Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Анастасій (Братановскій), архіеп. Астраханскій и Кавказскій († 1806 г.)

Анастасій (Братановскій), архіепископъ. Въ мірѣ Андрей Семеновичъ, сынъ священника Полтавской епархіи, родился въ 1762 г. Образованіе получилъ въ Переяславской семинаріи. Началъ службу преподавателемъ словесности и латинскаго языка въ Сѣвской семинаріи, черезъ годъ перешелъ въ семинарію въ Вологду, гдѣ былъ архіереемъ его дядя. Потомъ былъ переведенъ въ Кирилло-Бѣлозерское духовное училище. Отсюда вызванъ въ Александро-Невскую семинарію учителемъ краснорѣчія, какъ уже извѣстный своими ораторскими талантами, обнаруженными имъ въ Вологдѣ. Въ Петербургѣ онъ принялъ монашество въ 1790 г. и съ 1792 г. былъ законоучителемъ кадетскаго шляхетскаго корпуса; въ томъ же году возведенъ въ архимандрита. Въ 1793 г. назначенъ придворнымъ проповѣдникомъ. Въ 1794 г. избранъ членомъ россійской академіи. Въ 1795 г. назначенъ настоятелемъ Троице-Сергіевой пустыни, въ 1796 г. — московскаго новоспасскаго монастыря и членомъ св. синода. Въ 1797 г. хиротонисанъ во епископа Бѣлорусскаго, въ 1801 г. возведенъ въ архіепископа, въ 1805 г. перемѣщенъ въ Астрахань… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Анастасій Братановскій († 1806 г.)
Слово на другой день Св. Пасхи.

Христосъ воскресе!

И вы, торжествующіе Христіане, отвѣтствуете: воистину воскресе! И что сего привѣтствія радостнѣе быть можетъ для насъ? Ибо Аще же Христосъ не воста; то суетна проповѣдь Евангельская, суетна вѣра наша (1 Кор. 15, 14), и мы во грѣсѣхъ умираемъ безъ оправданія, безъ надежды живота вѣчнаго. Умирать, уже для смертнаго естественно: но умирать во грѣсѣхъ, для человѣка пагубно. Тамо умираетъ тѣло, здѣсь вѣчно погибаетъ душа. Несчастіе сіе велико. Оно ужасило, да такъ скажу, самое правосудіе Божіе и подвигло къ милосердію Бога обѣщать, сотворить и совершить благодатное спасеніе грѣшника человѣка. По сему Богъ, при самомъ громѣ проклятія, коимъ поражалъ ветхаго Адама, вмѣстѣ оживотворилъ душу его чаяніемъ того благословеннаго Сѣмени, которое сотретъ и жало грѣха, и главу грѣхоначальника діавола и виновника смерти. Сіе благословенное Сѣмя, сей Творецъ и совершитель спасенія есть Іисусъ Христосъ, Богочеловѣкъ, единородный Сынъ Божій. Тайна спасенія твоего, о человѣкъ! непостижима: ибо Спаситель твой есть непостижимый Богъ.

Христосъ воскресе! Должно было Іисусу Христу пострадать и умереть, должно было и воскреснуть. Долгъ cмерти Христовой есть долгъ грѣшника человѣка, по которому онъ вѣчно умираетъ, яко предъ правосудіемъ Божіимъ нерасплатимый должникъ. Могъ человѣкъ прогнѣвать Бога: но примириться съ Богомъ самъ собою не можетъ. Ибо покаяніе ли онъ принесетъ? Но чрезъ то признаетъ токмо себя повиннымъ суду Божію, а не оправданнымъ. Законъ ли исполнитъ? Но въ единой заповѣди погрѣшивъ, дѣлается преступникомъ всего закона, и чрезъ то усугубляетъ только бремя осужденія своего. Проліетъ ли жертвенную кровь? Но кровь тельчая или козляя како можетъ омыть скверну грѣховную? Умретъ ли за грѣхи свои? Но смерть есть слѣдствіемъ грѣха, а не очищеніемъ онаго. Такъ, грѣшникъ человѣкъ предъ правосудіемъ Божіимъ есть нерасплатимый должникъ. Сказали мы выше, что тайна спасенія твоего, о человѣкъ! непостижима; ибо Спаситель твой есть непостижимый Богъ. Сынъ Божій, съ принятіемъ человѣческаго естества, принялъ на Себя и всѣ грѣхи наши съ смертновѣчнымъ осужденіемъ ихъ. Онъ безгрѣшенъ, и Его правда покрыла неправды наши. Его временныя страданія были и суть вѣчнымъ удовлетвореніемъ правосудію Божію за насъ: ибо страдалъ Богочеловѣкъ. Его кровь есть очистительная жертва грѣховъ: ибо кровь Его есть кровь Богочеловѣка. Его тридневная смерть есть безконечная цѣна безсмертнаго блаженства: ибо умеръ Богочеловѣкъ. Его воскресеніе есть торжественное увѣреніе, что Онъ Богочеловѣкъ, истинный спасенія Творецъ и Совершитель. Ибо аще бы не воскресъ: то смерть Его была бы общая человѣческая. И тогда бы справедливо можно сказать: «мы рекли: Богъ еси; Ты же умеръ яко человѣкъ, и палъ еси яко единъ отъ князей»; тогда тща была бы проповѣдь Евангельская, суетна вѣра наша, и мы въ жизни сей точію уповающе во Христа были бы окаяннѣйши всѣхъ человѣкъ. Іисусъ Христосъ преданъ бысть за прегрѣшенія наша, и воста за оправданіе наше (Рим. 4, 25); да якоже царствова грѣхъ во смерть: такожде и благодать воцарится правдою въ жизнь вѣчную Іисусъ Христомъ Господемъ нашимъ (Рим. 5, 21). И что сего благовѣстія можетъ быть радостнѣе?

Христосъ воскресе, и сѣде одесную Бога Отца, всегда ходатайствуя о вѣрующихъ въ Него. И такъ представитъ ли смущенная совѣсть наша Бога, яко праведно прогнѣваннаго нами? да успокоится отъ смущенія своего. Воскресшій Іисусъ Христосъ своими страданіями и смертію удовлетворилъ за насъ, и Богъ въ Немъ примирился съ нами, такъ что вмѣняетъ насъ быти благодатными сынами Своими. Содрогнется ли сердце наше отъ тяжести грѣховъ и злодѣяній? Правда, и должно содрогаться, но сотрясеніемъ вѣры и покаянія, и тогда уже да успокоится: воскресшій Іисусъ Христосъ есть очищеніе грѣховъ нашихъ; и какъ нѣсть грѣхъ, побѣждаяй человѣколюбіе Божіе, такъ едина капля крови Христовой довлѣтельна къ омытію грѣховъ всего человѣческаго рода. Возсѣтуемъ ли когда о смертности нашей, и смертные то видимые ужасы, то будущіе страхи поколеблютъ все человѣческое наше великодушіе? Вспомнимъ, вспомнимъ, что мы Христіане; воскресшій Іисусъ Христосъ смертію Своею истребилъ всѣ тѣ ужасныя послѣдствія смерти, коими невѣрующая душа конечно убивается. Мы со Христомъ разъ умерли въ крещеніи нашемъ, и облеклись въ жизнь Его, такъ, что аще живемъ, аще умираемъ, Господни есмы (Рим. 14, 8). И тѣлесная смерть есть токмо преселеніемъ души нашея къ совершенному обладанію жизни вѣчныя, яже и пріобрѣтена Іисусомъ Христомъ, и въ Немъ сокровена. Поразятся ли когда мысли наши неумытною строгостію страшнаго будущаго суда? И должно. Ибо уже ли нечестивецъ будетъ нечествовати на земли безъ наказанія? уже ли беззаконникъ будетъ беззаконствовати въ сей жизни безъ осужденія въ будущей? Нѣтъ: правосудіе Божіе всякому воздастъ по дѣломъ. Но добродѣтельные Христіане, т. е. вѣру свою во Іисуса Христа свидѣтельствующіе добрыми дѣлами, вы слышите во Евангеліи, какимъ именемъ наречетъ васъ судія Богъ? Симъ: Пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царство (Матѳ. 25, 34). Воскресшій Іисусъ Христосъ есть Судія; но Онъ спаситель нашъ. Его святѣйшія заслуги суть заслуги наши; Его Божественная святость есть святость наша; въ Немъ-то мы благословенныя чада Отца небеснаго; въ Немъ-то и съ Нимъ наслѣдуемъ уготованное царство; и вѣрующихъ во Іисуса Христа не поражаетъ сей правосудія Божія приговоръ: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Матѳ. 25, 41), т. е. служащимъ діаволу, иже суть невѣрные Богу и Евангелію, но вѣрные рабы грѣха.

По сему-то воскресеніе Христово составляетъ для насъ и на земли праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ. Мы къ общенію радости нашей призываемъ и небо и землю и Ангеловъ и всю тварь. Ибо имѣемъ свидѣтельство, яко животъ вѣчный далъ есть намъ Богъ, и сей животъ въ Сынѣ Его есть, въ воскресшемъ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ.

Кому же мы отвѣтствуемъ: воистину воскресе? Отвѣтствуемъ проповѣди Апостольской о воскресеніи Христовомъ, и чрезъ то свидѣтельствуемъ, что мы вѣруемъ во Евангеліе. Для чего отвѣтствуемъ? Для того, что сердцемъ бо вѣруется въ правду, усты же исповѣдуется во спасеніе (Рим. 10, 10). Ибо аще кто постыдится исповѣдати Іисуса Христа и сего распята, сего постыдится и Самъ Онъ, егда пріидетъ во славѣ Своей и Отчей, и святыхъ Ангелъ.

Како отвѣтствуемъ, при лобзаніи взаимномъ? Сей есть знакъ Христіанскія нашея любви и между собою, и ко Іисусу Христу. Возлюбленніи, умоляетъ св. Іоаннъ, аще сице возлюби насъ Богъ, яко Сына Своего единороднаго посла въ міръ, да живи будемъ Имъ; то и мы должны есмы другъ друга любити. И сію заповѣдь мы имѣемъ отъ самаго Спасителя, да любяй Бога, любитъ и брата своего (1 Іоан. 4, 11. 9. 21).

Испросимъ, испросимъ нынѣ и всегда Божественную благодать, да вся жизнь наша отвѣтствуетъ, что воскресшій Іисусъ живетъ въ насъ, и мы живемъ Ему; да Ангелы и человѣки возмогутъ каждаго изъ насъ глаголющаго: Христосъ воскресе! праведнымъ отвѣтомъ привѣтствовати: се воистину Христіанинъ, въ немъ же льсти нѣсть; въ немъ воистину воскресе Христосъ. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Анастасія, Архіепископа Астраханскаго, бывшаго Могилевскаго и Витебскаго. (Съ портретомъ Преосвященнаго). — Изданіе Кораблева и Сирякова. — СПб.: Въ Типографіи Вѣдомостей С.П.Б. Городской полиціи, 1850. — С. 7-11.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0