Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНІЕ
Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей
Высокопреосвященнаго Митрополита Антонія ко дню Христова Рождества.

Богъ сый мира, Отецъ щедротъ, великаго совѣта Твоего Ангела, миръ подавающа, послалъ еси намъ.

Когда кто-либо великій, царь-ли, или вельможа, или высокочтимый праведникъ или знаменитый ученый, посылаетъ къ намъ своего представителя, то съ великою радостью встрѣчаемъ мы его и на время забываемъ всѣ наши дѣла, озабоченные только тѣмъ, чтобы достойно почтить высокаго гостя, а затѣмъ долго вспоминаемъ всѣ обстоятельства его посѣщенія и, записавъ ихъ, прочитываемъ неоднократно своимъ приснымъ.

Нынѣ же Самъ Богъ прислалъ къ намъ не ходатая, не ангела, но Своего Единороднаго Сына, принявшаго насъ ради плоть и подвергшаго Себя уничиженію, нищетѣ и смертному приговору отъ злочестиваго Ирода, и смиренно бѣжавшаго отъ него въ далекій и отверженный Богомъ Египетъ, гдѣ и оставался до умертвенія этого тирана.

Намъ-ли, братіе, намъ-ли пріявшимъ такого Высокаго Гостя земли, намъ-ли не забыть хотя-бы на дни Его духовнаго пребыванія среди насъ, на время прославленія Его Рождества во святыхъ храмахъ, намъ-ли не отстраниться отъ нашихъ заботъ земныхъ, отъ унынія и тоски по родинѣ, когда вся земля содѣлалась родиной великаго Царя и Господа, и безчисленные ангелы воспѣли вслухъ смиренныхъ пастырей Виѳлеемскихъ Его пришествіе?

«Таинство странное вижу и преславное: небо — вертепъ, престолъ херувимскій — Дѣву, ясли — вмѣстилище, въ нихже возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ, Его же воспѣвающе, величаемъ».

Чѣмъ-же намъ выразить нашу радость, нашу благодарность за Божественное къ намъ пришестіе во дни сія? Прежде всего не откажемся отъ того немногаго, что сотворили первые свидѣтели Рождества Христова и явленія ангеловъ. Они разсказали о томъ, что было возвѣщено имъ о Младенцѣ, сперва Его же родителямъ, а затѣмъ — всѣмъ знаемымъ. И всѣ слышавшіе дивились тому, что разсказали имъ пастухи. Марія же сохранила всѣ слова сіи въ сердцѣ своемъ. И возвратились пастыри, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видѣли, какъ имъ сказано было (Матѳ. 2, 17-20).

Немудрый былъ ихъ разсказъ, но видимо глубоко поражалъ слышавшихъ, ибо послѣдніе понимали, что тѣ смиренные бѣдняки, труженики, говорятъ отъ чистаго сердца, съ умиленіемъ и духовною радостью.

Во внѣшней жизни Виѳлеемскихъ пастырей и съ той поры, вѣроятно, не произошло замѣтныхъ измѣненій: такъ же они мерзли по ночамъ подъ открытымъ небомъ со своими стадами, такъ же скудно питались; но самый видъ убогой пещеры со Святымъ Семействомъ, прославленнымъ ангельскимъ пѣніемъ, конечно, остался въ ихъ памяти и въ ихъ сердцѣ. Впрочемъ, едва-ли ихъ восторженное чувство передалось въ полнотѣ, или хотя-бы въ нѣкоторой степени, ихъ позднѣйшимъ собесѣдникамъ и слушателямъ. Люди мало придаютъ значенія тому, о чемъ слышали отъ тѣхъ, кого по самому ихъ званію считали ничтожными жителями своего городка. — Да едва-ли были еще и другіе поклонники Божественнаго Младенца въ Его пещерѣ, ибо когда вскорѣ пришли восточные волхвы поклониться родившемуся Царю Іудейскому, Святая Семья уже покинула пещеру и поселилась въ домѣ (Матѳ. 2, 11), а пещера едва-ли не была предана забвенію жителями, но только «Марія слагала въ сердцѣ своемъ всѣ слова сіи» (Лук. 2, 19). Когда же наступили страшные дни избіенія младенцевъ царемъ Иродомъ, то запуганные жители Виѳлеема, вѣроятно, и вспоминать боялись о чудесномъ событіи, чтобы и оставшіяся въ живыхъ дѣти ихъ не были перебиты.

Нѣчто подобное, братіе, испытываютъ теперь и русскіе православные люди въ нашемъ отечествѣ, которое еще недавно называлось Святою Русью. И тамъ теперь опасно заявлять себя христіаниномъ и обнаруживать свою вѣру въ Новорожденнаго Сына Божія. И тамъ только безстрашные соревнователи Виѳлеемскимъ пастырямъ и Святому Семейству исповѣдуютъ Его Божество. Такой же долгъ безстрашнаго исповѣданія Божества Христова и безстрашнаго возвѣщенія о Немъ лежитъ и на насъ христіанахъ, а особенно на бѣженцахъ.

Мы, бѣженцы, пребывающіе въ безопасности отъ гонителей Христовой вѣры, должны, кромѣ того, благодарить Бога, что Онъ, изъявъ насъ изъ-подъ власти Своихъ враговъ, даетъ намъ возможность спокойно исповѣдывать Его Божество; во вторыхъ, мы должны молиться молитвой, которая читается на водосвятномъ молебнѣ: «помяни, Господи, въ плѣненіи и скорби сущихъ братій нашихъ и помилуй ихъ по велицѣй Твоей милости, всякія нужды избавляя». Наконецъ, каждый долженъ думать про себя, не имѣетъ-ли онъ возможности помогать дѣломъ или ободрять словомъ или подкрѣплять денежными средствами или иными болѣе дѣйственными путями нашихъ родныхъ страдальцевъ въ бывшей Россіи и не останавливаться ни предъ какими доступными ему мѣрами для изъятія ихъ изъ каторжнаго состоянія, въ коемъ они находятся, хотя бы его помощь угрожала ему опасностями или настоящей бѣдой. Это и дѣлаютъ многіе бѣженцы разнообразными способами, въ чемъ да поможетъ имъ Предвѣчный Младенецъ Іисусъ Христосъ, въ эти святые дни 115 лѣтъ тому назадъ помогшій нашимъ дѣдамъ изгнать изъ разоренной Россіи двадесять языковъ, а еще на 200 лѣтъ раньше — внушившій святому Всероссійскому Патріарху Ермогену составить и послать русскому ополченію вдохновенную грамоту, прочитавъ которую, оно мужески изгнало изъ родной земли враговъ своихъ.

Въ виду всего этого вполнѣ умѣстно будетъ закончить наше посланіе выпиской изъ 9-ой пѣсни предпразднственнаго канона на повечеріи; здѣсь приводится возможная бесѣда Пречистой Дѣвы съ Новорожденнымъ Ею Сыномъ Божіимъ.

«Въ странномъ Твоемъ рождествѣ болѣзней избѣгши преестественно, ублажихся, Безначальне Сыне; нынѣ же Тя зрящи отъ Ирода бѣгающа, оружіемъ печали смущаюся душею, взывающи: спасай Тебе почитающія. — Въ землю иду Египетскую, о Мати, да рукотворенная (идолы) низложу трусомъ; души Моея всуе ищущія враги пошлю во адъ, яко единъ державенъ, вознесу и спасу Тебе почитающихъ». Аминь.

Митрополитъ Антоній.       

Источникъ: Окружное посланіе Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященнаго Митрополита Антонія ко дню Христова Рождества. // Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви заграницей. № 23-24 (138-139). — 1 (14) – 15 (28) декабря 1927 года. — Новый Садъ: Типографія «Натошевичъ», 1928. — С. 1-2.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0