Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)
Слова общеназидательные.

Слово на Рождество Христово [1].

Жизнь явилась, и мы видѣли, и свидѣтельствуемъ, возвѣщаемъ вамъ сію вѣчную жизнь, которая была у Отца и явилась намъ (Іоан. 1, 2).

Эта новая жизнь есть родившійся нынѣ въ Виѳлеемѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, какъ Онъ и говорилъ въ послѣдніе дни Своей земной жизни: Я есмь путь, и истина, и жизнь (Іоан. 14, 6).

Въ чемъ же, братіе, новая жизнь? и почему она вожделѣнна для людей? Потому, что прежнею жизнью люди до Христа были недовольны, да и теперь бываютъ недовольны всѣ, кто только отдѣляется отъ Христа; недовольны же они бываютъ потому, что земная жизнь не соотвѣтствуетъ ихъ желаніямъ. Они желаютъ быть здоровыми и сытыми, а жизнь обременяетъ ихъ болѣзнями и голодомъ; они желаютъ богатства и высокихъ чиновъ, но ихъ стережетъ бѣдность и безславіе, а если и не впадаютъ они въ эти бѣды, то все-таки остаются недовольными тѣмъ, что имѣютъ, и желаютъ большихъ благъ.

Впрочемъ, люди не всѣ искали благъ внѣшнихъ: были и такіе, что тяготились беззаконною жизнью своею и всеобщею; тяготились незнаніемъ того, что будетъ съ ними послѣ смерти; оплакивали пораженіе или погибель своей отчизны, жалѣли о томъ, что на землѣ нѣтъ правды, а обманъ и насиліе. Такимъ людямъ жилось еще тяжелѣе, чѣмъ себялюбцамъ: послѣдніе въ своихъ горестяхъ искали хоть временнаго утѣшенія въ пьянствѣ, распутствѣ, дракахъ и разбояхъ, а тѣ лучшіе люди нигдѣ не видѣли просвѣта; тяготилась ихъ душа собственными и чужими грѣхами, а потомъ, послѣ раскаянія, злая воля снова ихъ влекла ко грѣху. Мало-по-малу вытравлялись изъ ихъ душъ святое упованіе и добрыя желанія, а грѣховныя страсти постепенно вконецъ порабощали ихъ, но удовольствія полнаго все-таки имъ не доставляли, потому, что всѣ эти мерзости не могутъ усладить души возвышенной и благородной, а только умножаютъ ея внутреннія муки. Подобную же скорбь умножали въ себѣ эти люди, когда изучали бытъ жизни народной; они видѣли, что никогда не будетъ на землѣ человѣческой правды, какъ сказалъ мудрый Соломонъ: и обратился я, и видѣлъ подъ солнцемъ, что не проворнымъ достается успѣшный бѣгъ, не храбрымъ побѣда, не мудрымъ хлѣбъ, и не у разумныхъ богатство, и не искуснымъ благорасположеніе, но время и случай для всѣхъ ихъ (Еккл. 9, 11). А случай этотъ достаютъ обыкновенно хитрецы, льстецы, обманщики и грабители.

Много еще можно привести житейскихъ картинъ, чтобы раскрыть, какъ мало жизнь безъ Христа соотвѣтствуетъ нашимъ желаніямъ, добрымъ ли, злымъ ли. Ради сего вы тяготитесь обычною жизнью, а особенно тяготитесь тѣмъ, что, зная человѣческую злобу, понимали, какъ невозможно людямъ надѣяться на болѣе разумную, справедливую жизнь. Придумали противъ злодѣевъ законы, чтобы казнить ихъ, а злодѣи ухитрялись такъ, чтобы подъ казнь подводить невиноватыхъ, обманывая судей, либо закупая ихъ взятками и угрозами. Карали людей за воровство, а они стали вмѣсто воровства спаивать другъ друга, такъ что жертва ихъ злобы отдавала имъ свое добро, да и душу свою губила въ винѣ; пытались люди учить другъ друга разуму чрезъ философію, а хитрая злоба обманщиковъ и сюда проникала и подъ именемъ философіи учила юношей самымъ сквернымъ понятіямъ, убѣждала ихъ, что добра и зла нѣтъ на землѣ, а только есть выгода и невыгода. Вотъ такъ и маялись люди, какъ птица, привязанная за ногу: машетъ она крыльями, хочетъ летѣть, да снова падаетъ на свою веревку.

Теперь поймете, почему св. Апостолъ Іоаннъ спѣшитъ обрадовать своихъ слушателей и читателей своего посланія, увѣряя ихъ, что явилась новая жизнь въ родившемся Спасителѣ. Ждали такого Посланника, или Мессію, давно всѣ вѣрующіе іудеи, ждали и мудрѣйшіе изъ язычниковъ. Они уповали, что Мессія и каждому человѣку облегчитъ путь добродѣтельной жизни, и справедливость водворитъ на землѣ, такъ что уже не грѣшники будутъ властвовать надъ праведниками, не язычники надъ правовѣрующими іудеями, но, напротивъ, они уповали, что явившійся Сынъ Божій Самъ сдѣлается праведнымъ царемъ-побѣдителемъ и, покоривъ язычниковъ, водворитъ на землѣ справедливость, общее счастье и, вообще, принесетъ новую блаженную жизнь на землю.

Дѣйствительно, Онъ и принесъ новую жизнь и Себя Самого назвалъ жизнью всѣхъ. И тѣ, которые приняли Его жизнь, пошли по Его стопамъ и соединились съ Нимъ, дѣйствительно перестали испытывать то недовольство жизнью, которымъ томились и томятся люди, не познавшіе Христа. Что же? сдѣлались они сразу богатыми, знатными, здоровыми, свободными отъ борьбы съ грѣховными страстями? Нѣтъ, братіе, они стали бѣднѣе и безславнѣе всѣхъ; пребывая въ трудахъ и пощеніи, не знали наслажденія тѣлеснаго здоровья, а борьбу со страстями еще умножили, потому что боролись и съ такими пожеланіями и мыслями, которыхъ прежде и за грѣхъ не считали, напримѣръ, съ самолюбіемъ, съ гнѣвомъ, съ блудною похотью.

Отчего же стали они блаженны? отъ какихъ скорбей избавила ихъ Христова благодать, и какое условіе счастья принесла имъ?

Одно условіе счастья, братіе, — чтобы добровольно отказаться отъ счастья, отъ богатства, отъ славы, отъ желанія здоровья, отъ покоя. Они отвратили сердце свое отъ всего, къ чему стремились прежніе люди, кромѣ добродѣтели, и возлюбили все, примирились со всѣмъ, что прежніе люди считали за величайшее горе, кромѣ грѣха и порока. А когда такъ расположили они свое сердце, то грѣхъ пересталъ быть такъ заманчивъ, добродѣтель перестала быть тягостна; напротивъ, въ ней они начали постепенно находить тотъ источникъ радости, которую язычники находили только въ земныхъ наслажденіяхъ. Таковъ смыслъ словъ Господнихъ: не заботьтесь и не говорите — что намъ ѣсть? и что намъ пить? или во что одѣться? потому что всего этого ищутъ язычники... Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его (Матѳ. 6, 31-33). Не напрасно же, братіе, сказано, что Христосъ принесъ новую жизнь на землю. Видимъ, Онъ переворотилъ совсѣмъ душу человѣческую; какъ бы измѣнилъ совершенно ея природу. Раньше накопляли богатства, теперь стали его раздавать; раньше боялись тюрьмы и истязаній, теперь апостолы восторженно благодарятъ за нихъ Бога; раньше боялись скорбей, теперь св. Іаковъ пишетъ христіанамъ: съ великою радостію принимайте, братіе мои, когда впадаете въ различныя искушенія (Іак. 1, 2). Попрежнему на землѣ неправда, и болѣзнь, и бѣдность, и всякія обиды, и всего этого будетъ, чѣмъ дальше, тѣмъ больше, какъ предсказалъ Господь и св. апостолы Петръ, Іуда, Павелъ и Іоаннъ. Но всѣми этими скорбями не убивались, не подавлялись души христіанъ. Другое блаженство — внутреннее духовное познали они, а если о чемъ скорбѣли, то только о своихъ грѣхопаденіяхъ и о грѣхахъ своихъ ближнихъ.

Чѣмъ же, какими дѣлами Своей жизни Спаситель нашъ измѣнилъ всю сущность нашей души, нашей жизни?

Прежде всего, самымъ Своимъ рождествомъ. — То преобразованіе души и жизни человѣческой, которое Онъ совершилъ Собою, отразилось со всею ясностью во градѣ Виѳлеемскомъ. Сей малый градъ въ эти дни отражалъ въ себѣ весь міръ, а событія Рождества Христова — всю жизнь всего человѣческаго рода.

Жизнь людей есть всеобщая борьба за удобства и выгоды житейскія. Множество людей, сошедшееся въ Виѳлеемъ, тѣснилось въ холодную ночь по жилищамъ; навѣрно, бѣдные завидовали богатымъ въ ихъ просторѣ, богатые съ грубостью прогоняли лишнихъ постояльцевъ изъ своихъ домовъ, сердились, когда тѣснота помѣщеній понуждала ихъ поневолѣ дѣлить свое помѣщеніе съ чужими. Такъ, по крайней мѣрѣ, вездѣ бываетъ, гдѣ скопляется много народа.

Посмотрите, что бываетъ по обычаю жизни новой. Тотъ, Кому принадлежатъ всѣ дома, всѣ грады, вся вселенная, Онъ лишаетъ себя послѣдняго человѣческаго жилища и вселяется вмѣстѣ съ скотами, полагаясь вмѣсто престола херувимскаго въ ясляхъ безсловесныхъ. О, люди! Вамъ ли бороться и угрызать другъ друга за преимущество чести, чистоты и удобства, когда Богъ не гнушается быть недопущеннымъ къ людямъ и довольствоваться скотскимъ загономъ! Человѣкъ! ты ропталъ на свое убожество, ты завистливымъ окомъ взиралъ на богатыхъ и знатныхъ, ты оплакивалъ нищету твоей хижины, ты скорбѣлъ, что вмѣняешься съ простолюдинами. Опустись еще ниже въ житейскомъ положеніи, и ты вмѣнишься съ Богомъ! Ты почиталъ за великую честь приблизиться къ порогу вельможи, но смотри, какъ легко тебѣ получить жилище, равное Божіему дому! Ты съ вожделѣніемъ взираешь на дворцы, потому что въ нихъ живутъ или жили цари; воззри лучше на хлѣвъ и на ясли и въ нихъ обиталъ воплотившійся Сынъ Божій! Видишь, гдѣ начало новаго ученія, новой жизни, новыхъ обычаевъ. Если будешь такъ слѣдовать за Христомъ, тебѣ нигдѣ не будетъ тѣсно. Если всѣ примутъ къ сердцу образъ жизни Христовой, то всѣмъ будетъ на землѣ просторно и безобидно.

Но, скажешь ты: о бѣдности я не скорбѣлъ бы, но убиваетъ меня тяжелый трудъ поденщика. Я сѣю и жну хлѣбъ, а люди его ѣдятъ, я пасу стадо, а хозяева пьютъ молоко, я работаю сукно, а носятъ его другіе. — Можетъ быть, врагъ искушалъ такими же мыслями и пастырей виѳлеемскихъ, которые бдѣли ночью около города, погруженнаго въ сонъ, и пасли стадо горожанъ; но если бъ они приняли такія мысли, то не стали бы блаженнѣйшими изъ людей. Много было тогда въ городѣ людей знатныхъ, богатыхъ и ничѣмъ незанятыхъ, но не къ нимъ явился ангелъ, возвѣщающій рожденіе Превѣчнаго, не они, а эти, лишенные ночного сна бѣдняки, сподобились небеснаго видѣнія; они научили весь родъ человѣческій воспѣвать тѣ блаженные глаголы, которые раздавались на небѣ: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 14). Они, первые послѣ родившей Пресущественнаго — сподобились узрѣть Его и поклониться Ему и прославить Пречистую Матерь Агнца и Пастыря.

И далѣе, христіанинъ, пройди мысленными взорами все, что возвѣстило намъ Евангеліе о Рождествѣ Христовомъ, и найдешь здѣсь измѣненіе къ новой жизни всего человѣческаго естества всѣхъ нашихъ обычаевъ, всѣхъ понятій. Скорбишь ли ты о томъ, что подвергся неправедному гоненію? Но вѣдь не правѣе же ты, чѣмъ Христосъ, преслѣдуемый злочестивымъ Иродомъ. Скорбишь объ изгнаніи и ссылкѣ? Вспоминай бѣгство во Египетъ. Тяготишься ли игомъ закона? Взирай на обрѣзаніе Господа и принесеніе въ храмъ въ 40-й день. Или тебя огорчаетъ, что долженъ ты повиноваться худшему тебя, будучи самъ просвѣщеннѣе и лучше другихъ? Но болѣе тебя превосходилъ Іисусъ старца Іосифа и, однако, повиновался ему. Почитаешь ли твоего наставника или начальника человѣкомъ случайнымъ, недостойно занявшимъ начальство? Но Господь Іисусъ мнимаго отца чтилъ, какъ истиннаго. Итакъ, пойми, что тягота жизни не въ трудѣ, не въ бѣдности, не въ послушаніи, не въ перенесеніи обидъ и даже гоненія, — нѣтъ, но въ томъ, чтобы считать для себя потребнымъ праздность и богатство, своеволіе и постоянное веселіе. Все это отнимаетъ у человѣка радость бытія, все это и бываетъ причиною и питаніемъ въ немъ злыхъ страстей и пороковъ, и отъ всѣхъ этихъ заблужденій избавилъ насъ Господь, освѣтивъ Своимъ рождествомъ и бѣдность, и терпѣніе обидъ, и тяжкій трудъ и униженіе. Вотъ почему воспѣваетъ нынѣ вселенная: «Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсія мірови свѣтъ разума». Не могутъ сего понять тѣ, кто справедливою считаетъ зависть; не могутъ понять и тѣ, которые, получивъ въ мірѣ семъ достатокъ и честь, не хотятъ добровольно уступать хотя бы части того и другимъ, но притѣсняютъ бѣдныхъ, унижаютъ подчиненныхъ, вытѣсняютъ пришельцевъ, надмѣваются надъ простецами. Жалкіе люди! вы несчастнѣе тѣхъ, надъ кѣмъ издѣваетесь: эти очищаются скорбями и приближаются къ родившемуся Спасителю, а вы удаляетесь отъ Его новой жизни и пребываете въ прежней смерти, какъ и сказано: нелюбящій брата пребываетъ въ смерти (1 Іоан. 3, 14).

Итакъ, новая жизнь во Христѣ заключается въ томъ, чтобы самому добровольно отказываться отъ благъ мірскихъ и не скорбѣть, когда ихъ отъ нихъ отнимаютъ силой. Быть можетъ, не сразу сможешь ты такъ направить свой умъ. Но по мѣрѣ того, какъ будешь, хотя бы скрѣпя сердце, добровольно лишать себя житейскихъ наслажденій: поститься, обижать себя, подавая бѣднымъ или уступая приснымъ, не сердиться и не мстить за униженіе, но претерпѣвать молчаливо обиду; — по мѣрѣ того, какъ будешь распинать въ себѣ ветхаго человѣка, умерщвлять ветхую жизнь, — по мѣрѣ сего иной источникъ жизни благодатной будетъ исходить изъ твоего сердца Кто вѣруетъ въ Меня, сказалъ Господь: у того, какъ сказано въ Писаніи, потекутъ изъ чрева рѣки воды живой (Іоан. 7, 38). Уже ни богатство, ни здоровье, ни слава, ни погибель враговъ будетъ радовать тебя, но подобно тому, какъ хозяинъ радуется на спѣющую ниву, или охотникъ на множество порхающей дичи, или художникъ на красоту солнечнаго заката, — такъ будетъ тебя радовать молитва, духовное чтеніе и возможность оказать ближнему ласку, либо благодѣяніе, утѣшить скорбящаго, усмирить гнѣвающагося, вразумить злодѣя. Злочестивые іудеи не хотѣли принять этой новой жизни: они желали счастья земного, и погибели враговъ, и человѣческой славы, и суетнаго богатства. Того же, увы, того же самаго желаютъ и теперь ихъ неразумные ученики, европейцы разныхъ народностей, и многіе у насъ на Руси. Они забыли Христа и, возненавидѣвъ Христово поношеніе, возлюбили сокровища Египетской земли, не какъ великій Моисей (Евр. 11, 26), но яко же древніе неразумніи люди въ пустыни.

И не только сами они возвращаются къ прежнему языческому безумію, но и пылкихъ юношей и народъ нашъ стараются отвратить отъ пути евангельскаго, и въ ослѣпленіи своемъ обѣщаютъ имъ общее богатство и счастье чрезъ отнятіе имѣній у богатыхъ въ общее пользованіе. — Если-бъ было это раздѣленіе богатствъ возможно, то и тогда какой миръ, какое счастье возможны между завистниками? И если-бъ люди усмотрѣли свое счастье въ такомъ довольствѣ, то были бы это не люди, а звѣри, которымъ ничего не надо, кромѣ сытости и покоя.

Знаютъ эти люди, что они пошли противъ Евангелія, хотя лицемѣрно и отрицаютъ это; отрицаютъ, но чувствуютъ, что нѣтъ для нихъ болѣе враждебнаго ученія, чѣмъ ученіе Христово, — какъ это чувствовали книжники іудейскіе, возбуждавшіе народъ противъ римлянъ въ погонѣ за собственной властью, богатствомъ и честью. Не справедливость, а завистливую злобу сѣютъ они и теперь на землѣ, и домогаясь правъ, умножаютъ неправду. Насъ же, братіе, Христосъ Богъ научилъ вразумлять другихъ не исканіемъ правъ, но отреченіемъ отъ нихъ, не требованіемъ равенства со знатью, но униженіемъ себя, не борьбою, но уступкой, не преступленіями, но перенесеніемъ обидъ. Вотъ въ чемъ явившееся Солнце Правды дало намъ свѣтъ и разумъ (1 Іоан. 5, 20), открыло намъ путь къ жизни вѣчной и блаженной, вотъ на чемъ основывается и всякая правда въ человѣческомъ обществѣ. Прославимъ же, братіе, явившагося Господа, возрадуемся о Рождествѣ Его! Этой радости ничто не отниметъ отъ насъ — ни бѣдность, ни обиды, ни труды деннонощные: все это Онъ благословилъ, и возвеличилъ, и освятилъ Собою во градѣ Виѳлеемскомъ. Намъ да будетъ отсюда наученіе, а Ему, возлюбившему насъ, слава и держава, честь и поклоненіе со Отцемъ и Духомъ во вѣки. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Напечатано въ «Вол. Епарх. Вѣдомостяхъ», 1907 г., 21 января.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 163-169. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0