Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Слова общеназидательные.

Слово на день св. благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго [1].

Праведникъ яко финиксъ процвѣтетъ, яко кедръ, иже въ Ливанѣ, умножится (Псал. 91, 13).

Эти слова св. писанія, всегда подтверждаемыя славою угодниковъ Божіихъ на небѣ и на землѣ, съ особенною ясностью должны, братіе, напечатлѣться въ умахъ нашихъ сегодня, когда въ этомъ св. храмѣ предъ священною ракою благовѣрнаго князя вотъ уже ровно сотый разъ собралось благочестивое населеніе православной столицы, чтобы чествовать приснопамятное перенесеніе нетлѣнныхъ мощей святого угодника Божія Александра Невскаго въ царствующій градъ нашъ. Воистину, сей праведникъ процвѣлъ, яко финиксъ, и умножился, яко кедръ. Какъ подъ широколиственные кедры укрываются птицы небесныя и многочисленные звѣри земные, такъ и къ угоднику Божію со всѣхъ концовъ многолюднаго и многопопечительнаго города стекаются богомольцы, чтобы найти здѣсь убѣжище для истомленныхъ душъ, чтобы снискать утѣшеніе въ житейскихъ скорбяхъ, чтобы обрѣсти ободреніе въ претерпѣваемыхъ обидахъ, чтобы испросить духовныхъ силъ для борьбы со страстями, чтобы умилить сердце и склонить его къ прощенію враговъ, чтобы разогрѣть его любовью къ нуждающимся, однимъ словомъ — чтобы усвоить себѣ тѣ духовныя сокровища, которыми сіялъ блаженный духъ Александра Невскаго, и хотя бы въ молитвенномъ желаніи ему уподобляться. Въ этомъ-то смыслѣ онъ умножается, какъ кедръ, сіяя намъ примѣромъ своей жизни и молитвеннымъ предстательствомъ своимъ, произращая въ насъ тѣ духовныя силы, за которыя прославилъ его Господь.

О, братіе, какъ велика сила христіанской праведности! Смотрите, чрезъ нее умершій даетъ высшую духовную жизнь живущимъ. Ради нея нѣмой гробъ заставляетъ людей забыть кипучую дѣятельность столичнаго быта и могила даетъ живымъ то, чего не можетъ дать шумящій внѣшнею жизнью городъ. Взгляните на эти умиленныя лица, на эти съ надеждою устремленные ко св. ракѣ глаза молящихся, и спросите себя: есть ли на землѣ такая сила, которая могла бы влить въ насъ столько духовнаго ободренія въ жизненной борьбѣ, столько утѣшенія, столько умиленія, сколько почерпается при гробѣ угодника? Нѣтъ, ни столичная роскошь, ни ученость, ни красоты зданій, ни разумность общественныхъ учрежденій, ни тонкость благородныхъ отношеній — ничто не можетъ поддержать унывающій духъ человѣка, кромѣ благодати Божіей, такъ изобильно получаемой чрезъ молитвенное поклоненіе мощамъ Его угодника. Чему же научаетъ это явленіе? О какомъ законѣ нашей собственной жизни вѣщаетъ эта слава праведниковъ Христовыхъ, процвѣтающихъ, какъ финиксъ? О томъ законѣ, братіе, что и въ насъ, кромѣ внѣшней жизни, заложена еще иная высшая жизнь духа и совѣсти, сорадующаяся славѣ святыхъ и утѣщающаяся ею и не могущая удовлетвориться внѣшнимъ попеченіемъ. Къ этой-то истинѣ относятся Христовы слова: кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь, и отщетитъ душу свою (Марк. 8, 36). Да, братіе, на томъ-то и зиждется слава святыхъ Божіихъ и ихъ высоконазидательное значеніе для людей, что и въ насъ-то грѣшныхъ есть зачатки той же небесной жизни, которую вели на землѣ святые, и какъ мы ни пренебрегаемъ ею, какъ ни стараемся разсѣять себя въ пустыхъ обольщеніяхъ міра: но вотъ во дни горестей и жизненныхъ обмановъ или во дни праздниковъ Божіихъ мы съ печалью сознаемъ свою внутреннюю пустоту и духъ нашъ ищетъ прилѣпиться къ такой жизни, которая протекла въ правдѣ, въ чистотѣ, въ пренебреженіи къ міру и въ любви ко Христу, — какова была и жизнь угодника Божія Александра, жизнь, причастившаяся вѣчнаго блаженства и потому отогнавшая тлѣніе даже отъ того тѣла, въ которомъ она теплилась.

Эту-то истину, этотъ законъ жизни, по которому мы, не удовлетворяясь мірскими дѣлами, нуждаемся въ общеніи со святыми небожителями и угодниками, хорошо понимали мудрые россійскіе Государи, строители и украсители нашего царствующаго града.

Такъ усопшій Императоръ Петръ I-й, при всей силѣ своего характера и своего ума, ясно сознавалъ, что до тѣхъ поръ однако не привяжетъ сердецъ русскихъ къ новой столицѣ, пока она не будетъ покоищемъ для святого угодника. И вотъ Господь сподобляетъ его этимъ безцѣннымъ даромъ: Петербургъ становится святымъ мѣстомъ и русскій народъ спокойно и радостно спѣшитъ населять новый, дотолѣ невѣдомый городъ. Да воздастъ Господь небесными нетлѣнными вѣнцами Государю Петру Первому за то, что онъ не понадѣялся въ своихъ великихъ предпріятіяхъ на одинъ свой умъ и на свою только волю, но преклонилъ ихъ подъ сѣнь нашего небеснаго покровителя и тѣмъ сроднилъ, хотя отчасти, свои преобразованія съ духомъ православнаго народа, съ духомъ Церкви Христовой! Да даруетъ Господь вѣчный покой и душѣ Государыни Екатерины Второй за то, что она озаботилась воздвигнуть сей благолѣпный храмъ надъ гробомъ угодника, и тѣмъ дать возможность многимъ тысячамъ народа назидаться и умиляться пѣніемъ его славы вотъ уже столѣтіе! Да благословитъ и да прославитъ Господь и духъ другого строителя сего храма, великаго іерарха митрополита Гавріила, предъ памятью котораго благоговѣетъ русскій народъ! Да воздастъ Господь и всѣмъ потрудившимся для славы угодника Своего, всѣмъ воспѣвавшимъ и повѣдавшимъ предъ людьми о его подвигахъ, о его чудесахъ, священнослужителямъ и пѣвцамъ сего святого храма, пастырямъ и архипастырямъ, усопшимъ изъ нихъ да даруетъ вѣчный покой, а живымъ долгоденствіе и здравіе! Сто лѣтъ уже въ семъ храмѣ повѣдается жизнь и подвиги угодника Божія; сто лѣтъ уже призываемся мы, жители столицы, къ тому, чтобы сравнить свою суетную, мелочную и темную жизнь съ немерцающимъ и вѣчнымъ свѣтомъ праведности святыхъ. И какъ убѣдительно это сравненіе! Какъ, по-видимому, неотразимъ долженъ быть для насъ примѣръ христіанской праведности? Вотъ предъ нами ея вѣчно неизмѣнная, вѣчно животворящая насъ же духовная сила. А вотъ за стѣнами обители мятется житейское море: каждое пятилѣтіе воздымаетъ тамъ новыхъ кумировъ, даже каждою новою зимою общество увлекается новыми и новыми интересами и стремленіями, горячится, споритъ, предается ради нихъ грѣхамъ легкомыслія и попираетъ священныя преданія религіи. И что же? Проходитъ пять лѣтъ, а то и два года или годъ: кумиры разбиваются, интересы мѣняются; опять изобрѣтаются новые, и такъ дальше изъ года въ годъ. Здѣсь сбываются печальныя слова Экклезіаста: кое изобиліе человѣку о всемъ трудѣ его, имъ же трудится подъ солнцемъ?... Родъ преходитъ и родъ приходитъ, а земля во вѣкъ стоитъ. Что было, тожде есть, еже будетъ: и что было сотворенное, тожде иматъ сотворитися (Эккл. 1, 3-9). Такъ мятется въ сей жизни мірской человѣкъ, тщетно отыскивая въ шумѣ и суетѣ столичной жизни конечнаго удовлетворенія своему духу. А здѣсь по прежнему твердо неизмѣнно возвышается величественный храмъ, осѣняя сей благолѣпный гробъ съ не-тлѣннымъ тѣломъ праведника. Здѣсь всякій, кому сподобитъ Господь хоть разъ вкусить общенія съ духомъ угодника, уже не ищетъ затѣмъ поклоненія мірскимъ кумирамъ и новымъ мірскимъ ученіямъ, никогда не могущимъ надолго утѣшить человѣка, тѣмъ ученіямъ міра и плоти, къ которымъ примѣнимы слова Господни: піяй воду сію вжаждется паки (Іоан. 4, 13).

О, братіе, наученные исторіей послѣдняго столѣтія съ его многочисленными перемѣнами мірской, общественной жизни, и вѣчно пребывающей духовной силы сего св. храма и почивающаго въ немъ угодника, научимся же вѣчное предпочитать временному, научимся вѣрить, что эта вѣчная неизмѣнная жизнь намъ даруется только чрезъ подвиги евангельской праведности, научимся въ ея святомъ послѣдователѣ — покровителѣ нашего града, а не въ мірскихъ интересахъ минутной моды, искать руководства для дѣятельности! Воззовемъ здѣсь предъ его св. гробомъ, воззовемъ къ жизни въ душахъ нашихъ тѣ сѣмена благодатной евангельской правды, которыя и намъ всѣмъ вложилъ Господь и которыми мы сродняемся съ духомъ св. Александра Невскаго! Пусть нарождающееся новое столѣтіе его благолѣпнаго храма возродитъ и въ нашихъ сердцахъ духъ той вѣчной жизни, которой онъ научаетъ насъ примѣромъ своего житія! Пусть отнынѣ не міръ, не обольщенія свѣта руководятъ нами, но та же вѣра, которая руководила имъ, та Живоначальная Троица, которой единой онъ поклонялся и которой посвящена его церковь! Пусть не міръ, не плоть, не временное и чувственное привлекаетъ васъ, но благодать Господа нашего Іисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастіе Святого Духа! (2 Кор. 13, 13). Аминь.

Примѣчанія:
[1] Произнесено въ Александро-Нейской лаврѣ на всенощной подъ 30 августа 1890 г. (день столѣтія лаврской соборной церкви). Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Церковный Вѣстникъ» 1890 г. № 35.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Слова, бесѣды и рѣчи. (О жизни по внутреннему человѣку). — Посмертное изданіе съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Нью Іоркъ: Printing Shop St. Iov of Pochaev Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1968. — С. 50-53. [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 15-й.]

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0