Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Еп. Алексій Новоселовъ († 1880 г.)
Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

Благовѣствуй земле радость велію, хвалите небеса Божію славу.

Такъ св. Церковь, въ настоящій день всемірнаго торжества, возбуждаетъ землю къ благовѣстію великой радости, а небеса — къ славословію Божію! Подъ землею слово Божіе разумѣетъ всѣхъ пребывающихъ на ней, и называетъ оную подножіемъ Творца и Царя славы; потому что живущіе на ней люди, по уклоненію своему отъ источнаго свѣта, мудрости и блаженства, сдѣлались едва способными вмѣщать въ себѣ низшія познанія о Богѣ, а внѣ источника радости далеки и отъ малой, тѣмъ болѣе великой радости. Небесами слово Божіе и св. Церковь именуетъ міръ Ангельскій, и называетъ оный престоломъ Божіимъ; потому что превыспреннія силы имѣютъ непоколебимо водруженное въ нихъ вѣденіе о Богѣ; у нихъ нѣтъ ни печали, ни воздыханія, а царствуетъ непрестанная радость, выражаемая въ немолчномъ славословіи Господа. Если же Ангелы непрестанно славословятъ Господа, а люди уклонившіеся отъ Него чужды радости: то понятно, что земнородныхъ посѣтило особенное нѣкое благоволеніе Божіе, побуждающее ихъ къ радости, а на премірныя силы отъ Почивающаго на нихъ излился особый нѣкій, непостижимый имъ доселѣ свѣтъ славы. Этотъ предметъ достоинъ вниманія нашего тѣмъ болѣе, что онъ возвещаетъ велію радость міру дольнему, а горній — побуждаетъ къ торжественнѣйшему славословію Господа: благовѣствуй земле радость велію, хвалите небеса Божію славу!

Благовѣствуй земле радость велію. Чтобы вполнѣ понять намъ эту радость, необходимо обратиться къ первобытному состоянію прародителей. Человѣкъ сначала былъ блаженъ, ибо сотворенъ былъ по образу неописаннаго Слова Отчаго — Бога, Который, даровавъ ему бытіе, даровалъ и благобытіе. Ни въ чемъ не имѣя препятствія къ вѣденію о Богѣ, человѣкъ, по чистотѣ своей, непрестанно созерцалъ Отчій Образъ Бога-Слово, и, возносясь мыслію выше чувственнаго, былъ вполнѣ счастливъ, бесѣдуя съ Богомъ и Ангелами, — этими служителями первой свѣтлости, которые, какъ сущіе окрестъ Бога, піютъ отъ источника блаженства. Но по зависти діавола, — денницы по свѣтлости, содѣлавшейся за превозношеніе тмою, и по обольщенію жены, вознерадѣвъ о совершеннѣйшемъ, Адамъ уклонилъ умъ свой отъ Создавшаго его и, предпочетши созерцаніе себя Божеству, мужъ и жена подавили душу плотскими удовольствіями и, ощутивъ наготу, потеряли рай и пріобрѣли смерть, какъ оброкъ грѣха и человѣколюбное наказаніе, дабы самое зло не стало безсмертнымъ. Чтобы остановить распространеніе его, пресѣчь неправду, блуженіе, лукавство, лихоимство, злобу, зависть, лесть, человѣкоубійство, клятвопреступленіе, гордость, идолослуженіе и другіе пороки, обратившіе блаженное состояніе людей въ несчастнѣйшее, облившее землю слезами и кровію, Богъ вразумлялъ людей словомъ, закономъ, пророками, благодѣяніями, угрозами, карами, небесными знаменіями, переворотами въ судьбѣ людей, городовъ и народовъ. Но поелику сдѣлалось нужнымъ сильнѣйшее врачевство противъ сильнѣйшихъ золъ и бѣдствій, уклонившихъ человѣка отъ Бога и неба, помрачившихъ умъ, поработившихъ тварь и породившихъ печальныя тернія страстей, возбуждаемыхъ лукавымъ совѣтомъ змія, увлекшаго людей въ тлѣніе, плѣнъ и добычу вѣчной смерти: то надлежало, чтобы Самъ Всесвятый Сынъ, Отчій Образъ, снизшелъ обновить человѣка, созданнаго по Образу Его, взыскать и спасти погибшаго. И вотъ таинство искупленія прежде вѣковъ предопредѣленное, нынѣ начинаетъ открываться. Архангелъ Гавріилъ, одинъ изъ ближайшихъ предстоятелей престола небеснаго, приходитъ къ Благословенной высочайшимъ благословеніемъ предъ всѣми прочими женами Дѣвѣ Маріи, и взирая на Нее чистую, запечатлѣнную Духомъ, какъ одушевленную книгу Христову, приноситъ Ей благовѣстіе, что Она родитъ Сына, Которому Господь дастъ престолъ Давида отца Его и воцарится въ дому его во вѣки. Маріамъ, по движенію души глубоко-смиренной, смущается отъ высокаго привѣтствія и благовѣстія о неизреченномъ рожденіи отъ Нея Богочеловѣка, а по любви къ чистотѣ и дѣвству вопрошаетъ Архангела: како будетъ сіе, идѣже мужа не знаю (Лук. 1, 34)? Архангелъ рѣшаетъ Ея недоумѣніе безсѣменнаго зачатія всемогуществомъ Господа, творящаго чудеса и наитіемъ Духа Святаго. И едва Маріамъ изрекла: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38), — Она, какъ несѣкомая гора, орошенная Духомъ Святымъ, свѣтильникъ и стамна, пріемлетъ въ себя манну; Безначальный зачинается, Слово воплощается, огнь Божества не опаляетъ несгараемой купины — Дѣвы, Высшая небесъ дѣлается жилищемъ Свѣта. Дѣва безболезненно носитъ во чревѣ своемъ основавшаго землю; является истиннымъ облакомъ свѣта, чтобы незаходимое солнце, скрывшись въ немъ на малое время, возсіяло міру; червленица кровями своими окрашиваетъ божественную порфиру Царя силъ; истинная виноградная лоза произращаетъ гроздъ зрѣлый; непорочная агница раждаетъ агнца Божія и становится единственною дверію, чрезъ которую прошло единое Слово; сѣдящій во славѣ на престолѣ Божества, пребожественный Іисусъ, какъ на легкомъ облакѣ, носится на нетлѣнной длани Богоматери. Теперь намъ понятна заповѣдь св. Церкви, повелѣвающей нынѣ воспѣть начатокъ всемірной радости и призывающей землю къ благовѣстію ея; понятно, почему міръ, какъ видитъ св. Церковь, обрадованно веселится, ясно ощутивъ Господне сошествіе; ибо тайною воплощенія дѣлается переломъ всецѣлой судьбы міра и измѣняются отношенія между небомъ и землею. Потому что по милосердію милости безсмертный Земледѣлатель приходитъ исправить праматернее поползновеніе, — омрачить шатаніе зміино, — отвергнуть премудрость премудрыхъ, — открыть младенцамъ непостижимыя мудрецамъ тайны, — просвѣтить людей сѣдящихъ во тмѣ и сѣни смертной, — сокрушить куміры и кумірницы демоновъ, — заставить умолкнуть прорицанія ихъ, — прекратить кровавыя жертвы, — уничтожить кровожадныхъ жрецовъ, — избавить родъ человѣческій отъ безобразія страстей, — возставить падшаго, — возсоединить съ собою прельщенныхъ лукавымъ совѣтомъ зміинымъ, — обновить истлѣвшихъ, — даровать имъ благолѣпіе, — взять на себя грѣхи всего міра, — снять съ него клятву, — примирить съ вѣчнымъ правосудіемъ, — освободить отъ вѣчнаго осужденія, — претворить насъ изъ сыновъ гнѣва въ сыновъ Божіихъ, — сокрушить вереи и врата ада, — упразднить смерть, — даровать жизнь и наслѣдіе небесное и самую тварь отъ работы истлѣнія привести въ свободу чадъ Божіихъ. О глубина богатства, премудрости и благости Божіей! Какъ человѣколюбно Господь спасаетъ насъ, и какую неизреченную радость приноситъ всему міру!

Братіе, Христосъ воплощается, — съ трепетомъ и радостію веселитесь; съ трепетомъ — по причинѣ грѣха, съ радостію — по причинѣ надежды; ибо Господь пріемлетъ наше естество ради насъ, чтобы Тотъ, Кто даровалъ намъ бытіе, даровалъ и благобытіе, лучше же сказать, чтобы мы, ниспадшіе изъ благобытія чрезъ грѣхъ, снова возвращены были въ оное чрезъ воплощеніе. Вси языцы восплещите руками. Благовѣствуй земле радость велію, хвалите небеса Божію славу.

Богъ по существу своему есть Богъ славы, и ангельскіе лики сотворенные Имъ не могутъ не славить Его какъ Творца и Господа. Но премірныя силы не напрасно призываются св. Церковію къ хваленію Божіей славы; потому что безпрекословно великая благочестія тайна, что Богъ явился во плоти (1 Тим. 3, 16), и тайна сія должна быть возвѣщена небеснымъ силамъ Церковію. Ибо надобно было просвѣтить всѣхъ, что есть смотрѣніе тайны сокровенной отъ вѣковъ (Ефес. 3, 9), въ Богѣ, и потому св. апостолъ Павелъ говоритъ: да скажется нынѣ началомъ и властемъ на небесныхъ Церковію многоразличная премудрость Божія, по предложенію вѣкъ еже сотвори о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ: о Немъ же имамы дерзновеніе и приведеніе въ надѣяніе вѣрою Его (Ефес. 3, 10-12). Замѣтьте, св. Апостолъ въ семъ домостроительствѣ Божіемъ видитъ многоразличную премудрость Божію въ воплощеніи Сына Божія. Въ самомъ дѣлѣ недивно, если Господь славы творитъ великія чудеса; ибо Господь, какъ Царь славы, крѣпокъ и силенъ, и потому отъ лица Его трясется земля, колеблются основанія горъ, изъ устъ Его исходитъ огнь поядающій. Онъ мракъ дѣлаетъ себѣ покровомъ; отъ блистанія предъ нимъ, сквозь тучи его, сыплются горящіе угли и градъ; Онъ херувимовъ творитъ Себѣ колесницею, силы небесныя съ трепетомъ служатъ Ему; ибо кто Богъ велій яко Богъ нашъ, онъ одинъ Богъ творящій чудеса. Но когда мы видимъ, что Богъ, по одной человѣколюбной милости и совѣту Отчему истощивъ Себя, принимаетъ зракъ раба и смиряется, дѣлаясь послушливымъ даже до смерти крестной, Его величіе является и премірнымъ силамъ изумительнѣе и непостижимѣе; ибо подлинно непостижимо, какъ невмѣстимый вмѣщается въ ложеснахъ Дѣвы, безначальный зачинается, безплотный воплощается слово отвердѣваетъ, невидимый становится видимымъ, неосязаемый осязается, необъемлемый объемлется чрезъ разумную душу, посредствующую между божествомъ и грубою плотію, младенце-творится Богъ, купина пріемлетъ огнь и несгараетъ, Дѣва раждаетъ и пребываетъ Дѣвою, носитъ носящаго все, становится небомъ и престоломъ божества, колесницею — почивающаго на херувимахъ, скиніею — Бога Слова, святостію — превышающею святая святыхъ, матерію — звѣзды незаходимой, зарею — таинственнаго дня! Подлинно таинство непостижимое, богатство премудрости и благости Божіей несказанное, ощутительно выражающее славу Божію, возбуждающую и премірные силы къ славословію Господа, ибо симъ таинствомъ видимо нарушаются законы естества. Но Богъ и Господь славы потому становится человѣкомъ и приходитъ на землю, чтобы намъ переселиться къ Богу и чрезъ стремленіе къ Нему достигать обоженія. Потому образъ Отчій сыскалъ драхму, — царскій образъ, заваленный страстями, и созывая пребывающія въ любви его горнія силы, дѣлаетъ участниками радости тѣхъ, которыхъ сдѣлалъ таинниками своего домостроительства, чтобы въ самомъ уничиженіи созерцая его славу они воспѣвали ее: хвалите небеса Божію славу.

Братіе, Христосъ воплощается, — славьте и благовѣствуйте радость велію, совлекшись ветхаго человѣка съ дѣяньми его! Для того нынѣ св. Церковь и соединяетъ торжество благовѣщенія съ великимъ постомъ въ воспоминаніе сорокодневнаго поста Христа Спасителя, чтобы мы очищеннымъ умомъ шествовали за Нимъ не въ земный, а въ горній Іерусалимъ, и для сего распялись и умерли для житейскихъ сластей. Христосъ нисходитъ съ небесъ, — восходите въ срѣтеніе ему въ духѣ вѣры, любви и надежды! Христосъ на земли, — возноситесь отъ всего земнаго къ премірному! Воспой Господу вся земля, да возвеселятся небеса и радуется земля: благовѣствуй земле радость велію, хвалите небеса Божію славу. Аминь.

Источникъ: Слова Преосвященнаго Епископа Алексія, сказанныя въ Томскѣ и Екатеринославѣ. Книга 1. — М.: Въ Синодальной типографіи, 1872. — С. 85-90.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0