Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.)
Отвѣтъ именующимъ себя уполномоченнымъ отъ второго всероссійскаго съѣзда «евангельскихъ христіанъ» на ихъ «посланіе» Святѣйшему Синоду отъ 19 апрѣля 1911 года (о неканоническихъ книгахъ Ветхаго Завѣта).

На имя Св. Синода получено «посланіе» отъ именующихъ себя уполномоченными вторымъ съѣздомъ «евангельскихъ христіанъ» съ ходатайствомъ: 1) объ удешевленіи въ цѣнѣ и 2) объ уменьшеніи въ форматѣ изданій св. Библіи и 3) объ изданіи Библіи «исключительно въ каноническомъ составѣ», съ тѣмъ, чтобы «неканоническія книги печатать отдѣльно». Это-то послѣднее ходатайство составляетъ главную цѣль «посланія», а совмѣстное изданіе каноническихъ книгъ съ неканоническими признается въ немъ «противорѣчащимъ практикѣ древнихъ христіанскихъ церквей первыхъ вѣковъ, которыя не признавали неканоническихъ книгъ за богодухновенныя».

Не понимаемъ, какія «древнія христіанскія церкви» здѣсь разумѣются: мы знаемъ едину святую, соборную и апостольскую Церковь, вѣра въ которую изложена во всѣхъ древнѣйщихъ символахъ; если же подъ многими церквами просители разумѣютъ, кромѣ Христовой Православной Церкви, еще и церкви еретическія: эвіонитскую, гностическую, аріанскую и т. п., то прилагать къ нимъ названіе «христіанскія», значитъ противорѣчить словамъ Христовымъ, Который сказалъ: Аще же Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь (Матѳ. 18, 17). Слѣдуя сему слову Господню, древніе христіане никогда не удостоивали сего наименованія еретиковъ, а только сыновъ истинной Церкви, какъ ясно можно видѣть изъ 7 прав. II вселенскаго собора, 95 прав. VI вселенскаго собора и 31 прав. Лаод. собора. Только Лютеръ и различныя развѣтвленія его послѣдователей, не имѣя никакой возможности считать созданныя ими въ XVI вѣкѣ вѣроисповѣданія и религіозныя общины за истинную Христову и апостольскую Церковь, стали именовать христіанами всѣхъ, кто претендуетъ на таковое наименованіе, и тѣмъ нарушили Христово повелѣніе, которое не отличаетъ отступниковъ единой Церкви отъ язычниковъ.

Итакъ, Христова Церковь православная отъ самыхъ первыхъ вѣковъ преподала своимъ сынамъ св. Библію, вопреки заявленію просителей, безъ всякаго отдѣленія каноническихъ книгъ отъ неканоническихъ, о чемъ свидѣтельствуютъ и древнѣйшіе списки св. Библіи, сохранившіеся отъ IV вѣка, и правила св. апостолъ (85) и помѣстныхъ соборовъ (Лаод. 60 и Карѳ. 33), и каноническія посланія св. отцовъ — Аѳанасія, Григорія Богослова и Амфилохія. Точно такъ же и на службахъ церковныхъ отъ древнѣйшихъ временъ, въ такъ называемыхъ пареміяхъ, предлагалось чтеніе изъ книгъ каноническихъ вмѣстѣ съ неканоническими, напримѣръ, Премудростію Соломона, Варуха и др., а неканоническая часть книги Даніила — пѣснь отроковъ ежедневно отъ древнѣйшихъ временъ воспѣвалась и воспѣвается на 7 и 8 пѣсни утреннихъ каноновъ. Древнѣйшіе отцы Церкви въ своей защитѣ или разъясненіи священныхъ догматовъ вѣры также приводили постоянно изреченія книгъ неканоническихъ (Соломоновыхъ, Іисуса сына Сирахова и др.) наряду съ неканоническими.

Если Церковъ все-таки сохранила такое различеніе въ названіи библейскихъ книгъ, то лишь какъ историческое указаніе на еврейское счисленіе каноническихъ книгъ по числу 22 буквъ еврейской азбуки. Правда, Церковь нѣкоторыя книги Священнаго Писанія окружаетъ особымъ благоговѣніемъ (именно Четвероевангеліе), затѣмъ прочія новозавѣтныя книги примѣняетъ къ жизни своей въ ихъ прямомъ смыслѣ, а ветхозавѣтныя — въ смыслѣ новозавѣтномъ; также и изъ числа послѣднихъ по преимуществу чтитъ св. Псалтирь, по которой совершаетъ свои молитвословія; посему можно пожалуй, и находить нѣкоторое преимущественное уваженіе Церкви къ книгамъ каноническимъ предъ неканоническими, но несомнѣнно, что послѣднія она всегда принимала, какъ слово Божіе, слово непогрѣшительное, по которому должно совершать свое спасеніе и учиться истинамъ вѣры (каноническое посланіе св. Аѳанасія о праздникахъ). Напротивъ, совершенно непонятнымъ представляется, по какому указанію именующіе себя «евангельскими христіанами», такъ называемые штундо-баптисты, обратившіеся въ Святѣйшій Синодъ со своимъ «посланіемъ», различаютъ книги каноническія отъ неканоническихъ и даже отъ апокрифическихъ и, наконецъ, отъ прямо подложныхъ. Если они скажутъ, что они опираются въ этомъ различеніи на авторитетъ «безпристрастной» внѣ вѣроисповѣдной науки, то она давно споритъ и продолжаетъ спорить о подлинности большинства библейскихъ книгъ и даже четырехъ евангелій. Если же наши просители будутъ искать другого указанія для различенія книгъ подлинныхъ и подложныхъ, богодухновенныхъ и небогодухновенныхъ, то окажутся въ самомъ жалкомъ, безпомощномъ положеніи.

Авторитетъ вселенскихъ соборовъ и церковнаго преданія, который для насъ, сыновъ Церкви, опредѣлилъ составъ св. книгъ, имъ чуждъ, ибо, если бы они не отвергали 85 правилъ св. апостоловъ и вселенскихъ соборовъ, то должны были бы признать и іерархію, и таинства, и молитвы за умершихъ, и святые посты, и поклоненіе св. мощамъ, и иконамъ, однимъ словомъ, всю ту полноту благочестія христіанскаго, которое содержитъ св. Церковь отъ временъ мучениковъ и будетъ содержать до второго пришествія Господня, согласно Его слову: Созижду Церковь Мою и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Если же штундо-баптисты отвергаютъ общецерковное преданіе и авторитетъ вселенскихъ соборовъ, то пусть отвѣтятъ, почему они отличаютъ книги каноническія отъ неканоническихъ и отъ апокрифическихъ. Почему отвергаютъ «Евангеліе Ѳомы», «Евангеліе отъ евреевъ»? Кто увѣрилъ ихъ въ томъ, что они не написаны апостолами, а четыре нашихъ евангелія не суть подложныя, чуждыя самимъ евангелистамъ? Но и среди св. книгъ, принадлежащихъ апостоламъ отъ 70, почему одни книги они признаютъ богодухновенными, какъ евангеліе отъ Марка или посланіе Іакова, а другихъ не признаютъ таковыми, какъ, напримѣръ, посланіе ап. Варнавы и два посланія Климента, признанныхъ подлинными и древнею Церковью и современною историческою наукой? Почему, признавая 14 посланій ап. Павла, какъ слово Божіе, не признаютъ таковымъ его посланія къ лаодикійцамъ, о коемъ Павелъ упоминаетъ въ посланіи къ солунянамъ и которое тоже сохранилось въ Церкви, и наукой признается не менѣе подлиннымъ, чѣмъ посланіе къ евреямъ, къ Тимоѳею и др.?

На эти вопросы, ничего не могутъ отвѣтить отступившіе отъ Церкви наши просители, а потому они не имѣютъ никакого искренняго основанія отличать неканоническія книги Библіи отъ каноническихъ и просить о раздѣльности ихъ изданій. Какіе же у нихъ истинныя побужденія къ такой непонятной, повидимому, просьбѣ? Знаемъ какія. Имъ тяжко слушать, когда предъ ними читаютъ изъ маккавейскихъ книгъ о жертвоприношеніи Іуды Маккавея за умершихъ и слѣдующія затѣмъ слова: Какая благочестивая мысль! Посему принесъ за умершихъ умилостивительную жертву, да разрѣшатся отъ грѣха (2 Мак. 12, 45).

Не менѣе того огорчаетъ ихъ видѣніе Іудою Маккавеемъ давно усопшаго пророка, о которомъ ему поясняетъ Онія: Это братолюбецъ, который много молился о народѣ и святомъ городѣ, Іеремія, пророкъ Божій (2 Мак. 15, 14).

Вотъ эти-то и другія библейскія обличенія ихъ заблужденій, ихъ отрицанія предстательства святыхъ и молитвъ за умершихъ и были причиной ихъ нерасположенія къ названнымъ святымъ библейскимъ книгамъ, по слову премудраго: Обличенія нечестивому раны ему (Прит. 9, 7). При всемъ томъ, должно замѣтить просителямъ, что ихъ, плохо прикрытая цѣль, при ходатайствѣ о напечатаніи св. Библіи безъ неканоническихъ книгъ, все равно не будетъ достигнута, если христіане, дѣйствительно, привыкнутъ читать Священное Писаніе (о чемъ, повидимому, заботятся просители), а не подчеркнутыя только сектантами изреченія. Молитва святымъ и молитвы за умершихъ основаны не только на Маккавейскихъ книгахъ: онѣ все равно оставались бы обязательными для христіанъ и безъ упоминанія о нихъ въ святой Библіи — въ силу общецерковнаго преданія, а отвергающіе ихъ подлежали бы слову Господню о преслушавшихъ Церковь.

Но вина послѣднихъ усугубляется тѣмъ обстоятельствомъ, что не только священное преданіе Церкви и столь непріятныя сектантамъ ветхозавѣтныя неканоническія книги Библіи требуютъ отъ вѣрующихъ постояннаго общенія съ умершими — святыми и грѣшными, — но послѣднее вытекаетъ со всею ясностью и изъ святыхъ книгъ Новаго Завѣта. Молитесь другъ за друга, увѣщаваютъ насъ св. апостолы (Іак. 5, 16; 1 Іоан. 5, 16), ибо много можетъ молитва праведнаго поспѣшествуема (Іак. 5, 16). Жалки возраженія сектантовъ о томъ, будто бы здѣсь разумѣются только молитвы живыхъ и о живыхъ: не Самъ ли Господь нашъ приводитъ ветхозавѣтное изреченіе Своего небеснаго Отца: Азъ есмь Богъ Авраама; и Исаака и Іакова; Богъ же нѣсть мертвыхъ, но живыхъ, и добавляетъ отъ Себя: Вси бо Тому живи суть (Лук. 20, 37-38). Священныя книги Новаго завѣта писались тогда, когда почти всѣ апостолы еще были живы, а потому изъяснять подробно ученіе о молитвѣ за умершихъ не было основаній; но отрицать послѣднее, при такихъ ясныхъ сопоставленіяхъ словъ Господнихъ такъ же безумно, какъ если бы кто сталъ отрицать богоугодное значеніе милостыни въ видѣ покупки бѣдному путнику желѣзнодорожнаго билета и сталъ бы ссылаться на то, что въ Евангеліи нигдѣ не предписано покупать билета для неимущихъ. — Еще менѣе могутъ оправдать сектанты свое отрицаніе прославленія святыхъ; утверждая, по своему нелѣпому обыкновенію, будто послѣдніе не слышатъ обращаемыхъ къ нимъ моленій и славословій, и будто такія моленія умаляютъ славу Христову. Откройте Апокалипсисъ, главу XVIII, стихъ 20, и увидите, какъ восклицаетъ св. Іоаннъ къ давно преставившимся праведникамъ: Веселися о семъ небо, и святые Апостолы и пророки, ибо совершилъ Богъ судъ вашъ надъ нимъ, т.-е. надъ Вавилономъ.

Не можетъ такое прославленіе умалять и славы Христовой, ибо вотъ Его собственное слово: И Азъ славу, юже далъ еси Мнѣ, дахъ имъ (Іоан. 17, 22). Такъ посрамляется нечестіе еретиковъ каноническими книгами св. Библіи, какъ и неканоническими, и потому штундо-баптисты, противорѣча яснымъ словамъ Евангелія, не имѣютъ никакого права называть себя евангельскими христіанами: они — нехристіане и Евангелію противники, ибо оставили св. Церковь и отметаются апостоловъ Христовыхъ, которымъ Господь далъ славу Свою, а о такихъ противникахъ вотъ какъ отзывается слово Божіе: Сіи злословятъ то, чего не знаютъ... Горе имъ потому, что идутъ путемъ Каиновымъ, предаются обольщенію мзды, какъ Валаамъ, и въ упорствѣ погибаютъ, какъ Корей (Іуд. 10-11). Если же слово Божіе изображаетъ ихъ, какъ враговъ Божіихъ, чуждыхъ Его благодати, то пусть они возьмутъ назадъ тѣ кощунственныя привѣтственныя слова Святѣйшему Синоду, которыми желаютъ поставить себя равными преемникамъ апостольской благодати, т.-е. христіанскимъ іерархамъ, коимъ въ лицѣ св. Тимоѳея пишетъ ап. Павелъ: Напоминаю тебѣ возгрѣвать даръ Божій, который въ тебѣ чрезъ мое рукоположеніе (2 Тим. 1, 6); не неради о пребывающемъ въ тебѣ дарованіи, которое дано тебѣ по пророчеству съ возложеніемъ рукъ священства (1 Тим. 4, 14).

Такимъ-то носителямъ благодатныхъ даровъ Святаго Духа вы дерзаете преподавать благословеніе и начинать свое «посланіе» словами: «Благодать вамъ и миръ отъ Господа нашего» и пр. Какъ можете преподавать благодать, отпавши отъ нея? Какъ можете, далѣе, усваивать себѣ «искупленіе кровью Его», которой пользуется только «пренебрегаемая вами» (1 Кор. 11, 22) Церковь, по слову апостола: Христосъ возлюбилъ Церковь и Себя предалъ за нее, чтобы освятить ее, очистивъ банею водною посредствомъ слова (Ефес. 5, 25-26; также 1 Кор. 1, 24).

Лишенные Церкви, вы лишены и общенія съ Господомъ Іисусомъ Христомъ, и всѣ ваши рѣчи о спасеніи бываютъ самообольщеніемъ, ибо спасающіеся прилагаются къ Церкви, по слову Дѣяній апостольскихъ (Дѣян. 2, 47), а вы, отпавши отъ нея, обольщаетесь или даже обманываете простецовъ, которыхъ вы надмѣваете богопротивною гордыней и отвергаете отъ послушанія Господу въ Его св. Церкви. Этимъ навлекаете вы на себя слово апостола о первыхъ еретикахъ: Знаетъ Господь, какъ избавлять благочестивыхъ отъ искушенія, а беззаконниковъ соблюдать ко дню суда, для наказанія, а наипаче тѣхъ, которые идутъ, вслѣдъ скверныхъ похотей плоти, презираютъ начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высшихъ (2 Петр. 2, 9-10).

Итакъ, если не хотите навѣки погибнуть съ древними книжниками противъ Церкви, если не хотите навлечь на себя участь Іуды Предатели, то смирите свою гордыню, отбросьте лицемѣріе, покайтесь въ своемъ отступничествѣ и въ соблазнѣ другихъ, въ разрушеніи устоевъ Церкви и отечества, и ищите въ словѣ Божіемъ не кажущихся оправданій своей мнимой безгрѣшности, а истинныхъ указаній о томъ, какъ, придти въ себя, подобно блудному сыну, прежде оставившему обитель своего отца, а затѣмъ сознавшему свое безуміе, — какъ оплакивать попраніе совѣсти и правды, подобно блудницѣ, много согрѣшившей, но потомъ омывшей слезами покаянія стопы Христовы. Тогда Господь, Котораго вы теперь оскорбляете, и святые Божіи, которыхъ вы теперь отвергаете, и мы грѣшные, которые теперь скорбимъ о вашемъ ожесточеніи, — всѣ вкупѣ возрадуемся, какъ говоритъ Господь: Такъ, говорю вамъ, бываетъ радость у ангеловъ Божіихъ и объ одномъ грѣшникѣ кающемся (Лук. 15, 10). Тогда скажетъ о васъ Господь св. апостоламъ и намъ грѣшнымъ, но вѣрнымъ Его сынамъ: Возрадоватися же и возвеселитися подобаетъ, яко братъ мертвъ бѣ и оживе, изгиблъ бѣ и обрѣтеся (Лук. 15, 32).

Источникъ: Отвѣтъ высокопреосвященнаго Антонія, архіепископа Волынскаго, именующимъ себя уполномоченнымъ отъ второго всероссійскаго съѣзда «евангельскихъ христіанъ» на ихъ «посланіе» Святѣйшему Синоду отъ 19 апрѣля 1911 года. // Иллюстрированный духовный журналъ «Воскресный день». — М., 1911. — № 32, — С. 374-376.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0