Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Анатолій Мартыновскій († 1872 г.)
Слово въ первую недѣлю Великаго поста.

Егоже писа Моѵсей въ законѣ и пророцы, обрѣтохомъ Іисуса (Іоан. 1, 45).

Цѣлыя тысящелѣтія ожидалъ родъ человѣческій жертвы, которая, удовлетворивъ за грѣхи его правосудію Божію, вполнѣ убѣждала бы разумъ, что она соразмѣрна оскорбленію величія Божія. Но тщетно проливалась повсемѣстно кровь животныхъ, повсюду дымились на олтаряхъ всесожженія: ни одна жертва не имѣла силы успокоить человѣческую совѣсть разумнымъ убѣжденіемъ, что ею удовлетворено правосудіе Божіе; никто не дерзалъ ни объ одной жертвѣ сказать съ такою увѣренностію, съ какою Іоаннъ Креститель, указавъ на Іисуса Христа, изрекъ: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра (Іоан. 1, 29)! Посему-то, едва услышали сіе свидѣтельство упоминаемые въ нынѣшнемъ чтеніи Евангелія ученики Іоанновы, немедленно въ сокрушеніи сердца не только сами послѣдовали за Спасителемъ, но и ближнимь своимъ сообщаютъ утѣшительное извѣстіе: Егоже писа Моѵсей въ законѣ и пророцы, обрѣтохомъ Іисуса! Вмѣстѣ съ симъ Апостолы прилѣпились къ Іисусу Христу съ такою рѣшимостію, что въ послѣдствіи могли говоритъ Ему: се мы оставихомъ вся и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Матѳ. 19, 27).

Такую-же рѣшимость производитъ въ сердцѣ искренно кающагося глубокое чувство бѣдственнаго состоянія души въ грѣховной неволѣ. Посему, если бы и у насъ первѣйшимъ предметомъ нашихъ желаніи было единое на потребу — душевное: то и мы приступали бы къ таинству покаянія 1-е съ истиннымъ сокрушеніемъ сердца о нашей грѣховности, и 2-е съ неизмѣннымь предположеніемъ жить цѣломудренно, праведно и благочестно.

1. Сокрушеніе, свойственное истинному покаянію, есть внутренняя, болѣзненная скорбь сердца, которою томится кающійся при взглядѣ на протекшую жизнь, отъ сознанія, что она была сцѣпленіемъ самыхъ безразсудныхъ желаній, намѣреній, поступковъ, что она протекала въ суетѣ и легкомысліи. И въ помышляющихъ о вѣчной участи своей, живое сознаніе своей грѣховности превосходитъ всякую душевную скорбь объ утратѣ временныхъ благъ, превосходитъ ощущеніе всякаго рода несчастій и бѣдствій, какія только постигаютъ человѣка въ теченіи настоящей жизни: потому-что если грѣхъ есть величайшее зло, ненавистное премудрости, благости и правдѣ Божіей; если грѣхъ доводитъ до потери высочайшаго блага — самаго Бога; то естественно гораздо болѣе сокрушаться о томъ, что мы поработили себя грѣху, нежели о всѣхъ бѣдствіяхъ, постигающихъ человѣка въ сей жизни? Ибо можно ли вообразить бѣдствіе болѣе того, какъ когда обличаетъ меня совѣсть, что я оскорбилъ Бога, Господа, Благодѣтеля, Отца моего, который въ теченіи моей жизни ежеминутно изливалъ и не перестаетъ изливать на меня безчисленныя благодѣянія; что я преогорчилъ благость Божію, потерялъ милость Отца небеснаго, лишился Его благодати, попралъ своими беззаконіями завѣтную кровь Спасителя моего, отпалъ отъ завѣта съ Нимъ, преогорчилъ благость Утѣшителя Духа Святаго, помрачилъ въ себѣ образъ и подобіе Божіе, осквернилъ одежду оправданія заслугами Христовыми, данную мнѣ во св. крещеніи! Можетъ ли быть чувство болѣзненнѣе того убѣжденія, что я не только сдѣлался недостойнымъ предназначеннаго мнѣ царствія небеснаго, но еще заслужилъ вѣчное отверженіе отъ лица Божія, привлекъ на себя праведный гнѣвъ Божій, пріобрѣлъ вѣчныя мученія и слезы отчаянія въ гееннѣ огненной? Можетъ ли быть злостнѣйшая неблагодарность, безразсуднѣйшая дерзость, упорнѣйшее противленіе, какъ пренебреженіе неисчислимыхъ щедротъ Божіихъ, постоянное преступленіе заповѣдей Всевышняго, ожесточеніе во грѣхахъ, дѣйствующее злобно вопреки благодати Божіей?

Такъ для души, истинно сокрушающейся объ оскорбленіи Бога своими грѣхами, ничего не можетъ быть болѣзненнѣе грѣховнаго состоянія. И при содѣйствіи благодати Божіей, сокрушеніе сердца кающагося полагаетъ благонадежное начало примиренія его съ Богомъ; потому-что, признаніе своей виновности предъ Богомъ и сокрушеніе объ оскорбленіи Его умилостивляетъ Бога. Душа сѣтующая о величествѣ зла грѣховнаго, иже ходитъ сляченъ и боляй, и очи его оскудѣвающіи, и душа алчущая оправданія Господня воздадятъ тебѣ славу и правду, Господи, говоритъ Пророкъ. Такимъ сокрушеніемъ сердца были проникнуты тѣ блаженные, которые, по общей слабости нашей природы, поползнувшись во грѣхъ, всецѣло обратились на путь покаянія, и слезами душевнаго болѣзнованія о томъ испросили помилованіе Божіе и прощеніе грѣховъ своихъ. Такъ очистилъ Богъ отъ грѣховъ кроткато Давида; ибо Давидъ съ горькими слезами молился: помилуй мя, Боже, по велицѣй милости Твоей, и по множеству щедротъ Твоихъ очисти беззаконіе мое (Псал. 50, 1). Простилъ Отецъ небесный блудному сыну безразсудное поведеніе; ибо сей изъ глубины души воздыхалъ: Отче! согрѣшихъ на небо и предъ Тобою, и уже нѣсмь достоинъ нарещися сынъ Твой (Лук. 15, 18. 19). Принялъ Спаситель снова въ ликъ Апостольскій верховнаго Петра послѣ его отреченія, ибо Петръ не переставалъ оплакивать свое малодушіе. Благодать Божія омыла отъ грѣховныхъ нечистотъ Марію, ибо она слезами своими омыла ноги Іисуса Христа, и власами главы своей отерла ихъ.

2. Искреннее сокрушеніе о своей виновности предъ Богомъ, возбудивъ въ кающемся отвращеніе отъ грѣховнаго образа жизни своей, производитъ въ немъ содѣйствующею ему силою благодати намѣреніе впредь провождать жизнь по волѣ Божіей. Какое же намѣреніе въ семъ отношеніи можно почесть признакомъ истиннаго покаянія?

Главный признакъ истиннаго покаянія состоитъ въ рѣшительномъ намѣреніи впредь не возвращаться на путь порока: потому-что, съ одной стороны, не возможно и прощеніе грѣховъ нашихъ, если мы отъ всего сердца не гнушаемся грѣхами своими, не ощущаемъ въ себѣ совершеннаго къ нимъ омерзѣнія; съ другой стороны, если кающійся, сокрушаясь о грѣховномъ своемъ состояніи, не рѣшается въ тоже время всемѣрно стараться объ исправленіи своего поведенія: то вся жизнь его пройдетъ въ безплодныхъ предположеніяхъ о семъ; въ теченіи цѣлой жизни, то будетъ томиться онъ желаніемъ искренняго покаянія, то содрогаться при мысли оставить свои грѣховныя привычки, обратившіяся какбы въ природу его. Посему, хотя по временамъ и станетъ онъ каяться, но никогда не кончитъ начатаго. Равнымъ-образомъ, намѣреніе жить по заповѣдямъ Божіимъ необходимо въ кающемся самое искреннее, которое проникло-бы всѣ силы души нашей. Истинное покаяніе зависитъ еще отъ намѣренія самаго пламеннаго, которое, объявъ всѣ желанія и ощущенія сердца нашего, постоянно окрыляетъ душу нашу любовію къ Спасителю, управляетъ и мыслями, и начинаніями, и дѣйствіями нашими во всѣхъ отношеніяхъ нашихъ. Наконецъ, признакъ истиннаго покаянія состоитъ въ твердой и неизмѣнной рѣшимости, которой не въ состояніи поколебать ни какія препятствія, не могутъ ослабить ни какія затрудненія и обстоятельства жизни нашей! Если кающійся не проникнутъ такою рѣшимостію; то тщетно и самое упованіе его на милосердіе Божіе, тщетна надежда и на прощеніе грѣховъ его. Посему-то Давидъ, обратившись на путь покаянія, клятвою утвердилъ себя въ своемъ предположеніи: кляхся, говорилъ онъ, и поставихъ сохранити вся заповѣди Твоя (Псал. 118, 106), Господи! Самое милосердіе Божіе обѣщаетъ грѣшникамъ помилованіе только подъ условіемъ рѣшительнаго обращенія на путь добродѣтели: отвратитеся, взываетъ Богъ устами Пророковъ, отвратитеся отъ путей вашихъ лукавыхъ и отъ начинаній вашихъ злыхъ (Зах. 1, 4), — да оставитъ нечестивый пути своя, и мужъ беззаконный совѣты своя (Ис. 55, 7)... Обратитеся ко Мнѣ, глаголетъ Господь, всѣмъ сердцемъ вашимъ въ постѣ и въ плачи и въ рыданіи; расторгните сердцá ваша, а не ризы ваша (Іоил. 2, 12-13), и помилую васъ (Іер. 42, 12)… Слѣдовательно, только тотъ можетъ утѣшаться надеждою на милосердіе Божіе, кто, сокрушаясь о своей грѣховности, дѣлаетъ все, что только состоитъ въ его силахъ, чтобы снова не совратиться на путь порока!

Съ сею цѣлію, приступающій къ таинству покаянія долженъ предварительно испытать себя: тверда ли его рѣшимость принесть искреннее покаяніе, или намѣреніе его еще шатко и слабо. А испытать себя въ семъ отношеніи очень легко. Стóитъ только обратить вниманіе: подавляемъ ли мы въ себѣ силою воли и молитвенныхъ воздыханій грѣховный образъ мыслей и желаній? Если ты доселѣ былъ надменнымъ, непокорнымъ, строптивымъ: ощущаешь ли въ себѣ готовность подражать уничиженію Спасителя, смирившаго Себя такъ, что былъ послушливъ Отцу небесному до смерти крестныя? Если ты находилъ удовольствіе въ клеветахъ и пересудахъ: готовъ ли теперь сознаться предъ всѣми въ злословіи, которымъ ты обидѣлъ ближняго? Если ты лѣнился участвовать въ общественномъ Богослуженіи: радуешься ли теперь духомъ, подобно Пророку, когда говорятъ тебѣ: пойдемъ въ домъ Господень? Къ удостовѣренію въ искренней рѣшимости принесть покаяніе содѣйствуетъ еще наблюденіе за собою: избѣгаемъ ли случаевъ, увлекавшихъ насъ въ грѣхопаденія? Рѣшились ли мы всемѣрно удаляться отъ дурныхъ сообществъ, отъ соблазнительныхъ мѣстъ и зрѣлищъ? Отвращаемся ли мы отъ нескромныхъ игръ, забавъ и всего того, что увлекаетъ въ растлѣніе нравовъ? Безъ такой рѣшимости покаяніе наше будетъ ложно, обманчиво; ибо по слову Мудраго: любяй бѣдство впадетъ въ не (Сир. 3, 25)! а Тотъ, кто больше Соломона, говоритъ: аще око твое соблажняетъ тя, изми é, и верзи отъ себе: добрѣйше ти есть со единѣмъ окомъ въ животъ внити, неже двѣ оцѣ имущу ввержену быти въ геенну огненную (Матѳ. 18, 9). И такъ, если углубляясь въ себя, сознаемъ, что нѣтъ еще въ насъ искренней рѣшимости принесть покаяніе, заслуживающее прощенія грѣховъ: то значитъ нѣтъ въ насъ, братія, и искренняго сокрушенія о томъ, что мы грѣхами своими преогорчили благость Божію. О семъ-то болѣе всего и стенать должно, что мы не чувствуемъ сокрушенія о грѣхахъ нашихъ. Для насъ необходимо самое усильное покаяніе и много, много слезъ, потому-что мы и безчувственно грѣшимъ и безмѣрна тяжесть грѣховъ нашихъ!

Господи Боже нашъ, Душе Святый! Сокруши окаменѣніе сердца нашего, даруй намъ образъ покаянія и твердую рѣшимость жить по Твоимъ заповѣдямъ. Аминь.

Источникъ: Слова и бесѣды Анатолія, Архіепископа Могилевскаго и Мстиславскаго. Часть II: Слова и бесѣды на воскресные дни и по особымъ случаямъ. — СПб.: Въ типографіи Я. Іонсона, 1854. — С. 46-57.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0