Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Анатолій Мартыновскій († 1872 г.)
Слово въ день Срѣтенія Господня.

Тебѣ самой душу пройдетъ оружіе (Лук. 2, 38).

По человѣческимъ понятіямъ надлежало бы ожидать, что пресвятая Дѣва, чистѣйшая лучей солнечныхъ, удостоившаяся быть орудіемъ вочеловѣченія предвѣчнаго Слова Отца небеснаго и содѣлавшаяся Матерію Божіею, и тѣмъ самымъ предпочтенная Херувимамъ и Серафимамъ, превознесенная выше всѣхъ тварей не только земныхъ, но и небесныхъ, будетъ еще на землѣ ознаменована самымъ яркимъ блескомъ мірскаго величія, обогащена всѣми земными благами, окружена всевозможными временными утѣхами и удовольствіями. Но вотъ, прозорливый старецъ, едва, по дряхлости лѣтъ, дождавшійся счастія, во исполненіе даннаго ему обѣтованія, увидѣть Спасителя міра, предрекаетъ преблагословенной Матери столь горестную участь, такую болѣзненную скорбь, которая, какъ острое оружіе, имѣла изъязвить материнское Ея сердце, изнурить самыми болѣзненными муками пресвятую душу Ея. Тебѣ же самой, говоритъ праведный Симеонъ, пройдетъ душу оружіе.

Душеспасительно размышленіе о такомъ предопредѣленіи Божіемъ, — потому, преимущественно, что въ слѣдствіе его пресвятая Матерь, по материнскому союзу съ Іисусомъ Христомъ, принявъ столь искреннее участіе въ Его уничиженіи и крестныхъ страданіяхъ, какого не принимало и не могло принять ни одно твореніе во вселенной, тѣмъ самымъ содѣлалась Матерію всѣхъ вѣрующихъ, а особенно скорбящихъ. Такъ, всякій истинно вѣрующій во Іисуса Христа имѣетъ въ лицѣ преблагословенной Матери самую благонадежную споручницу душевнаго спасенія, а каждый, удрученный горестію, обильно можетъ почерпать въ ходатайствѣ о насъ Пренепорочныя подкрѣпленіе и утѣшеніе въ бѣдствіяхъ.

Всякая мать принимаетъ столь искреннее участіе въ судьбѣ дѣтей своихъ, что и радуется ихъ радостію, и страждетъ ихъ болѣзнями, и скорбитъ ихъ скорбію. Такое участіе становится самымъ мучительнымъ, когда мать бываетъ очевидною свидѣтельницею страданій единороднаго сына своего. Въ такомъ случаѣ кажется, будто это двѣ струны, настроенныя на одинъ ладъ, кои, если коснутся одной, обѣ издаютъ одинъ и тотъ-же звукъ. Замѣчательно еще, что всякая мать, чѣмъ возвышеннѣе духомъ, чѣмъ цѣломудреннѣе и святѣе, тѣмъ нѣжнѣе, чувствительнѣе сердцемъ, а посему тѣмъ сильнѣе, болѣзненнѣе ощущаетъ скорби, страданія и боли единственнаго своего сына. Чье же сердце могло быть нѣжнѣе, чувствительнѣе сердца преблагословенной Матери? а посему чьи скорби, болѣзни и страданія могутъ идти въ сравненіе съ тѣми, которыя перенесла Она съ того самаго времени, когда праведный Симеонъ предсказалъ горестную Ея участь на землѣ? Почти въ слѣдъ за симъ предсказаніемъ, внезапно, посреди глубокой ночи, вынуждена была Благодатная, по указанію Ангела, спасать Богомладенца отъ кровожадныхъ замысловъ Ирода бѣгствомъ во Египетъ, по сыпучимъ пескамъ Аравійской пустыни, и тѣмъ-же путемъ возвращаться потомъ въ страну родную, въ которой трудами рукъ своихъ должна была снискивать пропитаніе для Себя и Божественнаго отрока Іисуса. Съ возрастомъ Господа по человѣчеству, возрастали и скорби Пренепорочныя, усиливаясь ежечасно со вступленія Его въ открытое служеніе роду человѣческому. О, сколько терзалась Пресвятая сердцемъ своимъ, что люди большею частію чуждаются Іисуса Христа, не смотря на то, что Онъ пламенно жаждалъ ихъ спасенія, сколько сокрушалась Она, что Его Божественное ученіе называютъ Богохульствомъ; что благотворныя, сверхъестественныя Его дѣйствія считаютъ преступленіями закона Божія; что чудеса Его приписываютъ князю бѣсовскому; что Его упрекали за общеніе съ мытарями и грѣшниками, коихъ Онъ обращалъ на путь покаянія; что Спасителя изгоняли изъ городовъ, постоянно преслѣдовали, злословили Его и угрожали Ему то низверженіемъ съ горы, то побіеніемъ Его камнями!

Но оружіе болѣзней, острѣе всякаго меча обоюду остраго, тысящекратно проходило до глубины души преблагословенной Матери, когда Господь и Богъ нашъ Іисусъ Христосъ огнемъ любви своей и кровавыхъ страданій приносилъ Себя на крестѣ въ жертвенное всесожженіе для удовлетворенія правдѣ Божіей за грѣхи рода человѣческаго. Сердце Пресвятыя обливалось кровію при видѣ Господа, увѣнчаннаго терніемъ, покрытаго отъ ногъ до главы язвами; всѣми чувствами страдала Благодатная, взирая на блѣдное лице Его, на посинѣвшія уста, опухшія отъ слезъ очи, избитыя заушеніями ланиты. Ибо, не отвлекая отъ Сына своего и Бога ни на минуту взора своего, и вслушиваясь въ прерывистое Его дыханіе, вздохи и стоны, Пресвятая съ материнскимъ вниманіемъ слѣдила за малѣйшими подробностями крестныхъ мукъ, углубляясь въ нихъ всецѣлымъ участіемъ нѣжной души своей. Почему естественно, что всматриваясь въ мученія, терзавшія дражайшее тѣло Христово, поражаемая ихъ лютостію, Она почти тѣже ощущала въ членахъ пречистой плоти своей страданія, коими страдалъ Спаситель. Такъ Она чувствовала невыразимую боль, причиненную Ему мучителями, срывавшими съ Него предъ распятіемъ одежды, прикипѣвшія отъ истекавшей крови къ тѣлу Его, израненному бичеваніями; Она въ собственной главѣ ощущала колючесть терноваго вѣнца, коимъ изъязвлена была глава Іисуса; будто жгучіе лучи знойнаго солнца отражались въ Ея членахъ крестныя муки и лютыя боли язвъ на рукахъ и ногахъ Его; и Ея утробу опаляла жажда, сожагаешая внутренность Господа жгучимъ пламенемъ, а растворенное желчію питіе, коимъ мучители напояли Спасителя, отравило горестію и всѣ чувства Благодатныя. Но столь лютыя душевныя Ея болѣзни поминутно усиливались еще неистовыми воплями, дерзкими вызовами, особенно изрыгаемыми противъ Божественнаго величія и святости Іисуса Христа насмѣшками, оскорбленіями и ругательствами враговъ Его. Не явно ли изъ сего, что взирая на Сына своего и Бога, пресыщеннаго хулами, поруганіемъ и уничиженіемъ, испускающаго духъ свой среди ужаснѣйшихъ мученій, Преблагословенная не могла не желать умереть съ Нимъ, и если не умерла съ Іисусомъ тѣмъ родомъ смерти, которая состоитъ въ разлученіи души отъ тѣла; то въ тоже время умирала несравненно мучительнѣйшею смертію, страдая непрерываемыми смертельными муками, и тѣмъ безотраднѣе томилась ими, что не могла умереть, что душа Ея не могла разлучиться съ тѣломъ своимъ вмѣстѣ со смертію возлюбленнаго Сына Ея!

По-истинѣ, только Матерь Бога истиннаго могла не лишиться чувствъ, взирая на столь лютыя мученія Сына своего! Посреди смятенія природы, трепещущей при видѣ Создателя своего смертныхъ болѣзней, когда земля колеблется въ своемъ основаніи, когда солнце меркнетъ среди полудня, когда готова рушиться Голгоѳа, — пренепорочная Матерь стоитъ предъ крестомъ Спасителя въ спокойномъ величіи, съ полною преданностію волѣ Отца небеснаго, не выказываетъ ни однимъ движеніемъ, ни однимъ словомъ или воплемъ душевныхъ мукъ и болѣзней своихъ, но, погруженная въ таинство креста Христова, съ непоколебимою твердостію таитъ въ глубинѣ души своей безмѣрныя томленія сердца своего и, превозмогая ихъ лютость упованіемъ на Бога, съ безпримѣрнымъ мужествомъ ожидаетъ поразительнаго мгновенія, въ которое лишится возлюбленнаго Сына своего!

Явно, что Благодатная не перенесла бы столь лютыхъ душевныхъ терзаній, превосходящихъ человѣческія силы, если-бы не подкрѣпляла Ее благодать Божія. Но съ другой стороны, чему приписать величественное, наружное спокойствіе, съ которымъ Пресвятая взирала на Сына своего, висящаго на крестѣ, и то непоколебимое мужество, съ которымъ Она стояла у креста, если не Божестеннымъ изреченіямъ и ученію Іисуса Христа? Вслушиваясь въ это ученіе изъ дѣтства Его съ материнскимъ вниманіемъ и сохраняя изреченія Господа въ сердцѣ своемъ, благословеиная Матерь благовременно знала, что Іисусъ Христосъ не для того пришелъ въ міръ, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу свою для искупленія многихъ (Мате. 20, 28); что Онъ изъ любви къ роду человѣческому отдастъ плоть свою за жизнь міра (Іоан. 6, 51); что Спасителю надлежало пострадать отъ первосвященниковъ, старѣйшинъ народныхъ и книжниковъ; что Его осудятъ на смерть и предадутъ язычникамъ на поруганіе, біеніе и распятіе (Марк. 10, 33-34). Зная все сіе, и благоговѣя предъ Божественнымъ предопредѣленіемъ, многострадальная Матерь, съ полною преданностію волѣ Отца небеснаго, таила во глубинѣ души своей безмѣрно болѣзненныя ощущенія при видѣ крестныхъ мученій Іисуса Христа, и хотя любила Его самою святою, совершенною любовію, какъ Бога, и самою нѣжною любовію, какъ единственнаго Сына своего; при всемъ томъ, сгарая тою-же любовію, по которой Іисусъ Христосъ предалъ Себя на крестную смерть, и благодатная Матерь рѣшилась, изъ любви къ роду человѣческому, видѣть Спасителя умирающимъ въ мукахъ, и раздѣляя любовь Его, съ благоговѣніемъ взирала на струи крови, текущей изъ язвъ Его, въ увѣрениости, что вмѣстѣ съ кровію Его струится спасеніе рода человѣческаго, что страданія Сына Ея и Бога составляютъ цѣну искупленія міра сего отъ проклятія и смерти вѣчныя!

Такимъ-образомъ на Голгоѳѣ совершились двѣ безпримѣрныя, единственныя жертвы: крестная смерть Іисуса Христа, и преданность Отцу небесному безмѣрныхъ душевныхъ болѣзней преблагословенной Матери. Цѣною Божественной жертвы Спасителя вѣрующіе въ Него усыновляются Отцу небесному; а пріискреннимъ, самымъ болѣзненнымъ участіемъ пренепорочной Матери въ уничиженіи и крестныхъ страданіяхъ Іисуса Христа мы удостовѣряемся, что, по вѣрѣ въ Него, имѣемъ въ Ней самую благосердную Матерь, ходатайствующую предъ Нимъ о нашемъ спасеніи!

Вотъ почему благоговѣніе къ имени Богоматери, — благоговѣніе, коимъ постоянно отличались истинно вѣрующіе со времени основанія Церкви Христовой, можно почесть однимъ изъ тѣхъ Божественныхъ законовъ, о начертаніи коихъ въ сердцахъ христіанъ Духъ Святый предсказалъ въ ветхомъ Завѣтѣ: напишу законы Моя въ сердцахъ ихъ (Іер. 31, 33). Какъ Матерь вѣрующихъ и споручница нашего спасенія, Благодатная сильна возбудить надежду на помилованіе Божіе даже въ безнадежныхъ грѣшникахъ, обращающихся на путь покаянія; тѣмъ благонадежнѣе могутъ притекать къ Ней всѣ скорбящіе, недужные, безпомощные, страждущіе, бѣдствующіе, съ полнымъ упованіемъ на Ея ходатайство предъ престоломъ Спасителя объ услажденіи ихъ горестей, облегченіи страданій, исцѣленіи болѣзней, защитѣ отъ гоненій, призрѣніи въ безпомощномъ состояніи: потому-что пресвятая Матерь, въ теченіи земной жизни своей, сама перенесла невыразимыя скорби и болѣзни душевныя, претерпѣла нищету, скудость и лишенія, испытала злобу міра сего, подверглась презрѣнію легкомыслія.

Но надежда наша на покровительство Богоматери тогда только можетъ быть несомнѣнно твердою, когда мы, сокрушаясь неизмѣннымъ покаяніемъ объ оскорбленіи благости Божіей нашими грѣхами, не будемъ болѣе преогорчевать долготерпѣнія Христова, ограждающаго насъ отъ громовъ правосудія Божія, въ ожиданіи нашего покаянія. Почему, послѣдуя Евангельскому Его ученію, сколь возможно чаще, по примѣру благодатной Матери, станемъ углубляться мыслію въ таинство претерпѣнныхъ Іисусомъ Христомъ ради нашего спасенія страданій, умерщвляя размышленіемъ объ нихъ грѣховныя наши вожделѣнія и страсти. Не прилагая же усилій о покаянномъ сокрушеніи нашего сердца, живымъ воображеніемъ крестной смерти Іисуса Христа, и преогорчевая Его растлѣннымъ образомъ нашей жизни, тщетно будемь надѣяться на заступленіе пренепорочной Его Матери. Итакъ, по слову верховнаго Апостола, Христу пострадавшу за ны плотію, и мы въ туже мысль вооружимся: пострадавый бо плотію преста отъ грѣха (1 Петр. 4, 1). Аминь.

Источникъ: Слова и бесѣды Анатолія, Архіепископа Могилевскаго и Мстиславскаго. Часть III: Слова и бесѣды на праздничные и воскресные дни. — СПб.: Въ типографіи П. А. Кулиша, 1859. — С. 100-113.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0