Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Слово въ день Святителя Николая Чудотворца
[1].

Азъ есмь Пастырь добрый и знаю Моя и знаютъ Мя Моя.

Эти слова Господь нашъ Іисусъ Христосъ говорилъ о Себѣ Самомъ, что Онъ знаетъ своихъ овецъ, т. е. истинныхъ христіанъ, а овцы эти знаютъ Его. Стало-быть, братіе, только тотъ можетъ быть овцой Христова стада, кто желаетъ знать Христа. А какъ Его можно знатъ? Если будемъ учиться Его святому Евангелію, потому-что оно есть такая книга, въ которой записано Святымъ Духомъ чрезъ Апостоловъ Христовыхъ все то ученіе Спасителя нашего, которое необходимо намъ для познанія Его воли. Видите-ли братіе, какъ важно всякому знать Евангеліе: безъ него мы не будемъ овцами стада Христова, безъ него мы будемъ чужими овцами, обреченными на погибель. Господь сказалъ: се есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога и Его-же послалъ еси Іисуса Христа. Безъ познанія Іисуса Христа и Его св. Евангелія нѣтъ вѣчной жизни, а есть только вѣчная смерть вѣчная погибель. — И какъ назвать человѣка, который не хочетъ читать или слушать св. Евангелія? Вѣдь самое это слово означаетъ: благая вѣсть, т. е. радостное письмо ко всякому христіанину, написанное не людьми, но самимъ Духомъ Святымъ, — письмо о томъ, что Сынъ Божій сошелъ на землю и сталъ, какъ простой, бѣдный человѣкъ, терпѣлъ злобу и клеветы гордыхъ нечестивцевъ, а затѣмъ принялъ страшную смерть за грѣхи наши отъ людей, которыхъ Онъ самъ сотворилъ изъ пыли земной, и которыхъ всегда могъ и можетъ снова «обратить въ пыль, которою они были», но вмѣсто этой праведной казни, призываетъ всѣхъ грѣшниковъ ко спасенію. — И эту-то благую вѣсть, это-то св. письмо, мы неблагодарные, такъ мало читаемъ, такъ лѣниво слушаемъ!

Скажите, православные христіане! еслибъ былъ такой человѣкъ, который за тяжкую вину былъ бы осужденъ по царскому закону на вѣчную тюрьму, а его добрый господинъ выпросилъ-бы у царя, чтобы онъ того человѣка простилъ, и принялъ-бы самъ на себя его наказаніе, а тотъ преступникъ остался-бы на свободѣ; и вотъ этотъ добрый господинъ прислалъ бы ему благую вѣсть, письмо, что я освободилъ тебя, и самъ за тебя принялъ отъ царя должную казнь: скажите братіе, что сдѣлалъ-бы тотъ освобожденный человѣкъ съ этимъ драгоцѣннымъ письмомъ? Неужели онъ полѣнился-бы его прочитать или запряталъ-бы его куда нибудь подальше въ уголъ? А еслибъ онъ всетаки рѣшился сдѣлать такъ беззаконно, то какъ мы-бы его назвали? — Мы-бы назвали его неблагодарнымъ злодѣемъ, не стоющимъ того благодѣянія, но напротивъ самой лютой казни.

Братіе! каждый грѣшный человѣкъ осужденъ Богомъ на вѣчную смерть, но милосердый Господь нашъ Іисусъ Христосъ взялъ на Самого Себя смерть всѣхъ людей и самъ умеръ за насъ на крестѣ, оставивъ намъ св. евангеліе о томъ, какъ угождать Богу, чтобы избавиться отъ достойной казни за гробомъ. Все это Духъ Святый написалъ въ евангеліи, какъ тотъ господинъ написалъ въ письмѣ, что онъ освободилъ виновнаго человѣка отъ тюрьмы. — Скажите-же теперь еще: развѣ мы не злѣйшіе нечестивцы, чѣмъ тотъ неблагодарный человѣкъ, если мы не хотимъ читать письма Божія о нашемъ спасеніи отъ смерти вѣчной, читать о томъ, что за наши грѣхи умеръ ни въ чемъ невиновный Господь нашъ? — О братіе! тотъ, кто не любитъ и не хочетъ читать слова Божія, тотъ видно мало вѣритъ своему спасенію. Онъ видно и думать не желаетъ о томъ, что вѣдь будетъ конецъ всѣмъ его заботамъ о наживѣ и обо всѣхъ земныхъ вещахъ, что придетъ часъ, когда душа его выйдетъ изъ тѣла, ради котораго онъ столько трудился, а между тѣмъ вотъ оно сдѣлается такимъ-же прахомъ, какой-ты выметаешь со двора! О бѣдный человѣкъ! какое жалкое безуміе тебя ослѣпляетъ! Для чего ты отворачиваешься отъ той радостной вѣсти, написанной въ евангеліи, что Господь избавилъ насъ отъ вѣчной смерти и обѣщаетъ намъ вѣчную жизнь? Вѣдь только тогда можемъ мы, по слову Христову, имѣть жизнь вѣчную, когда будемъ знать единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ есть Іисуса Христа. Поэтому, братіе, читайте по возможности чаще св. Евангеліе и слушайте его усерднѣе въ храмѣ Божіемъ! — Когда вы въ праздникъ отдыхаете отъ работы, то вмѣсто праздной бесѣды или пересудовъ, вмѣсто ссоръ и разгула, не лучше-ли взять эту святую книгу, а, если не умѣешь читать самъ, то попроси почитать того, кто грамотный, да послушай самъ и еще позови кого-нибудь, потому что Господь сказалъ: гдѣ двое или трое соберутся во имя Мое, тамъ буду и Я посреди ихъ. — Неужели-же братіе бесѣда съ Самимъ Господомъ о Его благодѣяніяхъ не слаще для сердца христіанскаго, чѣмъ ненужныя шутки, или брань съ сосѣдями? Неужели повѣсть о страшныхъ страстяхъ, которыя Господь принялъ за насъ, и о Его славномъ воскресеніи, — менѣе дорога для тебя, чѣмъ какія-нибудь деревенскія новости? О, конечно никакое занятіе не можеть сравниться съ чтеніемъ слова Божія. — Оно вѣдь, какъ чудное лѣкарство, исцѣляетъ всякую духовную болѣзнь. — Напримѣръ, если ты потерпишь убытокъ и будешь огорчаться и скучать, то Евангеліе легко тебя утѣшитъ: тамъ ты найдешъ слова Христовы: не собирайте себѣ сокровищъ на земли, идѣже червь и тля тлитъ и воры подкапываютъ и крадутъ; собирайте-же себѣ сокровища на небеси, идѣже ни червь, ни тля тлитъ, ни воры не подкапываютъ, ни крадутъ (Матѳ. 6, 20). Тогда ты поймешь, что нечего жалѣть о потерянномъ, потому-что оно, все равно, кончится и сгніетъ вмѣстѣ съ твоимъ тѣломъ, а не сгніютъ только добрыя дѣла, которыя всѣ записаны въ книгу жизни. — Или, если тебя напрасно осмѣяли или оклеветали предъ людьми, и бѣдная душа твоя начнетъ печалиться и тосковать: то открой св. евангеліе; тамъ Іисусъ Христосъ написалъ для тебя: блаженни будете, егда возненавидятъ васъ человѣцы, и егда разлучатъ вы и поносятъ и пронесутъ имя ваше, яко зло Сына Человѣческаго ради. Возрадуйтеся въ той день и взыграйте, се бо мзда ваша многа на небеси. Господь не велитъ плакать изъ за напрасной обиды, потому-что тамъ на небѣ Онъ за все наградитъ насъ. Или, если осерчаешь на сосѣда за шкоду и вздумаешь во гнѣвѣ жестоко отомстить ему, поскорѣй возьмись за евангеліе, пока діаволъ еще не овладѣлъ душею твоею, и читай слова Господа: любите враги ваша, благословите кленущія вы, добро творите ненавидящимъ васъ и молитеся за творящихъ вамъ напасть и изгонящія вы: яко да будете сынове Отца вашего. — Видишь-ли, Господь обѣщаетъ тебѣ, если простишь врагу, сдѣлать тебя Своимъ сыномъ по благодати! О, неужели-же за такое великое благодѣяніе не уступимъ мы ничтожную обиду? — Такъ-то братіе, тѣ подвиги, что намъ кажутся тяжелыми и трудными, если мы только начнемъ усердно и съ молитвою читать св. Евангеліе, окажутся легкими, какъ и говоритъ Апостолъ Іоаннъ Евангелистъ, что заповѣди Божія тяжки не суть; такъ и Господь сказалъ въ Евангеліи: пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененніи и Азъ упокою вы, возьмите иго Мое на себе и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.

Если будете знать заповѣди Христовы, тогда будете овцами Его стада, о которыхъ Онъ сказалъ: Азъ знаю Моя и знаютъ Мя моя. Онъ есть Пастырь добрый, который упасетъ овецъ своихъ и спасетъ ихъ отъ злыхъ волковъ. И хотя Господь теперь же живетъ съ нами видимо, но управляетъ овцами своими чрезъ поставленныхъ отъ Духа Святаго пастырей и архипастырей, въ числѣ которыхъ былъ и Святитель Николай, во храмѣ котораго мы стоимъ. — Его прославляетъ весь міръ христіанскій, а Святая Русь, нашъ великій народъ русскій, чествуетъ его особенно усердно и сегодня такъ свѣтло празднуетъ не только нашъ Холмъ, но и Москва, и Петербургъ, и Кіевъ и всѣ города и села русскіе. — А чествуетъ его народъ русскій за то, что онъ имѣлъ особенную милость ко всѣмъ бѣднымъ, къ заключеннымъ въ тюрьмѣ и тонущимъ въ морѣ, — за то, что онъ являлъ въ Россіи многія чудеса чрезъ свои чудотворныя иконы, какія есть въ Новгородѣ, въ Петербургѣ и въ разныхъ городахъ и обителяхъ русскихъ; этотъ св. угодникъ былъ значитъ особенно милостивъ къ народу русскому. А потому братіе, если и вы желаете его умилостивить къ себѣ, то будьте истинно-русскими православными, исполняйте преданные намъ отъ св. Отцевъ уставы, что сохраняются въ цѣлости только въ единой святой соборной и апостольской Церкви; исповѣдайте правильно св. вѣру, потому что тотъ символъ вѣры, который поется за нашей обѣдней, составленъ на соборѣ Никейскомъ гдѣ присутствовалъ и Святитель Христовъ Николай, такъ строго осудившій еретика Арія, который вздумалъ исказить св. вѣру. А еще братіе, если ожидаете милостей Св. Николая, то полюбите всѣмъ сердцемъ и здѣшнее достояніе Святителя. Вы знаете, что въ этомъ св. домѣ подъ невидимымъ руководствомъ Угодника Божія воспитываются ваши будущіе пастыри духовные; здѣсь насадилъ Святитель Николай для народа Холмскаго виноградникъ, чтобы напоить его виномъ Божеств. ученія. Посему братіе, повинуйтесь всегда пастырямъ вашимъ, — иначе вы оскорбите ихъ невидимаго воспитателя Св. Чудотворца Николая, оскорбите самого Господа Бога, рекшаго: повинуйтеся наставникамъ вашимъ и покаряйтесь. Итакъ, братіе, знайте, что Св. Николай, посылающій отъ Бога милость всему народу русскому, особенно милостивъ къ нашему краю, п. ч. даетъ ему, что всего нужнѣе, пастырей духовныхъ. Будемъ-же братіе, молиться ему, чтобы онъ учащимся здѣсь ниспослалъ такую же ревность о вѣрѣ, какую имѣлъ самъ: будемъ о томъ молиться и мы, наставники и слушатели духовной школы. — Будемъ-же молиться всѣ здѣсь присутствующіе, ученые и неученые, старые и молодые, чиновные и простые, чтобы Святитель Христовъ Николай Чудотворецъ вдохновилъ-бы сей домъ свой любовью ко Христу Богу и къ народу Холмскому, чтобы паства, руководимая отсюда исходящими учителями и священниками, вмѣстѣ съ пастырями могла достойно едиными усты и единымъ сердцемъ славити и воспѣвати пречестное и великолѣпое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Произнесено въ Холмскомъ каѳедральномъ соборѣ 6 декабря 1886 года.

Источникъ: Епископъ Антоній. Полное собраніе сочиненій. Томъ 1. — Казань: Типо-литографія   И м п е р а т о р с к а г о   Университета, 1900. — С. 9-14.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0