Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Амвросій (Подобѣдовъ), митр. Новгородскій и С.-Петербургскій († 1818 г.)

Амвросій (Подобѣдовъ), митрополитъ. Въ мірѣ Андрей, сынъ священника владимірской епархіи, родился въ 1742 г. Образованіе получилъ въ Троицкой семинаріи, по окончаніи курса которой былъ въ ней же учителемъ. Въ 1768 г. принялъ монашество и въ томъ же году переведенъ въ академію, гдѣ въ 1771 г. сталъ префектомъ и учителемъ философіи, а потомъ богословія. Въ академіи прославился, какъ даровитый проповѣдникъ. Особенно извѣстна была его проповѣдь, сказанная по случаю убіенія архіепископа Амвросія (Зертисъ-Каменскаго), которая была по высочайшему повелѣнію издана, печаталась нѣсколько разъ и была переведена на французскій и нѣмецкій языки. Будучи префектомъ, о. Амвросій составилъ «Руководство къ чтенію Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта», изданное въ 1779 г. Св. Синодомъ и бывшее долгое время единственнымъ учебнымъ руководствомъ въ духовныхъ школахъ. Въ 1774 г. о. Амвросій назначенъ ректоромъ академіи. 5 іюля 1778 г. хиротонисанъ во епископа Сѣвскаго, викарія Московской митрополіи… далѣе>>

Слова и рѣчи

Митр. Амвросій Подобѣдовъ († 1818 г.)
Слова поучительныя.

Слово 5. На день Святыя Пасхи.
О различіи хожденія по плоти отъ хожденія по духу.

Ни едино убо нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ, не по плоти ходящимъ, но по духу (Рим. 8, 1).

Свершивъ годичное кругообращеніе праздниковъ Господнихъ, паки празднуемъ свѣтлый воскресенія Христова день! паки имѣемъ важнѣйшее побужденіе къ ощущенію въ сердцахъ своихъ удовольствія и радости Христіанскія! Правда, истинный Христіанинъ всегда изобилуетъ сими побужденіями и чувствованіями. Онъ поетъ Боги своему (Псал. 145, 2) всегда и дондеже есть, по примѣру Давидову; радуется въ самыхъ страданіяхъ своихъ (Кол. 1, 24), по примѣру Павлову, и на самую смерть взираетъ съ желаніемъ сего же божественнаго учителя: увы мнѣ, говоритъ онъ, яко пришельствіе мое продолжися (Псал. 119, 5). Смущается онъ тогда токмо, когда не видитъ тогожде духа въ подобныхъ себѣ, и когда сіи, ходя по путемъ стропотнымъ, прельщаютъ себя и другихъ, и прибѣгая ко кладенцамъ сокрушеннымъ, оставляютъ источники воды живыя (Іер. 2, 12). Но день настоящій есть для Христаіанина праздникомъ праздникъ и торжество торжествъ: ибо въ немъ обрѣтаетъ онъ себѣ источникъ всѣхъ утѣшеній, всѣхъ радостей и восхищеній. Въ другія времена Церковь святая проповѣдуетъ чадамъ своимъ наказаніе, обличеніе, прещеніе, угроженіе гнѣва Божія. Нынѣ же посланникъ Христовъ Павелъ привѣтствуетъ всѣхъ насъ ободрительнымъ гласомъ, глаголя: ни едино нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ! Онъ говоритъ намъ, что хотя мы и грѣшники, но не осуждаемся; поелику Христіане есмы, поелику крестихомся и облекохомся во Христа, умершаго за грѣхи наша и возставшаго за оправданіе наше.

Однакожъ да не возмнитъ кто, что сія свобода отъ осужденія можетъ быть оправданіемъ и самому своевольству, то св. Апостолъ Павелъ, привѣтствуя сущихъ о Христѣ избавленіемъ отъ осужденія, говоритъ притомъ, что таковое неосужденіе приличествуетъ токмо ходящимъ по духу, а не по плоти. Ни едино нынѣ осужденіе сущимъ о Христѣ Іисусѣ, не по плоти ходящимъ, но по духу. При настоящемъ убо торжествѣ о избавленіи нашемъ отъ осужденія, разсмотримъ, въ чемъ состоитъ разность хожденія по плоти отъ хожденія по духу.

Ходить по плоти значитъ мыслить и дѣйствовать согласно свойству плоти; а ходить по духу есть разсуждать и дѣйствовать сходственно свойству духа. Чрезъ плоть разумѣется въ словѣ Божіемъ человѣкъ во всей испорченной своей природѣ, ея токмо худымъ склонностямъ слѣдующій и, по владычеству надъ нимъ страстей, представляющій себя какъ бы души неимѣющимъ. Въ семъ-то разумѣ и Спаситель говоритъ: рожденный отъ плоти плоть есть (Іоан. 3, 6). Чрезъ духъ же понимать надобно человѣка отрожденнаго чрезъ вѣру во Христа Духомъ Святымъ, сего глаголамъ внимающаго, симъ Духомъ руководимаго, словомъ сказать, человѣка, по господствованію надъ нимъ разума и воли Божія, какъ бы плоти со страстями неимущаго, или представляющагося во плоти Ангела. По сему Спаситель рекъ: рожденный отъ духа духъ есть (Іоан. 3, 6). Изъ сего вообще можно уразумѣть и то различіе, какое есть между ходящими по плоти и ходящими по духу. Но вникнемъ подробнѣе.

Ходящіе по плоти помышляютъ и заботятся о временномъ и земномъ только. Ибо управляемымъ одними чувствами ни о чемъ не остается и думать, какъ только объ изысканіи способовъ для удовлетворенія сладострастному оныхъ стремленію; а потому они въ дѣяніяхъ подлы и въ самой подлости своей непостоянны, для себя безполезны, а для другихъ и вредны. Они, говорю, подлы: ибо въ нихъ, яко чувственнымъ склонностямъ порабощенныхъ, кромѣ скотскихъ движеній, ничего не бываетъ. Они непостоянны: ибо по всегдашней премѣнности плотскихъ похотѣній ничѣмъ они и довольны быть не могутъ. Они безполезны для себя: ибо затмивъ умъ свой, разсѣявъ мысли и истощивъ силу чувствъ, въ чемъ полезномъ успѣть могутъ, и что доброе предпріять даже въ состояніи? Они опасны для другихъ: ибо будучи и себѣ безполезны, захотятъ ли, да и могутъ ли кому-либо быть полезными? Аще кто себѣ золъ, кому добръ будетъ (Сир. 14, 5), говоритъ Сирахъ? Одинъ жизни ихъ примѣръ есть уже ядъ нѣкій, другихъ заражающій. Явлена суть дѣла плотская (Гал. 5, 19), говоритъ Апостолъ, яже суть: прелюбодіяніе, идолослуженіе, вражды, рвенія, завиды, ярости, распри, соблазны, ереси, убійства, піянства, безчинные кличи и симъ подобныя. Какого жъ добра и пользы ожидать отъ дѣлъ таковыхъ?

Но ходящіи по духу пекутся больше о вѣчномъ и небесномъ. Ибо они, будучи управляемы разумомъ чрезъ вѣру Евангельскую просвѣщеннымъ, не себѣ живутъ, но Богу, коего воля есть, по слову Апостола Павла, святость наша, хранити себе самихъ отъ блуда и вѣдѣти комуждо отъ насъ свой сосудъ стяжавати во святыни и чести, а не въ страсти похотнѣй, якоже языцы невѣдящіи Бога (1 Сол. 4, 3-5). Они памятуютъ благородство происхожденія своего во Христѣ; а потому, сообразуясь Божественному роду своему, не токмо не творятъ, но и не помышляютъ ничего, развѣ елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна (Флп. 4, 8). Они въ поступкахъ своихъ постоянны: ибо удовольствіе добродѣтели никогда не измѣняемо. Они себѣ и другимъ полезны: ибо существенные плоды въ нихъ Духа Святаго суть, по слову Павлову, любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе и проч. (Гал. 5, 22).

Ходящіи по плоти ни въ какомъ званіи, возложенномъ на нихъ, не бываютъ исправны: ибо ничего столько не убѣгаютъ, какъ трудовъ и прилѣжанія къ должностямъ. Да и можно ли ожидать инаго отъ людей, нравами растлѣнныхъ и тѣла членами разслабленныхъ? Все ихъ устремленіе къ пожинанію только трудовъ чуждыхъ, къ предвосхищенію удовольствій у ближнихъ и у цѣлаю общества. Съ симъ-то единственно намѣреніемъ пріемлютъ они на себя и общественныя званія. Ввѣряемыя имъ, или лучше сказать, похищаемыя ими должности обращаютъ они на утѣсненіе невинныхъ, на ограбленіе богатыхъ и на порабощеніе своимъ похотямъ слабыхъ. Самыя ихъ отношенія къ начальникамъ суть токмо наружныя уваженія, коими они ихъ явно обольщаютъ, а скрытно обносятъ и оклеветываютъ; вводятъ между ими съ подчиненными несогласія, въ подчиненныхъ противу власти возбуждаютъ общія роптанія, въ исполненіи повелѣній вмѣшиваютъ затрудненія, не рѣдко же и къ самымъ священнѣйшимъ узаконеніямъ обнаруживаютъ явное неповиновеніе. Безъ сихъ пронырствъ они не умѣютъ ни удержать возложенныхъ на себя должностей, ни удовлетворить страстямъ своимъ.

Но ходящіи по духу первымъ долгомъ поставляютъ исполнять то званіе, въ кое промысломъ Божіимъ они призваны. Они не токмо не похищаютъ труда чуждаго плодовъ, но избыткомъ своимъ еще и другимъ спомоществовать готовы, и служа пользѣ общей, необиновенно говорятъ съ Апостоломъ Павломъ: не безчинновахомъ у васъ, ниже туне хлѣбъ ядохомъ у кого, но въ трудѣ и подвигѣ нощь и день дѣлающе, да не отяготимъ никогоже отъ васъ (2 Сол. 3, 8). Уваженіе ихъ къ начальству есть второе по Бозѣ: ибо каждый начальникъ, по увѣренію ихъ, Божій слуга есть намъ во благое (Рим. 13, 4). А потому предходя во всемъ томъ собственнымъ примѣромъ, они увѣщаваютъ всегда и другихъ, да пребудутъ вѣрны званію на нихъ возложенному, да повинуются всякому Богомъ предопредѣленному начальству, аще царю яко преобладающу, аще ли княземъ, яко отъ него посланнымъ въ похвалу благотворцемъ, во отмщеніе же злодѣемъ (1 Петр. 2, 13 и слѣд.). Даже когда бы срѣтилось въ другихъ какое роптаніе противу власти, они стараются укрощать оное; когда бы открылось какое несогласіе, они умѣютъ примирять оное; когда бы какое оказалось затрудненіе, они потщатся развязать оное; а въ защиту законовъ и верховной власти они готовы проліять кровь и положить душу свою.

Наконецъ ходящіи по плоти ежели имѣютъ какія нибудь даже способности, дарованія и знанія, то бываютъ тѣмъ еще опаснѣе. Въ нихъ они подобны мечу изощренному въ рукахъ бѣснующагося. Тогда добродѣтели бѣгутъ отъ нихъ, яко отъ ужасныхъ себѣ враговъ; а пороки тѣмъ паче при нихъ дерзновеніе свое умножаютъ. Невѣжество можетъ не изполнять должностей своихъ по незнанію, а развращенное просвѣщеніе по злоумышленію преступаетъ оныя. То не умѣетъ почитать ничего священнымъ; а сіе злонамѣренно опровергаетъ, презираетъ и хулитъ все почтенное, все божественное, и даже знать гнушается яже духа Божія. Первое можетъ быть просвѣщено когда нибудь свѣтомъ истины, а послѣднее самое просвѣщеніе сіе почитаетъ слѣпотою, а слѣпоту свою просвѣщеніемъ. Первое можетъ быть воздерживано отъ пороковъ какимъ нибудь страхомъ или стыдомъ; а послѣднее всякой страхъ и стыдъ считаетъ слабостью духа и предразсудкомъ ума.

Но ходящіи по духу, когда просвѣщены бываютъ и науками, то основаніемъ просвѣщенія сего имѣютъ страхъ Божій, который, по словамъ мудраго Соломона, есть начало всякія премудрости (Прит. 1, 7). Они вѣдаютъ, по ученію Божественнаго Павла, что разумъ кичитъ (1 Кор. 8, 1); и потому никогда не полагаются на внушенія своего разума, не спросясь, такъ сказать, съ закономъ Божіимъ и не покоряя себя Божественной вѣрѣ, любви и надеждѣ. Вѣрою они предохраняютъ себя отъ пагубныхъ заблужденій плотскаго мудрованія; любовію служатъ Богу и ближнимъ благотворятъ въ созиданіе; надеждою укрѣпляются въ терпѣніи и благодушествуютъ въ простотѣ сердца по предчувствію будущія блаженныя жизни. Ежели когда и согрѣшаютъ они, яко человѣки, то никогда не оправдываютъ и не извиняютъ своихъ ошибокъ и погрѣшеній, но чистосердечно раскаеваются.

Такова-то мудрость духовная! Пусть мудрецы міра сего именуютъ ее буйствомъ: но сіе буее Божіе премудрѣе человѣкъ есть (1 Кор. 1, 25), и тогда какъ премудрость житейская бываетъ мрачна, злобна, мятежлива, неукротима, свирѣпа, зловредна и лукава; а сія свышняя премудрость, по словамъ Апостола Іакова, первѣе убо чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодовъ благихъ, несумнѣнна и нелицемѣрна (Іак. 3, 17). Таковою-то премудростію исполненные мужи именуются въ словѣ Божіемъ сосуды избранные, органы Духа Святаго, соль земли, свѣтъ міра (Матѳ. 5, 13-14).

Изъ сего различія между ходящими по плоти и ходящими по духу удобно видѣть можно, кому нынѣ св. Павелъ проповѣдуетъ неосужденіе о Христѣ Іисусѣ. Ибо хотя Сынъ Божій за всѣхъ умеръ и воскресъ, но не всѣ дѣлаются участниками плодовъ Его воскресенія. Не слабость ходатайства Его, не недостатокъ благодати причиною сему, но неспособность или нераскаянное ожесточеніе самихъ плотоугодниковъ. Святый Апостолъ Павелъ приравниваетъ судьбу каждаго сѣющему сѣмена, и говоритъ, яко сѣяй во плоть свою, отъ плоти пожнетъ истлѣніе; а сѣяй въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вѣчный (Гал. 6, 8).

Мы же, вѣдая сіе, да остережемся быть въ числѣ ходящихъ по плоти, но благодаряще нынѣ и поюще въ сердцахъ Господеви, толико намъ благодѣющему ходатайствомъ Сына своего, потщимся ходить по духу, очистимъ чувствія наши отъ нечистотъ плотскихъ, и тьма, отъ мудрецовъ міра сего свѣтомъ именуемая, да не помрачаетъ ума нашего, но да озаряетъ его свѣтъ, изъ гроба нынѣ возсіявшій. Аминь.

Проповѣдовано 1790 года.

Источникъ: Собраніе поучительныхъ словъ, въ разныя времена проповѣдованныхъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода Первенствующимъ Членомъ Амвросіемъ, Митрополитомъ Новогородскимъ и Санктпетербургскимъ, Свято-Троицкія Александроневскія Лаѵры Священно-Архимандритомъ и разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Часть I. — М.: Въ Сѵнодальной Тѵпографіи, 1810. — С. 33-45.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0