Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Анастасій Добрадинъ († 1913 г.)
Слово въ день рожденія Его Императорскаго Величества, Благочестивѣйшаго Государя Императора, Александра Николаевича, 17 Апрѣля 1863 г.
Молитва о царѣ есть лучшая дань верноподданническихъ чувствъ царю.

Прекрасное зрѣлище представляетъ семья, когда съ сердечнымъ умиленіемъ молитъ Бога о здравіи и счастіи своего домовладыки въ какой нибудь особенный день его жизни, — когда благочестивая мать семейства, проникнутая чувствомъ любви къ мужу, старается горячею молитвою низвести на него всѣ дары небесной благости, а дѣти, побуждаемые примѣромъ матери, присоединяютъ свой молитвенный лепетъ къ голосу матери и просятъ тѣхъ же благъ своему родителю! Здѣсь любовь и преданность, нѣжность и благодарность, взаимно соединяются и, признавая свои силы недостаточными къ осуществленію благожеланій, молятъ о выполненіи ихъ Того, Кто единъ силенъ осуществить наши желанія и осуществляетъ несравненно лучше, чѣмъ мы того желаемъ и молимъ.

Сл. христіане! Въ примѣрѣ благочестивой семьи мы можемъ видѣть для себя указаніе — какъ намъ праздновать настоящій, сугубо торжественный, день въ жизни нашего возлюбленнаго Монарха. Дѣйствительно, если мы сочувствуемъ своему Держаному Отцу въ великій день Его рожденія, то въ чемъ яснѣе выкажемъ свое сочувствіе, какъ не въ усердной молитвѣ о державѣ, побѣдѣ, пребываніи, мирѣ, здравіии спасеніи Его? Что лучшаго принесемъ въ даръ Ему, какъ не единодушныя моленія о высшей помощи, такъ необходимой Ему и Его царству въ настоящее время?

Подлинно, молитва о царѣ есть самая лучшая дань вѣрноподданническихъ чувствъ царю. Какъ плодъ живой вѣры въ Бога и искренней любви къ царю, она свидѣтельствуетъ о благочестіи и преданности народа; какъ дѣйствительнѣйшее средство къ достиженію высшихъ благъ, она сама по себѣ служитъ высокимъ утѣшеніемъ для царя.

Возможна ли у сердная молитва безъ живой вѣры въ Бога и безъ искренней привязанности къ тому, о комъ мы думаемъ молиться? Пусть у васъ проситъ кто нибудь ходатайства предъ сильнымъ земли: рѣшитесь ли вы ходатайствовать, не узнавъ просителя короче и не расположивпшсь къ нему? рѣшитесь ли ходатайствовать, если неувѣрены, что тотъ, кого будете просить, въ состояніи исполнить и согласится исполнить вашу просьбу? Безъ сомнѣнія, если вы просите о комъ, то — болѣе или менѣе расположившись къ нему, и просите того, въ комъ увѣрены, что исполнитъ вашу просьбу? — Если мы молимся Богу за своихъ родителей и дѣтей, за своихъ родныхъ и ближнихъ, — то не потому ли молимся, что преданы имъ, любимъ ихъ, и вѣруемъ, что Господь услышитъ наши молитвы? Въ противномъ случаѣ, можемъ ли сказать, что эти молитвы чисты и усердны, если не вытекаютъ изъ нашей любви къ тѣмъ, за кого молимся? можемъ ли надѣяться, что онѣ будутъ приняты, яко кадило благовонное и всесожженіе тучное, если не вѣруемъ, что наши молитвы возносятся къ Богу — Существу всемогущему и всеблагому, Который слѣдственно силенъ дать и непремѣнно дастъ блага просящимъ у Него (Матѳ. 7, 11)? Подобнымъ образомъ, когда вѣрноподданные возносятъ молитву — усердную — о своемъ царѣ, то необходимо предполагается, что ихъ молитва основывается не на принятомъ обычаѣ, вытекаетъ не изъ подобострастія или иныхъ видовъ, но есть слѣдствіе искренней привязанности подданныхъ къ царю и прекрасный плодъ живой, дѣятельной, вѣры въ Бога. А гдѣ царствуетъ вѣра въ Бога и привязанность къ царю, тамъ процвѣтаетъ благочестіе и является покорность царю. Гдѣ же благочестіе и покорность взаимно соединены; тамъ обязанности гражданина также ревностно исполняются, какъ и обязанности христіанина, — исполняются не по страху наказаній, но по чистой совѣсти; тамъ, значитъ, есть необходимыя условія благополучнаго царствованія царя и прочнаго благоденствія его царства. А это можетъ ли не радовать царя?

Мало того. Усердная молитва, будучи выраженіемъ вѣрноподданнической любви къ царю и плодомъ живой вѣры въ Бога, служитъ въ тоже время вѣрнымъ средствомъ къ достиженію всѣхъ высшихъ благъ, необходимыхъ для царя и царства. Желать и дѣлать все возможное для того, чтобы царство стояло твердо и непоколебимо, чтобы всѣ въ немъ были единомысленны и сочувствовали высокимъ стремленіямъ царя, чтобы каждый изъ подданныхъ вѣренъ былъ своему долгу и званію, чтобы всѣ — сознательно и разумно — шли къ одной общей цѣли и въ возможной мѣрѣ благоденствовали — желать, говоримъ, и дѣлать все возможное для этого со стороны царя значитъ стремиться къ высшимъ благамъ, какія необходимы для его царства. Но какъ достигнуть этихъ благъ? Усиліями самихъ подданныхъ? Такъ, достигать цѣлей общественныхъ естественнѣе всего съ помощію членовъ общества. Но — всѣ ли въ обществѣ ясно понимаютъ высокія стремленія царя и вполнѣ сочувствуютъ имъ? всѣ ли единомысленны и вѣрны своему долгу и званію? — Исторія пока не представляетъ намъ ни одного народа, который бы самъ собою достигъ всѣхъ высшихъ благъ; а наблюденія надъ человѣкомъ и его природою даютъ возможность заключить, что эти блага вполнѣ и недостижимы для народовъ собственными ихъ силами, пока люди остаются въ настоящемъ своемъ состояніи. Между тѣмъ Слово Божіе свидѣтельствуетъ, что невозможное отъ человѣкъ возможно у Бога — посредствомъ молитвы. Въ самомъ дѣлѣ, чего не можетъ сдѣлать молитва? Какихъ благъ не въ состояніи низвести она съ неба? Вотъ Израиль идетъ въ землю обѣтованную; на него, утомленнаго путешествіемъ, нападаютъ иноплеменники Амаликитяне; неизбѣжно завязывается борьба, которая, къ неожиданной радости Израиля, оканчивается пораженіемъ Амаликитянъ. Спрашивается: что было причиной пораженія? — Молитва Моисея. И бысть говорится въ книгѣ Исходъ егда воздвизаше Моѵсей руцѣ, одолѣваше Израиль (Исх. 17, 11). Во дни Іосафата возстаютъ на царство Іудейское, съ намѣреніемъ изгнать Іудеевъ отъ наслѣдія ихъ (2 Пар. 20, 11), три союзныхъ народа; небыло, по соображеніямъ человѣческимъ, никакихъ средствъ ко спасенію: но благочестивый царь взыскуетъ Господа — и молитвою, соединенною съ сокрушеніемъ сердечнымъ, спасаетъ царство отъ рѣшительнаго удара враговъ. Въ царствованіе Езекіи гордый успѣхами завоеваній царь Ассирійскій посылаетъ своихъ военачальниковъ на Іерусалимъ съ силою, по замѣчанію священнаго лѣтописца, тяжкою зѣло (4 Цар. 18, 17) и требуетъ себѣ добровольнаго подчиненія отъ города, произнося при томъ хулу на Бога Израилева. Благочестивый царь, признавая слабость своихъ силъ предъ могущественнымъ врагомъ, обращается съ усердною молитвою къ Господу: и нынѣ, взываетъ онъ, Господи Боже нашъ, спаси ны изъ руки его и уразумѣютъ вся царстія земли, яко Ты еси Господь Богъ единъ (4 Цар. 19, 19). И внемлющій молитвамъ смиренныхъ Господь возвѣщаетъ царю чрезъ пророка, что не имать внити во градъ (4 Цар. 19, 32) царь Ассирійскій. И дѣйствительно, въ слѣдующую ночь ангелъ погубляющій избиваетъ сто восемьдесятъ пять тысячъ изъ войска Ассирійскаго (4 Цар. 19, 35), — и Сеннахиримъ — такъ звали того царя — вмѣсто Іерусалима возвращается въ Ниневію. Если бы нужно было умножать примѣры, то мы могли бы представить ихъ не только на то, что молитва есть сильное оружіе противъ враговъ и спасаетъ царства отъ погибели, но и на то, что она преклоняетъ на милость гнѣвъ Божій, прекращаетъ смертоносныя язвы, заключаетъ и отверзаетъ небо, низводитъ огонь съ неба, привлекаетъ многоразличные дары благодати, отверзаетъ двери темницъ, разрываетъ оковы и многое другое: но думаемъ, что для вѣрующей души и указанныхъ примѣровъ достаточно, чтобы понять, что молитва есть самое вѣрное средство къ достиженію всѣхъ благъ. Для тѣхъ же, которые вздумали бы сказать при этомъ, что указанные примѣры относятся къ избранному народу и не приложимы по своей исключительности ко всѣмъ, — мы представляемъ непреложныя слова Господни, обращенныя къ вѣрующимъ всѣхъ мѣстъ и временъ: просите, и дастся вамъ: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вамъ. Всякъ бо просяй пріемлетъ, и ищай обрѣтаетъ, и толкущему отверзется (Матѳ. 7, 7); и вся, елика аще воспросите въ молитвѣ вѣрующе, пріимете (Матѳ, 21, 22).

Сл. христіане! При такомъ значеніи молитвы можетъ ли не радоваться нашъ возлюбленнѣйшій Царь, видя о себѣ усердную молитву своихъ вѣрноподданныхъ? Каждый безъ сомнѣнія знаетъ, что если кто изъ нашихъ благочестивѣйшихъ царей заслуживаетъ молитвъ вѣрноподданническихъ, то — по преимуществу нынѣ царствующій Государь Императоръ; каждый также пойметъ что если когда, то особенно въ нынѣшнее (переходное) время усердная молитва о царѣ важна и драгоцѣнна для царя. Вступая на прародительскій престолъ онъ положилъ въ сердцѣ своемъ обнять любовію всѣхъ подданныхъ и сдѣлать участниками благъ гражданственности не одно какое либо сословіе, но всѣ безъ исключенія: и совершившіяся или еще совершающіяся въ нашихъ глазахъ повсюдныя преобразованія внутри отечества, освобожденіе народа отъ крѣпостного права, прекращеніе тягостныхъ монополій и неравномѣрныхъ налоговъ, распространеніе просвѣщенія, преобразованіе воспитательныхъ заведеній, судебная реформа, свобода слова, преобразованіе здѣшняго края, обѣщающія несравненно лучшее будущее, — не свидѣтельствуютъ ли самымъ нагляднымъ образомъ о вѣрности царя даннымъ обѣтамъ и недоказываютъ ли, что онъ — любвеобильнѣйшій отецъ, достоинъ вѣчныхъ благословеній и молитвъ своего народа? Но, съ другой стороны, въ средѣ этого столь щедро осыпаемаго царскими благодѣяніями народа, нѣтъ ли и такихъ, которые не понимаютъ еще благихъ намѣреній царя? Очевидное дѣло, что всякое преобразованіе, особенно въ такомъ обширномъ Государствѣ, какъ наше отечество, не можетъ быть совершено поспѣшно и требуетъ нѣкоторыхъ пожертвованій со стороны извѣстныхъ лицъ и даже сословій; между тѣмъ — нѣтъ ли такихъ, которые слишкомъ самолюбивы и желали бы все преобразовать на свой ладъ, или которые никакъ не могутъ добровольно растаться съ своими личными интересами? — Печальное событіе только что минувшихъ дней, совершившееся въ сѣверной столицѣ, но къ безмѣрной радости всѣхъ вѣрноподданныхъ неудавшееся злодѣю, не позволяетъ сомнѣваться въ справедливости высказываемыхъ (нами) опасеній, и тѣмъ сильнѣе возбуждаетъ духъ молитвенный. Еще болѣе прискорбныя явленія, замѣчаемыя нами на западныхъ предѣлахъ нашего отечества и не прекращаемыхъ даже кроткимъ словомъ всепрощающей любви милосердаго монарха, увѣряютъ насъ, что въ царствѣ благочестивѣйшаго царя и нынѣ еще не всѣ единомысленны и благи, и побуждаютъ искать спасенія для царя и царства въ единодушной и усердной молитвѣ подданныхъ.

Вознесемъ же, вѣрные сыны отечества, съ вѣрою усердныя молитвы къ царю царствующихъ, да сохранитъ онъ драгоцѣнную для насъ жизнь нашего царя, да приложитъ Онъ ему дни на дни и лѣта на лѣта, да исполнитъ Онъ всѣ благія намѣренія Его, да (даруетъ ему благоденственное и мирное житіе, да) вселитъ въ сердца подданныхъ его единомысліе и взаимную любовь, и да раззоритъ злые совѣты людей, не хотяшихъ понять благихъ намѣреній царя, (и да отженетъ отъ предѣловъ нашего отечества всякаго врага и супостата).

Господи! спаси царя и услыши ны, въ онь же аще день призовемъ Тя. Аминь.

Источникъ: Слова и рѣчи Анастасія, епископа Воронежскаго и Задонскаго. 1853-1893 годы. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1894. — С. 151-158.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0