Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)
Мысли, высказанныя въ проповѣдяхъ 1935-1936 г.

55. Святый и Великій Четвергъ (Матѳ. 26, 1-20; Іоан. 13, 3-17; Матѳ. 26, 21-39; Лук. 22, 43-45; Матѳ. 26, 40-47. 52).

Праздники бываютъ радостные и печальные, но эти противоположности сегодня соединяются. Наша жизнь всегда проходитъ въ чередованіи радости и печали, но всякій проходящій Христову науку понимаетъ, какъ можетъ сочетаться радость и печаль. Смѣну этихъ чувствъ и ихъ сочетаніе мы видимъ особенно ясно во Святый и Великій Четвертъ.

На Тайной Вечери Господь говоритъ ученикамъ послѣднее слово, въ которомъ исповѣдуетъ любовь къ человѣчеству. Онъ горѣлъ этой любовью и, хотя зналъ, что одинъ изъ участниковъ вечери предастъ Его, ликовалъ, видя этихъ избранныхъ, съ такою любовью внимающихъ Ему. Онъ зоветъ ихъ чадца Моя, дѣтки Мои, и пріобщаетъ ихъ Себѣ, Своему Тѣлу и Крови. Радостный и блаженный часъ. И тутъ же Іуда уходитъ для предательства. И снова Онъ въ единеніи съ учениками. Но прошло немного времени и Онъ началъ скорбѣть и тосковать и молиться. Онъ переживалъ такое душевное напряженіе, что капли крови падали на землю. Трудно даже сказать, когда Христосъ больше страдалъ — въ этотъ часъ или въ часъ Своей смерти.

Ученики нѣсколько въ иномъ настроеніи и ихъ пощадила безжалостная быстрота смѣны горя и радости. А у Спасителя онѣ смѣняются такъ, что какъ будто Онъ пьетъ воду, но вотъ одинъ глотокъ сладкій, а другой горькій.

Такъ сегодня у насъ душа разрывается отъ горя, глядя на Сего обреченнаго Страдальца, но въ эту печаль прорвалась и радость о нашемъ пріобщеніи Христу и спасеніи. И радость наша закрываетъ наши грѣхи, и сердце тянется ко Христу, чтобы любовью облегчить Его страданія отъ людей.

Такъ сегодня, когда пріобщаемся, помня слова Ап. Павла елижды бо аще ясте хлѣбъ сей и чашу сію піете — смерть Господню возвѣщаете, въ насъ не скорбное но радостное настроеніе. Такъ велико это событіе, что мы, чада Божіи, дерзаемъ говорить: Прóсти, пріимше Божественныхъ, святыхъ, пречистыхъ, безсмертныхъ Таинъ, достойно благодаримъ Господа. Всѣ молитвы суть стремленіе къ чему то еще неосуществившемуся, только эта ектенья говоритъ о достигнутомъ. День весь совершенъ, святъ, миренъ и безгрѣшенъ испросивши, сами себѣ и другъ друга и весь животъ нашъ Христу Богу предадимъ. О безгрѣшномъ прохожденіи жизни рѣдко когда говорится, но послѣ причастія мы съ вѣрою и надеждою дерзаемъ объ этомъ просить. Въ такомъ окрыленномъ вѣрою и надеждою настроеніи стоитъ, еще такъ недавно плакавшій о грѣхахъ, человѣкъ.

У христіанина покаяніе и радость всегда вмѣстѣ, и пріемлетъ Господь первое и благословляетъ вторую.

Но помните, что приблизиться невозбранно къ огню причастія нельзя безъ благодатной помощи: Заступи, спаси, помилуй и сохрани насъ Боже, Твоею благодатію. Такъ отдаемъ мы себя подъ волю Господню. Эта преданность должна быть всегда и въ радости и въ печали.

Но какъ далеки мы отъ спасенія, если подобныя чувства печали, радости, любви и преданности Богу бываютъ въ насъ только въ рѣдкіе дни говѣнія и причастія. Когда мы это понимаемъ такъ ясно, какъ въ Великій Четвергъ, то глубоко скорбимъ, что не всегда мы въ этомъ благодатномъ настроеніи, ибо настолько естественно нашему сердцу жаждать благодати Божіей и причастія Божественной жизни.

Источникъ: Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Томъ 8-й: Опытъ Христіанскаго Православнаго Катихизиса. Догматъ Искупленія. Къ вопросу объ истолковаініи Догмата Искупленія. Мысли, высказанныя въ проповѣдяхъ 1935/6 г. — Нью Іоркъ: Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи, 1961. — С. 341-342.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0