Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Алексій (Дородницынъ) († 1919 г.)
Слово въ день Рождества Христова.
Христіанство — религія мира и радости.

(Произнесено 25 декабря 1913 г.)

И внезапу бысть со ангеломъ множество вой небесныхъ, хвалящихъ Бога и глаголющихъ: "Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, во человѣцѣхъ благоволеніе" (Лук. 2, 13-14).

Надъ бѣдной колыбелью младенца Іисуса въ первый разъ принеслись съ неба на землю слова мира и радости — Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, — воспѣли ангелы. Миръ и радость — вотъ, что ожидаетъ всѣхъ тѣхъ, кто увѣруетъ въ воплощеніе Бога-Слова, кто приметъ ученіе Господа нашего Іисуса Христа, проникнется его духомъ и устроитъ по нему свою жизнь.

Итакъ, христіанство открывается человѣчеству, какъ религія радости и мира. Это было великой отрадной вѣстью для того времени, когда жилъ Іисусъ Христосъ, потому что то было время мрака въ душахъ и тяжелой скорби въ сердцахъ. Но это-же составляетъ великое утѣшеніе и для насъ, склонныхъ предаваться скорбямъ настояшей жизни и забывать объ источникѣ святой радости, которая подается нашимъ Спасителемъ.

Люди, мало знакомые съ истиннымъ духомъ христіанства и поверхностно относящіеся къ предметамъ религіи, обыкновенно думаютъ, что убѣжденный вѣрующій христіанинъ непремѣнно долженъ предаваться скорби, и есть врожденный врагъ всякаго земного счастья. Такой взглядъ на христіанство не новъ: еще язычники упрекали учениковъ Іисуса Христа за то, что они удаляются отъ народныхъ праздниковъ и отъ общественныхъ увеселеній и всегда имѣютъ угрюмый и печальный видъ. Подобно язычникамъ, заблуждаются и современные намъ люди, не понимающіе истиннаго духа христіанства. Нѣтъ ничело болѣе противнаго духу христіанства, какъ пессимизмъ теоретическій-ли или практическій.

Никогда изъ устъ истиннаго христіанина не раздавались проклятія, которыя нѣкогда слышались изъ устъ индійскаго философа Шакіа-Муни. Сидя подъ смоковницей, этотъ философъ жаловался на жизнь въ такихъ словахъ: «несчастна ты, юность, потому, что тебя уничтожаетъ старость, несчастна ты, сила и здоровье, потому что васъ разрушаетъ болѣзнь, несчастна ты жизнь человѣка, которой дано такъ мало дней. Всюду пустота, все сушествующее пусто и ничтожно, одно дѣйствительно — это зло!»

Правда, и Господь нашъ Іисусъ Христосъ говорилъ: Горе вамъ смѣющимся нынѣ, ибо вы восплачете, горе вамъ пресыщеннымъ нынѣ, ибо взалкаете (Лук. 6, 25) Но стоитъ только раскрыть Евангеліе для того, чтобы убѣдиться, что тотъ смѣхъ и радость, которые порицаетъ Іисусъ Христосъ, есть радость нечестивыхъ людей плоти и крови, для которыхъ весь смыслъ жизни заключается въ чувственныхъ удовольствіяхъ. Но существуетъ другое наслажденіе, помимо чувственнаго наслажденія, и другая радость, кромѣ радости удовлетворенныхъ плотскихъ чувствъ... Истинные христіане знаютъ ихъ, потому-что они испытали ихъ на дѣлѣ.

И, вотъ, эти-то высшія духовныя наслажденія и даютъ основаніе утверждать, что жизнь христіанская, правильно понятая, есть жизнь радостная, вопреки не избѣжной борьбѣ, которую долженъ вести всякій, кто хочетъ служить Богу; радостная даже въ самыхъ страданіяхъ и даже самой смерти, какъ это видно на примѣрѣ святыхъ мучениковъ. Церковь, которая есть истинная истолковательница воли Іисуса Христа въ томъ, что касается спасенія душъ, проповѣдуетъ и воспѣваетъ эту радость, которой исполнены сердца ея чадъ.

Прислушайтесь въ св. храмахъ въ торжественные дни къ богослужебнымъ пѣснопѣніямъ; вникните въ смыслъ этихъ пѣснопѣній, посмотрите на это множество горящихъ свѣчей, на эту живопись, на — украшенія богатыя и бѣдныя, на эти цвѣты, которыми украшены св. иконы. Не чувствуете ли вы, что во всемъ этомъ какъ бы разлита радость?

Прислушайтесь къ этимь вздохамъ плачушей надъ гробомъ сына матери, посмотрите на эти слезы удрученной жены, вникните въ чинъ православнаго погребенія, прислушайтесь къ пѣснопѣніямъ его. За воплями плача вы услышите нѣчто успокаивающее, тихое, умиротворяюшее. За тучами скорби открывается свѣтлое небо надежды и сквозь слезы блистаетъ лучъ радости. Такъ было всегда въ христіанствѣ. Св. Апостолъ Павелъ писалъ христіанамъ во время самыхъ жестокихъ преслѣдованій ихъ: Радуйтесь о Господѣ и паки реку — радуйтесь. Спуститесь въ катакомбы и присмотритесь къ живописи и надписямъ въ нихъ. Вы здѣсь не встрѣтите и тѣни скорби, я не говорю уже отчаянія, но даже унынія, простой жалобы на жизнь. Въ этихъ подземныхъ святилищахъ, гдѣ первые христіане скрывали священные останки возлюбленныхъ братьевъ-мученниковъ, и гдѣ они во время преслѣдованій совершали свои священныя молитвы на останкахъ замученныхъ братьевъ и сами себя приготовляли къ мученичеству — вы не услышите жалобы, вы не увидите слезъ, кромѣ слезъ радости, мира и утѣшенія. Все здѣсь проникнуто духомъ небеснаго мира и все напоено благоуханьемъ безсмертія. Так-же смотрѣли на христіанство и святые отцы и учители Церкви. Тертуліанъ, этотъ суровый подвижникъ христіанства, писалъ, что онъ пріемлетъ истину христіанства съ улыбкой на устахъ, потому что она радостна. Климентъ Александрійскій писалъ въ то же время: «единственная скорбь, какую христіанинъ можетъ испытывать — это скорбь при мысли, что онъ былъ грѣшникомъ и что онъ снова можетъ утратить чистоту крещенія».

Подъ мрачными сводами монастырей, гдѣ все говоритъ о покаяніи и умерщвленіи плоти, вы желали бы встрѣтить убитыя скорбью лица, печальные взоры, изможденныя тѣла? Какое заблужденіе! Радость, миръ, спокойствіе духа — это, такъ сказать, основное правило монастырской жизни. Законодатель аскетической жизни, преподобный Кассіанъ Римлянинъ, насчитываетъ — семь смертныхъ грѣховъ. И въ числѣ ихъ онъ считаетъ печаль, какъ самую тяжелую болѣзнь души, которая такъ часто ослабляетъ и убиваетъ человѣка, живущаго въ уединеніи.

Все это утверждаетъ насъ, братіе христіане, вь той мысли, что наша религія есть религія мира, глубокаго мира и чистой святой радости. И это нужно помнить особенно теперь, въ эти священные дни воспоминанія воплощенія Божественнаго Слова, когда въ ночь Рождества Христова принеслась на землю ангельская пѣснь мира и любви. Нужно помнить это и стараться насадить въ своей душѣ этотъ божественный даръ мира и радости.

Источникъ: Алексій, еп. Саратовскій. Полное собраніе сочиненій. Томъ 2: Слова и рѣчи. — Саратовъ, 1914. — С. 244-247.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0