Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Еп. Александръ Милеантъ († 2005 г.)
Царь-мученикъ Императоръ Павелъ I.

Милость и истина охраняютъ царя, и милостью онъ поддерживаетъ престолъ свой (Прит. 20, 28).

А государь въ Бозѣ почившій... Императоръ Павелъ Петровичъ какъ любилъ Церковь святую, какъ чтилъ святые уставы Ея и сколько сдѣлалъ для блага Ея, не многіе изъ царей русскихъ подобно ему послужили Церкви Божіей... (Преп. Серафимъ Саровскій).

Многіе годы имя императора Павла Петровича стараніями масоновъ и безбожниковъ всячески очернялось, и лишь сравнительно недавно стала извѣстна правда о немъ. Передъ нами возникаетъ обликъ глубоко вѣрующаго и мудраго монарха, посвятившаго свою жизнь благу Православной Церкви и Россіи.

Государь Павелъ Петровичъ родился 20 сентября (ст. стиля) 1754 года въ Санктъ-Петербургѣ. Его царственными родителями были императоръ Петръ III Ѳеодоровичъ (Родился въ 1728 г., былъ убитъ въ 1762 г.; правилъ Россіей съ 1761 по 1762 г.) и императрица Екатерина II Алексѣевна (Родилась 1729 г. — ум. 1796 г.; правила съ 1762 г. по 1796 г.).

Съ первыхъ часовъ своего рожденія царевичъ Павелъ былъ принятъ на попеченіе императрицей Елизаветой Петровной (1709-1761 гг.), которая отличалась любовью къ Церкви. Свое раннее дѣтство онъ провелъ въ обществѣ нянь, первыми утвердившими въ немъ вѣру и любовь къ храму. Глубоко вѣрующимъ былъ и непосредственный воспитатель Павла С. А. Порошинъ, пробудившій у него и любовь ко всему русскому. Законъ Божій преподавалъ царевичу іеромонахъ Платонъ (Левшинъ, впослѣдствіи — митрополитъ Московскій). Отецъ Платонъ, призвавъ Бога на помощь, началъ обученіе 30 августа 1763 года, сказавъ рѣчь, въ коей объяснилъ пользу его ученія, увѣщевалъ Высокаго ученика прилагать «къ тому великое вниманіе и прилежаніе» (Глинскій Б. Б. «Царскіе дѣти и ихъ наставники», СПб, 1912 г.). Іеромонахъ Платонъ весьма часто посѣщалъ своего ученика и сумѣлъ на всю жизнь развить въ немъ высокое чувство религіозности. Ходъ занятій съ великимъ княземъ и отношенія законоучителя къ ученику такъ обрисованы владыкой Платономъ: «Что касается преподаванія Закона Божія, — повѣствуетъ онъ, — то положено было ученіе великому князю преподавать три раза въ недѣлю по часу, а по воскресеніямъ и праздникамъ передъ обѣднею читать Священное Писаніе съ объясненіемъ, сколько время дозволитъ» (Н. Тальбергъ, «Исторія Русской Церкви», Джорданвиллъ, 1969 г.). Митрополитъ Платонъ писалъ: «Высокій воспитанникъ, по счастью, всегда былъ къ набожности расположенъ и разсужденіе ли, разговоръ ли относительно Бога и Вѣры были ему всегда пріятны. Сіе, по примѣчанію, ему внѣдрено было съ млекомъ покойною императрицей Елизаветой Петровной, которая горячо любила его и воспитывала приставленными отъ нея весьма набожными женскими особами» (Н. Тальбергъ, «Исторія Русской Церкви», Джорданвиллъ, 1969 г.). Порошинъ вспоминалъ, что въ день Успенія Божіей Матери «одѣвшись изволилъ Павелъ читать съ отцомъ Платономъ Св. Писаніе. Потомъ разбирали мы книжку, въ которой содержалась служба на сегодняшній праздникъ, и пѣли оттуда стихъ «Побѣждаются естества уставы, Дѣва чистая» и прочее. Въ присутствіи цесаревича происходилъ разговоръ о томъ, что морскія битвы жесточе, т. к. на разбитомъ кораблѣ приходится опускаться на дно. Въ концѣ бесѣды десятилѣтній Павелъ сказалъ: «Что жъ бѣды, хоть и на дно ретироваться? Вѣдь въ смерти-то больше страху, нежели вреда, особливо для человѣка добродѣтельнаго, которому на томъ свѣтѣ лучше еще будетъ нежели здѣсь».

Уроки благочестиваго пастыря принесли свои плоды. Глубокая вѣра въ Бога помогла императору Павлу перенести тѣ многочисленныя испытанія, которыми была преисполнена его жизнь: ранняя смерть отца — императора Петра III, свергнутаго съ престола и позже убитаго, и отчужденіе матери — императрицы Екатерины II, не довѣрявшей сыну и отстранившей его отъ участія въ государственныхъ дѣлахъ, и многолѣтнее, почти затворническое пребываніе въ Гатчинѣ и смерть при родахъ первой жены — великой княниги Наталіи Алексѣевны. Извѣстно, что цесаревичу Павлу было сдѣлано предложеніе о дворцовомъ переворотѣ въ его пользу, съ сохраненіемъ Екатеринѣ жизни. Благородный Павелъ отказывается, а день спустя, изъ боязни, что онъ все откроетъ матери, его отравляютъ сильнымъ ядомъ. И хоть врачамъ удалось спасти цесаревича, но послѣдствія этого отравленія сказываются на немъ всю жизнь. У него появились мучительныя удушья и нервозность въ характерѣ.

Свят. Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій пишетъ: «Цесаревичъ Павелъ Петровичъ, проведшій свое дѣтство при дворѣ императрицы Елизаветы Петровны, причемъ мать не могла оказывать непосредственнаго вліянія на него, во многомъ различался по своему характеру и убѣжденіямъ съ императрицей Екатериной. Поэтому Екатерина II предполагала устранить сына отъ наслѣдства и сдѣлать наслѣдникомъ старшаго внука — Александра Павловича... Рѣшеніе вопроса все откладывали... Въ концѣ 1796 года Екатерина II окончательно рѣшила назначить наслѣдникомъ Александра, минуя Павла, но неожиданно и скоропостижно скончалась. На престолъ вступилъ наслѣдникъ — цесаревичъ Павелъ Петровичъ...» (Іоаннъ епископъ Шанхайскій, «Происхожденіе закона о престолонаслѣдіи въ Россіи», Шанхай, 1936 г.).

Цесаревичъ сознавалъ опасность, грозящую Европѣ отъ революціонной Франціи. Въ этомъ отношеніи онъ проявилъ большую дальновидность и ясность ума. Спасти Россію и даже Европу отъ проникновенія революціонной заразы поставилъ Павелъ себѣ первой задачей. Борьба съ революціей была для него дѣломъ религіознымъ, онъ велъ борьбу за христіанскую вѣру и установленное Богомъ монархическое начало.

Коронованіе императора Павла совершилось въ Москвѣ 5 апрѣля 1797 г., въ первый день Святой Пасхи. Оно отличалось тѣмъ, что Павелъ при этомъ священнодѣйствіи, прежде чѣмъ облечься въ порфиру, приказалъ возложить на себя далматикъ — одну изъ царскихъ одеждъ византійскихъ императоровъ, сходный съ архіерейскимъ саккосомъ. Совершилъ мѵропрмазаніе императора Павла митрополитъ Гавріилъ, какъ первенствующій членъ Св. Синода.

По окончаніи вѣнчанія на царство императоръ прочелъ въ Успенскомъ соборѣ съ высоты трона составленный имъ законъ о престолонаслѣдіи. По оглашеніи закона государь вошелъ царскими вратами въ алтарь и положилъ свитокъ съ закономъ въ серебряный ковчегъ, стоявшій на св. жертвенникѣ, для храненія на вѣчныя времена. Свят. Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій пишетъ о Законѣ Престолонаслѣдія 1797 года: «Павлу удалось издать законъ, представляющій изъ себя систему, основанную на принципахъ, проводимыхъ въ жизнь Московскими собирателями Руси и укоренившихся въ душѣ русской...» (Іоаннъ, епископъ Шанхайскій, «Происхожденіе закона о престолонаслѣдіи въ Россіи», Шанхай, 1936 г.). Далѣе святитель продолжаетъ: «Павелъ I самъ, не ограничивая своей самодержавной власти, въ день Священнаго Коронованія, положивъ составленный имъ актъ на жертвенникъ Успенскаго Собора, этимъ передъ Богомъ обѣщалъ не измѣнять того порядка, который имъ признавался справедливымъ и необходимымъ». Несмотря на трагическія событія 1917 г., законъ о престолонаслѣдіи остался въ силѣ. И по сей день наслѣдованіе правъ на Россійскій Престолъ происходитъ согласно этому Закону.

Строго соблюдая заповѣди Божіи, государь Павелъ I всячески заботился о своихъ подданныхъ. Уже въ день своей коронаціи Павелъ обнародовалъ манифестъ о помѣщичьихъ крестьянахъ, положившій начало ограниченію крѣпостнаго права. Манифестъ гласилъ: «Законъ Божій, въ десятословіи намъ преподанный, научаетъ насъ седьмой день посвящать Богу; почему въ день настоящій, торжествомъ вѣры прославленный и въ который мы удостоились воспринять священное мѵропомазаніе и царское на прародительскомъ престолѣ нашемъ вѣнчаніе, почитаемъ долгомъ нашимъ предъ Творцомъ всѣхъ благъ Подателемъ подтвердить во всей имперіи нашей о точномъ и непремѣнномъ сего закона исполненіи, повелѣвая всѣмъ и каждому наблюдать, дабы никто и ни подъ какимъ видомъ не дерзалъ въ воскресные дни принуждать крестьянъ къ работамъ...» (Н. Тальбергъ, «Исторія Русской Церкви», Джорданвиллъ, 1969 г.).

Впервые въ исторіи Россіи, крестьянское сословіе было приведено къ присягѣ. Было создано особое крестьянское управленіе, для казенныхъ крестьянъ были установлены надѣлы и всѣмъ крестьянамъ было дано право апелляціи на рѣшенія судебныхъ дѣлъ.

Для своего вѣка это была подлинно та царская «золотая грамота», о которой давно мечталъ народъ. По существу половина реформы 1861 года освобожденія крестьянъ была заложена Павломъ Петровичемъ. Останься онъ въ живыхъ, не сталъ ли бы онъ царемъ-освободителемъ?

Извѣстенъ случай, когда царь сталъ на защиту крестьянъ, которыхъ помѣщикъ продалъ было порознь, безъ семей и дворовъ, дабы воспользоваться крестьянскимъ имуществомъ. Крестьяне отказались повиноваться, помѣщикъ донесъ губернатору о бунтѣ. Губернаторъ же оказался на высотѣ своего долга и быстро разобрался въ чемъ дѣло. Получивъ отъ него донесеніе о происшедшемъ, царь Павелъ объявляетъ сдѣлку недѣйствительной, приказываетъ оставить крестьянъ по своимъ мѣстамъ, а помѣщику сдѣлать отъ своего имени строжайшій выговоръ. Въ помѣщикѣ заговорила совѣсть: собравъ міръ, онъ проситъ у крестьянъ прощенія, отправившись затѣмъ въ Петербургъ испрашивать аудіенцію у его величества. «Ну что поладили вы, сударь мой, со своими крестьянами? Что они сказали?» — освѣдомился у виновнаго императоръ. «Они мнѣ, Ваше Величество, сказали: Богъ проститъ...» — «Ну, разъ Богъ и они простили, и я тебя прощаю. Да помни впредь, что они тебѣ не рабы, а такіе же мои подданные, какъ и ты. Тебѣ же только ввѣрена забота о нихъ, и ты отвѣтствененъ предо мной за нихъ, какъ я за Россію предъ Богомъ...» — заключилъ государь (Шабельскій-Боркъ П. Н. «Павловскій гобеленъ», по книгѣ «Два монарха», М. 1992 г.). Послѣ этого случая особымъ указомъ воспрещалось продавать порознь крѣпостныхъ одной и той же крестьянской семьи. Также въ царствованіе Павла Петровича была сокращена барщина до трехъ дней въ недѣлю.

Особое вниманіе удѣлилъ императоръ солдатамъ. Имъ была выдана новая, утепленная для зимняго времени форма, улучшено питаніе, оказана помощь деньгами. Въ арміи, до него, дисциплина отсутствовала. Гражданская администрація не отставала отъ военной въ хищеніяхъ и злоупотребленіяхъ. Необходимы были строгія мѣры, которыя и были приняты императоромъ. Послѣ распущенности екатерининскихъ временъ эта дисциплина многимъ показалась суровой, но фактически таковой не была. За уголовныя преступленія дворяне больше отъ суда не освобождались. Павелъ запретилъ офицерамъ гвардіи пріѣзжать на ученіе въ каретахъ шестерикомъ или четверикомъ, кутать руки въ муфты, запрещалось записывать младенцевъ въ гвардію для «выслуги лѣтъ».

Любовь къ правосудію, забота о простомъ народѣ выражались у императора Павла и въ той доступности которой онъ осчастливилъ своихъ подданныхъ, учредивъ знаменитый ящикъ у Зимняго дворца, ключъ отъ котораго находился у него лично, и куда первый сановникъ и послѣдній простолюдинъ могли бросать письма со своими прошеніями о непосредственной царской защитѣ или милости. Самъ царь ежедневно вынималъ изъ ящика и прочитывалъ прошенія, и не одно изъ нихъ не осталось нерѣшеннымъ.

Ни свѣтъ — ни заря, съ пяти утра императоръ уже на ногахъ. И всѣхъ заставлялъ работать по своему примѣру. Онъ вездѣ появлялся неожиданно, при любой погодѣ и при любомъ морозѣ, выковывая боевую мощь русской арміи. Безпощадно отметаетъ нерадивыхъ по службѣ. За короткое время русская армія достигла высокаго военнаго совершенства и стала той, которая покрыла русское оружіе легендарной славой.

Гражданское управленіе тоже было преобразовано, сокращено количество губерній и улучшенъ составъ чиновниковъ. Безъ преувеличенія можно сказать, что правленіе императора Павла было толчкомъ, продвинувшимъ Россію на цѣлыхъ 50 лѣтъ впередъ и всѣ мѣропріятія имъ начатыя имѣли продолженіе въ послѣдующіе годы царствующими монархами.

Не было навѣрное той сферы въ государствѣ, гдѣ не ощущалось бы вліяніе трудолюбиваго Монарха. Такъ для борьбы съ обезцѣниваніемъ денегъ было указано вылить серебряные рубли. Государь самъ пожертвовалъ часть дворцоваго серебра на это важное дѣло. Онъ говорилъ, что будетъ ѣсть на оловѣ до тѣхъ поръ, «пока рубль не дойдетъ до своего курса». А разработанный императоромъ Павломъ регламентъ о медицинскихъ учрежденіяхъ могъ бы быть использованъ въ Россіи даже въ наше время.

Императоръ Павелъ I заботливо относился къ православному духовенству. Онъ стремился къ тому, чтобы священство имѣло болѣе «соотвѣтственныя важности сана своего образъ и состояніе». Вслѣдствіе этого принимались въ его царствованіе мѣры къ улучшенію быта бѣлаго духовенства: состоящимъ на штатномъ жалованіи были увеличены оклады, а гдѣ не было установлено жалованіе, тамъ на прихожанъ была возложена забота по обработкѣ церковной земли, замѣненная затѣмъ соотвѣтствующимъ хлѣбнымъ взносомъ натурой или денежной суммой. Для поощренія духовенства къ болѣе ревностному исполненію своего служенія введены были знаки внѣшняго отличія. Духовныя лица получали награды и, по личному почину государя, вновь учрежденъ былъ для нихъ наградной наперсный крестъ. До революціи на обратной сторонѣ синодальныхъ крестовъ буква «П» — иниціалъ императора Павла Петровича. Ревновалъ государь и о просвѣщеніи духовенства. При немъ учреждено было нѣсколько семинарій и духовныя академій въ Петербургѣ и въ Казани.

При государѣ Павлѣ Петровичѣ было положено начало единовѣрію. Тысячи «старообрядцевъ» подчинились законному православному священству. Въ то же время при императорѣ Павлѣ преслѣдовались сектанты, не признававшіе царскую власть или отличавшіеся изувѣрствомъ.

Но для насъ намного важнѣе увидѣть внутренній миръ благочестивѣйшаго не только по титулу, но и по жизни государя.

Современникъ государя, которому благодаря службѣ при царскомъ дворѣ посчастливилось лично знать императора, Н. А. Саблуковъ запомнилъ императора Павла «человѣкомъ глубоко религіознымъ, исполненнымъ истиннаго благочестія и страха Божія». «Это былъ человѣкъ... великодушный, готовый прощать обиды и повиниться въ своихъ ошибкахъ, — пишетъ Саблуковъ въ своихъ воспоминаніяхъ. — Онъ высоко цѣнилъ правду, ненавидѣлъ ложь и обманъ, заботился о правосудіи о безпощадно преслѣдовалъ всякія злоупотребленія, въ особенности же — лихоимство и взяточничество» («Цареубійство 1801 г. Записки Н. А. Саблукова», СПб, 1907 г.).

Извѣстный павловѣдъ Шабельскій-Боркъ пишетъ: «Въ бытность наслѣдникомъ-цесаревичемъ Павелъ часто проводилъ всю ночь въ молитвѣ. Хранившійся въ Гатчинѣ коврикъ, на которомъ Онъ молился, протертъ колѣнями» (Шабельскій-Боркъ П. Н. «Павловскій гобеленъ», по книгѣ «Два монарха», М. 1992 г.). Согласно съ этимъ повѣствуетъ и упомянутый ранѣе Н. А. Саблуковъ: «Еще до настоящаго времени показываютъ мѣста, на которыхъ Павелъ имѣлъ обыкновеніе стоять на колѣняхъ, погруженный въ молитву и часто обливаясь слезами. Паркетъ, положительно, протертъ въ этихъ мѣстахъ. Офицерская караульная комната, въ которой я сидѣлъ во время моихъ дежурствъ въ Гатчинѣ, находилась рядомъ съ частньімъ кабинетомъ Павла, и мнѣ нерѣдко приходилось слышать вздохи императора, когда Онъ стоялъ на молитвѣ» («Цареубійство 1801 г. Записки Н. А. Саблукова», СПб, 1907 г.).

Историческія записки тѣхъ лѣтъ сохранили описаніе слѣдующаго событія: «Странное и чудное видѣніе было часовому, у лѣтняго дворца стоящему... Предсталъ часовому тому внезапно въ свѣтѣ славы небесной Архистратигъ Михаилъ, и отъ видѣнія сего обомлѣлъ въ трепетѣ часовой... И велѣніе Архангела было въ честь его соборъ тутъ воздвигнуть и царю Павлу сіе доложить непремѣнно. Особое происшествіе по начальству, конечно, пошло, а онъ Павлу Петровичу обо всемъ доноситъ. Павелъ же Петровичъ "Уже знаю" отвѣтствуетъ: видать, до того ему было все вѣдомо, а явленіе часовому было какъ бы повтореніемъ...» («Жизнь вѣчная», Москва, 1996 іюль). Изъ этого разсказа можно сдѣлать выводъ, что государь Павелъ сподоблялся и откровеній изъ небеснаго міра.

Въ наше смутное время при отсутствіи всякой цензуры получила широкое распространеніе тяжкая клевета: нѣкоторые безразсудные ревнители додумались записать въ число враговъ Церкви даже самихъ православныхъ монарховъ. Поражаютъ своей нелѣпостью разсужденія о томъ, что въ синодальный періодъ русскіе самодержцы, якобы, угнетали Церковь. Подобныя разсужденія довели до логическаго завершенія — еретики-обновленцы, провозгласили будто только при совѣтской власти Русская Церковь получила полную свободу...

Память царя-мученика Павла безчестили не только масоны и разнаго рода либералы, но и представители противоположнаго лагеря. Такъ убѣжденный «монархистъ» Н. Е. Марковъ въ своей въ общемъ то хорошей книгѣ по исторіи антихристіанства, переусердствовавъ въ выявленіи «темныхъ силъ», умудрился заподозрить царя Павла Петровича въ причастности къ масонству. «Былъ ли самъ Павелъ I масономъ точно не установлено, — пишетъ Марковъ. — Во всякомъ случаѣ онъ былъ гроссмейстеромъ Мальтійскаго ордена — организаціи темной и таинственной» (Марковъ Н. Е. «Войны темныхъ силъ», М., 1993, стр. 81).

Мальтійскій Орденъ въ цѣляхъ самосохраненія самъ отдалъ себя подъ покровительство императора Павла. 12 октября 1799 г. въ Гатчину торжественно были принесены святыни Ордена: десница св. Іоанна Крестителя, частица Креста Господня и икона Филермской Божіей Матери Одигитріи. Только духовный слѣпецъ, зная объ этомъ фактѣ, не увидитъ Промысла Божія въ томъ, что государь сталъ Магистромъ Мальтійскаго ордена. День 12 октября былъ внесенъ Церковью въ число праздничныхъ дней, и составлена была особенная служба этому празднику.

Нужно сказать и то, что впослѣдствіи кавалерами Большого креста Мальтійскаго ордена были императоръ Александръ III (1875 г.) и святой императоръ-мученикъ Николай ІІ (1891 г.), а также святая императрица-мученица Александра Ѳеодоровна и великій князь-мученикъ Сергій Александровичъ. Отсюда долженъ слѣдовать слѣдующій выводъ: что бы изъ себя не представлялъ въ дѣйствительности Мальтійскій орденъ, но причастность къ этой организаціи еще не означаетъ причастности къ масонству. Въ противномъ случаѣ, необходимо тогда причислить къ масонамъ всѣхъ перечисленныхъ государей, въ томъ числѣ и прославленныхъ Святой Церковью.

Далѣе Марковъ въ своей работѣ продолжаетъ: «Прикосновеніе къ масонству не прошло даромъ. Извѣстно, что злодѣйское убійство Павла I было подготовлено и осуществлено при дѣятельномъ участіи масоновъ, русскихъ и англійскихъ» (Марковъ Н. Е. «Войны темныхъ силъ», М., 1993, стр. 81).

По мысли Маркова, тотъ фактъ, что императора Павла I убили масоны долженъ какимъ-то образомъ свидѣтельствовать о причастности къ масонству самого государя. Но, если слѣдовать такой абсурдной логикѣ, то всѣхъ монарховъ, пострадавшихъ отъ революціонеровъ, придется записать въ число сторонниковъ революціи, а царя-мученика Николая Александровича, слѣдуя той же логикѣ, нужно будетъ обвинить въ сговорѣ съ большевиками! Безуміе такихъ выводовъ очевидно.

На самомъ дѣлѣ, участіе масоновъ въ цареубійствахъ совершенно понятно и не свидѣтельствуетъ ни о чемъ другомъ, какъ только о томъ, что масоны ненавидятъ Богоустановленную царскую власть и жаждутъ уничтоженія законныхъ Монарховъ. Было бы даже удивительно, если бы въ заговорѣ противъ Павла I масоны не приняли участія. Святитель Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій такъ объясняетъ природу цареборческой одержимости масоновъ: «До пришествія антихриста въ мірѣ уже готовится его появленіе. Тайна уже въ дѣйствіи, и силы готовящія его появленіе прежде всего борются противъ законной царской власти» (Свят. Іоаннъ Максимовичъ, «Слова», Санъ-Франциско, 1994 г.). Пособниками антихриста ведется борьба противъ царя, но за этимъ скрывается борьба противъ Бога. «Такова сущность борьбы противъ царя и Россіи, противъ основы ея жизни и историческаго развитія. Таковы смыслъ и цѣль той борьбы... — свидѣтельствуетъ Свят. Іоаннъ Шанхайскій и Санъ-Францисскій. Противъ царя и Россіи было призвано все грязное и ничтожное и грѣшное, что можетъ быть въ душѣ человѣка. Все это всѣми силами поднималось на борьбу противъ царской короны, увѣнчанной крестомъ, ибо царское служеніе есть крестоношеніе» (Свят. Іоаннъ Максимовичъ, «Слова», Санъ-Франциско, 1994 г.).

XVIII вѣкъ былъ тѣмъ временемъ, когда въ Европѣ уже высоко подняли голову вольнодумцы и безбожники, толкавшіе народы въ бездну кровавыхъ революцій. Главнымъ препятствіемъ на ихъ пути была Православная и самодержавная Россія, во главѣ которой стояли истинно вѣрующіе монархи.

Французская революція, давшая свободу безбожію и всевозможной безнравственности, заразила умы многихъ лицъ высшаго общества Россіи. Государь Павелъ Петровичъ глубоко осозналъ опасность революціонныхъ идей для чадъ Православной Церкви и безпощадно истреблялъ ростки вольнодумства. Съ извѣстныхъ масоновъ была взята подписка не открывать ложъ, что очень повредило успѣху масонства въ Россіи.

Императоръ Павелъ любилъ свой народъ и желалъ, чтобы Россія шла своимъ путемъ. Онъ началъ производить реформы для устраненія привилегій, полученныхъ дворянствомъ въ предыдущее царствованіе, онъ больше заботился о благѣ крестьянства и простого народа. Высшіе круги въ правленіи государя увидѣли опасность для своихъ привилегій и стали готовить заговоръ для его устраненія. Эти измѣнники имѣли большія финансовыя связи съ Англіей, и ея интересы были имъ важнѣе интересовъ Россіи.

Государь Павелъ отличался рыцарскимъ характеромъ и истинно христіанской душой. Онъ мечталъ умиротворить Европу и возстановить порушенные революціей алтари и престолы. Но онъ оказался одинъ противъ своихъ тайныхъ враговъ, его стерегли измѣна, предательство и обманъ... Темныя силы боялись вліянія Помазанника Божія на судьбы народовъ. Сложился заговоръ, во главѣ котораго стояли нѣкоторые высшіе сановники и озлобленные офицеры, мечтавшіе о вольности. Приказы императора стали искажаться до неузнаваемости. Заговорщики всѣми хитростями настраивали общество столицы противъ самодержца. Штабъ-квартирой заговора сталъ салонъ Жеребцовой, сестры трехъ братьевъ Зубовыхъ, будущихъ убійцъ, и за ея спиной «другъ», англійскій посолъ сэръ Чарльсъ Уитвортъ. Лопухинъ свидѣтельствуетъ о 2-хъ милліонахъ англійскаго золота, розданныхъ черезъ Жеребцову участникамъ убійства. Смертнымъ приговоромъ государю послужило соглашеніе съ Наполеономъ для похода на Индію, что подорвало бы англійское могущество. Заговорщики открыто заявляли, что интересы Англіи имъ ближе интересовъ Россіи.

Къ марту 1801 года ожесточеніе заговорщиковъ достигло высшей точки, и они рѣшились на цареубійство. Государь Павелъ Петровичъ былъ звѣрски умученъ въ ночь съ 11 на 12 марта (ст. ст.) 1801 года. Наполеонъ такъ прокоментировалъ это событіе: «Безъ смерти царя Павла, Англія бы пропала».

Полностью сбылось предсказаніе прозорливаго инока Авеля, которое онъ изрекъ лично императору Павлу: «Коротко будетъ царствованіе твое, и вижу я, грѣшный, лютый конецъ твой. На Софронія Іерусалимскаго отъ невѣрныхъ слугъ мученическую кончину пріемлешь, въ опочивальнѣ своей удушенъ будешь злодѣями, коихъ грѣешь ты на царственной груди своей... Въ Страстную субботу погребутъ тебя... Они же, злодѣи сіи, стремясь оправдать свой великій грѣхъ цареубійства, возгласятъ тебя безумнымъ, будутъ поносить добрую память твою» («Жизнь вѣчная», Москва, іюль, 1996 г.). Главный заговорщикъ и убійца государя Паленъ заключилъ инока Авеля въ тюрьму Петро-Павловской крѣпости, якобы за то, что онъ нарушилъ покой государя. Этого государь никогда не узналъ.

Конецъ цареубійцъ былъ ужасенъ. Передъ смертью практически всѣ они испытали душевныя и физическія мученія. Одинъ изъ нихъ умеръ, объѣвшись устрицъ, трое же главныхъ, распускавшихъ слухи о безуміи государя, сами сошли съ ума. Главный же убійца императора, Паленъ, лишившись разсудка, поѣдалъ собственные отбросы. Такъ были наказаны Господомъ эти приспѣшники антихриста, дерзнувшіе пролить кровь помазанника Божія.

Оканчивалось же пророчество преподобнаго Авеля такими словами: «Но народъ русскій чуткой душой своей пойметъ и оцѣнитъ тебя и къ гробницѣ твоей понесетъ скорби свои, прося твоего заступничества и умягченія сердецъ неправедныхъ и жестокихъ» («Жизнь вѣчная», Москва, 1996 г., іюль). Сбылась и эта часть предсказанія Авелева. Свят. Іоаннъ Шанхайскій пишетъ: «Когда былъ убитъ Павелъ I, народъ и не зналъ объ этомъ, а узнавъ, долгіе годы приносилъ къ Его гробу сочувствіе и молитвы» (Свят. Іоаннъ Максимовичъ, «Слова», Санъ-Франциско, 1994 г.).

Послѣ смерти Павла I народъ, дѣйствительно, не забылъ своего царя-благодѣтеля: постоянно горѣли на Его могилѣ свѣчи, лежали свѣжіе цвѣты, а простой людъ несъ свои челобитныя, прося небеснаго заступничества. Въ Михайловскомъ замкѣ на мѣстѣ опочивальни государя, гдѣ онъ принялъ мученическую кончину, устроена была церковь, а на самомъ мѣстѣ убіенія — святой алтарь.

Между прочимъ, инокъ Авель предсказалъ императору Павлу будущую судьбу Россіи и ея послѣдняго императора. По просьбѣ императора Павла инокъ Авель записалъ это предсказаніе, и государь, запечатавъ письмо, надписалъ на конвертѣ подъ печатью: «Вскрыть потомку нашему въ столѣтній день моей кончины».

Исполняя это завѣщаніе, 11 марта 1901 года царь Николай II послѣ литургіи въ Гатчинѣ вскрылъ конвертъ и прочелъ предсказаніе о своей судьбѣ и судьбѣ Россіи. Онъ никогда ничего не сказалъ по поводу этого письма, но началъ опасаться 1918 года, и говорилъ что этотъ годъ фаталенъ для него и всей династіи.

Князь Н. Д. Жеваховъ писалъ въ своихъ воспоминаніяхъ: «Отношеніе императора Павла I къ Церкви было таково, что только революція 1917 года прервала работы по его канонизаціи, однако сознаніемъ русскаго народа императоръ Павелъ давно уже причисленъ къ лику святыхъ. Дивныя знаменія, благоволенія Божія къ праведнику, творимыя Промысломъ Господнимъ у его гробницы, въ послѣдніе годы передъ революціей не только привлекали толпы вѣрующихъ въ Петропавловскій соборъ, но и побудили причтъ издать цѣлую книгу знаменій и чудесъ Божіихъ, изливаемыхъ на вѣрующихъ молитвами благовѣрнаго императора Павла I» (Князь Н. Д. Жеваховъ, «Воспоминанія», М., 1993 г., т. II, стр. 273).

П. Н. Шабельскій-Боркъ свидѣтельствуетъ: «Въ Тріестенской библіотекѣ какъ зѣница ока хранится ставшая теперь рѣдчайшей уникальная брошюра, изданная въ свое время причтомъ Петропавловскаго собора, о случаяхъ чудесъ на гробницѣ императора Павла І-го, каковыхъ удостовѣрено не менѣе трехсотъ» (Шабельскій-Боркъ, П. Н. «Павловскій гобеленъ», по книгѣ «Два монарха», М. 1992 г.).

Свидѣтельство объ одномъ изъ такихъ чудесъ мы находимъ въ дневникѣ митрополита Санктъ-Петербургскаго Исидора Никольскаго. 16 ноября 1882 года владыка Исидоръ сдѣлалъ слѣдующую запись: «Въ Петербургѣ повѣрье: кто желаетъ избавиться отъ воинской повинности, долженъ отслужить панихиду по Павлѣ I. Къ Потемкинымъ пріѣхалъ молодой человѣкъ, очень смущенный предстоящею очередью поступить на военную службу. Ему кто-то посовѣтовалъ отслужить панихиду по Павлѣ I. Онъ отправился въ Петропавловскій соборъ и исполнилъ. Вечеромъ того же дня неожиданно получилъ вѣсть изъ министерства, что онъ освобожденъ отъ воинской повинности. Узнали это при Дворѣ и прислали къ Потемкинымъ разспросить о семъ. Замѣчательно, что въ соборѣ спрашиваютъ имена тѣхъ, кто служитъ панихиду по Павлѣ, и записываютъ въ книгѣ» («Неизвѣстный Нилусъ», М. 1996 г.; томъ 1, стр. 394). Если еще до революціи молитвенное обращеніе къ царю-мученику Павлу помогало избѣжать военной службы, то насколько нужнѣе обращеніе за такой помощью сегодня, когда молодыхъ людей принуждаютъ служить не царю и православному отечеству, а непонятно кому... Тѣмъ болѣе, что и въ наше время также извѣстны случаи избавленія отъ воинской повинности предстательствомъ сего царственнаго страстотерпца.

Въ наши дни, когда мало имѣется людей, имѣющихъ незавимимость сужденій и трезвость мысли, полезно сдѣлать безпристрастный очеркъ личности и дѣятельности безвременно погибшаго монарха. Жизнь и труды благовѣрнаго императора Павла Петровича должны быть по достоинству оцѣнены Церковью признаніемъ Его святости и завершеніемъ дѣла его канонизаціи въ ликѣ мучениковъ въ землѣ Россійской просіявшихъ, прерваннаго богоборческой революціей. Государь Павелъ въ короткій періодъ своего царствованія, по выраженію одной писательницы начала XIX вѣка, «научилъ страху Божію всю Россію». И нынѣ свѣтлый образъ сего Помазанника Божьяго, запечатлѣнный на иконахъ, несомнѣнно долженъ разсѣять мглу, окутавшую души русскихъ людей, и помочь имъ понять, чтó такое утерянная наша святая Русь.

Да помилуетъ насъ молитвами сего царственнаго страстотерпца милостивый Господь!

Молитва о упокоеніи царя-мученика Павла I.

Упокой, Господи, душу убіеннаго раба Твоего императора Павла I и его молитвами даруй намъ во дни сіи лукавые и страшные въ дѣлахъ мудрость, въ страданіяхъ кротость и душамъ нашимъ спасеніе Твое.

Призри, Господи, на вѣрнаго Твоего молитвенника за сирыхъ, убогихъ и обездоленныхъ, императора Павла, и, по молитвамъ его святымъ, подай, Господи, скорую и вѣрную помощь просящимъ чрезъ него у Тебя, Боже нашъ. Аминь.

Источникъ: Царь-мученикъ императоръ Павелъ I. Составитель Епископъ Александръ Буэносъ-Айресскій и Южно-Американскій. // «Православная жизнь». Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». — Jordanville, 2001. — №7 (618). — С. 17-29.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0