Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Амвросій (Ключаревъ), архіеп. Харьковскій и Ахтырскій († 1901 г.)

Амвросій (Ключаревъ), архіепископъ. — Сынъ священника Владимірской епархіи, въ мірѣ Алексѣй Іосифовичъ, родился въ 1820 г., первоначальное образованіе получилъ въ Виѳанской духовной семинаріи, высшее — въ Московекой духовной академіи. По окончаніи академическаго курса назначенъ профессоромъ философскихъ наукъ въ Виѳанскую семинарію и въ непродолжительный періодъ своего профессорства оставилъ по себѣ память какъ отличный преподаватель своихъ предметовъ, серьезно и въ то же время современно ставившій дѣло преподаванія, съ живымъ, увлекательнымъ изложеніемъ уроковъ, гуманно и въ то же время съ достоинствомъ обращавшійся съ учениками. 17 ноября 1848 г. рукоположенъ во священника къ церкви Московскаго Рождественскаго дѣвичьяго монастыря, а въ мартѣ слѣдующаго года переведенъ на мѣсто своего тестя къ казанской церкви у калужскихъ воротъ. «Благодаря своему всестороннему образованію, стройному истинно-философскому направленію своего ума», молодой священникъ занялъ сразу выдающееся положеніе среди московскаго духовенства… далѣе>>

Слова и рѣчи

Архіеп. Амвросій Ключаревъ († 1901 г.)
Слово на Новый Годъ. О прекращеніи торговли по праздникамъ.

Помни день субботный еже святити его: шесть дней дѣлай, и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя, въ день же седьмый суббота Господу Богу твоему (Четвертая заповѣдь десятословія).

Въ числѣ многихъ нерѣшенныхъ вопросовъ, относящихся къ нашему нравственно-общественному благоустройству, перешедшихъ изъ прошедшаго года въ новый, наступившій, стоитъ вопросъ о прекращеніи торговли по праздникамъ.

Кромѣ отъявленныхъ матеріалистовъ, дорожащихъ только вещественными выгодами, у всѣхъ добрыхъ православныхъ христіанъ смущается и ропщетъ совѣсть при видѣ превращенія дней, посвященныхъ Богу, во дни работные и, чтó еще хуже, во дни пьянства и непристойныхъ увеселеній. Конечно, скажутъ намъ, что на насъ, служителяхъ церкви, лежитъ обязанность вразумлять народъ относительно благоговѣйнаго провожденія праздниковъ Господнихъ. Это справедливо. Но и съ нашей стороны не менѣе справедливо будетъ сказать, что мы не можемъ заставить купеческихъ прикащиковъ и сидѣльцевъ оставить для богослуженія лавки и другія торговыя заведенія, когда они привязаны къ нимъ властію своихъ хозяевъ. Мы не можемъ убѣдить и крестьянъ идти въ праздничные дни въ храмы, когда повсемѣстныя ярмарки и базары влекутъ ихъ на площади и рынки, а затѣмъ и въ питейныя заведенія. Мы могли бы радоваться, что къ намъ приходятъ въ этомъ случаѣ на помощь городскія и земскія общественныя собранія, имѣющія власть блюсти за порядкомъ въ городахъ и селахъ, что они къ нашему слову убѣжденія присоединятъ властныя распоряженія. Но оказалось, что взявши вопросъ о прекращеніи торговли въ праздники въ свои руки, они не только въ теченіе многихъ лѣтъ не рѣшили его, но ставятъ препятствія и самой церковной проповѣди, узаконяя свой порядокъ разрѣшеніемъ для торговли тѣхъ или другихъ часовъ праздничныхъ дней, а иногда и цѣлыхъ дней. Такимъ образомъ, рѣшеніе вопроса только осложнилось и оразнообразилось по разнымъ мѣстностямъ, и стало невозможнымъ безъ рѣшительнаго повелѣнія Верховной Власти.

Отъ чего это происходитъ? Мы почитаемъ своею обязанностію указать причины безплодности всѣхъ общественныхъ разсужденій по указанному вопросу, которая простирается до такой степени, что и добрый примѣръ одной изъ столичныхъ Думъ, и даже одобряющее ея распоряженіе слово   Б л а г о ч е с т и в ѣ й ш а г о   Г о с у д а р я   нашего ни въ одномъ городѣ не подвинуло дѣла впередъ. Въ чемъ же эти причины?

Пользуясь современнымъ выраженіемъ, скажемъ, что главнымъ образомъ въ невѣрной постановкѣ вопроса.

Прекращеніе торговли по праздникамъ, какъ и всякаго будничнаго дѣла, рѣшено, точно опредѣлено, и безусловно заповѣдано волею Божіею. Перерѣшать божественное установленіе, видоизмѣнять его, ограничивать и перетолковывать по человѣческимъ соображеніямъ могутъ только не христіане, т. е. люди не признающіе ни божественнаго откровенія, ни церкви, ни нравственнаго христіанскаго закона, или же христіане все это перезабывшіе, ко всему охладѣвшіе и все перепутавшіе съ человѣческими мнѣніями, обычаями и притязаніями. Напомнимъ Божественный законъ о субботнемъ покоѣ, или благоговѣйномъ провожденіи праздниковъ Господнихъ.

Во второй главѣ книги Бытія читаемъ о сотвореніи міра: «и совершилъ Богъ къ седьмому дню всѣ дѣла свои и благословилъ Богъ седьмой день и освятилъ его; ибо въ оный почилъ отъ всѣхъ дѣлъ своихъ, которыя Богъ творилъ и созидалъ» (Быт. 2, 3). Итакъ, тотчасъ по шестидневномъ сотвореніи міра седьмой день Богъ «освятилъ», т. е. отдѣлилъ отъ прочихъ дней недѣли, предоставилъ себѣ въ этотъ день нарочитое приближеніе къ людямъ и открылъ имъ болѣе полное и близкое общеніе съ Собою. Въ Синайскомъ Законодательствѣ заповѣдь о субботѣ изречена Богомъ съ особымъ знаменательнымъ удареніемъ: помни день субботный еже святити его. Въ пятокнижіи Моисеевомъ и книгахъ пророческихъ подробно изложены строгія правила о празднованіи субботы запрещающія въ этотъ день всякія житейскія работы, всякій тѣлесный трудъ даже до приготовленія дневной пищи. Намъ, чадамъ Новаго Завѣта, теперь понятно, что плотскому Израилю этимъ отрицательнымъ повелѣніемъ положительно открывалась и указывалась, сколько они, люди чувственные, могли понять, полная свобода служить Богу въ этотъ день молитвами, жертвоприношеніями, поученіемъ въ Законѣ Божіемъ. Это и указалъ намъ Господь, пришедшій не разорить законъ Моисеевъ, но исполнить и изъяснить съ внутренней, духовной его стороны (Матѳ. 5, 17). Онъ не далъ разрѣшенія на будничныя работы въ субботу, но, обличивъ грубое, слишкомъ буквальное пониманіе фарисеями тѣлеснаго субботняго покоя, къ обязанности соблюдать въ субботу, первую и большую заповѣдь, т. е. служеніе Богу, — присоединилъ обязанность въ то же время соблюдать и вторую заповѣдь, подобную первой, т. е. творить дѣла любви и милосердія столь свойственныя свободному Божію дню (Марк. 3, 4). Такъ, выведши своихъ послѣдователей изъ подъ буквы ветхаго завѣта въ свободу чадъ Божіихъ (Гал. 5, 1), Онъ просвѣтилъ ихъ умы высшимъ разумѣніемъ воли Божіей, и открылъ имъ высшіе пути и способы ея исполненія. Такъ поняла и истолковала это ученіе Спасителя и Его св. Церковь, предписавъ въ праздники Господни неуклонное посѣщеніе богослуженій, поученіе въ словѣ Божіемъ, совершеніе дѣлъ любви и милосердія, и разрѣшивъ мирное отдохновеніе въ кругу близкихъ людей безъ оскорбленія святости дня развлеченіями, неодобряемыми христіанскою совѣстію. Итакъ, никакое мірское собраніе, имѣющее извѣстныя общественныя права, если оно желаетъ быть христіанскимъ, не должно вмѣшиваться въ божественное законодательство, т. е. ослаблять, видоизмѣнять, и тѣмъ болѣе отмѣнять Господни заповѣди. Отношенія пастырей церкви и мірянъ къ наблюденію за порядкомъ христіанской жизни ясно опредѣлены Апостоломъ Павломъ. Обязывая пастырей церкви подъ страхомъ вѣчнаго осужденія поучать народъ, онъ проситъ и мірянъ оказывать пастырямъ послушаніе и содѣйствовать имъ въ дѣлѣ спасенія людей взаимнымъ наблюденіемъ другъ за другомъ и поощреніемъ другъ друга къ соблюденію заповѣдей Божіихъ. «Молимъ васъ, пишетъ Апостолъ Ѳессалоникійцамъ, вразумляйте безчинныхъ, утѣшайте малодушныхъ, поддерживайте слабыхъ» (1 Сол. 5, 14). Вотъ чего въ правѣ ожидать церковь отъ христіанъ, власть имѣющихъ, и отъ общественныхъ дѣятелей, занимающихся распорядками городской и сельской жизни. Когда Апостолъ проситъ мірянъ помогать другъ другу въ исполненіи христіанскихъ заповѣдей, онъ не говоритъ имъ: напишите для безчинныхъ, слабыхъ и малодушныхъ постановленія, правила и условія, а только требуетъ, чтобы такіе люди были направляемы къ исполненію Законовъ и правилъ непреложныхъ, Богомъ поставленныхъ; чтобы нарушающіе ихъ по дерзости были вразумляемы и ограничиваемы, неисполняющіе по малодушію и безсилію въ борьбѣ съ препятствіями были поддерживаемы и утѣшаемы. Это собственно (а не законодательство въ дѣлѣ церковномъ) и составляетъ христіанскую обязанность общественныхъ собраній, получившихъ власть наблюдать за народнымъ образованіемъ, народнымъ здравіемъ и общественнымъ благочиніемъ. Вмѣшательствомъ въ церковное законодательство они только запутываютъ христіанскую совѣсть народа, который относительно праздниковъ поставляется въ недоумѣніи: кого слушаться, — Бога, или людей, такъ какъ и общественной власти христіане обязаны послушаніемъ? Поэтому, примѣняясь къ апостольскому наставленію, мы можемъ сказать собраніямъ, пишущимъ законы о торговлѣ въ праздники: развяжите совѣсть христіанъ обязанныхъ повиноваться Богу паче, нежели людямъ (Дѣян. 5, 29); дайте имъ чрезъ совершенное прекращеніе торговли въ праздники полную свободу исполнять волю Божію, и возмите въ свои руки то, что предоставлено вамъ Верховною Властію — Божественною и государственною, — вразумлять безчинныхъ нарушителей закона, и указывать слабымъ и малодушнымъ пути и способы къ ихъ неуклонному исполненію. Есть еще причина безуспѣшности въ рѣшеніи вопроса о прекращеніи торговли въ праздники, тщательно скрываемая, но тѣмъ не менѣе имѣющая весьма сильное вліяніе на умы думскихъ и земскихъ дѣятелей, — это опасеніе лишиться тѣхъ выгодъ, которыя даетъ (и многимъ изъ нихъ самихъ) по нѣкоторымъ отраслямъ именно праздничная торговля. Указывать, отъ чего особенно получаются эти выгоды, намъ нѣтъ нужды; это всѣмъ извѣстно. Но здѣсь наиболѣе умы разсуждающихъ впадаютъ въ ту безвыходную запутанность понятій, отъ которой остерегаетъ всѣхъ насъ Господь Іисусъ Христосъ. Они надѣются разрѣшить неразрѣшимое: совмѣстить свои житейскія выгоды съ соблюденіемъ заповѣди Божіей вопреки слову Спасителя: «никто неможетъ служить двумъ господамъ; ибо или одного онъ будетъ ненавидѣть, а другого любить; или одному станетъ усердствовать, а о другомъ нерадѣть. Не можете служить Богу и богатству» (Матѳ. 6, 24). Вотъ именно это «усердствованіе» богатству, это опасеніе потерь отъ прекращенія торговли по праздникамъ, при разсужденіяхъ объ этомъ предметѣ, и беретъ перевѣсъ надъ усердіемъ къ Богу, и заставляетъ собирать всѣ причины дѣйствительныя и мнимыя, всѣ предлоги для того, чтобы предоставить больше часовъ, и лучшіе часы для торговли, а не для дѣлъ требуемыхъ заповѣдію Божіею. Это доходитъ до того, что мы получали предложенія перемѣнить установленные церковію часы для богослуженія, потому что они не сходятся съ удобствами для торговли. Но зная удобопреклонность сердецъ человѣческихъ къ земнымъ благамъ и удовольствіямъ во вредъ дѣлу благочестія и спасенія; зная, что мы, грѣшные, всегда склонны возлюбить больше «господина» питающаго наши страсти, нежели Господа Бога, пекущагося о нашемъ спасеніи, Онъ, Господь Богъ нашъ и далъ тѣ строгія повелѣнія о соблюденіи дней Ему посвященныхъ, которыя спасаютъ насъ отъ всѣхъ искушеній предпочесть выгоды житейскія дѣламъ благочестія. Оставь въ праздники всѣ житейскія дѣла и заботы; тебѣ даны для этого шесть будничныхъ дней; иначе, допустивши и малыя обыденныя занятія и торговыя сдѣлки въ святые дни, увлечешься къ бóльшимъ, и утратишь священную ревность и сосредоточенность требуемыя служеніемъ Богу. Возвратиться къ строгому соблюденію праздниковъ, перестать глумиться надъ божественною заповѣдію, подвергая ее перетолкованіямъ, исключеніямъ и ограниченіямъ, — вотъ единственно возможное правильное рѣшеніе вопроса о торговлѣ въ праздники.

Здѣсь, конечно, мы встрѣтимся со многими возраженіями и съ обвиненіемъ насъ въ ригоризмѣ, т. е. въ стремленіи подчинить общественную жизнь слишкомъ строгимъ требованіямъ религіи. Но никакія обвиненія и возраженія для насъ не страшны.

Прежде всего мы услышимъ, разумѣется, что «не то нынѣ время», что нельзя остановить движенія современной жизни, и нашими обрядовыми правилами препятствовать развитію промышленности и цивилизаціи, и что наконецъ нельзя намъ выдѣляться изъ порядка жизни другихъ образованныхъ народовъ, предъявляющихъ къ намъ свои требованія и пр. Но, вѣроятно, людямъ называющимъ себя христіанами извѣстно, что христіанство назначено не на одинъ какой-нибудь вѣкъ, а на всѣ времена, и именно для того, чтобы освѣщать уклоненія человѣчества отъ пути истины и правды и руководить его къ духовному и вѣчному усовершенствованію, а не ко внѣшнимъ только успѣхамъ просвѣщенія и гражданственности. Въ этомъ смыслѣ Ап. Павелъ и увѣщеваетъ христіанъ не ставить себѣ образцомъ и идеаломъ жизнь людей того, или другого вѣка, въ которомъ они живутъ, а постоянно обновляться умомъ и освѣщать себѣ путь жизни познаніемъ воли Божіей (Рим. 12, 2). Ужъ если вы хотитите быть рѣшительными послѣдователями нашего матеріалистическаго вѣка, то не разсуждайте о примиреніи требованій промышленности съ уставами церкви, а идите на тѣ конгрессы европейскихъ ученыхъ, гдѣ разсуждаютъ о воскресномъ днѣ только какъ о тѣлесномъ отдыхѣ рабочаго человѣка, тщательно взвѣшивая, сколько силъ онъ израсходуетъ въ извѣстное количество дней, и сколько времени ему нужно для ихъ возстановленія; точь въ точь, какъ заботливый хозяинъ разсчитываетъ, сколько отдыха нужно дать послѣ труда рабочимъ воламъ, или лошадямъ. Не этого только отдыха требуетъ для человѣка христіанская религія, а отдыха ума и сердца отъ житейскихъ думъ и заботъ, освѣженія духа въ его внутренней жизни подъ вліяніемъ божественнаго ученія и благодатныхъ впечатлѣній вѣры и церкви, и наконецъ укрѣпленія его для борьбы съ грѣхомъ и соблазнами съ цѣлію достиженія жизни вѣчной. Что же касается до требованій цивилизаціи движимой жадною плотію, то она никогда не окончитъ своего давленія на духъ человѣческій, доколѣ не поработитъ его себѣ совершенно до забвенія Бога и жизни вѣчной. А эти безконечныя уступки изъ своихъ нравственныхъ правилъ и добрыхъ обычаевъ требованіямъ и примѣрамъ другихъ народовъ, этотъ ложный стыдъ своей національности, эта робость предъ чужимъ мнѣніемъ, это малодушіе предъ нестоющими вниманія порицаніями, — все это извѣстныя нравственныя немощи великаго русскаго народа. Если у насъ принято говорить, что «пора» намъ дѣлать или предпринять то, или другое, то прежде всего пора освободиться отъ этой слабости — стараться не быть самими собою. т. е. русскими православными христіанами. Мы знаемъ христіанскую націю отличающуюся высшимъ развитіемъ современной цивилизаціи и ведущую всемірные торговые обороты, которая умѣетъ соблюсти свой нравственный покой въ воскресный день и заставить другихъ уважать свои правила и порядокъ жизни; мы знаемъ, что магометане никому не дѣлаютъ уступокъ изъ своихъ праздниковъ; мы видимъ наконецъ къ стыду своему, что и евреи умѣютъ подчинить насъ себѣ, когда празднуютъ свою субботу; и только мы не жалѣемъ жертвовать кому угодно нашими божественными и прекрасными церковными праздниками.

Давно съ голоса иновѣрцевъ мы привыкли толковать, что у насъ слишкомъ много праздниковъ, что народъ отвлекается ими отъ работъ и тѣмъ вредитъ своимъ успѣхамъ въ земледѣліи и промышленности. Это предвзятое мнѣніе слышится и въ разсужденіяхъ о прекращеніи торговли по праздникамъ. Очевидно, здѣсь говоритъ только одинъ матеріальный разсчетъ и близорукая опасливость потерпѣть ущербъ въ земныхъ выгодахъ отъ тщательнаго исполненія воли Божіей. Здѣсь вспоминается слово Спасителя сказанное Апостоламъ боявшимся утонуть во время бури, когда Онъ Самъ былъ съ ними въ лодкѣ: гдѣ есть вѣра ваша? (Лук. 8, 25). Давши заповѣдь о субботнемъ покоѣ на всѣ времена, развѣ Богъ не предвидѣлъ, что люди по слабости своей могутъ бояться ущерба въ своихъ дѣлахъ, оставляя на цѣлые дни свои житейскія работы? Онъ не только словомъ внушаетъ намъ, но и дѣломъ, опытами даетъ понять, что за усердное служеніе Ему мы всегда получимъ благословеніе Его на всѣ человѣческія дѣла свои. Что же касается заповѣди о субботѣ, то при самомъ объявленіи о ней Израильтянамъ сказано было, что не будетъ манны въ субботу, а чтобы собирали ее наканунѣ, такъ какъ въ этотъ шестой день ея будетъ дано вдвое противъ обыкновеннаго количества, какое нужно народу на сутки, и она не портилась на субботу, что было обыкновенно въ будничные дни у тѣхъ, кто старался собрать ее и на завтра (Исх. 16, 5. 20). Въ законѣ о субботнемъ, или седьмомъ годѣ, которымъ повелѣвалось въ этомъ году не пахать земли, не сѣять и не воздѣлывать виноградниковъ, сказано было, что въ шестой годъ, т. е. предъ годомъ субботнимъ, во всѣхъ произрастеніяхъ земли будетъ тройной урожай, котораго достанетъ не только на седьмой годъ, но и на осьмой, когда будетъ воздѣлываться земля, и даже на девятый, когда будетъ собираться жатва осьмаго года (Лев. 25, 21-22). И это обѣтованіе о тройномъ урожаѣ предъ субботнимъ годомъ было Господомъ Богомъ исполняемо во все многовѣковое пребываніе Евреевъ въ Палестинѣ. И силы этого обѣтованія не отнялъ Спаситель у заповѣди о субботѣ, но сказалъ, что ни одна іота, или черта изъ закона Моисеева не останется безъ исполненія (Матѳ. 5, 18). Все это забывается нами въ жадномъ преслѣдованіи земныхъ выгодъ и при разсчетахъ убытковъ отъ точнаго исполненія четвертой заповѣди Божіей. Между тѣмъ мы нерѣдко со скорбію смотримъ, какъ гибнугъ труды земледѣльца, когда и обильная жатва гніетъ въ полѣ отъ неблаговременнаго ненастья, и какъ сохнетъ въ полѣ посѣвъ во время засухи. При обильномъ весеннемъ дождѣ мы говоримъ, что этотъ дождь приноситъ намъ милліоны, и однакожъ забываемъ, что всякій успѣхъ въ дѣлахъ нашихъ зависитъ отъ Того, Кто солнце свое сіяетъ на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и неправедныя. У насъ безпрестанно слышатся жалобы: «урожай плохой, торговля тиха, у народа денегъ нѣтъ»: отчего все это? Не отъ того-ли, что Господу неугодно давать изобиліе людямъ надѣющимся только на свой муравьиный трудъ и забывающимъ помолиться въ праздники Отцу Небесному, Котораго щедродательная десница мгновенно восполняетъ наши недостатки и убытки? Гдѣ есть вѣра ваша? — Неимате зане не просите (Іак. 4, 2).

Многимъ изъ разсуждающихъ о прекращеніи торговли въ праздники повидимому представляется неразрѣшимымъ вопросъ: чѣмъ дозволить торговать, и что запретить? Какъ бы не поставить въ затруднительное положеніе народъ относительно покупки и продажи предметовъ ежедневнаго потребленія? Какъ бы не стѣснить людей пріѣзжающихъ въ праздничные дни въ города? Что дѣлать при неожиданномъ посѣщеніи гостя, когда съ вечера не куплено необходимаго для угощенія и т. под.? — Скажемъ на это, что если будете стараться все перечислить, поименовать и обозначить въ обязательныхъ постановленіяхъ: то конечно поставите народъ въ такое положеніе, въ какомъ были Евреи подъ буквализмомъ фарисейскихъ взглядовъ и требованій, простиравшихся до того, что даже больному запрещалось помогать въ субботу (Лук. 13, 14). Цѣль христіанскаго ученія о праздникахъ и всѣхъ церковныхъ постановленій состоитъ не въ томъ, чтобы связать свободныя души христіанъ подробными предписаніями, а чтобы посредствомъ ихъ и чрезъ упражненія въ дѣлахъ благочестія подъ ихъ руководствомъ вселить въ умы свѣтъ духовнаго разумѣнія, а въ сердца страхъ Божій, при которыхъ воспитывается въ людяхъ христіанская мудрость и благоразуміе, а за тѣмъ и способность строго различать добро отъ зла, дозволенное отъ недозволеннаго (Евр. 5, 14). Эта духовная христіанская мудрость составляетъ достояніе какъ частныхъ лицъ, такъ и цѣлыхъ народовъ, воспитанныхъ церковію и утвердившихся въ сознаніи благотворности строгаго соблюденія заповѣдей и опасности уклоненія отъ нихъ и послабленій. Здѣсь остается свобода и для христіанской ревности возвышаюшейся до подвига. Такъ за полвѣка тому назадъ мы знали одного трактирщика, который при первомъ ударѣ церковнаго колокола, призывающаго ко всенощной, приглашалъ гостей выходить изъ заведенія, и затѣмъ запиралъ его и отправлялся съ своимъ семействомъ въ церковь. Вотъ христіанскій взглядъ, которымъ должно руководствоваться въ разсужденіяхъ о торговлѣ въ праздники. Объявите, что вы съ благоговѣніемъ относясь къ заповѣди Господней, признаете торговлю и житейскія работы въ праздники недозволенными, и затѣмъ предоставьте народъ руководству церкви въ увѣренности, что руководимая ею христіанская совѣсть и народный разумъ сами опредѣлятъ, гдѣ и какія по крайней нуждѣ могутъ быть дѣлаемы исключенія. На эти исключенія по необходимости, даже изъ буквальной строгости ветхозавѣтнаго закона о субботнемъ покоѣ указалъ Самъ Господь фарисеямъ, говоря: не отвязываетъ ли каждый изъ васъ вола своего или осла отъ яслей въ субботу, и не ведетъ ли поить? (Лук. 13, 15). Но въ смыслѣ высшаго разумѣнія и свободнаго отношенія къ обрядовымъ предписаніямъ закона Господь представилъ поучительный примѣръ въ лицѣ Давида, который во время гоненія на него отъ Саула, томясь голодомъ, вошелъ въ Скинію свидѣнія и взявъ хлѣбы предложенія, которыя могли вкушать только священники, самъ ѣлъ ихъ и далъ бывшимъ съ нимъ (Матѳ. 12, 4). Суббота, говорилъ Господь, для человѣка, а не человѣкъ для субботы (Марк. 2, 27). Подобныя исключенія безъ умаленія силы общаго закона мугутъ быть допускаемы и въ дѣлахъ торговли и въ другихъ работахъ въ праздники, подъ руководствомъ христіанской совѣсти. Но такъ какъ это высшее разумѣніе нравственнаго обрядоваго закона не всѣмъ доступно, такъ какъ больше людей съ темнымъ пониманіемъ закона и съ смутною совѣстію, то остается въ силѣ наставленіе Апостола, относящееся ко всѣмъ лучшимъ и власть имѣющимъ христіанамъ: вразумляйте безчинныхъ, утѣшайте малодушныхъ, поддерживайте слабыхъ. Какъ скоро такимъ образомъ разрѣшится вопросъ въ думскихъ и земскихъ собраніяхъ, они и отъ насъ служителей церкви въ правѣ будутъ требовать исполненія нашего долга учить народъ нелѣностно, проповѣдывать въ храмахъ, занимать его внѣбогослужебными собесѣдованіями и пр. Теперь-же намъ трудно, когда желательно, собирать вокругъ себя распуганныхъ и распущенныхъ овецъ Христовыхъ.

Есть еще вопросъ, предлагаемый людьми повидимому и образованными, но безъ христіанскихъ убѣжденій, которые однакоже признаютъ себя способными руководить другихъ: «что будетъ дѣлать въ праздники народъ (разумѣется простой), если ему запретятъ въ эти дни торговлю и всѣ работы?» Мы скажемъ имъ на это: народъ будетъ дѣлать въ праздники то, что будете дѣлатъ вы, становящіеся во главѣ его. Если вы будете въ навѣчеріе праздниковъ съ благоговѣніемъ посѣщать всеношиыя бдѣнія, и въ самые праздники присутствовать на литургіяхъ, и притомъ, приходя къ началу ихъ, не выходя изъ храмовъ прежде времени и не разговаривая во время богослуженій: народъ обрадуется этому и утвердится въ обычаѣ ходить въ праздники къ церковной службѣ. Если-же вы будете, какъ многіе изъ васъ дѣлаютъ теперь, вечера и цѣлыя ночи подъ праздники проводить въ играхъ и пиршествахъ, а на утро отъ многоястія и многопитія просыпать даже и позднія литургіи: то неудивительно, если такою свободою соблазнится и народъ, какъ уже и видимъ не только въ молодыхъ людяхъ средняго сословія, но и въ крестьянахъ, особенно начитавшихся книжекъ, разбрасываемыхъ въ народѣ непризванными писателями и лжеучителями въ родѣ Пашковыхъ и Толстыхъ. Наконецъ, если вы въ праздники дадите народу пріятныя и поучительныя занятія въ родѣ чтеній, облагороженныхъ пѣвческихъ собраній, гимнастическихъ упражненій и т. под.: народъ охотно послѣдуетъ за вами, но такъ-же, къ несчастію, онъ можетъ быть увлеченъ и на ваши зрѣлища, которыя становятся годъ отъ году менѣе художественными и болѣе развращающими, и даже въ тѣ грубыя и сладострастныя вечернія сборища, о которыхъ и говорить трудно. Посмотрите въ исторію: кто начиналъ и ускорялъ разложеніе и паденіе великихъ народовъ, славившихся могуществомъ и образованіемъ? Не передовыя-ли сословія, оторвавшіяся отъ старыхъ утвержденныхъ преданіями добрыхъ народныхъ нравовъ и обычаевъ, увлеченныя ложными ученіями и разслабѣвшія духомъ въ роскоши и порокахъ? Въ себѣ и своей жизни читайте будущую исторію и судьбу нашего народа.

Мы сказали, что колебанія и произволъ нашихъ городскихъ и земскихъ собраній въ рѣшеніи вопроса о прекращеніи торговли по праздникамъ запутываетъ совѣсть нашего народа. Это вѣрно. Мы, служители церкви, слышимъ отъ благочестивыхъ торговцевъ жалобы на то, какъ тяготятъ ихъ это разнообразіе и перемѣны въ назначеніи часовъ для торговли въ праздники; какъ трудно имъ выслушивать жалобы отъ людей, служащихъ у нихъ, на то, что имъ нѣтъ надлежащей свободы ни для посѣщенія богослуженія, ни для отдохновенія въ своихъ семействахъ. Мы видимъ, наконецъ, какъ нѣкоторые торговцы робко и понемногу сами начинаютъ прекращать торговлю въ праздники. Это было особенно замѣтно въ годовщину чудеснаго спасенія   Г о с у д а р я   И м п е р а т о р а   17 октября, когда каждый хотѣлъ по-христіански отпраздновать этотъ великій день явленія милости Божіей нашему отечеству. Мы не можемъ безъ жалости смотрѣть на это неестественное положеніе православныхъ людей, имѣющихъ всѣ права на свободное распоряженіе своимъ временемъ и выраженіе своихъ христіанскихъ чувствованій и расположеній. Намъ хочется сказать имъ: чего вы ждете? Кого вы боитесь? Господня заповѣдь, освобождающая ваши души въ святые дни отъ всѣхъ житейскихъ заботъ и трудовъ, вамъ извѣстна. Благословеніе Божіе благочестно проводящимъ эти дни обѣщано непреложнымъ словомъ Божіимъ,   Б л а г о ч е с т и в ѣ й ш і й   Г о с у д а р ь   благоволительно ожидаетъ вашего свободнаго движенія въ этомъ великомъ дѣлѣ возстановленія благочинія, трезвости, мира и порядка въ святые дни Господни, — въ дѣлѣ, обѣщающемъ неисчислимыя благотворныя послѣдствія для нашего народа. Правда, когда большинствомъ общества овладѣлъ дурной обычай, тогда трудно бороться противъ него. Но зло, о которомъ мы разсуждаемъ, уже понято, начинающіе есть, желающихъ въ глубинѣ души его прекращенія множество. Кто больше имѣетъ вѣры и страха Божія въ душѣ своей, тотъ наиболѣе обязанъ съ твердостію начинать и вести эту борьбу. Закрывайте въ праздники ваши лавки и промышленныя заведенія въ городахъ, за вами послѣдуютъ торговцы въ селеніяхъ, вразумятся и крестьяне и перемѣнятся дни для базаровъ; духъ благочестивой ревности по Богѣ и Церкви пройдетъ по землѣ нашей, и мы своими глазами увидимъ на себѣ и отечествѣ нашемъ исполненіе Божіихъ обѣтованій дарованныхъ ревностнымъ блюстителямъ священнаго покоя посвященныхъ Богу дней. Аминь.

Источникъ: Слово Преосвященнаго Амвросія Архіепископа Харьковскаго На Новый Годъ. О прекращеніи торговли по праздникамъ. // «Вѣра и разумъ», журналъ богословско-философскій. — Харьковъ: Типографія Губернскаго Правленія, 1890. — № 1, — Январь. Книжка первая. — С. 1-15.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0