Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Амвросій (Ключаревъ), архіеп. Харьковскій и Ахтырскій († 1901 г.)

Амвросій (Ключаревъ), архіепископъ. — Сынъ священника Владимірской епархіи, въ мірѣ Алексѣй Іосифовичъ, родился въ 1820 г., первоначальное образованіе получилъ въ Виѳанской духовной семинаріи, высшее — въ Московекой духовной академіи. По окончаніи академическаго курса назначенъ профессоромъ философскихъ наукъ въ Виѳанскую семинарію и въ непродолжительный періодъ своего профессорства оставилъ по себѣ память какъ отличный преподаватель своихъ предметовъ, серьезно и въ то же время современно ставившій дѣло преподаванія, съ живымъ, увлекательнымъ изложеніемъ уроковъ, гуманно и въ то же время съ достоинствомъ обращавшійся съ учениками. 17 ноября 1848 г. рукоположенъ во священника къ церкви Московскаго Рождественскаго дѣвичьяго монастыря, а въ мартѣ слѣдующаго года переведенъ на мѣсто своего тестя къ казанской церкви у калужскихъ воротъ. «Благодаря своему всестороннему образованію, стройному истинно-философскому направленію своего ума», молодой священникъ занялъ сразу выдающееся положеніе среди московскаго духовенства… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Амвросій Ключаревъ († 1901 г.)
Бесѣда въ недѣлю крестопоклонную. О благоразумномъ разбойникѣ.

Единъ отъ обѣшеною злодѣю хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христосъ, спаси себе и наю. Отвѣщавъ же другій прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко въ томъ же осужденъ еси; и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ наю воспріемлева: сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаша Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи си. И рече ему Іисусъ: аминь глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 39-43).

Изъ всѣхъ примѣровъ покаянія, представленныхъ для нашего наставленія въ Священномъ Писаніи, требуетъ нашего особеннаго вниманія покаяніе разбойника, получившаго отъ Церкви имя благоразумнаго. Въ этомъ событіи, по свидѣтельству святаго евангелиста Луки, есть такія черты, которыхъ мы не встрѣчаемъ въ другихъ подобныхъ повѣствованіяхъ.

Прежде всего мы видимъ здѣсь величайшаго грѣшника, — разбойника, т. е. грабителя и душегубца. И этого грѣшника Господь помиловалъ, чтобы убѣдить насъ, что нѣтъ грѣха, котораго не простилъ бы Богъ истинно кающемуся, и нѣтъ глубины зла, изъ которой не извлекъ бы Искупитель нашъ погибающаго человѣка.

Далѣе здѣсь видимъ нѣчто удивительное въ самомъ выраженіи, какимъ Господь изрекъ прощеніе этому разбойнику. Обыкновенно Іисусъ Христосъ, прощая грѣшниковъ, говорилъ, какъ, напримѣръ, бывшему тридцать восемь лѣтъ въ разслабленіи: вотъ ты теперь выздоровѣлъ, не грѣши же, чтобы не случилось съ тобою чего хуже (Іоан. 5, 14), — или какъ женѣ грѣшницѣ: иди, и впредь не грѣши (Іоан. 8, 11). Въ этихъ выраженіяхъ мы видимъ, что Іисусъ Христосъ, прощая грѣшниковъ, указывалъ имъ на ихъ обязанность впредь хранить себя отъ грѣховъ, т. е. поставлялъ ихъ на путь спасенія, котораго они должны были достигать добродѣтельною жизнію, какъ сказано одному изъ десяти исцѣленныхъ отъ проказы: вѣра твоя спасла тебя (Лук. 17, 19). Но благоразумному разбойнику, пригвожденному ко кресту, уже близкому къ смерти и, слѣдовательно, неимѣвшему времени для доброй жизни, — прямо говоритъ: истинно говорю тебѣ, нынѣ же со Мною будешь въ раю. Между тѣмъ, мы знаемъ изъ ученія Христа Спасителя, что жизнь въ раю требуетъ праведности, или свободно пріобрѣтенной человѣкомъ въ земной жизни готовности и способности къ чисто духовной и святой дѣятельности въ раю, такъ какъ никто нечистый не можетъ войти туда. Это указалъ намъ Господь въ притчѣ о званныхъ на царскую вечерю. Увидѣвъ человѣка, одѣтаго не въ брачную одежду, царь говоритъ ему: другъ! какъ ты вошелъ сюда безъ брачной одежды (Матѳ. 22, 11-13)? Посему должно думать, что благоразумный разбойникъ раньше имѣлъ задатки, или зачатки добродѣтелей, которыя могъ завершить на крестѣ высокимъ подвигомъ покаянія, окончательно пересоздавшимъ его и сдѣлавшимъ способнымъ къ райской жизни. Какіе же это задатки могли быть въ душегубцѣ?

Все это вмѣстѣ располагаетъ насъ къ размышленію объ этомъ великомъ подвижникѣ покаянія.

Кто былъ этотъ разбойникъ? Евангеліе ничего не сообшаетъ о немъ, кромѣ немногихъ словъ, прочитанныхъ нами. Онъ не названъ по имени, не видно, какого онъ происхожденія, какъ онъ сдѣлался разбойникомъ, за что именно имѣлъ былъ взятъ и осужденъ. Но для той цѣли, которую имѣло Слово Божіе, т. е. для нашего назиданія, въ словахъ Евангелія есть все, что намъ нужно. Изъ словъ, сказанныхъ имъ на крестѣ, мы можемъ составить полный и ясный духовный его образъ. Онъ былъ еврей; это видно изъ того, что онъ имѣлъ понятіе объ обѣтованномъ Израилю Мессіи и Его царствѣ: въ отвѣтъ на слова другого распятаго разбойника: аще Ты еси Христосъ, — онъ не отвергаетъ мысли, что это Христосъ, а Самому Христу говоритъ о царствіи Его. Какъ онъ попалъ въ шайку разбойниковъ, объ этомъ не трудно догадаться по извѣстнымъ въ исторіи всѣхъ вѣковъ разсказамъ о разбойникахъ. Можетъ быть, сиротство и бѣдность, недостатокъ воспитанія и надзора въ ранней молодости, дурные примѣры товарищей и потомъ грѣхи молодости, — страсть къ плотскимъ наслажденіямъ, при легкости добывать для нихъ средства вмѣсто труда грабежемъ и убійствомъ, — все это, въ той или другой совокупности обстоятельствъ, могло увлечь его въ разбой, какъ увлекаетъ многихъ и нынѣ на нашихъ глазахъ. Если нынѣ въ странахъ образованныхъ, при устройствѣ правительствъ и судовъ, не прекращается разбойничество, то для него былъ полный просторъ въ древности при недостаткѣ общественнаго благоустройства. Гористая Палестина, перерѣзанная долинами и глубокими ущельями, особенно была удобна для выжиданія путешественниковъ, внезапнаго нападенія на нихъ и укрывательства грабителей въ горахъ. Іисусъ Христосъ въ притчѣ о человѣкѣ впадшемъ въ разбойники указалъ, конечно, особенно извѣстную разбоями дорогу по гористой и пустынной мѣстности отъ Іерусалима до Іерихона. Долго-ли занимался разбойникъ своимъ печальнымъ ремесломъ, въ какомъ возрастѣ онъ былъ пойманъ и осужденъ на казнь, — неизвѣстно; но очевидно, что онъ скрывался отъ преслѣдованія властей и взятъ силою.

Но былъ-ли онъ закоснѣлымъ злодѣемъ, — безъ совѣсти, стыда и состраданія, какихъ бываетъ много, какимъ оказался другой разбойникъ, распятый вмѣстѣ съ нимъ и со Христомъ? — Нѣтъ. Извѣстно, что и въ разбойникахъ бываютъ добрыя свойства, какъ-то: храбрость, вѣрность данному слову, жалость къ беззащитнымъ и безпомощнымъ, а иногда даже благотворительность къ бѣднымъ, хотя изъ награбленнаго имущества; такъ какъ человѣкъ и въ самомъ глубокомъ развращеніи, пока живъ, сохраняетъ болѣе или менѣе естественныя человѣческія свойства и не становится діаволомъ. Но благоразумный разбойникъ и въ мрачное время своей преступной дѣятельности сохранилъ въ душѣ своей высшія свойства, чѣмъ тѣ, которыя указаны нами въ обыкновенныхъ разбойникахъ. Онъ имѣлъ въ душѣ неизвѣстное закоснѣлому злодѣю чувство страха Божія. Когда неразумный разбойникъ злословилъ Іисуса Христа, онъ унималъ его, по словамъ евангелиста, говоря: или ты не боишься Бога, когда осужденъ на то же? т. е. всѣ мы вмѣстѣ висящіе на крестахъ страдаемъ, — и въ тебѣ нѣтъ жалости къ Участнику тѣхъ же страданій и тебѣ не стыдно и не грѣшно укорять Его! Но говоря это, онъ обнаружилъ и другое прекрасное чувство справедливости, сознаніе своихъ преступленій и благоговѣніе къ Страдальцу невинному, прибавивъ: и мы осуждены справедливо, — достойное по дѣламъ нашимъ приняли: а Онъ ничего худаго не сдѣлалъ.

Могли ли эти чувства мгновенно, во время распятія, возникнуть въ душѣ благоразумнаго разбойника, или они раньше, еще во время самой преступной его жизни, были въ его сердцѣ? Конечно, вѣрнѣе послѣднее. Другой разбойникъ не обнаружилъ въ себѣ ничего подобнаго; напротивъ, онъ повторилъ хулы и насмѣшки озлобленныхъ іудеевъ, которые говорили; другихъ спасалъ, пусть спасетъ Себя Самого, если Онъ Христосъ, избранный Божій (Лук. 23, 35). Какъ же могли совмѣститься въ душѣ одного и того же человѣка такія противоположныя чувства, какъ страхъ Божій и справедливость вмѣстѣ съ жестокостью и страстными волненіями, свойственными убійцѣ и грабителю? — Во первыхъ, мы не знаемъ, продолжалъ ли этотъ разбойникъ свои преступныя дѣйствія до самаго взятія его подъ стражу, или взятъ за прежнія, уже оставленныя имъ преступленія, въ которыхъ онъ раскаявался; но несомнѣнно, что душа его страдала въ самомъ продолженіи его преступной жизни. И это бываетъ со многими грѣшниками, особенно порабощенными сильнымъ страстямъ, отъ которыхъ и при желаніи отрѣшиться не находятъ въ себѣ достаточно для этого силы, — такъ сказать: плачутъ, да грѣшатъ. Бываетъ и такъ, что, запутавшись въ связяхъ съ развращенными людьми, преступники, склонные къ раскаянію, не могутъ освободиться отъ нихъ. Относительно благоразумнаго разбойника вѣроятно послѣднее. Онъ зналъ, какая казнь ему угрожаетъ, онъ ожидалъ ея, и когда она его постигла, онъ принялъ ее съ твердостію и честнымъ сознаніемъ своихъ преступленій, какъ наказаніе правды Божіей: «мы достойное по дѣламъ нашимъ приняли». Итакъ, задолго до казни въ глубинѣ души его скрывалось сердечное отвращеніе отъ грѣха, скорбь о виновности предъ Богомъ и готовность на казнь для искупленія грѣховъ и удовлетворенія правосудію Божію. Эти глубокія добрыя чувствованія и проявились со всею силою во время крестныхъ его страданій.

Благоразумный разбойникъ, очевидно, раньше зналъ Іисуса Христа; иначе онъ не могъ бы съ такою увѣренностію говорить о Немъ не за настоящее, а за прошедшее время: «Онъ ничего худаго не сдѣлалъ», — не могъ бы и съ такимъ участіемъ отнестись къ неизвѣстному ему человѣку. Іисусъ Христосъ въ теченіе трехъ съ половиною лѣтъ ходилъ съ проповѣдію о царствіи Божіемъ по всей Іудеѣ, Галилеѣ и Самаріи и даже за предѣлами Палестины, въ странахъ Тирскихъ и Сидонскихъ, вездѣ поучая народъ, исцѣляя недуги и творя безчисленныя чудеса; Его видѣли и слышали о Немъ не только въ городахъ, но и въ самыхъ глухихъ мѣстечкахъ. Разбойники, обыкновенно знающіе все, что дѣлается въ ихъ странѣ, и знали о Немъ, и могли видѣть и слышать Его, скрываясь въ несмѣтныхъ толпахъ народа, всегда Его сопровождавшихъ. Можно это думать и о благоразумномъ разбойникѣ. Иначе, откуда онъ могъ знать, что Іисусъ Христосъ дѣлалъ только добро, и соединять съ Его именемъ понятіе о Мессіи и Его царствѣ. Простой народъ, принимавшій откровеннымъ сердцемъ Его спасительное ученіе и судившій объ Его дѣлахъ непредубѣжденнымъ умомъ, а не какъ книжники и фарисеи, постоянно спрашивалъ: не Онъ ли ожидаемый Мессія — Христосъ? (Матѳ. 12, 23). И не только іудеи, но даже самаряне прямо признавали Его за Мессію (Іоан. 4, 29-42). А нѣкоторые, получившіе отъ Него благодѣянія, какъ Марѳа, сестра Лазаря, съ совершенною вѣрою и яснымъ разумѣніемъ исповѣдывали Его Мессіей: Господи! я вѣрую, что Ты Христосъ Сынъ Божій, грядущій въ міръ (Іоан. 11, 27). Эти мысли и благоразумный разбойникъ, не имѣвшій сношенія съ начальниками іудейскими и не зараженный ихъ предразсудками, могъ раздѣлять съ народомъ, а тѣмъ болѣе искать утѣшенія страждущей душѣ въ спасительномъ ученіи и благотвореніяхъ Іисуса Христа. Но какъ объяснить его истинное и высокое разумѣніе царства Мессіи? Тою же непосредственною народною вѣрою, которая не спрашивала, какъ фарисеи, по какому праву Ты дѣлаешь то или другое, и кто Тебѣ далъ власть сію? (Матѳ. 21, 23), а убѣждаемый Его ученіемъ и дѣлами шелъ за Нимъ съ покорностію и увѣренностію, что Онъ откроетъ Свое царство, когда Ему это будетъ угодно. Эта вѣра и созрѣла въ душѣ благоразумнаго разбойника на крестѣ и завершилась его молитвою, единственною въ исторіи Церкви: помяни мя, Господи, во царствіи Твоемъ, и безпримѣрною наградою: днесь со Мною будеши въ раи.

Въ этомъ мы убѣдимся при размышленіи о поведеніи разбойника во время распятія, которое можемъ назвать крестнымъ подвигомъ. Извѣстно, что распятіе на крестѣ было одною изъ самыхъ страшныхъ и мучительныхъ казней. При подобныхъ страданіяхъ люди обнаруживаютъ различно свое внутреннее мучительное состояніе: одни — въ стенаніяхъ и вопляхъ доходятъ до лишенія сознанія, другіе, какъ болѣе сильные характерами, — въ ожесточеніи и озлобленіи изрыгаютъ хулу и проклятія, какъ видимъ въ словахъ неразумнаго разбойника, иные, наконецъ, — души мужественныя и вѣрующія, въ сознаніи своей вины, просятъ прощенія въ преступленіяхъ у зрителей казни, выражаютъ страхъ посмертной участи и находятъ облегченіе въ молитвенныхъ обращеніяхъ къ Богу. Послѣднее расположеніе духа въ высшей степени обнаружилось въ поведеніи благоразумнаго разбойника на крестѣ. Можно думать, что, подведенный къ кресту для пригвожденія на немъ и смертной казни, онъ съ изумленіемъ увидѣлъ, что вмѣстѣ съ нимъ и товарищемъ его по разбойничеству приведенъ для той же казни и невинный Іисусъ. Его вниманіе было возбуждено, его взоръ былъ обращенъ съ жалостію и состраданіемъ къ кроткому, свѣтлому лицу Іисуса, грядущаго принести Свою спасительную жертву для искупленія міра. Пригвоздили распинаемыхъ ко крестамъ; кресты подняли, и съ высоты ихъ открылось несмѣтное множество народа, волнующагося, шумящаго, съ ненавистью и злобою, обращенною особенно къ распинаемому царю Іудейскому. Изъ этой толпы понеслись громкіе насмѣшливые возгласы: э! разрушающій храмъ и въ три дня созидающій! спаси Себя Самого, и сойди со креста (Марк. 15, 29-30). Другихъ спасалъ, а Себя Самого не можетъ спасти. Если Онъ Царь Израилевъ, пусть теперь сойдетъ съ креста, и увѣруемъ вь Него; уповалъ на Бога, пусть теперь избавитъ Его, если Онъ угоденъ Ему. Ибо Онъ сказалъ: Я Божій Сынъ (Матѳ. 27, 42-43). И это вопилъ тотъ народъ, которому Онъ оказалъ столько благодѣяній, который недавно возглашалъ Ему: осанна Сыну Давидову (Матѳ. 21, 9)! Жалость къ невинному Страдальцу превозмогала въ душѣ благоразумнаго разбойника его собственныя страданія. Притомъ ему слышны были и слова Іисуса, произносимыя въ смертельной скорби: Боже Мой! Боже Мой! почто Ты Меня оставилъ? (Марк. 15, 34), — и слова прощенія врагамъ и распинателямъ Отче, прости имъ: ибо они не знаютъ, что дѣлаютъ (Лук. 23, 34). На все это благоразумный разбойникъ отвѣчалъ безмолвнымъ состраданіемъ; но когда и закоренѣлый злодѣй началъ злословить и говорить Іисусу: если Ты Христосъ, спаси Себя и насъ, — онъ въ негодованіи возгласилъ: или ты не боишься Бога, когда и самъ осужденъ на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по дѣламъ нашимъ принимаемъ; а Онъ ничего худого не сдѣлалъ. И если римскій сотникъ и стражи, видѣвъ все происходившее, говорили: воистину Онъ былъ Сынъ Божій (Матѳ. 27, 54); то вѣрующій іудей, членъ ветхозавѣтной церкви, съ терпѣніемъ переносившій заслуженное наказаніе, кающійся въ грѣхахъ своихъ и видѣвшій въ лицѣ Іисуса Христа надежду своего спасенія и, безъ сомнѣнія, незримо подкрѣпляемый Его благодатію, — могъ ли не убѣдиться, что Іисусъ есть Сынъ Божій и истинный Царь Израилевъ? Выше всѣхъ учителей іудейскихъ и даже самихъ апостоловъ, до просвѣщенія ихъ Святымъ Духомъ, благоразумный разбойникъ уразумѣлъ истинное царство Христово. Апостолы говорятъ Господу по Его воскресеніи: не въ сіе ли время, Господи, возстановляешь Ты царство Израилю? (Дѣян, 1, 6): но благоразумный разбойникъ видѣлъ, что Іисусъ умираетъ, что Онъ не возвратится уже къ жизни для царствованія на землѣ, и между тѣмъ вѣритъ въ Его царство. Какое же разумѣетъ онъ царство, къ которому обращается мыслію и словомъ? — Небесное, вѣчное, свойственное Сыну Божію. И вѣруя въ это царство, въ сознаніи грѣховъ своихъ, онъ не смѣетъ просить въ немъ себѣ личнаго участія, а въ глубочайшемъ смиреніи только проситъ Господа, чтобы Онъ вспомнилъ тамъ о немъ: помяни меня, Господи, когда пріидешь въ царствіе Твое. И получилъ въ отвѣтъ: нынѣ же будешь со Мною въ раю.

Святая Церковь въ своихъ пѣснопѣніяхъ и молитвословіяхъ напоминаетъ намъ эту молитву благоразумнаго разбойника для возбужденія въ грѣшникахъ надежды на безконечное милосердіе Божіе и для спасенія преступниковъ отъ отчаянія. Но она вмѣстѣ съ тѣмъ указываетъ и на подвигъ покаянія этого перваго праведника, вошедшаго со Христомъ въ Его небесное царство. При мысли о покаяніи его, мы преимущественно обращаемся къ послѣднимъ днямъ нашей жизни, къ предсмертнымъ страданіямъ и опасности вѣчнаго осужденія за грѣхи наши. Но наше спасеніе несомнѣнно, если принесемъ покаяніе, по примѣру благоразумнаго разбойника. Чему же можемъ мы научиться изъ его примѣра? Не надѣяться на произнесеніе только нѣсколькихъ холодныхъ и торопливыхъ словъ о грѣхахъ нашихъ предъ духовникомъ, какъ часто нынѣ дѣлается умирающими, а на сердечный вопль ко Христу о спасеніи отъ опасности вѣчной погибели; не возвращаться помыслами къ оставляемымъ на землѣ предметамъ нашихъ плотскихъ привязанностей, а устремлять умъ и сердце къ жизни вѣчной; не произносить и жалобъ отъ обдержащихъ насъ предсмертныхъ болѣзней, а съ мужествомъ и бодростію терпѣть заслуженныя нами страданія, сознавая, что по дѣламъ нашимъ воспріемлемъ; не проливать слезъ при вѣчной разлукѣ съ близкими нашему сердцу, а оставляя ихъ всеблагому промыслу Божію, устремляться всѣми силами духа нашего къ Единому безсмертному Сроднику нашему по естеству человѣческому и неизмѣнному Другу (Іоан. 15, 15), по любви Его къ намъ — Господу Іисусу Христу: помяни мя, Господи, во царствіи Твоемъ.

Итакъ, мы должны совершенно уповать (1 Петр. 1, 13) на прощеніе всѣхъ грѣховъ нашихъ при послѣднемъ покаяніи, но и во всю жизнь нашу постоянно приготовляться къ этому покаянію. Аминь.

Источникъ: Бесѣда преосвященнаго Амвросія, архіепископа Харьковскаго, въ недѣлю крестопоклонную. О благоразумномъ разбойникѣ. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. — С. 523-529.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0