Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Амвросій (Подобѣдовъ), митр. Новгородскій и С.-Петербургскій († 1818 г.)

Амвросій (Подобѣдовъ), митрополитъ. Въ мірѣ Андрей, сынъ священника владимірской епархіи, родился въ 1742 г. Образованіе получилъ въ Троицкой семинаріи, по окончаніи курса которой былъ въ ней же учителемъ. Въ 1768 г. принялъ монашество и въ томъ же году переведенъ въ академію, гдѣ въ 1771 г. сталъ префектомъ и учителемъ философіи, а потомъ богословія. Въ академіи прославился, какъ даровитый проповѣдникъ. Особенно извѣстна была его проповѣдь, сказанная по случаю убіенія архіепископа Амвросія (Зертисъ-Каменскаго), которая была по высочайшему повелѣнію издана, печаталась нѣсколько разъ и была переведена на французскій и нѣмецкій языки. Будучи префектомъ, о. Амвросій составилъ «Руководство къ чтенію Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта», изданное въ 1779 г. Св. Синодомъ и бывшее долгое время единственнымъ учебнымъ руководствомъ въ духовныхъ школахъ. Въ 1774 г. о. Амвросій назначенъ ректоромъ академіи. 5 іюля 1778 г. хиротонисанъ во епископа Сѣвскаго, викарія Московской митрополіи… далѣе>>

Слова и рѣчи

Митр. Амвросій Подобѣдовъ († 1818 г.)
Слово 31. Въ недѣлю вторуюнадесять по Пятьдесятницѣ.
О единственномъ пути ко спасенію, состоящемъ въ послѣдованіи Іисусу Христу.

Учителю благій! что благо сотворю, да имамъ животъ вѣчный (Матѳ. 19, 16)?

Спасительное дѣло есть, въ сей еще смертной жизни желать живота вѣчнаго; да и нужно заранѣе среди странствованія въ вѣкѣ семъ помышлять о пути въ вѣкъ будущій и о средствахъ къ достиженію онаго. Ибо настоящая жизнь наша есть токмо, какъ нарицаетъ оную Давидъ, пришельствіе (Псал. 119, 5), изъ коего подобаетъ намъ возвратитися въ вѣчный домъ Отца нашего, Иже есть на небесѣхъ. Вѣмы, говоритъ и святый Апостолъ Павелъ, яко живуще въ тѣлѣ, отходимъ отъ Господа. Всѣмъ же явитися намъ подобаетъ предъ судищемъ Христовымъ, да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Кор. 5, 6. 10). Но на пути семъ затрудняетъ насъ недоумѣніе подобное тому, которое имѣлъ въ нынѣ чтенномъ Евангеліи упоминаемый юноша: какимъ образомъ неосужденно предстать предъ судище Христово? или, рещи словами юноши: что благо сотворимъ, да имамы животъ вѣчный? Но не должно и удивляться сей трудности. Ибо сами святые мужи съ таковымъ же недоумѣніемъ обращалися къ Богу: скажи мнѣ Господи путь, въ оньже пойду, взывалъ Давидъ; научи мя творити волю Твою (Псал. 142, 8. 10); настави мя на путь Твой, и пойду во истинѣ Твоей (Псал. 85, 11)! Не возможно бо, по слабости бреннаго естества человѣческаго, всякому съ Апостоломъ Павломъ не признаться, что еже содѣваемъ, не разумѣемъ, и еже хотѣти прилежитъ намъ, а еже содѣяти доброе, не обрѣтаемъ (Рим. 7, 15. 18). Къ кому же благонадежнѣе прибѣгнуть, какъ не къ Богу, со изпрошеніемъ наставленія уму нашему и направленія воли нашей въ странствіи къ жизни вѣчной? Правда, мы не имѣемъ уже того счастія, какое имѣлъ Евангельскій оный юноша, чтобы лицемъ къ лицу вопрошати Спасителя: но имѣемъ въ писаніи слово Его, могущее насъ умудрити во спасеніе. Изпытайте писаній, увѣщаваетъ Онъ самъ, яко вы мните въ нихъ имѣти животъ вѣчный (Іоан. 5, 39). Изпытаимъ убо въ нихъ, какой есть путь ведущій въ животъ вѣчный.

Но, прежде нежели приступимъ къ сему изпытанію, да остережемся приступать къ оному съ такимъ духа и мыслей разположеніемъ, каковое имѣлъ упоминаемый оный въ Евангеліи юноша, вопрошавшій Іисуса Христа о средствахъ къ животу вѣчному. Ибо, по замѣчанію толковниковъ, онъ вопрошалъ Спасителя во первыхъ безъ вѣры и упованія на заслуги Его, яко Искупителя рода человѣческаго, а токмо признавая Его за добраго въ человѣчествѣ учителя, любопытствовалъ знать о мнѣніи Его; и потому-то именовалъ Его не Спасителемъ, но токмо учителемъ благимъ. Во вторыхъ, онъ хотѣлъ предъ Іисусомъ Христомъ потщеславиться своими токмо собственными заслугами въ изполненіи яко бы всѣхъ заповѣдей Господнихъ; и потому-то когда Спаситель рекъ ему: аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди, то онъ съ гордостію не устыдился отвѣщати: вся сія сохранихъ отъ юности моея; что есмь еще не докончалъ (Матѳ. 19, 17. 20)? — Высокомѣрный юноша! онъ твердо зналъ законъ, а не зналъ слабостей своего сердца. Но сердцевѣдецъ Спаситель, могшій постыдить его открытіемъ всѣхъ его слабостей, открылъ токмо единую преимущественную его слабость, слабость противу первоначальныя заповѣди любви къ ближнимъ, состоявшую въ излишней его привязанности къ богатству. Аще хощеши, рекъ Онъ ему, совершенъ быти, каковымъ ты при всемъ своемъ тщеславіи еще нѣси доселѣ, то испытай себя однимъ еще поступкомъ: продаждь имѣніе твое, и даждь нищимъ. Довольно было сего единаго предложенія, дабы посрамить тщеславнаго, мнившаго дѣлами своими постигнуть животъ вѣчный! И потому-то, какъ свидѣтельствуетъ Евангелистъ Матѳей, слышавъ юноша слово сіе, отыде скорбя: бѣ бо имѣя стяжанія многа (Матѳ, 19, 22).

Да остережемся, говорю, искать пути ко спасенію не только съ таковыми къ тлѣннымъ благамъ міра сего пристрастіями, но и съ таковымъ же на добрыя дѣла и заслуги свои упованіемъ, каковое замѣчено въ ономъ тщеславномъ юношѣ. Правда, Іисусъ Христосъ въ своемъ ему наставленіи не изключаетъ и добрыхъ дѣлъ изъ числа средствъ ко спасенію. Ибо рекъ ему: аще хощеши внити въ животъ, соблюди заповѣди. Да и подлинно, сіе средство, сей къ вѣчному спасенію путь былъ предположенъ Богомъ первоначально при самомъ сотвореніи какъ Ангеламъ, такъ и человѣкамъ. Ибо въ невинномъ состояніи всѣ они дѣлами своими долженствовали и могли во вѣки быть угодны Творцу и Отцу своему. Но какъ возгордѣніе самими совершенствами и достоинствами своими низринуло Ангеловъ, такъ любочестіе быть подобными Богу въ знаніи добра и зла разстроило природу первыхъ человѣковъ. Отъ сихъ корней, грѣхопаденіемъ разслабленныхъ, произрасли въ человѣчествѣ еще слабѣйшія вѣтви. Растлѣся земля предъ Богомъ, и наполнися земля неправды; и видѣ Господь Богъ землю, и бѣ растлѣнна, яко растли всяка плоть путь свой на земли, говоритъ Писаніе (Быт. 6, 11-12). Съ пріумноженіемъ грѣха благость Божія умножила заповѣди, отъ онаго предохраняющія смертныхъ. Но подобно какъ разстроенному желудку и самая здравая пища производитъ токмо вредные соки: такъ точно и разтлѣнному человѣческому естеству самыя заповѣди Божіи обратились токмо въ вящшее осужденіе. Законъ привниде, говоритъ святый Апостолъ Павелъ, да умножится прегрѣшеніе, и обрѣтеся ми заповѣдь, яже въ животъ, сія въ смерть (Рим. 5, 20; 7, 10). Притомъ въ завѣтѣ закона, а не благодати, отъ людей правосудіе Божіе требовало совершеннаго исполненія закона. Проклятъ всякъ человѣкъ, иже не пребудетъ во всѣхъ словесѣхъ закона, еже творити я, глаголалъ Богъ (Втор. 27, 26); и иже весь законъ соблюдетъ, согрѣшитъ же во единомъ, бысть всѣмъ повиненъ, говоритъ такожде св. Апостолъ Іаковъ (Іак. 2, 10). Какого же оправданія послѣ сего слабому человѣчеству ожидать можно было отъ закона? Онъ токмо осуждаетъ и проклинаетъ его. Какихъ заслугъ можемъ искать въ дѣлахъ нашихъ? Аще бо речемъ, говоритъ св. Апостолъ Іоаннъ, яко грѣха не имамы, себе прельщаемъ, и истины нѣсть въ насъ (1 Іоан. 1, 8). Какое достоинство полагать можемъ въ самой, по мнѣнію нашему, правдѣ нашей? Вся правда наша предъ Богомъ, якоже портъ нечистыя, говоритъ Исаія (Ис. 64, 6). Наконецъ хотя бы мы возмогли и весь законъ исполнить, то и сіе было бы предъ Богомъ долгъ нашъ, а не заслуги. Егда сотворите вся повелѣнная вамъ, вѣщаетъ Спаситель, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лук. 17, 10).

И такъ не достоинствами какими либо нашими, кои ежели и имѣемъ, то имѣемъ отъ Бога же; что бо имаши, егоже нѣси пріялъ? вѣщаетъ Апостолъ Павелъ (1 Кор. 4, 7); не заслугами какими либо, кои предъ Богомъ суть долгъ нашъ; кто бо прежде даде ему, и воздастся ему, говоритъ той же Апостолъ (Рим. 11, 35); не добрыми какими либо дѣлами нашими, кои всѣ несовершенны; кто бо дерзнетъ рещи чиста себе быти отъ грѣховъ? говоритъ Соломонъ (Прит. 20, 9); не сими всѣми, говорю, слабыми и недостаточными средствами можемъ надѣятися живота вѣчнаго достигнуть. Юноша оный Евангельскій, когда похвалился Іисусу Христу тѣмъ, что онъ всѣ заповѣди исполнилъ, то и тогда Спаситель рекъ ему: еще единаго не докончалъ еси: вся, елика имаши, продаждь и раздай нищимъ (Лук. 18, 22). Но хотя бы и все сіе онъ исполнилъ, то еще было бы не все ему нужное ко спасенію. Ибо Іисусъ Христосъ, въ заключеніе и усовершеніе всего того, присовокупилъ ему заповѣдь: и гряди во слѣдъ Мене. И сей-то есть единственный путь, ведущій насъ ко спасенію! Азъ есмь дверь, глаголетъ ученикамъ своимъ Спаситель: Мною аще кто внидетъ, спасется (Іоан. 10, 9). Азъ есмь путь и истина и животъ; никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною (Іоан. 14, 6). Азъ есмь лоза истинная, и Отецъ Мой дѣлатель есть. Всяку розгу, о Мнѣ нетворящую плода, изметъ ю; и всяку творящую плодъ, отребитъ ю, да множайшій плодъ принесетъ (Іоан. 15, 1-2). Изъ сего мы видимъ, что самыя добрыя дѣла наши тогда только способствуютъ ко спасенію, когда онѣ совершаются съ послѣдованіемъ Христу и усовершаются Его благодатію. Ибо все въ ней оправданіе наше, а не въ дѣлахъ нашихъ: оправдаеми бо есми туне благодатію Его, по слову Апостола Павла (Рим. 3, 24). Ежели бы, говоритъ сей же Апостолъ, восхотѣлъ я похвалиться преимуществами и дѣлами закона, то могъ бы похвалиться паче другихъ. Я обрѣзанъ въ осмый день по закону, какъ истинный Іудей, а не пришлецъ, коему обрѣзаніе бываетъ уже въ возрастѣ; я отъ рода Израилева и отъ знаменитаго племени Веніаминова; я Еврей природный и послѣдователь строжайшему ученію фарисеевъ; ревность моя за честь закона простиралась до того, что я былъ гонителемъ и Христіанъ, неуважавшихъ законъ; а меня въ преступленіи закона никто укорить не могъ. Но всѣ сіи преимущества и заслуги въ Христіанствѣ призналъ я тщетою. Одно познаніе Христа превосходитъ всѣ оныя достоинства, и я почитаю ихъ за уметы, дабы только пріобрѣсть благодать Христову, и не закономъ стараюсь получить оправданіе, но вѣрою во Іисуса Христа, не имый моея правды, яже отъ закона, но яже вѣрою Іисусъ Христовою, сущую отъ Бога правду въ вѣрѣ (Флп. 3, 4-10).

Но да не возмнитъ кто, что послѣдованіе Христу, избавляющее насъ отъ осужденія законнаго, вмѣстѣ избавляетъ насъ и отъ всѣхъ закона обязанностей. Іисусъ Христосъ не пришелъ разорити законъ, но исполнити; а потому, какъ говоритъ возлюбленный ученикъ Его, святый Апостолъ Іоаннъ: глаголяй себе въ Немъ пребывати, долженъ есть, якоже Онъ ходилъ есть, и сей такожде да ходитъ. Глаголяй же, яко познахъ Его, и заповѣди Его не соблюдаетъ, ложь есть, и въ семъ истины нѣсть. А иже аще соблюдаетъ слово Его, поистиннѣ въ семъ любы Божія совершенна есть. И о семъ разумѣемъ, яко въ Немъ есмы (1 Іоан. 2, 4-6).

Да послѣдуемъ убо Іисусу Христу, ведущему насъ въ животъ вѣчный; но и да подражаемъ Ему же на пути семъ. Онъ не вождь токмо нашъ, но и учитель; не ходатай токмо о спасеніи нашемъ, но и образъ послѣдователемъ своимъ. Тщетно будетъ упованіе наше на заслуги Его, аще не будемъ ходити достойно званія, въ неже звани быхомъ Имъ. Напротивъ того самыя заслуги Его обратятся въ неизбѣжное осужденіе недостойнымъ Его послѣдователямъ. Сама Церковь Христова, по слову Апостола Павла, таковыхъ отчуждаетъ отъ себя. Земля бо, говоритъ онъ, пившая сходящій на ню множицею дождь, и раждающая былія добрая онымъ, имиже и дѣлаема бываетъ, пріемлетъ благословеніе отъ Бога; а износящая тернія и волчецъ, непотребна есть и клятвы близь, еяже кончина въ пожженіе (Евр. 6, 7-8). Отъ сего да избавитъ насъ самъ Спаситель благодатію своею. Аминь.

Источникъ: Собранiе поучительныхъ словъ, въ разныя времена проповѣдованныхъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода Первенствующимъ Членомъ Амвросіемъ, Митрополитомъ Новогородскимъ и Санктпетербургскимъ, Свято-Троицкія Александроневскія Лаѵры Священно-Архимандритомъ и разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Часть I. — М.: Въ Сѵнодальной Тѵпографіи, 1810. — С. 296-308.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0