Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Слово въ день священнаго коронованія ихъ Императорскихъ Величествъ
[1].

Въ настоящій часъ сердце всякаго русскаго человѣка стремится къ сердцу Россіи и, преодолѣвая пространство, переносится въ тотъ священный храмъ, гдѣ нынѣ совершается вѣнчаніе на царство нашего возлюбленнаго Государя. Мы съ такимъ же нетерпѣніемъ ожидаемъ быстролетной вѣсти о благополучномъ совершеніи этого вѣнчанія, съ какимъ любящая невѣста — своего вѣнчанія съ избранникомъ сердца. Такія чувства любви, радости и нетерпѣливаго ожиданія раздѣляютъ всѣ истинно русскіе люди; но для того, чтобы чувства эти, внушаемыя знаменательнымъ событіемъ, тверже укоренились въ душахъ нашихъ и могли бы являться для насъ неложнымъ руководствомъ въ нашей гражданской жизни, постараемся освѣтить ихъ сознаніемъ, сознательнымъ размышленіемъ о значеніи переживаемаго нынѣ радостнаго дня.

Нѣкоторыя явленія, сопровождающія низведеніе даровъ Святаго Духа на нашихъ Государей въ XIX-мъ вѣкѣ, подобны тѣмъ, при которыхъ совершилось облагодатствованіе вселенской Церкви на всѣ вѣка во дни Пятидесятницы, нынѣ воспроизводимыя въ нашихъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ.

Правда, то было событіе, по силѣ своей единственное въ исторіи вселенной, и въ этомъ отношеніи ни съ чѣмъ несравнимое; однако мы не однажды встрѣчаемъ повтореніе хотя бы нѣкоторыхъ его сторонъ. Такъ, въ той же книгѣ Дѣяній Апостольскихъ мы читаемъ, что и даръ языковъ, и необычайная сила слова, и чудесныя знаменія, подобно дню Пятидесятницы, давались многимъ обращеннымъ послѣ ихъ крещенія, а иногда даже и до крещенія.

Во дни священнаго коронованія государей россійскихъ не открывается, правда, даръ языковъ, не бываетъ и дыханія бурна, но совершается иное, знаменательное и въ настоящій вѣкъ единственное, явленіе, нѣсколько напоминающее святѣйшій день первой христіанской Пятидесятницы. Именно въ тотъ день, пятидесятый по воскресеніи, Духъ Святый даровалъ апостоламъ такую полноту вѣры и любви, что они, желая всю вселенную обнять этою любовію и всѣхъ привести къ истинѣ, превзошли законы естества и, неученые, вдругъ заговорили на всѣхъ языкахъ о величіи Божіемъ, о Спасителѣ, о покаяніи. Встрепенулись многочисленные народы, наводнявшіе тогда священный градъ и, оставивъ дѣла свои, въ ужасѣ сбѣжались къ дому, гдѣ собраны были проповѣдники Евангелія. Одни умилялись, каялась и возрождались къ новой, вѣчной жизни; другіе, въ безсильной злобѣ противъ истины, старались клеветами осмѣять Божественное чудо, но самою злобою своею свидѣтельствовали, что на землѣ совершилось нѣчто великое, безпримѣрное и святое. Всѣ объединились въ чувствѣ ужаса и изумленія: откуда явилась та сила, которая сливаетъ въ одно славословіе Богу раздѣленные враждою народы? Дивляхуся вси и чудяхуся, глаголюще другъ ко другу: не се-ли вси сіи суть галилеяне? и како мы слышимъ кійждо свой языкъ нашъ, въ немже родихомся?.. слышимъ глаголющихъ ихъ нашими языки величія Божія?.. чтó убо хощетъ сіе быти (Дѣян. 2, 7-12).

Нынѣ въ нашъ царствующій градъ тоже сошлась вся вселенная: представители не только европейскихъ державъ, но и всѣхъ частей свѣта, влекомые не столько правительственными соображеніями, сколько таинственнымъ, быть-можетъ неясно даже сознаваемымъ, чувствомъ, смутно вѣщающимъ имъ о величіи, о нравственной силѣ православной Россіи, со всѣхъ концовъ міра стекаются въ древній, тѣсный храмъ Успенія, и одни съ живѣйшимъ сочувствіемъ, другіе съ боязливымъ недоумѣніемъ взираютъ на ту безпримѣрную въ современномъ мірѣ силу любви, которая изъ ста милліоновъ русскихъ сердецъ тѣснится къ сердцу одного человѣка, смиренно преклоняющаго колѣна предъ Живоначальною Троицею и удостовѣряющаго свою мать — святую Церковь и своихъ дѣтей — русскій народъ въ искренномъ исповѣданіи истинъ православной вѣры.

Что убо хощетъ сіе быти? спрашиваютъ другъ друга эти народы. Что значитъ, что милліонная толпа съ ревнивымъ нетерпѣніемъ ожидаетъ видѣть своего Царя и когда увидитъ, то слезы радости прерываютъ ея восторженныя крики; чужіе люди бросаются другъ другу въ объятія отъ умиленія о совершившемся; враги прощаютъ другъ друга; всю вселенную заключить въ объятія готовъ русскій человѣкъ въ день сей, когда лицезрѣніе священнаго торжества, или даже одно извѣстіе о немъ пробуждаетъ въ его сердцѣ всегда ему присущее, хотя обыкновенно дремлющее, убѣжденіе о близости Бога къ нашей святой странѣ, о ея призваніи являть міру образъ Христовъ, о ея прежнихъ судьбахъ, исполненныхъ скорбей и слезъ, и кровей, но не напрасныхъ, а очистительныхъ, возводящихъ людей къ совершенству, къ примиренію, къ всепрощенію и спасенію вѣчному.

Да, когда русскіе люди видятъ Царя, окруженнаго безпримѣрнымъ на землѣ величіемъ, но не на земную силу опирающагося, а принимающагося власть свою и силу свою отъ благодатнаго благословенія Божія, по молитвѣ святителей церковныхъ; видятъ Царя, исповѣдующаго миръ, и правду, и любовь: то они забываютъ всѣ печали жизни своей, свои лишенія, свои общественныя неправды; отъ глазъ ихъ отнимается покрывало и они, въ духовномъ восторгѣ, созерцаютъ перстъ Божій, ведущій ихъ, вотъ уже девять вѣковъ, путемъ страданій къ славѣ и силѣ, путемъ подвига къ вѣрности святой вѣрѣ и къ надеждѣ вѣчнаго блаженства на небѣ. Они сознаютъ тогда, что важнѣйшее условіе къ нравственному развитію народа и къ прочности его учрежденій заключаются не въ завистливомъ стремленіи раздѣлять себѣ власть, выхватывая ее затѣмъ другъ у друга въ постоянной междуусобной борьбѣ партій: а въ томъ, чтобы окружить носителя власти любовію, чтобы вручить его самого не ревнивому надзору честолюбцевъ, а всесовершающей благодати Божіей.

Такъ происходитъ таинственное сочетаніе Царя со своимъ царствомъ. Становясь отцемъ ста милліоновъ не подданныхъ только, но сыновъ, являясь Царемъ не людей только, но и сердецъ, русскій Государь долженъ испытывать такое же таинственное возрожденіе, какъ женщина, когда она становится матерью дѣтей. И если подобное возрожденіе испытывали даже тѣ государи наши, которые съ дѣтства были воспитаны иностранцами и знакомились съ народомъ своимъ уже на царскомъ престолѣ, то насколько глубже и сильнѣе переживается оно въ Государѣ Наколаѣ Второмъ, обозрѣвшемъ свое отечество отъ Тихаго океана до Атлантическаго и обнаружившемъ чувства необыкновеннаго человѣколюбія и состраданія съ первыхь дней своего воцаренія.

Вотъ это-то таинство единенія ста милліоновъ сердецъ въ одномъ сердцѣ, это-то могучее обнаруженіе нравственныхъ силъ и вѣры народной, происходящее въ день ниспосланія благодатныхъ даровъ на Царя Русскаго, исполняетъ, иногда противъ воли, сочувственнымъ страхомъ сердца съѣзжающихся иностранцевъ и тѣмъ еще болѣе приближаетъ событіе сегодняшняго дня къ воспоминаемому нынѣ Церковію дню Сошествія Святаго Духа на апостоловъ.

Ни въ одномъ народѣ міра не происходитъ ничего подобнаго, а въ народѣ русскомъ единеніе это утверждается все больше съ каждымъ царствованіемъ.

Впрочемъ, мы будемъ указывать на это явленіе не для того, чтобы превозноситься предъ прочими народами и унижать ихъ, а для того, чтобы съ большею надеждою молить Господа, да приложитъ Онъ къ святому дню сему еще одну черту того великаго библейскаго событія, которое воспѣвается Церковію, именно, — да расположитъ Онъ сердца народовъ, созерцающихъ въ нашемъ торжествѣ нравственную мощь Россіи, къ тому, чтобы и они начали усваивать основанія этой мощи, т. е. преданность Богу, подвигъ самоотреченія и истинную вѣру Евангелія, неврежденно нами сохраненную. Да обратитъ онъ къ истинѣ и сердца тѣхъ отщепенцовъ отечества, которые, подобно богохульнымъ фарисеямъ, готовы надъ нимъ издѣваться; дабы и они, созерцая дѣла Божія въ день сей, вмѣстѣ со всѣми нами, умилились сердцемъ, какъ тѣ три тысячи мужей іудейскихъ и, вмѣстѣ съ нами же, приняли къ сердцу глаголъ апостола: покайтесь... и получите даръ Святаго Духа, ибо вамъ принадлежитъ обѣтованіе и дѣтямъ вашимъ и всѣмъ дальнимъ, кого ни призоветъ Господь Богъ нашъ (Дѣян. 2, 37-39). Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сказана 14 мая 1896 г. въ Казанскомъ Каѳедральномъ Соборѣ. — Въ первый разъ было напечатано въ журналѣ «Православный Собесѣдникъ» 1896 г., іюнь.

Источникъ: Епископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 1. — Казань: Типо-литографія   И м п е р а т о р с к а г о   Университета, 1900. — С. 89-93.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0