъ Своей радости: намъ ли теперь не дорожить этою радостью, не беречь ея всю жизнь, какъ жемчужину, ради которой мудрый купецъ лишился всего имѣнія? Вкусивъ разъ Христа, переживъ хоть на минуту своимъ сердцемъ всю правду Его обѣтованій, всю сладость Его закона, неужели мы вновь утеряемъ ее? Неужели только на сегодняшній день останемся христіанами? Вѣдь не на одинъ же только день воскресъ Христосъ: Христосъ, воскресши изъ мертвыхъ, уже не умираетъ, — писалъ апостолъ, — смерть уже не имѣетъ надъ Нимъ власти. Ибо, что Онъ умеръ, то умеръ однажды для грѣха, а что живетъ, то живетъ для Бога. Такъ и вы почитайте себя мертвыми для грѣха, живыми же для Бога во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ (Рим. 6, 9-11).

Итакъ, если бы мы на самомъ дѣлѣ хотя сегодня-то жили «для Бога» и были бы «мертвы грѣху», то конечно мы бы не могли такъ легко и быстро вновь оживать для грѣха и умирать для Бога. А если однако такъ случается, если мы только на нѣсколько часовъ живемъ для Христа, то значитъ живемъ не по настоящему, встрѣчаемъ Его воскресеніе съ недостаточно ясною вѣрою, съ недовольно твердою надеждою, съ слишкомъ слабою любовью. Какъ же намъ проникнуться настоящею, а не кажущеюся только радостью, чѣмъ наполнить свою душу, чтобы встрѣтить воскресшаго достойно чтобы и сегодняшнее наше «пріобщеніе царствія Христова» было не однодневнымъ легко исчезающимъ восторгомъ, но постоянно возрастающимъ проникновеніемъ заповѣдями Божіими, «чтобы радость наша была совершенна» (Іоан. 16, 24)? Припомнимъ священныя повѣствованія о явленіяхъ воскресшаго Спасителя своимъ апостоламъ и мѵроносицамъ-женамъ; вникнемъ въ то расположеніе души, въ которомъ они удостоились ясно узрѣть вновь своего Учителя, о комъ они надѣялись, что Онъ есть «хотяй избавити Израиля» (Лук. 24, 21); вникнемъ въ это расположеніе и постараемся его усвоить себѣ, дабы и намъ не въ смутномъ только чувствѣ, но со всею ясностью узрѣть «въ неприступномъ свѣтѣ воскресенія Христа блистающагося и радуйтеся рекуща».

Вотъ «еще сущей тьмѣ» идутъ на гробъ вѣрныя Христу ученицы, чтобы почтить поруганнаго и звѣрски казненнаго Учителя своего послѣднею земною честью и любовью, «несуще, яже уготоваша, ароматы» (Лук. 24, 1), и — что дороже ароматовъ — горькія слезы любви и благоговѣнія. Онѣ не презрѣли Христа въ Его поруганій, не убоялись насмѣшекъ и ненависти Его враговъ, онѣ помнили только Его любовь и святость и съ сокрушенными сердцами спѣшили въ Его гробу. Но что же ихъ встрѣтило во гробѣ? Вмѣсто грубыхъ воиновъ — небесные ангелы, вмѣсто пещерной тьмы — невещественный свѣтъ, вмѣсто рыданій надгробныхъ — Самъ воскресшій съ привѣтствіемъ: «радуйтесь» (Матѳ. 28, 9). «Чтó ищите живаго съ мертвыми? Чтó плачете нетлѣннаго во тли? Шедше проповѣдуйте ученикамъ Его». Шедшія на скорбь, на позоръ и обиды возвратились благовѣстницами и научили величайшей истинѣ воскресенія тѣхъ, кому надлежало «научитъ вся языки» (Матѳ. 28, 19).

Братіе! Когда мы видѣли въ жизни поруганіе Христа, когда встрѣчали забвеніе Его закона, — соблазненіе ли дѣтей, оскверненіе ли святыни, превозношеніе ли порока, — плакали ли мы какъ мѵроносицы, оставались ли тверды въ любви своей къ Нему? Отирали ли Его тѣло ароматами добрыхъ дѣлъ, обличая поносителей, вразумляя соблазняемыхъ, утѣшая огорченныхъ? А если мы такъ не поступали, то сотворимъ такъ нынѣ, и тогда исполнится ваша радость о воскресеніи, сотворимъ такъ и присно, чтобы и намъ, какъ св. женамъ, удостоится узрѣть Христову жизнь даже при тѣхъ обстоятельствахъ, когда міру будетъ казаться, что законъ Его совершенно умеръ и попранъ въ жизни. Будемъ подражать св. женамъ въ безстрашной вѣрности ко Христу, не взирая на то, насколько Его цѣнятъ въ окружающей насъ жизни. Тогда мы, какъ всѣ истинно благочестивые, истинно Ему преданные люди, будемъ духовными очами всегда видѣть Его воскресеніе, подобно мѵроносицамъ, которымъ первымъ явилъ Онъ Себя въ прославленной плоти.

Вотъ еще, къ двумъ путникамъ Лукѣ и Клеопѣ подходитъ невѣдомый третій, спрашиваетъ ихъ о причинѣ ихъ скорби, и упрекнувъ за непониманіе пророковъ, начинаетъ имъ объяснять «наченъ отъ Моисея», какъ «подобаше пострадати Христу и внити въ славу Свою» (Лук. 24, 26-27). Богодухновенныя предвѣщанія древнихъ праведниковъ, воспламенили духъ скорбныхъ учениковъ, въ душахъ ихъ съ новою силою отобразился нравственный обликъ ихъ возлюбленнаго Учителя — и что же? Пришедшій къ нимъ на трапезу путникъ, преломивъ хлѣбъ, вдругъ отверзъ имъ очи и они видятъ, что Самъ-то воскресшій Христосъ и былъ съ ними, Онъ-то и раскрылъ имъ сердца, разъясняя Писанія.

Братіе! Горятъ ли наши сердца при слушаніи слова Божія въ церкви? Тщимся ли мы и сами читать данное намъ въ св. Библіи откровеніе воли Господней? А если нѣтъ, то будемъ впредь поступать иначе, будемъ удѣлять хоть 15 минутъ въ каждомъ днѣ, который мы отдаемъ своимъ мірскимъ интересамъ, хоть нѣсколько минутъ для усвоенія божественнаго закона и, когда его читаемъ, будемъ горѣтъ сердцами, т. е. постараемся мысленно вкушать каждое слово Библіи своимъ сердцемъ, переживать въ себѣ самихъ все то, чему учитъ насъ Господь. Тогда мы будемъ всегда съ Нимъ жить, тогда нынѣ празднуемая радость Его воскресенія и впредь пребудетъ съ нами и мы будемъ носить ее всегда въ своихъ горящихъ сердцахъ, «Пасху празднующе вѣчную».

Однако смотрите: ни мѵроносицы, ни ученики Христовы не удостоились Его встрѣтить безъ испытанія и скорби; но дольшее всѣхъ испытаніе повидимому понесла та, которой Онъ «явился первѣе» (Марк. 16, 9), т. е. Марія Магдалина. Не нашедши Господа во гробѣ, она не поняла, что пришелъ уже день и часъ Его прославленія, но рѣшила въ простотѣ души, что враги Его допустили еще новое поруганіе надъ Его тѣломъ, выбросивъ его куда-нибудь на улицу. Горько плачетъ она, такъ что отъ избытка слезъ не узнаетъ бесѣдующаго съ нею ангела, рѣшаетъ, что съ ней говоритъ садовникъ и обращается къ нему съ послѣдней надеждой: «аще ты еси взялъ Его, повѣждь, гдѣ еси положилъ Его, и азъ возьму Его» (Іоан. 20, 15). Но вдругъ она узнаетъ голосъ не враждебнаго садовника, а сладчайшаго Господа Іисуса: «Маріе», и поклоняется воскресшему во плоти Богочеловѣку.

Братіе! Сколько разъ въ жизни намъ приходилось терять Христа, не изъ пещеры погребальной, но изъ своего многогрѣшнаго сердца! Ищемъ ли мы Его снова? Плачемъ ли о потерѣ теплыми слезами сокрушенія? Просимъ ли всякаго вновь указать намъ путь къ Христу? А если нѣтъ, то будемъ въ этомъ подражать равноапостольной женѣ, которая въ свое время была можетъ быть грѣшнѣе насъ и однако дважды обрѣла Христа и Его спасеніе. Первый разъ Онъ изъ нея изгналъ семь бѣсовъ, а другой разъ послалъ ее благовѣстить «радость благовѣщенія»: такъ и намъ, если будемъ Его искать, если будемъ плакать при временной потерѣ къ Нему любви и надежды и твердой вѣры, если будемъ каяться и молиться и искать наученія у виноградарей церкви, — и намъ Господь откроетъ Себя, и насъ исполнитъ радостью Своего явленія, чтобы и мы «возвѣщали заутра милость Его и истину Его на всяку нощь», всякій день, всякій шагъ помнили Его воскресеніе изъ мертвыхъ, дабы имъ побѣждать искушенія житейскія, и такимъ образомъ быть христіанами не сегодня только, но всю жизнь, сохранять ту любовь, то всепрощеніе, то смиреніе передъ всѣми, чѣмъ такъ сладокъ для насъ праздникъ воскресенія, приносящій такія чувства.

Итакъ, какимъ же расположеніемъ души возможно удостоиться лицезрѣнія Воскресшаго? Вѣрностью и любовью мѵроносицъ, слушаніемъ Писаній съ горящими сердцами двухъ апостолъ и неустаннымъ исканіемъ Христа Маріи Магдалины. Если мы будемъ поддерживать въ себѣ такія расположенія и съ терпѣніемъ ихъ воспитывать въ своихъ душахъ, тогда не только здѣсь на землѣ мы будемъ всегда имѣть въ сердцѣ радость Христова воскресенія, во и «истѣе Того причащатися въ невечернѣмъ дни царствія Его». А когда мрачная жизнь земли вооружится на духъ нашъ и искушенія плоти и міра начнутъ обуревать наше сердце подобно христоненавистнымъ книжникамъ, научившимъ воиновъ оклеветать чудо воскресенія, когда т. е. злоба, или зависть, или корысть, или честолюбіе, или блудная страсть возстанутъ противъ насъ, то будемъ вспоминать нашу сегодняшнюю пасхальную радость, будемъ воспроизводить въ душѣ то небесное блаженство, что мы нынѣ испытываемъ, — и увидимъ, какъ ничтожны въ сравненіи съ нимъ минутныя радости грѣха, который «показуетъ сладкая и вкушаетъ присно горькаго напоенія». Далеко убѣжимъ отъ этой горечи грѣха и крѣпче привяжемъ къ своему сердцу сладость Христова воскресенія, будемъ ее соединять съ вѣрностью, любовью, чтеніемъ св. Писанія, и тогда сбудутся надъ нами слова Христовы: «паки узрю васъ и возрадуется сердце ваше и радости вашея никтоже возьметъ отъ васъ» (Іоан. 16, 22).

Примѣчанія:
[1] Произнесено на вечерни въ первый день Св. Пасхи въ соборѣ Александро-Невской Лавры; въ первый разъ напечатано было въ журналѣ «Церковный Вѣстникъ» 1889 г. № 15.

Источникъ: Епископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 1. — Казань: Типо-литографія   И м п е р а т о р с к а г о   Университета, 1900. — С. 353-359.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0