Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Амвросій (Подобѣдовъ), митр. Новгородскій и С.-Петербургскій († 1818 г.)

Амвросій (Подобѣдовъ), митрополитъ. Въ мірѣ Андрей, сынъ священника владимірской епархіи, родился въ 1742 г. Образованіе получилъ въ Троицкой семинаріи, по окончаніи курса которой былъ въ ней же учителемъ. Въ 1768 г. принялъ монашество и въ томъ же году переведенъ въ академію, гдѣ въ 1771 г. сталъ префектомъ и учителемъ философіи, а потомъ богословія. Въ академіи прославился, какъ даровитый проповѣдникъ. Особенно извѣстна была его проповѣдь, сказанная по случаю убіенія архіепископа Амвросія (Зертисъ-Каменскаго), которая была по высочайшему повелѣнію издана, печаталась нѣсколько разъ и была переведена на французскій и нѣмецкій языки. Будучи префектомъ, о. Амвросій составилъ «Руководство къ чтенію Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта», изданное въ 1779 г. Св. Синодомъ и бывшее долгое время единственнымъ учебнымъ руководствомъ въ духовныхъ школахъ. Въ 1774 г. о. Амвросій назначенъ ректоромъ академіи. 5 іюля 1778 г. хиротонисанъ во епископа Сѣвскаго, викарія Московской митрополіи… далѣе>>

Слова и рѣчи

Митр. Амвросій Подобѣдовъ († 1818 г.)
Слова поучительныя.

Слово 1. На день Святыя Пасхи.
О томъ, что одинъ истинный христіанинъ можетъ радоваться въ день сей.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Воскресенія день нынѣ мы торжествуемъ, Слушатели Христоименитіи! побѣдная днесь воспѣваемъ! Пасху празднуемъ! Сколько причинъ къ радости и восхищенію? Но да познаемъ таинственную празднованія сего силу; да обратимъ не тѣлесные, но душевные взоры наши на свѣтлость торжества сего; да торжествуемъ Пасху не обрядную токмо, но таинственную. Ибо воскресеніе празднуемъ мы не одного токмо нашего Спасителя, но и воскресеніе наше, и не воскресеніе токмо плоти нашея, но и духа. Побѣду торжествуемъ надъ многими вмѣстѣ врагами, но не такую, какую торжествовалъ Авраамъ вдругъ надъ четырьмя земными Царями (Быт. гл. 14); но побѣду надъ поднебеснымъ духомъ злобы діаволомъ, надъ адомъ, надъ смертію и самымъ міромъ. Пасху празднуемъ не Израильскую, о прехожденіи чрезъ Чермное море и избавленіи отъ работы Египетскія; но Пасху Христову, о преведеніи насъ отъ смерти къ жизни, отъ земли къ небеси, и о избавленіи насъ отъ работы грѣховной, отъ узъ смертныхъ, отъ темницы преисподней, отъ тирана не Египетскаго, но отъ фараона духовнаго, иже лежитъ уже нынѣ связанъ узами вѣчными, до дне суднаго блюдомый (2 Петр. 2, 4). По сему вся свѣтлость торжества настоящаго, все удовольствіе днешнія радости ощутительны могутъ быть не плотянымъ людямъ, не сынамъ вѣка сего, но людямъ просвѣщеннымъ Духомъ Божіимъ и отрожденнымъ благодатію. Отрожденнымъ, говорю, благодатію: ибо кто не отрожденъ оною въ вѣру и упованіе будущаго, и кому закономъ дѣйствующимъ въ немъ есть еще плоть и кровь, тотъ хотя и готовится наслаждаться празднественнымъ днемъ симъ, но наслаждаться будетъ токмо въ грѣховныхъ увеселеніяхъ, въ страстехъ и похотехъ міра сего; и потому не можетъ достойно съ вѣрными соусладиться, и не можетъ даже быти причастникъ истинныя радости. Недостойны бо страсти вѣка сего хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18), говоритъ Св. Апостолъ; кое причастіе тмѣ ко свѣту? кое общеніе Христу съ Веліаромъ (2 Кор. 6, 14-15)? Одинъ токмо Христіанинъ, присвоенное благодатію чадо Божіе, онъ единъ въ совѣсти своей возчувствуетъ цѣну безприкладнаго настоящаго утѣшенія. Ибо, тогда какъ сынове сего вѣка празднествомъ будутъ почитать разсѣянность, онъ посвятитъ дни сего веселія размышленію, на какой конецъ человѣкъ первоначально созданъ; какія онъ при созданіи получилъ дарованія, отличія и славу; какое изъ оныхъ съ крайнею своею неблагодарностію сдѣлалъ онъ злоупотребленіе; коль строгому за то подпалъ Божію правосудію, и сколь въ бѣдственное и пагубное низвергся онъ состояніе. Отъ сихъ-то прискорбныхъ размышленій прейдетъ онъ въ восхищеніе, обрѣтая въ страданіи, смерти и воскресеніи Спасителя своего безприкладное къ себѣ милосердіе и всеблагое промышленіе о искупленіи и спасеніи своемъ.

Таковыми-то размышленіями и мы должны возбуждать въ себѣ радость о настоящемъ торжествѣ. Да не отрицается никто тѣмъ, что онъ грѣшникъ, еще незаслужившій благодать Спасителеву. Ибо праздникъ сей есть больше праздникъ грѣшныхъ, нежели праведныхъ: тѣмъ бо прощеніе отъ гроба возсія. Благодать воскресшаго Искупителя вѣрою намъ усвояется, и она уже нынѣ оправдаетъ насъ, а не законъ. Грѣхъ, въ коемъ мы себя осуждаемъ, осужденъ въ Спасителѣ и уже пригвожденъ ко кресту. Праведнѣйшій судія, Богъ, намъ уже милостивѣйшій Отецъ, къ коему со дерзновеніемъ можемъ нынѣ взывати: Авва Отче! Самая смерть, оброкъ грѣха (Рим. 6, 23), по слову Апостольскому, есть пріобрѣтеніе наше (Флп. 1, 21) и не что иное, какъ дверь изъ суетныя временности во храмъ радостныя вѣчности, въ непостыдное предстаніе лицу Божію, въ общеніе со всѣми праведными и въ соцарствованіе на вѣки со Христомъ. Такимъ-то образомъ самое наше сознаніе грѣховъ своихъ можетъ содѣйствовать умноженію настоящія радости.

Но ежели мы такихъ чувствованій въ себѣ не ощущаемъ, то сіе знáкомъ есть, что въ насъ еще не очень жива вѣра; что грѣхъ еще въ насъ царствуетъ; что не хощемъ еще тму страстей покорити свѣту Евангелія, и не совмѣстно намъ слово Апостола Павла, чтобы намъ очистити ветхій квасъ, да будемъ ново смѣшеніе (1 Кор. 5, 7). А при такихъ расположеніяхъ тщетно для насъ будетъ и настоящее торжество, напрасно ваше празднованіе, суетно наше веселіе.

Но ко утѣшенію моему я сего не предполагаю въ васъ, Христоименитые слушатели. Я вѣрю, что истинная Христіанская радость разливается въ сердцахъ вашихъ. Свидѣтельствомъ сему притеченіе ваше во храмъ сей, благоговѣйное вниманіе ко приносимой на семъ олтарѣ безкровной жертвѣ, и самый видъ радостныхъ лицъ вашихъ тоже являетъ. Мнѣ токмо остается пастырски желать, да радость сія присно въ васъ пребудетъ. А дабы оная присно въ васъ пребывала, то замѣтимъ къ сохраненію сего сокровища средство, предлагаемое намъ Св. Апостоломъ Павломъ: Христосъ, говоритъ онъ, за всѣхъ умре, да живущіи не къ тому себѣ живутъ, но умершему за нихъ и воскресшему (2 Кор. 5, 15). А жити Христу есть, объемля вѣрою Его заслуги, послѣдовать Его заповѣдямъ, отложше всякую нечистоту и неправду. Да живемъ убо тако; и тогда, по обѣтованію Спасителеву, всегда радость Его въ насъ будетъ и радость Его исполнится (Іоан. 15, 11). Аминь.

Проповѣдовано 1786 года.

Источникъ: Собраніе поучительныхъ словъ, въ разныя времена проповѣдованныхъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода Первенствующимъ Членомъ Амвросіемъ, Митрополитомъ Новогородскимъ и Санктпетербургскимъ, Свято-Троицкія Александроневскія Лаѵры Священно-Архимандритомъ и разныхъ орденовъ Кавалеромъ. Часть I. — М.: Въ Сѵнодальной Тѵпографіи, 1810. — С. 1-6.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0