Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Агаѳангелъ (Соловьевъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій († 1876 г.)

Агаѳангелъ (въ мірѣ Соловьевъ Алексѣй Ѳедоровичъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій (1812-1876). Родился 8 февраля 1812 года въ с. Ильинскомъ Шуйскаго уѣзда Владимірской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Владимірскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1836), гдѣ былъ оставленъ преподавателемъ. Монашество принялъ еще въ студенческіе годы (1835). Былъ ректоромъ семинарій (въ Харьковѣ и Костромѣ). Въ 1854 г. назначенъ ректоромъ Казанской Духовной Академіи, а въ 1857 г. хиротонисанъ во еп. Ревельскаго. Съ 1860 г. — еп. Вятскій, съ 1866 г. — еп. Житомірскій, съ 1868 г. — архіеп. Волынскій. Въ 1841 г., будучи іеромонахомъ-инспекторомъ МДА, Агаѳангелъ обратился къ тремъ митрополитамъ, членамъ Святѣйшаго Синода, съ анонимнымъ доносомъ на законоучителя, проф. СПбДА прот. Герасима Петровича Павскаго, котораго обвинилъ въ томъ, что его литографированный переводъ Библіи, выполненный для классныхъ занятій со студентами, отличается «умолчаніемъ имени Іисуса Христа въ пророчествахъ» и потому представляетъ собой «злорѣчіе древняго змія», послѣ чего Павскій былъ привлеченъ къ отвѣту. Онъ перевелъ съ греч. языка на рус. языкъ Книгу Премудрости Іисуса, сына Сирахова (СПб., 1859) и евр. языка Книгу Іова (Вятка, 1860), снабдивъ свои переводы краткими комментаріями. Основалъ и редактировалъ казанскій академическій журналъ «Православный собесѣдникъ». Скончался 8 марта 1876 г. въ г. Житомірѣ. Погребенъ въ житомірскомъ Преображенскомъ соборѣ.

Слова и рѣчи

Архіеп. Агаѳангелъ Соловьевъ († 1876 г.)
Слово въ день Священнаго помазанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Павловича. О значеніи святой Церкви въ государствѣ.

Пророкъ Даніилъ, издалеча провидѣвшій судьбы царствъ земныхъ, задолго до пришествія Христова предрекъ паденіе ихъ и востаніе одного великаго царства, которое имѣетъ существовать на землѣ вѣчно: во днехъ царей тѣхъ, сказалъ онъ, возставитъ Богъ небесный царство, еже во вѣки не разсыплется, и царство Его людемъ инѣмъ не останется, истнитъ и развѣетъ вся царства, тое же станетъ во вѣки (Дан. 2, 44). Кому извѣстенъ языкъ пророковъ, созерцавшихъ тайны Божіи въ преходящихъ образахъ человѣческой жизни, тотъ знаетъ, что въ вѣчномъ царствѣ св. Пророкъ видѣлъ Церковь Христову, въ которой Сынъ Божій воцарился во вѣки, и которой не будетъ конца (Лук. 1, 33).

Между тѣмъ, слыша слова Пророка, должно бы, кажется, ожидать, что съ появленіемъ Церкви Христовой всѣ царства земныя уступятъ ей свое мѣсто, что одна воля Христа содѣлается закономъ для всего человѣчества, и всѣ сыны земли составятъ единое общество подданныхъ Его — вѣчнаго Царя. Ужели отъ твоего ока, боговдохновенный зритель таинъ Божіихъ, сокрыто было, что на землѣ и послѣ появленія Церкви Божіей такъ же будутъ существовать преходящія царства, какъ они существовали до пришествія Іисуса Христа, что между ними будутъ происходить такія же движенія и брани, какія были прежде того?

Для взора пророческаго, возведеннаго Духомъ Божіимъ въ премірную область вѣчности, не могла быть сокрыта, братія, тайна будущихъ судебъ земли. Св. Даніилъ умолчалъ о сихъ царствахъ по глубокимъ причинамъ. Все видимое направлено къ невидимому; все вещественное имѣетъ свою цѣль въ духовномъ. Земля сотворена для человѣка; человѣкъ раждается и существуетъ для развитія въ себѣ Божественной жизни, для приближенія въ вѣчному единенію съ Богомъ. Въ этой цѣли сосредоточивается и назначеніе всѣхъ обществъ человѣческихъ; они не могутъ имѣть другой цѣли, кромѣ той, которая опредѣлена каждому человѣку, такъ какъ и самое основаніе обществъ лежитъ въ стремленіи человѣческаго духа къ своему развитію. Вотъ предметъ, въ осуществленіи котораго получаютъ достоинство и значеніе всѣ видимыя учрежденія! Языческія царства, чуждыя Божественной жизни, дающей крѣпость всему, что она проникаетъ, потому самому не могли имѣть продолжительнаго существованія, что не имѣли въ своихъ нѣдрахъ всемогущей силы Божіей. Но вотъ, съ пришествіемъ Христа вводится въ мертвыя кости человѣчества новый духъ, посѣвается на землѣ новая жизнь, жизнь Божественная! Древнія царства, несоотвѣтствующія ей по своимъ началамъ, она разрушаетъ и созидаетъ новыя, которыя пріемлютъ отъ невидимаго Правителя царствъ назначеніе хранить, выражать и развивать въ себѣ духъ сей жизни, духъ христіанства. Къ этому направлены были перстомъ Божіимъ движенія и брани народовъ! Къ этому устремлялъ Богъ сердца царей, управляющихъ народами и пишущихъ законы правды! Посему царства христіанскія не столько суть самостоятельныя общества, существующія для себя самихъ, сколько для другаго царства, сохраняющагося въ нихъ, — для Церкви Бога невидимаго. Вотъ почему св. Пророкъ провидѣлъ на землѣ послѣ пришествія Христова только одно великое царство Божіе.

Какой обширный взоръ открывается при размышленіи о сихъ словахъ Пророка на судьбу христіанскихъ царствъ! Они приближаются къ своей цѣли только по той мѣрѣ, по какой выражаютъ въ своихъ постановленіяхъ и дѣлахъ духъ христіанства; пріобрѣтаютъ твердость только тогда, когда проникаются Духомь Христовымъ, когда сливаются своими началами и дѣяніями съ вѣчно-неразрушимымъ царствомъ Божіимъ — Церковію: ибо только въ немъ хранится непобѣдимая сила всемогущей помощи Божіей; только оно вдыхаетъ въ сердца гражданъ безкорыстную любовь другъ къ другу и ревность къ подвигамъ; только оно укрѣпляетъ нравственныя силы человѣка и чрезъ нихъ сообщаетъ могущество тѣлу его. Печальный опытъ всемірныхъ бѣдствій, разлившихся изъ страны, отторгшейся отъ Духа Христова, служитъ разительнымъ доказательствомъ, какъ прочность земныхъ царствъ зависитъ отъ духовнаго царства, насажденнаго въ нихъ, какъ при удаленіи отъ него они слабѣютъ и приближаются къ паденію. Сколько Державъ на Западѣ могли бы противустоять отпавшей отъ Бога мятущейся Франціи! Но онѣ отдѣлились отъ единства Церкви Христовой и носили въ себѣ одну тѣнь духа ея, а потому легко были увлечены потокомъ зла; ибо вѣчное царство не сообщало имъ непобѣдимыхъ силъ своихъ. Все, что носитъ въ себѣ духъ, чуждый Церкви Христовой, падетъ со временемъ; ибо непреложенъ законъ Божества, что вѣчное царство Божіе истнитъ и развѣетъ вся царства, противоположныя ему своимъ направленіемъ и жизнію.

Братія! драгоцѣнное отечество наше представляетъ намъ утѣшительное явленіе! Христіанство, насажденное Апостолами, сохраняется въ Россіи неизмѣнно! Она болѣе всѣхъ царствъ земныхъ приближается къ вѣчному царству; посему въ болѣе обильной мѣрѣ пріемлетъ отъ него духъ крѣпости и неразрушимой жизни. Не столько сила физическая, или мудрость вождей сохранили Россію, сколько само вѣчное царство Божіе, живущее въ ней, истнило и развѣяло царства Запада; вѣра дала мужество и ревность народу, и онъ восталъ какъ одинъ человѣкъ, чтобы поборать за отечество; земля и воздухъ пожирали враговъ; небеса вооружились противъ нихъ своими орудіями. Впрочемъ Церковь Божія, потрясши чуждыя ей царства, приблизила къ нимъ опять жизнь Божественную чрезъ видимаго Ангела своего — Александра Благословеннаго и окончила всѣ распри народовъ священнымъ союзомъ, скрѣпляющимъ царства земныя съ Царствомъ небеснымъ, человѣка съ Богомъ. Такъ Царство Божіе спасаетъ само себя и выходитъ побѣдоноснымъ изъ мятежныхъ волненій человѣческихъ! Такъ оно выполняетъ назначеніе свое въ земныхъ царствахъ!

Россіяне! въ вѣрѣ вашей заключается основаніе вашей силы, залогъ благоденствія вашего и вашихъ потомковъ. Церковь православная, къ которой принадлежите вы, есть царство самаго Бога, предназначенное къ вѣчному существованію; сила его основывается не на непрочномъ мужествѣ человѣческомъ, но на всемогуществѣ Бога, живущаго въ семъ царствѣ и управляющаго имъ. Чѣмъ ближе вы къ сему царству своими мыслями и дѣйствіями: тѣмъ непоколебимѣе ваше отечество, а слѣдовательно и ваше счастіе. Чѣмъ слабѣе связуетесь съ симъ царствомъ, тѣмъ безнадежнѣе ваше благосостояніе; ибо тѣмъ далѣе вы отъ всемогущаго Духа, проникающаго Церковь. Благочестивѣйшій Царь нашъ въ настоящій день соединилъ на главѣ своей съ вѣнцомъ царственныхъ заботъ попеченіе о православной Церкви, и въ продолженіе всего царствованія своего бодрствуетъ надъ охраненіемъ Духа Христова въ своемъ царствѣ. Намъ остается понимать намѣренія его и поддерживать союзъ съ невидимымъ царствомъ Божіимъ, гражданами котораго мы называемся.

Итакъ если ты любишь свое благоденствіе; если для тебя драгоцѣнно счастіе дѣтей и внуковъ твоихъ; если ты чтишь отечество свое, которое благодѣтельствуетъ тебѣ во всемъ: то твердо держись союза съ Церковію, ревностно исполняй уставы ея, съ дѣтскою преданностію защищай честь ея и мужественно сопротивляйся внушеніямъ враговъ истины и добродѣтели.

Если властію, совѣтомъ, благоразумнымъ и справедливымъ исполненіемъ велѣній Благочестивѣйшаго Царя можешь содѣйствовать возрастанію Церкви и утвержденію Духа Христова въ отечествѣ: то пользуйся всякимъ случаемъ къ скрѣпленію государства съ Церковію, поддерживай во всемъ силу и власть царства Божія; заботься, чтобы соотечественники твои было какъ добрыми гражданами, такъ и вѣрными сынами Церкви; ибо только въ союзѣ съ Церковію состоитъ залогъ благоденствія и твердости государства.

Если ты исповѣдуешь другую вѣру и призванъ въ Россію сынами Россіи, какъ добрый совѣтникъ или мужъ брани; то благоговѣй къ основной силѣ новаго отечества, къ вѣрѣ Православной. Ею мы сильны; ею имѣемъ мужество поражать враговъ, покорять царства, устроять свое благоденствіе. Не вноси сѣмянъ, разрушающихъ сіе основаніе, мыслей и правилъ противныхъ уставамъ Церкви; ибо Россія сильна вѣрою и Духомъ Христовымъ.

Всѣ, братія, будемъ истинными сынами отечества и вѣрными чадами Церкви, помня, что Царство Божіе, живущее среди насъ, можетъ истнить и развѣять отечество, если оно удалится отъ Духа, исполняющаго сіе царство! Аминь.

Источникъ: Слова Агаѳангела Епископа Ревельскаго, Викарія С.-Петербургскаго. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Королева и Комп., 1859. — С. 159-166.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0