Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Слово на день св. апостола Іоанна Богослова
[1].

Православные слушатели! Сегодняшній праздникъ въ честь св. апостола Іоанна Богослова считается по преимуществу семинарскимъ праздникомъ на Руси; потому что празднуемаго нынѣ св. апостола церковь Христова отличила наименованіемъ Богослова и онъ былъ и на всѣ времена останется образцомъ истинно-христіанскаго, православнаго богословія, которое составляетъ главнѣйшій предметъ семинарскаго образованія. Потому-то многія изъ церквей семинарскихъ посвящены сему св. апостолу; потому-то и мы совершаемъ нынѣ высокопоучительное торжество въ честь сего небеснаго покровителя нашей обители наукъ.

Чѣмъ-же именно поучительно для насъ настоящее торжество? Къ ясному отвѣту на этотъ вопросъ послужитъ разъясненіе другаго вопроса: почему именно Церковь Христова усвоила святому апостолу Іоанну отличительное наименоваіе Богослова? — Въ Евангеліи замѣчено о немъ, какъ объ ученикѣ котораго любилъ Іисусъ (Іоан. 13, 23) преимущественно предъ другими учениками. Но любовь Христова отличается отъ обыкновенной любви человѣческой; она чужда всякаго пристрастія; она любитъ столько, сколько предметъ того заслуживаетъ. Кто творитъ волю Отца Небеснаго, какъ сказалъ самъ Спаситель, тотъ Ему братъ и сестра и матерь (Матѳ. 12, 50). Значитъ основаніе преимущественной любви Христовой къ апостолу Іоанну заключается въ собственной его любви къ Богу и посланному Имъ Іисусу Христу. Одушевленный сею святою любовію ученикъ Христовъ не отсталъ отъ своего возлюбленнаго Учителя и тогда, когда Онъ висѣлъ на крестѣ, когда всѣ другіе ученики Его разбѣжались отъ страха. Сему-то одушевленію святою любовію должно приписать ту глубину и высоту боговѣдѣнія, которыя усматриваются во всѣхъ писаніяхъ Св. Іоанна. Онъ писалъ такъ потому, что зналъ сердце Христа Спасителя, а зналъ это потому, что собственное сердце его исполнено было небеснаго чувства любви къ Господу. Любовь приблизила Іоанна ко Христу Спасителю. Любовь открыла ему тайны Божественнаго лица Христова и Его дѣяній: вѣчное бытіе, рожденіе отъ Отца и божественность Слова, соединеніе Его съ человѣчествомъ въ лицѣ Господа Іисуса, дѣйствительность присутствія тѣла и крови Богочеловѣка подъ видомъ хлѣба и вина, — эти тайны Божественнаго лица Христова никѣмъ не описаны съ такою ясностью, какъ святымъ Іоанномъ. И вотъ почему св. Церковь отличила сего апостола любви наименованіемъ Богослова.

Не тоже ли качество должно отличать и всякаго богослова и всякаго учащагося богословію? Можно знать истины вѣры однимъ умомъ и памятью; но какъ бѣдно и безплодно такое знаніе! Только святая любовь производитъ тѣсный и дѣйствительный союзъ человѣка съ Богомъ и Христомъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ — твердую вѣру и живое упованіе. По свидѣтельству самаго Христа Спасителя, на любви къ Богу и ближнимъ утверждаются законъ и пророки (Матѳ. 22, 40). Помните же, братіе, что вамъ посвятившимъ себя на изученіе закона, пророковъ и апостоловъ, — если это изученіе не утвердитъ васъ въ любви и не утвердится вашею любовью, — помните, что вамъ придется дать строгій отвѣтъ на страшномъ судѣ Христовомъ, когда Праведный Судія всѣмъ чуждымъ любви къ Богу и ближнимъ скажетъ: Взалкахся и не дасте Ми ясти, возжадахся и не напоисте Мене, страненъ бѣхъ и не введосте Мене, нагъ и не одѣясте Мене, боленъ и въ темницѣ и не посѣтисте Мене... Идите отъ Мене проклятіи въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и ангеломъ его; понеже бо не сотвористе единому братій Моихъ меньшихъ, ни Мнѣ сотвористе. Убоимся-же, братіе, этого страшнаго гласа, и посвятимъ всю свою жизнь, всѣ свои силы и труды на служеніе меньшей братіи Христовой, будемъ воспитывать въ себѣ искреннее къ ней сочувствіе, чтобы на пастырскомъ или, сначала, на учительскомъ поприщѣ свѣтить міру тою-же любовью, которою свѣтилъ празднуемый нынѣ покровитель нашей школы апостолъ Іоаннъ Богословъ. Если вы теперь — въ лѣтахъ юности воспитаете въ себѣ любовь къ людямъ, то и не нужно будетъ устрашать васъ грознымъ судомъ Божіимъ для возбужденія ревности; почему? а потому, отвѣчаетъ апостолъ Іоаннъ, что въ любви нѣтъ страха, но совершенная любовь вонъ изгоняетъ страхъ. Эта любовь открыла-бы вамъ доступъ въ сердца всѣхъ окружающихъ васъ людей, и вмѣстѣ съ тѣмъ достойно подготовила бы васъ къ великому служенію пастырскому; эта любовь, прибавлю еще, удобно привела бы васъ къ ближайшей цѣли вашего здѣсь воспитанія, т. е. къ изученію Божественнаго закона; ибо гдѣ любовь, тамъ и богопознаніе. Это не мои слова, это слова нашего св. учителя Іоанна. Возлюбленные! будемъ любить другъ друга, потому-что любовь отъ Бога; и всякъ любящій рожденъ отъ Бога, и знаетъ Бога. Кто не любитъ, тотъ не позналъ Бога; потому что Богъ есть любовь. Бога никто никогда не видѣлъ. Если мы любимъ другъ друга; то Богъ въ насъ пребываетъ, и любовь Его совершенна есть въ насъ. Недаромъ же св. Церковь ему — апостолу любви усвоила имя Богослова. Вотъ значитъ въ чемъ тайна богословія — въ любви. Эта любовь возвышаетъ въ насъ вѣру въ Бога, а послѣдняя снова возгрѣваетъ въ насъ любовь, и такимъ-то образомъ любовь и богопознаніе, укрѣпляя другъ друга взаимно, приготовятъ васъ къ высокимъ подвигамъ пастырскаго служенія, гдѣ любовь должна горѣть яркимъ свѣтильникомъ, гдѣ любовь къ людямъ во Христѣ свѣтитъ міру и согрѣваетъ всѣхъ вѣрующихъ. Вотъ почему, братіе, нашъ небесный покровитель, нашъ великій учитель любви, когда уже столѣтняя старость и недуги отняли у него ноги для хожденія въ церковь и замкнули его уста для продолжительныхъ поученій, велѣлъ приносить себя въ церковное собраніе и только взывалъ: дѣти, любите друга друга! А когда у него спросили, зачѣмъ онъ повторяетъ всегда одно и тоже, онъ отвѣчалъ: «это заповѣдь Господня; если ее исполните во всей широтѣ, то и весь законъ Христовъ будетъ исполненъ нами». И къ намъ нынѣ повторяетъ онъ извѣстныя свои слова: возлюбленные, пишу вамъ не новую заповѣдь, но заповѣдь древнюю, которую вы имѣли отъ начала. А заповѣдь Божія та, чтобы вѣровали во Іисуса Христа и любили другъ друга, какъ Онъ заповѣдалъ намъ; онъ зоветъ насъ идти со словомъ утѣшенія и участія ко всѣмъ труждающимся и обремененнымъ, скорбящимъ, озлобленнымъ, унывающимъ, отчаявающимся и погибающимъ, чтобы всѣхъ оживлять любовію Христовою. Помните же, братія, что любовь открываетъ намъ тайны богословія, что самыя высокія истины боговѣдѣнія усвояются умомъ нашимъ только при чистотѣ сердца, какъ сказалъ Спаситель: чистіи сердцемъ Бога узрятъ. Не оставляйте же, братіе, готовиться къ предстоящему намъ служенію пастырскому въ духѣ вашего небеснаго покровителя, наставника люби и Богослова. Возгрѣвайте сердца свои любовью, дабы затѣмъ свѣтить міру боговѣдѣніемъ, какъ апостолъ Іоаннъ. Тогда не напрасно вы здѣсь учитесь, тогда вы будете въ правѣ сказать съ апостоломъ Іоанномъ: Мы познали любовь, которую имѣетъ къ намъ Богъ, и увѣровали въ нее. Богъ есть любовь, и пребывающій въ любви въ Богѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ (Іоан. 1, 4. 16). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ церкви Холмской духовной семинаріи. Напечатано впервые въ «Холмско-Варшавскомъ Епархіальномъ Вѣстникѣ» 1887 г. № 6.

Источникъ: Епископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 1. — Казань: Типо-литографія   И м п е р а т о р с к а г о   Университета, 1900. — С. 157-160.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0