Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Амвросій (Подобѣдовъ), митр. Новгородскій и С.-Петербургскій († 1818 г.)

Амвросій (Подобѣдовъ), митрополитъ. Въ мірѣ Андрей, сынъ священника владимірской епархіи, родился въ 1742 г. Образованіе получилъ въ Троицкой семинаріи, по окончаніи курса которой былъ въ ней же учителемъ. Въ 1768 г. принялъ монашество и въ томъ же году переведенъ въ академію, гдѣ въ 1771 г. сталъ префектомъ и учителемъ философіи, а потомъ богословія. Въ академіи прославился, какъ даровитый проповѣдникъ. Особенно извѣстна была его проповѣдь, сказанная по случаю убіенія архіепископа Амвросія (Зертисъ-Каменскаго), которая была по высочайшему повелѣнію издана, печаталась нѣсколько разъ и была переведена на французскій и нѣмецкій языки. Будучи префектомъ, о. Амвросій составилъ «Руководство къ чтенію Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта», изданное въ 1779 г. Св. Синодомъ и бывшее долгое время единственнымъ учебнымъ руководствомъ въ духовныхъ школахъ. Въ 1774 г. о. Амвросій назначенъ ректоромъ академіи. 5 іюля 1778 г. хиротонисанъ во епископа Сѣвскаго, викарія Московской митрополіи… далѣе>>

Слова и рѣчи

Митр. Амвросій Подобѣдовъ († 1818 г.)
Слово 63. Въ недѣлю сыропустную.

И нынѣ глаголетъ Господь Богъ вашъ: обратитеся ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимь, въ постѣ и въ плачи, и въ рыданіи, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Іоил. 2, 12-13).

Ежели когда, то нынѣ особливо приличествуетъ намъ сіе увѣщаніе Божіе, устами Пророка Іоиля, нѣкогда проповѣданное Израильскому народу. Ибо Церковь Христова нынѣ готовится отверсти намъ врата святыя четыредесятницы, съ первыхъ временъ Христіанства особенно предопредѣленныя для поста, сокрушенія о грѣхахъ и обращенія къ Богу. Нынѣ, взываетъ намъ она подобно Іоилю, воздержаніемъ тѣло смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами, и слезами Господа, спасающаго насъ, взыщемъ! Очистимъ душу, очистимъ плоть, постимся, якоже въ снѣдехъ, отъ всякія страсти, добродѣтельми наслаждающеся духа! Всякъ убо, кто признаетъ себя сыномъ Церкви Христовы, долженъ внимать и повиноваться сему матернему ея гласу. Правда, Христіанинъ и всегда обязанъ, яко ежедневно слабостямъ подверженный, сими средствами врачевать свои болѣзни: но ежели въ опредѣленное уже для всеобщаго врачеванія чадомъ Церкви время онъ врачевать себя тѣмъ не будетъ, то, яко членъ тѣла неизцѣльный, отсѣчется и причтется къ язычникамъ и мытарямъ, преслушающимъ Церковь и за то ею отвергаемымъ.

Вступая убо въ поприще святаго поста, побесѣдуемъ въ наставленіе наше о важности и пользѣ онаго.

Двоякій постъ Богъ чрезъ Пророка Іоиля заповѣдовалъ Израильскому народу: сирѣчь постъ собственно тако именуемый тѣлесный, состоящій въ воздержаніи отъ брашенъ, а другій духовный, состоящій въ плачи, и въ рыданіи, и въ обращеніи ко Господу Богу. Тоже заповѣдуетъ намъ и святая Церковь. «Постимся тѣлеснѣ, вѣщаетъ она, постимся и духовнѣ. Въ первомъ постѣ да смиримъ тѣло, а въ другомъ молитвами и слезами да взыщемъ Господа; первымъ да очистимъ плоть, а вторымъ душу; въ первомъ да воздержимся отъ снѣдей, а во второмъ отъ всякія страсти». Оба сіи поста имѣютъ между собою такую же тѣсную связь, какую имѣютъ въ насъ тѣло и душа, а потому одинъ безъ другаго совершенны быть не могутъ; и какъ всѣ наши понятія и пожеланія первоначально произходятъ отъ тѣлесныхъ чувствъ, то прежде надлежитъ очистить чувства, дабы очистить душу. Отселѣ можетъ уразумѣть, сколь важенъ, нуженъ и полезенъ постъ тѣлесный для усовершенія самаго духовнаго поста.

Но для Христіанина нѣтъ надобности естественными причинами сіе доказывать: ибо онъ вѣдаетъ, что постъ тѣлесный вмѣстѣ съ душевнымъ заповѣданъ былъ самимъ Богомъ и въ раи Прародителямъ нашимъ, и въ законѣ Моисеовѣ Израильскому народу, и подтвержденъ примѣрами Пророковъ и Апостоловъ. Ежели убо сугубый постъ сей нуженъ былъ и невиннымъ праотцамъ и святымъ потомкамъ ихъ: то можемъ ли мы, всѣмъ естествомъ нашимъ растлѣнные, отрещися отъ онаго нынѣ безъ крайняго нечестія предъ Богомъ? И ежели все оное растлѣніе въ насъ произошло отъ невоздержанія, то чѣмъ и отвращено быть можетъ кромѣ воздержанія? Да и кто въ себѣ самомъ не чувствовалъ когда либо, что пища и питіе, утучняющія соками его тѣло, всегда бывали пищею и страстямъ? Когда бо совершаются наипаче игры, кличи, плясанія и другія студодѣйства, какъ не въ пресыщеніи яствами и питіями? Пока Израиль въ пустыни терпѣлъ гладъ, то обращался и прибѣгалъ къ Богу: но яде Іаковъ и насытися, уты, утолстѣ, разшире, и остави Бога сотворшаго его, и отступи отъ Бога Спаса своего (Втор. 32, 15). Тоже замѣчаетъ Пророкъ Іезекіиль и о Содомитянахъ. Сіе беззаконіе Содомы, говоритъ онъ, гордость, въ сытости хлѣба, во изобиліи вина, и сластолюбствоваша та и дщери ея (Іез. 16, 49).

Но хотя бы мы не дознавали сея истины на другихъ и на себѣ, хотя бы мы не видали заповѣди сей въ законѣ Божіи; то единый примѣръ Божественнаго нашего Учителя, постившагося безъ пищи четыредесять дней въ пустыни, доволенъ былъ бы для увѣренія насъ о потребности и важности поста тѣлеснаго. Не для себя конечно исполнилъ Онъ сіе правило воздержанія, но для убѣжденія насъ къ подражанію. Ибо собственная Его святѣйшая плоть не требовала таковаго умерщвленія, не бывъ порабощена никакимъ страстямъ человѣческимъ. Ежели бы достигъ и человѣкъ до сего избавленія отъ порабощенія страстямъ своимъ, то бы не нуженъ былъ и ему постъ тѣлесный. Въ такомъ состояніи будемъ мы тогда, когда Спаситель преобразитъ тѣло смиренія нашего, во еже быти сему сообразну тѣлу славы Его (Флп. 3, 21). Въ такомъ состояніи были и въ бренной своей плоти Апостолы, пока находились неотлучно отъ своего Учителя, освящавшаго ихъ непосредственною своею благодатію. Ибо пишется во Евангеліи, что когда ученики Іоанновы вопросили Спасителя, глаголюще: почто мы и фарисеи постимся, ученицы же Твои не постятся? то Спаситель отвѣщалъ, что они находятся какъ бы сынове брачніи при женихѣ, преисполняющемъ ихъ своею радостію: но когда отлучится отъ нихъ женихъ, тогда должны будутъ и они поститься: егда отымется отъ нихъ Женихъ, и тогда постятся (Матѳ. 9, 14-15). И подлинно, самъ Іисусъ Христосъ, отходя отъ міра сего и оставляя учениковъ своихъ, засвидѣтельствовалъ предъ Отцемъ своимъ, что они дотолѣ сохраняемы были Его благодатію; а потому молилъ Его, пріяти ихъ въ свое уже охраненіе. Отче! взывалъ Онъ, соблюди ихъ во имя Твое, ихже далъ еси Мнѣ. Егда бѣхъ съ ними въ мірѣ, Азъ соблюдахъ ихъ во имя Твое, и никтоже отъ нихъ погибе (Іоан 17, 11-12). Но Іоаннъ Предтеча, сколь ни святъ былъ самъ, однако, яко человѣкъ, не могъ своею святостію предохранять учениковъ своихъ отъ страстей безъ посредства поста; и потому-то ученики его обязаны были поститися. Да и Апостоли Христовы едва лишилися своего божественнаго Наставника, то въ молитвахъ и постѣ по вся дни пребывали въ церкви; и когда утверждали въ вѣрѣ братію свою, то помолившеся съ постомъ, предавали ихъ Господеви (Дѣян. 14, 23).

Правда, первые ученики Христовы не имѣли опредѣленныхъ временъ для поста, ниже опредѣленнаго качества онаго; но ежели бы и всѣ вѣрные доселѣ оживотворялись Апостольскимъ духомъ въ вѣрѣ и воздержаніи, то бы и донынѣ Церкви святѣй не было нужды дѣлать таковыя установленія. Первенствующіе Христіане постомъ почитали воздержаніе отъ всякія пищи; и таковый постъ соблюдали при всякихъ пріуготовленіяхъ къ важнымъ и богоугоднымъ дѣяніямъ. Но поелику не всѣхъ силамъ совмѣстно было сіе правило, а многіе по своевольству уклонялись отъ исполненія онаго; то положено было еще Апостольскими учениками различеніе снѣдей и означеніе времени постовъ. Наипаче святый постъ четыредесятницы возложенъ былъ на всѣхъ подъ строгимъ Апостольскимъ запрещеніемъ [1]. Ибо онъ уставленъ во первыхъ въ подражаніе четыредесятодневному самаго Спасителя посту въ пустыни; во вторыхъ для особеннаго размышленія о спасительныхъ дѣяніяхъ и подвигахъ Его; въ третьихъ для очищенія совѣсти нашея обращеніемъ, покаяніемъ и пріуготовленіемъ къ достойному причащенію Новозавѣтныя Пасхи Христовы, сирѣчь, самаго тѣла и крови Его. Достойно убо всякаго уваженія сіе Церкви Христовы установленіе святаго поста! Истинный и усердный Христіанинъ, и безъ того собственною своею совѣстію движимый, возложитъ на себя добровольно сію обязанность: но для другихъ поползновенныхъ потребнымъ содѣлался на сіе законъ Церкви. Ибо ежели и при ономъ иные не воздерживаются отъ объяденія и піянства; то чего бы ожидать и отъ многихъ другихъ, когда бы Церковь не дѣлала сему явнаго запрещенія? Ежели многіе пресыщаются и постными малопитательными снѣдями, то какую мѣру чревоугодіе наблюдало бы въ сладострастнѣйшихъ яствахъ? Правда, многіе стараются оправдываться тѣмъ, что они могутъ наблюдать постную умѣренность при всякихъ снѣдяхъ. Но ежели снѣди сіи, при всей собственной ихъ умѣренности, соблазнятъ другихъ чревоугодниковъ; то самый соблазнъ сей не хуже ли ихъ воздержанія и не обращается ли имъ въ вину? Блюдите, говоритъ таковымъ святый Апостолъ Павелъ, да не како власть ваша сія преткновеніе будетъ немощнымъ. Согрѣшающе бо въ братію и біюще, сирѣчь, повреждающе ихъ совѣсть немощну сущу, во Христа согрѣшаете. Тѣмже, присовокупляетъ, аще брашно соблазняетъ брата моего, не имамъ ясти мяса во вѣки, да не соблазню брата моего (1 Кор. 8, 9. 12-13).

Съ другой стороны не должно поставлять весь постъ въ одномъ воздержаніи отъ снѣдей, какъ поставляютъ тщеславные фарисеи и невѣжды. Сего не предполагаетъ въ законоположеніи своемъ и святая Церковь. Постимся тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ, взываетъ намъ она. Самый постъ тѣлесный уставленъ для облегченія поста душевнаго, а безъ сего суетенъ будетъ и тотъ. Что бо пользы воздерживать плоть отъ сластей, но не воздерживать сердце отъ страстей и пороковъ? Что пользы не ясти брашенъ, но снѣдать ближняго злобою, завистію и ухищреніями? Что пользы не давать чреву пищи, но отнимать оную и у бѣдныхъ? Мерзокъ таковый постъ будетъ предъ Господемъ. Пророкъ Исаія, описывая сицевый бывшій постъ у Израильтянъ, представляетъ ихъ вопрошающими у Бога: что яко постихомся, и не увидѣлъ еси? смирихомъ души наша, и не увѣдѣлъ еси? Но что же отвѣщаетъ Богъ? За то, говоритъ Онъ, что во дни пощеній вашихъ обрѣтаете воли ваша, и вся подручныя ваша, томите. Аще въ судѣхъ и сварѣхъ поститеся, и біете пястьми смиреннаго, вскую Мнѣ поститеся якоже днесь, еже услышану быти съ воплемъ гласу вашему? Не сицеваго поста Азъ избрахъ, и дне, еже смирити человѣку душу свою, ниже аще слячеши яко серпъ выю твою, и вретище и пепелъ постелеши, ниже тако наречете постъ пріятенъ. Аще отымеши отъ себе соузъ, и рукобіеніе, и глаголъ роптанія, и даси алчущему хлѣбъ отъ души твоея, и душу смиренную насытиши, тогда возсіяетъ во тмѣ свѣтъ твой, и тма твоя будетъ яко полудне, и будетъ Богъ твой съ тобою присно (Ис. 58, 3-11).

Сіе наставленіе Божіе должне и намъ замѣтить и соблюдать въ теченіе наступающаго святаго поста. Онъ есть подвигъ не одной плоти, но и духа. Всякъ же подвизаяйся, отъ всѣхъ воздержится, говоритъ св. Апостолъ Павелъ (1 Кор. 9, 25). Смиримъ убо плоть со страстьми воздержаніемъ отъ брашенъ: но смиримъ и душу воздержаніемъ отъ грѣховъ и исправленіемъ на дѣла добрая. Укротимъ звѣроподобную алчность чрева: но укротимъ и алчность завидливаго и любостяжательнаго духа. Умиримъ волненіе крови уменьшеніемъ соковъ: но умиримъ и рвеніе духа ограниченіемъ его прихотей. Тако приведши въ умѣренное какъ бы равновѣсіе плоть и духъ, сотворимъ плоды достойные покаянія, и сподобимся отъ Бога отпущенія всѣхъ грѣховъ нашихъ и достойнаго причастія божественныя трапезы. Аминь.

Проповѣдовано 1781 года.

Примѣчаніе:
[1] Правило Апост. 69.

Источникъ: Собранiе поучительныхъ словъ, въ разныя времена проповѣдованныхъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода Первенствующимъ Членомъ Амвросіемъ, Митрополитомъ Новогородскимъ и Санктпетербургскимъ, Свято-Троицкія Александроневскія Лаѵры Священно-Архимандритомъ и разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Часть II. — Изданіе второе. — М.: Въ Сѵнодальной Тѵпографіи, 1816. — С. 243-254.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0