Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 11 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Слово на Богоявленіе
[1].

Сегодня, братіе, мы празднуемъ Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа отъ руки Іоанна Крестителя въ рѣкѣ Іорданѣ. Въ то время, когда Іисусъ Христосъ возрасталъ въ своей семьѣ, и былъ еще неизвѣстенъ людямъ, въ одной дикой пустынѣ спасался Іоаннъ Креститель. И вотъ Духъ Святый послалъ его къ людямъ проповѣдывать пришествіе въ міръ Сына Божія, Іисуса Христа. Іоаннъ Креститель сталъ собирать народъ у рѣки Іордана и говорилъ имъ: покайтесь во грѣхахъ вашихъ: скоро придетъ обѣщанный Богомъ Спаситель нашъ и вотъ я пришелъ уготовать Ему путь, чтобы вы достойны были принять Его. И тѣхъ, кто истинно каялся во всѣхъ своихъ грѣхахъ, Іоаннъ крестилъ во Іорданѣ. Вдругъ онъ видитъ, что самъ Іисусъ Христосъ приходитъ къ нему и проситъ отъ него крещенія. Мнѣ-ли крестить тебя? говоритъ Іоаннъ: я недостоинъ развязать ремни твоей обуви и какъ Ты просишь отъ меня крещенія? — Но Господь Іисусъ Христосъ сказалъ: оставь, намъ слѣдуетъ исполнить всякую правду — и крестился безгрѣшный Сынъ Божій отъ человѣка Іоанна.

Ему не въ чемъ было каяться, потому что Онъ не сдѣлалъ никакой неправды, не было за нимъ ни малѣйшаго грѣха, но Онъ принялъ крещеніе отъ своего слуги, чтобы научить каждаго изъ насъ не возноситься, не думать о своихъ добродѣтеляхъ, не гордиться, но замѣчать только свои грѣхи и постоянно каяться въ нихъ передъ Богомъ и смирять себя передъ людьми. А рѣдко такъ дѣлаемъ мы братія. Грѣховъ своихъ мы не видимъ, а если и видимъ, то скрываемъ про себя. И если кто изъ ближнихъ укажетъ намъ, что вотъ не хорошо ты дѣлаешь, то вмѣсто того, чтобы сказать ему спасибо и постараться исправить свою вину, мы только сердимся на него, отпираемся и начинаемъ съ нимъ ссору и значитъ, не только не исправляемся, но къ старому грѣху прибавляемъ новыхъ три: гордость, гнѣвъ и ложь.

Тяжко грѣшимъ мы такъ противъ Господа нашего Іисуса Христа, потому что Онъ и ни однаго грѣха не сдѣлалъ, а принялъ очистительное крещеніе. — А вотъ, если человѣкъ сдѣлаетъ доброе дѣло, то онъ гордится и хвастаетъ направо и налѣво и требуетъ себѣ почета, не хочетъ сравнять себя съ тѣмъ, кого считаетъ хуже себя, презираетъ всѣхъ тѣхъ, кто въ чемъ виноватъ, а того не подумаетъ, что онъ самъ своею гордостъю грѣшнѣе всякаго грѣшника, потому что за гордость Богъ казнилъ лукаваго и низвергъ его во адъ. Всякій гордецъ не слуга Христовъ, потому что Христосъ Спаситель, будучи Сыномъ Божіимъ, покорился своему слугѣ Іоанну и принялъ крещеніе отъ человѣка, котораго Онъ самъ сотворилъ изъ праха земного. И самъ Іисусъ Христосъ всего тягчае осуждалъ человѣческую гордость, а всего выше прославлялъ смиреніе: блаженны нищіе духомъ, говорилъ Онъ: яко ваше есть царствіе Божіе.

Чтобы научить людей смиренію, Господь сказалъ притчу о мытарѣ и фарисеѣ, которую будутъ читатъ въ слѣдующее воскресенье за обѣдней. Пришло два человѣка въ храмъ молиться: фарисей, который гордился своими добродѣтелями, и мытарь, собиравшій подати съ народа. Сталъ фарисей на молитву и говоритъ Богу: Господи, благодарю Тебя, что я не такой, какъ другіе люди, не грабитель, не распутникъ и не обидчикъ какъ вотъ этотъ мытарь; я и пощусь, и милостыню подаю, и то дѣлаю, и другое. А мытарь сталъ сзади, упалъ на колѣни и не смѣлъ даже глазъ поднять, а только вздыхалъ и взывалъ со слезами: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному. И конечно, прибавилъ Спаситель: этотъ смиренный грѣшникъ вышелъ изъ храма болѣе угоднымъ Богу, чѣмъ гордый фарисей. Вотъ братія, еще примѣръ, какой тяжкій передъ Богомъ грѣхъ — гордость — и какъ нужно смиреніе для спасенія души.

И намъ-ли братія возноситься своими добродѣтелями, которыхъ такъ мало въ сравненіи съ грѣхами, какъ зерно въ снопахъ въ сравненіи съ соломой! Ты вотъ гордишься тѣмъ, что не пьешь вина, а о томъ и думать не хочешь, что ты или завистливъ, или сплетникъ, или жестокъ сердцемъ, или обманщикъ и пр. И если Господь нашъ Іисусъ Христосъ, придя въ міръ во всей своей чистотѣ и святости началъ съ того, что смирился передъ человѣкомъ и какъ грѣшникъ принялъ крещеніе, то намъ-ли грѣшнымъ не смиряться и не каяться горько предъ Богомъ, что мы, спасенные отъ грѣха смертью Его Сына, всетаки опять ежечасно впадаемъ въ грѣхи и огорчаемъ Его св. любовь къ намъ, потому что Господь всѣмъ людямъ хочетъ спастись и если мы грѣшимъ, то вновь Его распинаемъ на крестѣ и вновь Его мучаемъ. Намъ-ли не припадать къ его образу и не взывать съ мытаремъ: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! И вмѣсто-то этого мы даже и сознать не хотимъ своихъ грѣховъ и только гнѣваемся, когда намъ ихъ указываютъ, да еще смотримъ, какъ бы быть у людей въ почетѣ я возноситься надъ тѣмъ человѣкомъ, кого считаемъ хуже себя.

Тяжко осуждалъ Іисусъ Христосъ такихъ людей: горе вамъ, безумные, говорилъ онъ, что вы все добро дѣлаете напоказъ, чтобы васъ хвалили и почитали. Это похвала вамъ и послѣдняя награда, а Богъ, Который все видитъ, только осудитъ васъ за эти дѣла, потому что вы творите добро не ради спасенія, а ради похвальбы. И думается, вѣдь вотъ иной и умный человѣкъ, а не хочетъ подумать о своихъ грѣхахъ, а похвала за его добро ему кажется слаще меду. Неужели-же онъ не понимаетъ, что доброе дѣло — богомольность-ли или милость, только тогда и угодно Богу, когда его дѣлать по сердцу ради спасенія, а если дѣлаешь его на показъ, то ты служишь не Богу, а собственной гордости, хуже которой нѣтъ грѣха.

А если иной человѣкъ понимаетъ это, зачѣмъ-же онъ дѣлаетъ такъ глупо? Всему виной братіе, то, что мы все гонимся за земнымъ благополучіемъ, за богатствомъ, да за почетомъ, а о душѣ своей не думаемъ и знаемъ, что добро надо творить ради спасенія, да ужъ и почетъ-то отъ людей кажется такъ сладкимъ, что человѣкъ готовъ промѣнять на него свое спасеніе. Вотъ эта-то погоня за земнымъ счастьемъ мѣшаетъ человѣку смириться и потакаетъ его гордости. Однако нѣтъ безумія хуже, чѣмъ погоня за земнымъ счастьемъ, потому что счастья этого никогда не поймаешь: все будетъ тебѣ казаться мало, все будетъ больше хотѣться. Какъ пьяница не кончитъ никогда своего питья, а все будетъ хотѣться выпивать почаще, такъ и тому, кто гонится за земнымъ богатствомъ или почетомъ, все больше и больше хочется и никогда ему не будетъ довольно.

Вотъ ты всю весну и лѣто трудился надъ полемъ, накопилъ запасъ и радъ, а вѣдь съ будущей весны опять тебѣ также трудиться и опять проѣшь все, а если и наживешь и будешь въ чести, то захочешь еще нажиться и опять трудись, забывая обо всемъ и опять не хватитъ для твоей жадности. Будетъ проходить годъ за годомъ, будешь ты старѣть и сѣдѣть и все думать: вотъ еще мнѣ того и того добиться и тогда будетъ довольно, а добьешься этого, захочешь другого, а тутъ и подойдетъ смерть и придется тебѣ идти на судъ Божій, и ничего ты не сдѣлалъ ради спасенія, а все ради земнаго богатства, почета и счастья, а самъ и спасеніе свое погубилъ, и счастья не добился.

Премудрый Соломонъ за то и сказалъ про человѣческое счастье: все это суета суетъ, суета и крушеніе духа. Встанетъ солнце на востокѣ и закатится на западѣ и взойдетъ снова и снова закатится и не знаетъ, чего оно восходитъ и заходитъ — такъ и человѣкъ, заботящійся о счастьѣ. Подымется вѣтеръ съ полудня и уйдетъ на страну полночную и не знаешь, куда онъ дѣлся; такъ человѣкъ бросается какъ вѣтеръ за счастьемъ и погибнетъ какъ вѣтеръ безъ пользы.

Не за тѣмъ мы живемъ на землѣ братія христіане, чтобы гоняться за богатствомъ и честью, а затѣмъ, чтобы дѣлать по Божьему и улучать вѣчное спасеніе. И если мы познаемъ суету мірской жизни, познаемъ, что добраго въ насъ очень мало, а грѣховъ много, что только милосердый Господь Богъ можетъ отпустить намъ наши грѣхи и дать намъ помощь къ улученію спасенія, то первое, что намъ слѣдуетъ сдѣлать, это притечь къ Господу Богу съ покаяніемъ и взывать, какъ тотъ мытарь: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному!

Но мало каяться предъ Богомъ, надо и на будущее время исправить свою жизнь. Такъ и дѣлали тѣ, которые съ покаяніемъ приходили ко Іоанну крестится. Они всѣ спрашивали у него: что ты велишь намъ дѣлать? А онъ отвѣчалъ: кто имѣетъ двѣ рубашки, отдай одну неимущему, исполняйте свое дѣло честно, никого не обижайте, не клевещите, не пересуживайте и будьте довольны тѣмъ, что получаете. А Іисусъ Христосъ, давшій примѣръ своею жизнью, всѣмъ намъ говорилъ: Господь поставилъ Меня благовѣстить нищимъ и послалъ Меня утѣшать сокрушенныхъ серцемъ, проповѣдывать плѣннымъ отнущеніе, слѣпымъ прозрѣніе, отпустить измученныхъ на свободу, проповѣдывать лѣто Господне благопріятно.

Вотъ братія началось на дняхъ новое лѣто, постараемся-же по мѣрѣ силъ сдѣлать его благопріятнымъ и поступать по примѣру Господа, т. е. быть смиренными, не возноситься, не гнаться за земнымъ счастьемъ и подражать по мѣрѣ силъ человѣческихъ Христу Богу въ томъ, на что Онъ былъ поставленъ Отцемъ Своимъ: т. е. всѣмъ помогать, всѣхъ утѣшать, всѣхъ любить.

Пройдетъ еще много лѣтъ, когда трудно будетъ жить между людьми всѣмъ христолюбцамъ, но придетъ послѣднее лѣто, послѣдній день и снова явится на землю Іисусъ Христосъ — не для того, чтобы Его осудиди на смерть, но чтобы судить людей. И соберетъ Онъ всѣхъ людей и поставитъ одесную себя всѣхъ праведниковъ, всѣхъ тѣхъ, кто дѣлалъ добро и терпѣлъ за него зло на землѣ и скажетъ: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ сельской церкви на родинѣ автора въ 1885 году.

Источникъ: Епископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 1. — Казань: Типо-литографія   И м п е р а т о р с к а г о   Университета, 1900. — С. 333-337.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0