Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Слово въ день Богоявленія Господня, при вступленіи въ должность ректора Московской Духовной Академіи.
О томъ, какими средствами усовершенствуется общественная жизнь
[1].

Возлюбленные братья! Конечно вы ожидаете отъ меня, какъ отъ новаго пришлеца въ вашу академическую семью, ожидаете исповѣданія тѣхъ духовныхъ побужденій, коими я по долгу своего званія, намѣренъ привлекать васъ къ общему дружному и одушевленному служенію богословской наукѣ и пастырству, которые Московская Академія исполняетъ съ такою честью уже болѣе двухъ вѣковъ. — Конечно вы ожидаете, что такихъ побужденій я буду искать въ области, наиболѣе доступной для вашихъ молодыхъ и горячихъ сердецъ, въ области кипучей современности, въ послѣднихъ словахъ науки и общественной жизни.

Правда, въ наше время не было-бы недостатка въ подобныхъ побужденіяхъ, ибо при всей разшатанности современныхъ умовъ и упадкѣ нравовъ давно, а можетъ быть никогда въ жизни русскаго народа и общества не замѣчалось такого напряженнаго исканія правды, правды именно нравственной и религіозной, какъ въ наше время. Жизнь сама сокрушила тѣхъ идоловъ, которымъ въ слѣпотѣ поверхностнаго полуобразованія поклонилось наше общество, а враждебныя Божественной нашей вѣрѣ теоріи матеріализма и позитивизма поддерживаются теперь только по старой памяти, только какъ показатели того, что многіе не въ силахъ найти въ современномъ быту слѣдовъ иной высшей жизни, основанной на откровеніи вѣчной и безусловной истины христіанства. Но съ какою томительной жаждой современные люди ищутъ и ожидаютъ доступнаго раскрытія этой истины, можно видѣть по тому быстрому и сильному, пожарамъ подобному вліянію на нихъ всякаго вновь появляющагося убѣжденнаго, хотя-бы и грубо заблуждающагося, учителя вѣры или жизни, — будь это сектантскій проповѣдникъ въ простомъ народѣ, будь это проповѣдникъ какихъ-либо нравственныхъ понятій въ обществѣ образованномъ. — Но конечно ложь не можетъ долго обманывать народную совѣсть, минутное удовлетвореніе ея оканчивается разочарованіемъ и вотъ по небосклону народной жизни или общественной письменности раздаются глухіе раскаты философіи отчаянія, приносятъ ужасныя вѣсти о самоубійствахъ отъ безвѣрія или точнѣе говоря — отъ тщетнаго исканія вѣры, отъ неумѣнія обрѣсти проповѣдуемую церковью благодатную жизнь, утоляющую духовную жажду.

Да, много и очень много можно бы говорить о томъ, что даже наиболѣе печальныя явленія современной жизни представляются, какъ ясныя доказательства для самыхъ невѣрующихъ, что жить безъ вѣры нельзя: — тѣмъ убѣдительнѣе они должны доказывать намъ, проповѣдникамъ благодати, что се нынѣ время благопріятно (2 Кор. 6, 2) для призванія нашей школы.

Можно бы говорить вамъ, братіе, и о томъ, что современное исканіе Бога, являющееся плодомъ разувѣренія въ воздвигнутыхъ идолахъ безрелигіозной культуры, простирается далеко за предѣлы нашего отечества и проявляется съ особенною силою въ современномъ Вавилонѣ, въ распущенной столицѣ мятежной Франціи, что тамъ все чаще и чаще слышатся вопли отчаянія о безбожныхъ устояхъ современнаго просвѣщенія и быта, что въ частности извѣстнѣйшій писатель Парижа, котораго съ жадностью переводятъ на всѣ языки Европы, ожидаетъ нравственнаго обновленія для цивилизованнаго міра ни откуда, какъ изъ Россіи, ни отъ кого другаго, какъ отъ нашихъ народныхъ писателей-патріотовъ, учащихъ презирать низменные интересы міра сего и исповѣдывать вѣру въ евангельскіе и апостольскіе завѣты, которые и названный писатель считаетъ въ то-же время свойствами нашего народнаго историческаго генія [2]. Конечно подобныя чаянія еще глухи и тумаyны, эти обращенные къ намъ взоры Россіи и Европы еще исполнены блужданій и попеченій житейскихъ, но если бы вникнуть въ дѣло поглубже, то легко можно было-бы увидѣть, что дѣйствующимъ началомъ въ вѣкъ этихъ болѣзненныхъ блужданій жизни является та сторона человѣческаго духа, которая всегда была и будетъ лучшею почвою для насажденія Божественнаго слова, а именно совѣсть, пробудившаяся нынѣ съ такою силой.

И такъ раскрывать-ли мнѣ въ подробностяхъ эти раны общественной жизни, дающія надежду исцѣленія и безмолвно призывающія духовныхъ врачей къ самоотверженному труду апостольства? искать-ли для насъ побужденій къ такому труду чрезъ исповѣдываніе вамъ собственнаго, хотя непродолжительнаго, но довольно сложнаго опыта служенія Слову? Говорить-ли о томъ, что при всѣхъ скорбяхъ и тяжелыхъ ударахъ, наносящихся въ самое сердце служителю Церкви, при постоянномъ его духовномъ распятіи и умираніи (Гал. 2, 19; 1 Кор. 15, 30) нѣтъ въ сей жизни высшей радости и утѣшенія, какъ служеніе Христу и проповѣдь Его ученія, что здѣсь и грѣшный человѣкъ, еще уязвляемый ангеломъ сатаны (2 Кор. 12, 7), бываетъ восхищаемъ въ рай христіанской любви и столь яснаго и сладостнаго ощущенія Божественной Промыслительной десницы, какое воспѣто въ книгѣ Пѣснь пѣсней, почему и рѣчь ея становится вполнѣ понятной обручникамъ Христовой Церкви?

Да, братія, душа моя готова бы излиться предъ вами, излить выношенное разумѣніе жизни внѣшней, а равно и свой малый внутренній опытъ, чтобы по мѣрѣ силъ и вамъ привить жажду той жизни, которую вливаетъ въ человѣка благодать священства, — и такого открытія своего упованія, конечно, вполнѣ естественно вамъ ожидать отъ меня, какъ новаго къ вамъ пришельца: но удержусь днесь отъ сего ради инаго Высшаго Пришельца, срѣтаемаго нынѣ, не нашею только духовною семьею, но всею Церковью. Буду-ли говорить о себѣ, когда нынѣ грядетъ крѣпшій мене, Ему же нѣсмь достоинъ преклонься разрѣшити ремень сапогъ Его (Марк. 1, 7). Днесь изнемогаетъ всякое человѣческое слово, ибо открылось Слово Божіе, днесь-ли ограничить свою рѣчь явленіями минутной современности, когда открыта вѣчная истина? днесь-ли поднимать свой свѣточъ разумѣнія, когда открывается Свѣтъ предвѣчный, Просвѣщаяй и освѣщаяй всякаго человѣка грядущаго въ міръ? (Іоан. 1, 9). — Впрочемъ, братія, сей свѣтъ ничего добраго не затмѣваетъ собою, не угашаетъ и курящагося льна (Матѳ. 12, 20), но все хорошее привлекаетъ къ Себѣ (Іоан. 12, 32), къ Нему приходитъ все, что отъ Отца, а грядущаго къ Себѣ Онъ не изгоняетъ вонъ (Іоан. 6, 37). А потому не опасайтесь, чтобы, обращая свое слово къ явившему Себя днесь Господу, мы до конца оставили-бы ободреніе вашихъ юношескихъ надеждъ на плодотворное служеніе людямъ. Правда, явившійся на Іорданѣ Христосъ не открываетъ намъ тѣхъ внѣшнихъ средствъ, которыми нынѣ люди стараются овладѣть умами общества или народа: но Господь показалъ намъ нынѣ ту внутреннюю силу, которая одна можетъ насаждать жизнь. Слышите ли сегодняшнее исповѣданіе Церкви? разумѣете-ли въ какомъ смыслѣ насталъ нынѣ часъ, о которомъ сказалъ пророкъ: возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцвѣтетъ какъ нарциссъ. Великолѣпно будетъ цвѣсти и радоваться; будетъ торжествовать и ликовать... Укрѣпите ослабѣвшія руки и утвердите колѣна дрожащія. Скажите робкимъ душею: будьте тверды, не бойтесь... Тогда откроются глаза слѣпыхъ и уши глухихъ отверзутся. Тогда храмой вскочитъ, какъ олень и языкъ нѣмаго будетъ пѣть (Ис. 35, 1-7)! Итакъ зачѣмъ намъ искать далеко средствъ для улучшенія жизни? вотъ эти средства принесены Христомъ! Смотрите, нынѣ открыта тайна дѣйствительнаго исправленія жизни благодатью, та тайна, которой тщетно добивались, и добиваются, и будутъ добиваться естественные друзья человѣчества. Не мудрѣе-ли всѣхъ былъ Соломонъ? не достигалъ-ли онъ всего, чего желала душа его (Эккл. 2, 10)? Но вотъ онъ ясно признаетъ тщету всѣхъ естественныхъ, человѣческихъ усилій измѣнить грѣховное и гибельное содержаніе жизни: преобразованія касаются только внѣшняго ея строя и внѣшнихъ порядковъ, по существу же неправда и беззаконіе (Эккл. 3, 16) будутъ всегда наполнять жизнь внѣ благодати: кривое нельзя сдѣлать прямымъ и чего нѣтъ, того нельзя считать (Эккл. 1, 15).

Но вотъ мы слышимъ, что нынѣ исполнилось другое пророчество: кривизны выпрямились и неровныя пути сдѣлались гладкими (Ис. 12, 4). Чего не могло сдѣлать естество, то совершила благодать, чего тщетно искали люди, то открылъ явившійся Господь. Итакъ братія, благодатное начало перерожденія жизни, къ которому, конечно, стремятся и ваши молодые сердца, и котораго такъ жадно ищетъ современность, хотя и безуспѣшно, открыто Самимъ Господомъ: намъ остается только войти въ Его жизнь, только усвоить это таинственное средство. Въ чемъ-же содержаніе этой жизни? чѣмъ совершилъ Господь нашъ всеобщее обновленіе? чему радуется Церковь? — Тому-ли, что Онъ провозглашенъ съ неба Сыномъ Божіимъ? но такихъ свидѣтельствъ было нѣсколько еще до Крещенія. — Тому-ли, что Онъ открылъ людямъ чрезъ проповѣдь Предтечи? Но такія откровенія были и раньше: откровеніе Волхвовъ и Богопріимца. Церковь торжествуетъ и эти прославленія Спасителя на землѣ, но главное содержаніе ея торжества составляетъ то, что нынѣ Господь открылъ новое и невѣдомое естественному міру начало, которымъ Онъ дѣйствуетъ въ жизни: начало это есть смиреніе, — смиреніе и самоотреченіе, по которому «крещеніе пріемлетъ не вѣдый грѣха» и Безгрѣшный Владыка, подклонивъ главу подъ руку раба, вмѣсто того, страшнымъ крещеніемъ опалить богомерзкихъ грѣшниковъ, Самъ становится среди нихъ, какъ-бы нуждающійся въ покаянномъ крещеніи, дабы призвать къ покаянію человѣка.

Естественныя усилія лучшихъ людей не могли и не могутъ внести міра въ родъ нашъ смѣшанный въ единомысліи зла (Прем. 10, 5), потому-что себялюбіе и гордость сопровождаютъ естественнаго человѣка всюду, даже въ самоотверженную смерть за ближнихъ, и никакія средства не могутъ его вырвать изъ гибельной борьбы за превосходство. Единственное средство вырваться изъ этихъ когтей грѣховнаго себялюбія и приносить дѣйствительное благо людямъ — это отреченіе отъ своего превосходства, любовь и смиреніе нынѣ открытая Христомъ человѣческому роду. Убивая богопротивное себялюбіе, смиреніе насъ вводитъ въ благодатную жизнь, какъ сказано въ св. Писаніи: гордымъ Богъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать (Іак. 4, 6). И какъ-бы ни мѣнялась жизнь, какъ-бы ни усложнялась культура, но только участіе въ благодатной жизни Христовой можетъ вносить въ нее дѣйствительное, а не кажущееся, улучшеніе. Разнообразятся внѣшнія проявленія служенія людямъ, но разумъ и совѣсть откроютъ тебѣ, что надо всякій разъ дѣлать, лишь-бы ты носилъ въ сердце твоемъ — благодать Христову, чрезъ духъ смиренія и самоотреченія. Въ нихъ и только въ нихъ то, чего тщетно ищутъ люди подъ названіемъ прогресса, гуманизма, альтруизма и др. словъ, которыя создаются ими именно теперь, когда совершенно утрачивается изъ жизни ихъ настоящее содержаніе. О, братіе, примите-же не отъ меня, но отъ другаго, сегодняшняго Гостя Небесъ эту заповѣдь для построенія своихъ жизненныхъ предначертаній, и вмѣсто послѣдняго слова мірской культуры изъ шумной сѣверной столицы примите и меня съ этимъ глаголомъ благодати. Усмотримъ въ духовномъ значеніи сегодняшняго праздника Церкви указаніе Господне о томъ, какъ построять и жизнь нашей академической семьи, и вашу дальнѣйшую общественную дѣятельность. Отринемъ идоловъ естественнаго міра и возлюбимъ Новый Завѣтъ благодати! Возьмемъ Христово смиреніе, какъ неложный свѣточъ для нашего служенія Ему и людямъ и будемъ твердо вѣрить, что по мѣрѣ такого усвоенія Христовой жизни, — и никакимъ инымъ способомъ, — намъ суждено будетъ вносить всюду ту духовную радость, то духовное оживленіе, котораго тщетно добивается міръ и о которомъ нынѣ съ такою увѣренностью вѣщаетъ Церковь. Чрезъ Христову благодать принесемъ мы людямъ радость и веселіе, а печаль и воздыханіе удалятся (Ис. 35, 10). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказано Ректоромъ Московской Духовной Академіи, Архимандритомъ Антоніемъ при первомъ служеніи въ академической церкви 6-го января 1891 года. — Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Московск. церковн. вѣдомости». 1892 г. № 1-й.
[2] Разумѣется Эдуардъ Родъ.

Источникъ: Епископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 1. — Казань: Типо-литографія   И м п е р а т о р с к а г о   Университета, 1900. — С. 166-172.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0