Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Прот. Александръ Горскій († 1875 г.)
Рѣчи къ наставникамъ и студентамъ М. Д. Академіи по причащеніи Святыхъ Таинъ.

28 Февраля 1870 года.

Апостолъ Павелъ, предостерегая приступающихъ къ Трапезѣ Господней отъ недостойнаго пріобщенія, требуетъ, чтобы каждый предварительно хорошо испыталъ себя, есть ли въ немъ чувства и расположенія, достойныя великаго Таинства, и заботливо, какъ бы и самъ подлежалъ той же опасности, прибавляетъ: аще быхомъ себе разсуждали, не быхомъ осуждени были. Судими же, отъ Господа наказуемся да не съ міромъ, осудимся (1 Кор. 11, 31-32).

Предостереженіе и заботливость Апостола не менѣе имѣютъ значенія и для достойно пріобщающихся, или по крайней мѣрѣ для удостоенныхъ по благости Іисуса Христа, пріобщенія Его пречистыхъ таинъ.

Что же хочетъ внушить намъ Апостолъ? Онъ указываетъ на три вида суда, которые непремѣнно мы должны имѣть въ виду: вопервыхъ, судъ каждаго надъ самимъ собою; вовторыхъ, судъ Господа надъ невнимательно и неблагоговѣйно пріобщающимися, и втретьихъ, судъ Господа, или лучше осужденіе вмѣстѣ съ міромъ тѣхъ, которые не воспользуются ни первымъ, ни вторымъ судомъ.

Аще быхомъ себе разсуждали: вотъ первый судъ! Судъ тяжкій, судъ твоей совѣсти; если и допускается здѣсь посторонній, то въ качествѣ только свидѣтеля предъ Господомъ, въ твою же пользу. Судъ этотъ, или вниманіе къ себѣ, повѣрка себя, обличеніе себя, необходимы и по принятіи небесныхъ даровъ, какъ и до принятія. Наша природа такъ слаба, добрые навыки такъ нетверды, правила жизни такъ мало сознаны, что мы легко можемъ забыться, — забыть свой обѣтъ: ни лобзанія Ти дамъ яко Іуда, забыть обѣщаніе самоисправленія, забыть, Кто пришелъ и вселился въ насъ и для чего пришелъ Онъ къ намъ; забыть богодарованное свое достоинство и снова погрязнуть въ грѣхахъ. И такой исполинъ добродѣтели и святости, каковъ былъ Апостолъ Павелъ, говорилъ о себѣ: ничесоже въ себѣ свѣмъ, но ни о семъ оправдаюся (1 Кор. 4, 4). Что же говорить о насъ, при нашихъ ежечасныхъ паденіяхъ? Какую нужно имѣть внимательность и осторожность, чтобы не потеряться совсѣмъ? — Доброе правило придумала священная древность для такого наблюденія и самоиспытанія: оно выражено въ словахъ Царственнаго Псалмопѣвца, хотя и по частному поводу: гнѣваясь, не согрѣшайте, говорилъ онъ, — размыслите въ сердцахъ вашихъ на ложахъ вашихъ, и умилитеся (Псал. 4, 5). Этимъ правиломъ требуется, при концѣ каждаго дня подвергать повѣркѣ всѣ свои дѣйствія, свой слова и сердечныя движенія, какія испытали въ теченіе дня. На ложахъ вашихъ размыслите. — Правило это, въ видахъ нравственнаго самоусовершенствованія предписывала и языческая мудрость. Странно было бы, если бы христіанину, котораго вся жизнь должна состоять въ стремленіи къ этому усовершенствованію, показалось оно излишнимъ или обременительнымъ. — Себе искушайте, подкрѣпляетъ Апостолъ, себе искушайте, или не разумѣете себе, яко Іисусъ Христосъ въ васъ есть (2 Кор. 13, 5).

Кто не довольно внимателенъ къ себѣ, чтобы воспользоваться удобствами и этого охранительнаго и спасительнаго суда, или саморазсужденія, того врачуетъ Господь Своими исправительными судами. Судими отъ Господа, наказуемся. Вотъ вторый судъ! Какъ же это наказываемся? Апостолъ указываетъ на болѣзни и смерть. Святой хлѣбъ жизни, безъ сомнѣнія, всецѣлебная сила, врачующая наши недуги душевные и тѣлесные: но, какъ сильное врачевство на испорченный организмъ можетъ дѣйствовать, по судьбамъ Божіимъ, разрушительно. Такъ и проповѣдь евангельская для однихъ была воня животная въ животъ, а для другихъ воня смертная въ смерть (2 Кор. 2, 16). Но благость Божія не вдругъ позволяетъ обрушиться надъ виновными всей тяжести суда, не вдругъ поражаетъ смертію, но посылаетъ болѣзни. Сего ради, говоритъ Апостолъ, въ васъ мнози немощны и недужливы. Можетъ быть мы вовсе не замѣчаемъ этой причины своихъ болѣзней и по обычаю своему приписываемъ ихъ то тѣмъ, то другимъ постороннимъ причинамъ. Тѣмъ не менѣе онѣ вправѣ напоминать намъ о себѣ, что онѣ посланы отъ Бога, для нашего вразумленія. — А судъ милости уменьшаетъ еще на степень свое наказаніе. Апостолъ прибавляетъ, что пріобщающихся невнимательно довольно и умираетъ. Смерть съ преданностію всеблагой волѣ Божіей, хотя и наказующей, есть также еще судъ милости.

Но вотъ Апостолъ говоритъ и о третьемъ видѣ суда: да не съ міромъ осудимся. Страшно самое упоминаніе о немъ... Испаде Іуда, ити въ мѣсто свое (Дѣян. 1, 25).

Не для того, чтобы омрачить радость вашу, мы коснулись этихъ судовъ, но для того, чтобы сохранить ее въ вашемъ сердцѣ на болѣе продолжительное время. Будемъ же чаще, по слову Ап. Іакова, проникать въ зерцало закона совершеннаго свободы и усматривать въ своемъ нравственномъ обликѣ разные недостатки, и благовременно ихъ исправлять (Іак. 1, 24-25).

Источникъ: Рѣчи, говоренныя ректоромъ М. Д. Академіи Протоіереемъ А. В. Горскимъ, по причащеніи наставниковъ и студентовъ Академіи. // Журналъ «Прибавленiя къ изданію твореній Святыхъ Отцевъ, въ русскомъ переводѣ за 1885 годъ». — М.: Типографiя М. Г. Волчанинова, 1885. — Часть XXXV. — С. 582-585.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0