Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Анастасій (Братановскій), архіеп. Астраханскій и Кавказскій († 1806 г.)

Анастасій (Братановскій), архіепископъ. Въ мірѣ Андрей Семеновичъ, сынъ священника Полтавской епархіи, родился въ 1762 г. Образованіе получилъ въ Переяславской семинаріи. Началъ службу преподавателемъ словесности и латинскаго языка въ Сѣвской семинаріи, черезъ годъ перешелъ въ семинарію въ Вологду, гдѣ былъ архіереемъ его дядя. Потомъ былъ переведенъ въ Кирилло-Бѣлозерское духовное училище. Отсюда вызванъ въ Александро-Невскую семинарію учителемъ краснорѣчія, какъ уже извѣстный своими ораторскими талантами, обнаруженными имъ въ Вологдѣ. Въ Петербургѣ онъ принялъ монашество въ 1790 г. и съ 1792 г. былъ законоучителемъ кадетскаго шляхетскаго корпуса; въ томъ же году возведенъ въ архимандрита. Въ 1793 г. назначенъ придворнымъ проповѣдникомъ. Въ 1794 г. избранъ членомъ россійской академіи. Въ 1795 г. назначенъ настоятелемъ Троице-Сергіевой пустыни, въ 1796 г. — московскаго новоспасскаго монастыря и членомъ св. синода. Въ 1797 г. хиротонисанъ во епископа Бѣлорусскаго, въ 1801 г. возведенъ въ архіепископа, въ 1805 г. перемѣщенъ въ Астрахань… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Анастасій Братановскій († 1806 г.)
Слово въ день Преполовенія Пятьдесятницы.

Въ преполовеніе праздника, взыде Іисусъ въ Церковь, и учаше (Іоан. 7, 14).

Премудрый и преблагій Господь и Творецъ нашъ не благоволитъ, чтобы человѣки, подобно несмысленнымъ скотамъ, провождали все время жизни своея безъ всякаго различія, кромѣ дня отъ ночи, и ночи отъ дня, весны отъ лѣта, и лѣта отъ зимы, и осени отъ весны; для того Богъ избралъ и указалъ особые дни для особеннаго нашего въ благочестіи и Богослуженіи упражненія.

Такъ отъ самаго начала міра благословилъ Господь и освятилъ день седьмый, да люди, упразднясь отъ житейскихъ попеченій, благословятъ создавшаго ихъ Творца, и имя Его да освящаютъ не меньше благодарными хвалами, сколь святыми по закону и непорочности дѣлами, и размышляя о промыслѣ Божіемъ, продолжающемъ каждаго бытіе, сохраняющемъ жизнь и управляющемъ все ко благу, тѣмъ бы съ бóльшею преданностію предавали себя владычеству онаго, не воздвигая идоловъ ни самолюбію, ни надѣянію на себя, ни на князи, ни на сыны человѣческіе (Псал. 145, 3), ни самоугожденію, творя все для собственныхъ своихъ страстей и прихотей, а не во славу Бога, благодѣтеля.

На таковомъ предположеніи установленъ закономъ праздникъ для Іудеевъ Новомѣсячія, чтобы въ теченіе года, въ началѣ каждаго мѣсяца, приносили жертвы Богу, при изліяніи молитвъ и прошеній: да благословитъ Господь и начало и конецъ мѣсяца, а чрезъ то бы они благодарною мыслію исповѣдывали, что Господь единъ управляетъ временами; и что когда отверзаетъ Свою десницу, то и осень и весна, и лѣто и зима, и дождь и роса, и вѣтры и громы, и зной и морозъ, вся исполняются благости: отвращшу же Ему руку Свою, все обращается въ наказаніе человѣку, забывающему Бога (Псал. 103, 29). Ибо не можно не признать, что Господь всѣ явленія видимаго сего свѣта, втекающія въ благосостояніе наше земное, обращаетъ къ намъ яко зеркало, въ коемъ явственно изображается, куда сердце наше обращено. Въ неплородіи земли изображается сердце наше неплодоносное въ любви къ Богу и ближнему. Въ безводныхъ облакахъ изображается наша душа, изсякшая въ вѣрѣ и добродѣтеляхъ. Въ тлетворныхъ вѣтрахъ изображаются наши страсти, влекущія насъ къ постыднымъ похотямъ. Въ поражающихъ громахъ и молніяхъ изображается наше мщеніе, наша злоба, наша ненависть къ ближнимъ нашимъ; словомъ: какъ мы обращаемся предъ Богомъ, такъ Богъ обращаетъ къ намъ всю природу или въ наказаніе наше, или въ благословеніе.

Но кромѣ праздника Новомѣсячія были три главнѣйшіе у Іудеевъ праздники установлены, въ которые по закону всякъ мужескій полъ долженствовалъ являться предъ Господемъ. Первый праздникъ Пасхи, празднуемый въ полнолуніе перваго мѣсяца (Исх. 12, 18), т. е. Марта, въ благодарственное воспоминаніе чудодѣйственнаго исхода изъ Египта и избавленія отъ Египетскія работы. Прообразовательную сію Пасху Іудеи праздновали седмь дней, употребляя пищу безквасную (Втор. 16, 16): а мы, получивши прообразованія онаго исполненіе, память Пасхи нашей, Іисуса Христа, сего Агнца непорочнаго, за грѣхи міра прежде вѣкъ закланнаго, должны праздновать въ чистотѣ души, сердца, совѣсти, т. е. съ непорочностію душевною, съ святостію сердечною и съ чистотою совѣсти. Вторый праздникъ былъ Пятдесятница (Втор. 16, 16), по истеченіи седми седмицъ, по Пасхѣ празднуемый. Сей праздникъ учрежденъ былъ въ воспоминаніе закона въ пятдесятый день по исходѣ изъ Египта, на горѣ Синайской, Израилю отъ Бога чрезъ Моисея даннаго. Сей праздникъ былъ прообразованіемъ, что Мессія, совершивъ дѣло искупленія человѣческаго рода, изліетъ въ пятдесятый день Духа Святаго (Іоил. 2, 28), Иже законъ Божій, яко на скрижалѣхъ, въ сердцахъ вѣрующихъ начертаетъ, и закономъ Духа жизни о Христѣ Іисусѣ свободятся отъ закона грѣховнаго и смерти, и елицы Христовы суть (Рим. 8, 2), волю свою соображая съ волею Божіею, содѣлаются единъ духъ съ Господемъ (1 Кор. 6, 17). Какъ же могутъ тѣ праздновать память сошествія Святаго Духа, кои зловоніемъ нераскаянныхъ беззаконій своихъ и грѣховъ изгоняютъ изъ себя благодать Святаго Духа? Сія голубица далеко отлетаетъ отъ дома мерзости и запустѣнія. Третій праздникъ былъ потченіе сѣни (1 Ездр. 3, 4), празднуемый въ пятнадесятый день седмаго мѣсяца. т. е. септемврія. Сей праздникъ продолжался чрезъ семь дней, въ которые Іудеи, вышедъ изъ своихъ жилищъ, витали въ кущахъ и шалашахъ, на открытомъ полѣ вооруженныхъ и вѣтвями древесными осѣняемыхъ. Намѣреніе, съ каковымъ сей праздникъ установленъ, было: 1-е, чтобы Іудеи привели на память ту бѣдную и бѣдственную жизнь, каковую предки ихъ вели въ пустынѣ, скитаясь по безводной и безплодной Аравійской странѣ безъ домовъ, безъ ограды, и среди непріятельскихъ полчищъ, отвсюду ихъ окружавшихъ; 2-е, чтобы съ симъ преждебывшимъ бѣдствіемъ соображали Іудеи то щастіе, кое наконецъ получили, вошедъ въ обѣтованную землю, кипящую медомъ и млекомъ (Исх. 3, 8), такъ, что тѣ, кои не имѣли въ пустынѣ, гдѣ главу свою приклонити, содѣлались обладателями Ханаанскаго царства; 3-е, чтобы всеобщими устами и сердцемъ приносили Богу благодарность на самомъ мѣстѣ изливаемыхъ отъ Него благодѣяній, то есть на поляхъ, гдѣ во время свое даетъ Господь дожди ранніе и поздніе, посѣщаетъ землю и обогощаетъ ее (Дѣян. 14, 17), бразды ея упоеваетъ и умножаетъ жита ея, препоясуетъ холмы радостію и одѣваетъ луга стадами (Псал. 64, 11-13).

Сего-то праздника въ преполовеніе взыде Іисусъ въ Церковь и учаше. Естьли какой праздникъ, то сей, т. е. потченіе сѣни, долженствуетъ нынѣ Евреевъ обличать ихъ въ невѣрствіи, и убѣдить, что гнѣвъ Божій караетъ ихъ вторично. Не нужно имъ теперь выходить изъ градовъ въ поле, изъ домовъ въ хижины, изъ чертоговъ въ шалаши для воспоминанія, какъ предки ихъ скитались по пустынѣ Аравійской; вся вселенная содѣлалась для нихъ пустынею. Нѣтъ у нихъ обѣтованныя земли, нѣтъ своего государства, нѣтъ своего Царя, нѣтъ градовъ, нѣтъ домовъ, нѣтъ отеческихъ земель и полей. И сколько тому лѣтъ, какъ въ разсѣяніи таковомъ находятся? Всѣ наказанія, каковыми нѣкогда посѣщалъ ихъ Богъ, вскорѣ были вознаграждены новыми благодѣяніями. Но се уже 1800 лѣтъ, какъ преслѣдуетъ казнь, и судьба не умилостивляется надъ ними. Се и доселѣ лежитъ на нихъ собственное свое проклятіе: кровь Его на насъ и на чадѣхъ нашихъ (Матѳ. 27, 25); Богоубійство! се есть ихъ неблагодарность, доселѣ правосудіемъ Божіимъ караемая; и долголь будетъ караема? Апостолъ Павелъ нарицаетъ сіе тайною (Рим. 11, 33-34). Нещастные Евреи! нѣтъ для васъ Моисея, ходатайствовавшаго нѣкогда объ отцахъ вашихъ въ пустынѣ къ Богу; нѣтъ больше для васъ Навина, преведшаго нѣкогда чрезъ Іорданъ; нѣтъ Нееміи, возобновившаго нѣкогда храмъ Соломоновъ; нѣтъ Аарона, нѣтъ Пророковъ: ожидаете Мессію; Онъ пришелъ. Ожидаете Мессію; Онъ пріидетъ, но судити живыхъ и мертвыхъ, пріидетъ, да воззрятъ на Него, иже Его прободоша (Іоан. 19, 37), да воззрятъ и возопіютъ: горы! падите на ны, и покрыйте насъ отъ Лица Сѣдящаго на престолѣ и отъ гнѣва Агнча (Апок. 6, 16), Коего мы при яденіи Пасхи образовали, но послѣ поносною смертію заклали.

Но съ какимъ же намѣреніемъ и мы празднуемъ нынѣ Преполовеніе, и какого праздника? потченія ли сѣни? Но не приспѣло время онаго праздника Іудейскаго. Воспоминаемъ ли то, что Іисусъ Христосъ въ преполовеніе праздника вошелъ во храмъ? Но сіе вшествіе было до страданія Христова, а не по воскресеніи Его. Церковь святая празднуетъ нынѣ преполовеніе времени праздника Пятдесятницы, яко совершившееся событіе спасительныхъ и пророчества и обѣтованія, въ праздникъ Преполовенія произнесенныхъ: еще мало время съ вами есмь, и иду къ Пославшему Мя (Іоан. 7, 33); Се прореченіе Христово о Его вознесеніи на небо, одержавъ побѣду надъ смертію и адомъ. Вѣруяй въ Мя, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38); се обѣтованіе Христово о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи во имя Его, и Коего Онъ послалъ на святыя ученики Своя въ день Пятдесятницы!

Сообразимъ же нынѣ ученіе Христово съ расположеніемъ нашея души и нашея жизни. Еще мало время съ вами есмь, и иду къ Пославшему Мя. Такъ ли мы провождаемъ сію краткую жизнь, т. е. помнимъ ли, что странствуемъ на земли, что отечество наше на небеси (Флп. 3, 20); что сія жизнь въ разсужденіи вѣчныя есть едино мгновеніе ока; что по сему мгновенію, какъ мы оное употребимъ, положитъ Судія Богъ опредѣленіе вѣчнаго или щастія или нещастія нашего? Помнимъ ли мы, что намъ должно прейти отсюда и явиться предъ праведнаго Мздовоздаятеля и дать отчетъ въ дѣлахъ, для коихъ Онъ посылаетъ насъ въ вертоградъ сего міра (Матѳ. 20, 4)? О когда бы въ памяти всегда своей мы повторяли: еще мало на землѣ есмь, и иду къ Богу (Іоан. 14, 28), никогда бы не любили страстно міра, ни яже въ мірѣ (1 Іоан. 2, 15)! Еще мало съ вами есмь (Іоан. 7, 33). Ахъ, слушатели! можетъ быть долготерпѣніе Божіе уже сокращается надъ нашими беззаконіями; можетъ быть приближается уже корчина всего міра и вѣка; можетъ быть уже поставляются престолы, разгибаются книги (Апок. 20, 12), уготовляются вѣсы, и Ангелы Божіи препоясуются ко исполненію сего повелѣнія Божія: соберите пшеницу въ житницу, а плевелы сожгите огнемъ (Матѳ. 13, 30). Еще мало, еще мало потерплю вамъ, глаголетъ Господь, дондеже восполню число избранныхъ въ животъ вѣчный: ибо много званыхъ, но мало избранныхъ (Матѳ. 20, 16). О Господи милосердый! потерпи еще на насъ долги наши (Матѳ. 18, 26), да вся Ти воздадимъ чрезъ покаяніе наше, чрезъ вѣру въ Тебе, чрезъ благотворенія ближнимъ нашимъ. Еще мало время съ вами есмь. Ты ли сіе глаголеши, Господи, вѣчно живый, вездѣ сый и вся исполняяй? Такъ, слушатели! Господь всегда есть, былъ и будетъ, яко Творецъ: но Онъ благодатію Своею яко Отецъ и яко Спаситель тогда съ нами есть, когда и мы находимся съ Нимъ. Но не должны ли мы признаться, и обратно сказать: еще мало время съ Тобою есмы, о Господи! ибо младенчество наше исчезло въ невѣдѣніи Тебя; юношество протекло въ играніи со страстьми своими и суетными мечтаніями; мужество проходитъ въ исканіи почестей, славы, достоинства, роскошей; старость скончавается въ стяжаніяхъ, тѣмъ паче ускоряющихъ послѣднюю кончину. Еще мало время съ Тобою, о Господи, есмы. Наше время иждивается или въ торговли, или въ купли, или въ промыслахъ, или въ ремеслахъ, или въ тяжбахъ, или въ ябедахъ, или въ пиршествахъ, или въ играхъ, или въ обманахъ, или въ хитростяхъ, или въ мщеніи, или въ служеніи страстямъ. Еще мало время съ Тобою, о Господи Спасителю, есмы! О, ежели бы мы, начавъ бытіе отъ самыя юности нашея съ Господемъ, и пребывъ съ Нимъ до самыя смерти, могли сіе, съ сокрушеніемъ сердца, сказать при послѣднемъ издыханіи; тогда бы конечно услышали сей отвѣтный гласъ: отпускаются тебѣ грѣси твои многи, яко возлюбилъ еси Мене много (Лук. 7, 47). Конечно, разбойникъ и на крестѣ услышалъ: днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43); но се примѣръ того, какъ Богъ пріемлетъ истинное покаяніе, а не подражаніе разбойнику, чтобы отлагать раскаяніе, доколѣ предстанетъ смерть. Петръ отвергся было Христа, однако получилъ прощеніе и Апостольство: но сей примѣръ можетъ отрѣвать отчаяніе отъ души, измѣнившей Богу, а не подаетъ свободности предательствовать вѣру, законъ, добродѣтель, Церковь, отечество. Давиду прощено убійство и прелюбодѣйство; но сей примѣръ милосердія Божія съ тѣмъ ли предлагаетъ намъ слово Божіе, чтобъ мы прелюбодѣйствовали и убивали? Ахъ, да не будетъ сіе! Чѣмъ совѣсть наша болѣе укоряетъ насъ, что мало съ Господемъ обращаемся, тѣмъ поспѣшить должны обращаться къ Господу.

Боже и Господи нашъ! Ты обѣщалъ пребыти съ нами до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20); обѣщаніе Твое есть истинное. И мы въ крещеніи нашемъ обѣщали пребыти съ Тобою до скончанія нашея жизни; но обѣщаніе наше есть человѣческое и погрѣшительное. Обращай, привлекай, привязывай насъ къ Себѣ Твоею всемогущею благодатію. Се и души, се и сердца наши предъ Тобою! Аминь.

Источникъ: Сочиненія Анастасія, Архіепископа Астраханскаго, бывшаго Могилевскаго и Витебскаго. (Съ портретомъ Преосвященнаго). — Изданіе Кораблева и Сирякова. — СПб.: Въ Типографіи Вѣдомостей С.П.Б. Городской полиціи, 1850. — С. 173-180.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0