Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Еп. Алексій (Новоселовъ) († 1880 г.)
Слово въ день Рождества Христова.

И Слово плоть бысть, и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу, яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины (Іоан. 1, 14).

Празднуя нынѣ Рождество Христа Спасителя нашего и избавленіе царства Русскаго отъ нашествія Галловъ и съ ними двадцати народовъ, св. Церковь, съ особенною торжественностію, то изображаетъ спасительныя дѣйствія, происшедшія для рода человѣческаго отъ явленія Сына Божія во плоти, то раскрываетъ ту истину, что родившійся отъ Пресвятой Дѣвы есть не простой человѣкъ, но вмѣстѣ и Единородный Сынъ Божій, сіяніе славы и образъ ѵпостаси (Евр. 1, 3) Бога Отца, отъ вѣчности восхотѣвшій явиться во плоти человѣческой для спасенія человѣческаго рода, и дѣйствительно явившійся, и жившій на землѣ среди людей какъ Царь славы. Та и другая мысль заключается въ избранномъ мною текстѣ, на раскрытіи коего, какъ приличнаго празднику, остановимся, и къ назиданію слушающихъ обратимъ на смыслъ его вниманіе тѣхъ, которые настоящимъ торжествомъ стараются возбудить въ себѣ пламенныя чувства умиленія, радости и благодарности за милость Господа, оказанную намъ въ лицѣ воплотившагося Богочеловѣка, и достойно срѣтить Царя славы: и Слово плоть бысть, и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу, яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины.

Бренный Адамъ, получившій свыше дыханіе жизни, но обольщенный женою, преступившею заповѣдь по внушенію діавола, растлилъ свою и дольней твари природу, лишился Божественной жизни, и содѣлался чрезъ то самъ и отъ него весь родъ человѣческій врагомъ Божіимъ, рабомъ грѣха, смерти, тлѣнія и діавола. Творецъ, видя неустройство твари, подвергшейся суетѣ неволею и погибель человѣка, принимаетъ все существо его; ибо въ тріѵпостасномъ совѣтѣ это избранное Богомъ средство для нашего искупленія признано вполнѣ согласнымъ съ Его совершенствами. И вотъ Сынъ Божій, или Слово, какъ самъ Онъ, по Своему отношенію къ Богу Отцу и безстрастному рожденію, наименовалъ Себя евангелисту Іоанну, Слово предвѣчное, невидимое, непостижимое, безлѣтное, начало отъ начала, свѣтъ отъ свѣта, источникъ жизни и безсмертія, творецъ, промыслитель, опредѣленіе и Слово Отца, сокровенно отъ силъ небесныхъ, приходитъ къ Своему образу. «Сый, — какъ богословствуетъ вселенскій учитель св. Григорій, — начинаетъ бытіе, несозданный созидается, необъемлемый объемлется чрезъ разумную душу, посредствующую между Божествомъ и грубою плотію, богатящій обнищеваетъ до плоти моей, чтобы мнѣ обогатиться Его Божествомъ, исполненный истощается: истощается не надолго въ славѣ Своей, чтобы мнѣ быть причастникомъ Его полноты». Очищая подобнымъ подобное, Сынъ Божій дѣлается сыномъ человѣческимъ, кромѣ грѣха; ибо самая мысль о Спасителѣ требуетъ, чтобы Онъ, будучи плотію отъ плоти нашей и костію отъ костей нашихъ, былъ безъ грѣха. Посему Сынъ Божій раждается не какъ человѣкъ, а преклонивъ небеса нисходитъ въ предочищенную Духомъ Святымъ утробу Дѣвы, какъ дождь на руно, и образуетъ Себѣ плоть изъ пречистыхъ кровей Ея, какъ образуется жемчугъ изъ плотей раковинъ». «Но какъ этотъ драгоцѣннѣйшій бисеръ образуется не отъ общенія раковинъ, а отъ растворенія молніи и воды» (Поучен. св. Ефрема Сирина, ч. 2, стр. 422), такъ Сынъ Божій зачинается и раждается отъ Дѣвы неискусомужно, отъ наитія Святаго Духа. И какъ жемчугъ причастенъ двухъ естествъ: такъ Слово Божіе, родившееся отъ пренепорочной Маріи, въ совершенствѣ имѣетъ то, чѣмъ было, и въ совершенствѣ же имѣетъ воспринятое, Богъ отъ Бога и отъ Дѣвы Маріи — Христосъ, совершенный человѣкъ: Слово плоть бысть.

Но это воспріятіе Словомъ человѣческаго естества въ единство Божеской ѵпостаси содѣлалось такъ, что плоть не удѣлила себя Божеству, и человѣческое естество не обременило естества божескаго, а два естества соединены во Христѣ Іисусѣ безъ всякаго превращенія божества въ человѣчество и человѣчества въ божество. Ни божеское естество непотерпѣло никакого измѣненія по свойству своей неизмѣняемости, ни человѣческое — не получило измѣненія, бывъ воспринято въ ѵпостась божества; божеское самопознаніе стало въ Немъ сознаніемъ человѣческаго естества. Равнымъ образомъ сраствореніе не сдѣлалось и сліяніемъ, подобно какъ вино и вода, по смѣшеніи ихъ, теряютъ природу; но человѣческое естество, соединившееся съ божествомъ, подобно вину и золоту, по смѣшеніи обоихъ удерживаютъ свою природу навсегда; ибо человѣчество въ Іисусѣ Христѣ принято божествомъ въ единство личнаго бытія и въ общеніе власти и славы вѣчной. Такъ Слово плоть бысть.

И вселися въ ны. Это значитъ, что воспринявъ дѣйствительно, а не призрачно человѣческое естество, Христосъ является между нами совершеннымъ человѣкомъ, въ которомъ подъ простымъ естествомъ сокрытъ былъ совершенный Богъ-Слово. Оно обитало въ человѣческомъ естествѣ какъ въ кущѣ, чтобы возставить скинію Давидову падшую (Амос. 9, 11), и Слово соединилось съ нашею плотію не съ тѣмъ, чтобы опять оставить ее, а навсегда обитать въ этой скиніи. Оно не явилось мгновенно, но жило между людьми и дѣйствовало и пребывало среди насъ во плоти, подобно тому, какъ самъ [Господь] обиталъ среди народа своего въ вѣтхозавѣтной скиніи. И какъ въ сей скиніи завѣса вела во святилище, такъ плоть Христова есть завѣса, чрезъ которую открывается намъ новый и живый путь во святилище небесное; ибо чрезъ воплощеніе Сынъ Божій дѣйствительно содѣлался для насъ свѣтомъ, умилостивленіемъ, правдою, освященіемъ, избавленіемъ и путемъ къ небу.

И видѣхомъ славу Его, славу, яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины. «Мы видѣли славу, — какъ говоритъ св. Златоустъ, — не Пророка, не Ангела, не Архангела, не горнихъ силъ, не иной какой созданной твари, какова бы она ни была, но видѣли славу самаго Владыки, самаго Царя, самаго истиннаго Единороднаго Сына Божія, Господа всяческихъ». Неприступная слава сія хотя и сокрыта была подъ кровомъ тѣла, однако проявлялась въ такой необыкновенной силѣ и свѣтозарномъ сіяніи, какимъ можетъ блистать только слава Единороднаго отъ Отца Господа славы. Въ самомъ дѣлѣ, хотя Слово воплощается, отвердѣваетъ, невидимый становится видимымъ, неосязаемый осязается, безлѣтный начинается, девятимѣсячно носится во чревѣ матернемъ и называется мнимымъ сыномъ Іосифовымъ, сѣменемъ жены, Адама, Авраама, цвѣтомъ отъ корня Іессеева, раждается, повивается пеленами какъ младенецъ, полагается въ ясляхъ, постепенно растетъ и укрѣиляется, какъ сынъ Маріи повинуется Ей и обручнику, обходитъ грады и веси, утруждается отъ пути, алчетъ и жаждетъ, ѣстъ и пьетъ съ мытарями и грѣшниками, наконецъ страдаетъ, распинается, умираетъ на крестѣ и погребается. Однако же Онъ есть Единородный Сынъ Божій; ибо рожденный отъ вѣчности изъ существа Отчаго, Онъ безсѣменно раждается отъ пренепорочной Дѣвы, сохраняетъ Матерь нетлѣнною, славится снизшедшими Ангелами, возсіяваетъ какъ звѣзда отъ Іакова, и мудрыхъ наблюдателей звѣздъ приводитъ на поклоненіе Себѣ, узнается Предтечею и старцемъ Симеономъ какъ Богъ, разрѣшаетъ клятву Адама, дѣлаетъ насъ свободными отъ рабства врага и грѣха, спасаетъ грѣшниковъ, исцѣляетъ болящихъ, прогоняетъ бѣсовъ, ходитъ по морю, насыщаетъ пятью хлѣбами тысящи людей, воскрешаетъ мертвыхъ, богатитъ всѣхъ, принявъ на Свои рамена заблудшихъ овецъ, приводитъ ихъ къ горней жизни, сопричисляетъ къ небеснымъ силамъ, пребывающимъ въ чинѣ своемъ, короче: Своею жизнію, дѣяніемъ, чудесами, знаменіями наполняетъ весь путь земной жизни Своей. Даже въ самыхъ крестныхъ страданіяхъ Его проявились божественныя совершенства, — Его милосердіе и любовь неизглаголанная, премудрость и сила, которою сокрушилась смерть, разрушилась клятва, побѣждены демоны и пригвождено ко кресту рукописаніе нашихъ грѣховъ. Всѣ эти чудеса совершились на крестѣ невидимо, но были и видимыя, — померкло солнце, потряслась земля, разсѣлись камни, отверзлись гробы и возстали многія тѣла усопшихъ святыхъ; но преимущественно слава Единороднаго возсіяла въ Его воскресеніи, вознесеніи на небо и возведеніи нашего естества въ горнее.

Эта слава, исполненная милосердія, любви и всемогущества, не преставала, не престаетъ и нынѣ являться намъ. Иначе чѣмъ можно объяснить незабвенную побѣду царства Русскаго надъ Галлами и двадцатью народами помогавшими имъ, какъ не силою поборающаго по насъ Господа? По истиннѣ только великаго совѣта Ангелъ помогъ русскимъ разсѣять лучшія, испытанныя въ браняхъ, войска, и разорить совѣтъ враговъ. Не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему воздаемъ славу торжественно возгласилъ благословенный Александръ, полагая побѣдные вѣнцы подъ ноги имущаго языки достояніе и одержаніе коицы земли. Такъ смотритъ на это событіе и св. Церковь окомъ Того, Кто управляетъ судьбою царствъ и народовъ. При такомъ проявленіи славы Единороднаго Сына Божія, поправшаго нами льва и змія, намъ остается уразумѣть силу таинства, и цѣль воплощенія Сына Божія, — уподобиться Христу, какъ Христосъ уподобился намъ; сдѣлаться богами ради Его, какъ Онъ сталъ человѣкомъ ради насъ. Онъ воспріялъ худшее, чтобы дать намъ лучшее; обнищалъ, чтобы намъ обогатиться Его нищетою; принялъ зракъ раба, чтобы намъ получить свободу; снизшелъ, чтобы намъ вознестись.

Чѣмъ же почтимъ родившагося насъ ради Христа Спасителя? Принесемъ самихъ себя — стяжаніе самое драгоцѣнное предъ Богомъ и Ему наиболѣе свойственное, воздадимъ образу сотворенное по образу, познаемъ свое достоинство, и почтимъ первообразъ. А для сего вмѣсто украшенія домовъ ослѣпительными и разноцвѣтными огнями, самихъ себя пышными одеждами, богатыми столами, вмѣсто посѣщенія ночныхъ собраній и зрѣлищъ, омрачающихъ свѣтлое торжество, украсимъ сердца наши смиреніемъ, духовною нищетою, сознаніемъ грѣховности, добродѣтелями — этою боготканною одеждою, небесною свѣтлостію. Насладимся духовнаго пира въ св. храмахъ, гдѣ видимое представляетъ умосозерцаемое, украшеніе земное — красоту небесную, гдѣ храмъ и торжество земнородныхъ служитъ образомъ храма небеснаго, ликованій силъ горнихъ, гдѣ по мѣрѣ мытарева смиренія, умиленія, сокрушенія и сознанія своей, а не чужой грѣховности, привлекается къ душевному свѣту божественной благодати свѣтъ, къ болѣе ясному лучезарнѣйшій, доколѣ не взойдемъ къ тамошнему озаренію; ибо для того и Сынъ Божій смирилъ Себя и снизшелъ долу, чтобы насъ возвести въ горняя; для сего при самомъ уничиженіи Своемъ Онъ явилъ Свою славу, чтобы и насъ прославить; ибо для нашего спасенія Слово плоть бысть, и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу, яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины. Аминь.

Источникъ: Слова Преосвященнаго Епископа Алексія, сказанныя въ Томскѣ и Екатеринославѣ. Книга 1. — М.: Въ Синодальной типографіи, 1872. — С. 234-240.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0