Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 19 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Агаѳангелъ (Соловьевъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій († 1876 г.)

Агаѳангелъ (въ мірѣ Соловьевъ Алексѣй Ѳедоровичъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій (1812-1876). Родился 8 февраля 1812 года въ с. Ильинскомъ Шуйскаго уѣзда Владимірской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Владимірскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1836), гдѣ былъ оставленъ преподавателемъ. Монашество принялъ еще въ студенческіе годы (1835). Былъ ректоромъ семинарій (въ Харьковѣ и Костромѣ). Въ 1854 г. назначенъ ректоромъ Казанской Духовной Академіи, а въ 1857 г. хиротонисанъ во еп. Ревельскаго. Съ 1860 г. — еп. Вятскій, съ 1866 г. — еп. Житомірскій, съ 1868 г. — архіеп. Волынскій. Въ 1841 г., будучи іеромонахомъ-инспекторомъ МДА, Агаѳангелъ обратился къ тремъ митрополитамъ, членамъ Святѣйшаго Синода, съ анонимнымъ доносомъ на законоучителя, проф. СПбДА прот. Герасима Петровича Павскаго, котораго обвинилъ въ томъ, что его литографированный переводъ Библіи, выполненный для классныхъ занятій со студентами, отличается «умолчаніемъ имени Іисуса Христа въ пророчествахъ» и потому представляетъ собой «злорѣчіе древняго змія», послѣ чего Павскій былъ привлеченъ къ отвѣту. Онъ перевелъ съ греч. языка на рус. языкъ Книгу Премудрости Іисуса, сына Сирахова (СПб., 1859) и евр. языка Книгу Іова (Вятка, 1860), снабдивъ свои переводы краткими комментаріями. Основалъ и редактировалъ казанскій академическій журналъ «Православный собесѣдникъ». Скончался 8 марта 1876 г. въ г. Житомірѣ. Погребенъ въ житомірскомъ Преображенскомъ соборѣ.

Слова и рѣчи

Архіеп. Агаѳангелъ Соловьевъ († 1876 г.)
Слово въ день Возшествія на престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Павловича. Объ обязанности молиться за Царя.

(Произнесено въ С.-Петербургѣ, въ Казанскомъ соборѣ).

Молю прежде всѣхъ творити молитвы, моленія, прошенія, благодаренія, за вся человѣки, за Царя, и за всѣхъ, иже во власти суть (1 Тим. 2, 1-2).

Апостолъ Павель желаетъ, чтобъ мы совершали молитвы за всѣхъ ближнихъ, особенно же за Царя и за начальниковъ, — и выражаетъ это желаніе съ особенною силою. Онъ не заповѣдуетъ, но проситъ, умоляетъ возносить молитвы, какъ будто бы онѣ были благодѣяніемъ для него самаго, — умоляетъ возносить ихъ прежде всего, такъ какъ бы онѣ составляли условіе успѣха всѣхъ другихъ молитвъ; умоляетъ творить моленія всякаго рода: молитвы о благословеніи начинаній Царя и подчиненныхъ ему властей, моленія о благопоспѣшеніи дѣламъ ихъ, прошенія объ отвращеніи отъ нихъ несчастій всякаго рода, наконецъ благодаренія за всѣ благодѣянія, коими Богъ прославляетъ силу и дѣйствія ихъ. Молю прежде всѣхъ творити молитвы, моленія, прошенія, благодаренія, за вся человѣки, за Царя, и за всѣхъ, иже во власти суть.

Столь сильное и настоятельное требованіе Апостола показываетъ, что обязанность молиться за Царя и пославленныхъ Богомъ начальниковъ есть обязанность важнѣйшая. Празднуя Восшествіе на престолъ Благочестивѣйшаго Госудяря нашего, чѣмъ лучше можемъ почтить сей день, какъ не размышленіемъ о обязанностяхъ нашихъ въ отношеніи къ священному лицу Царя? Итакъ вникнемъ, на чемъ утверждается обязанность молиться за него.

Какъ все житіе святыхъ Апостоловъ, по выраженію ихъ, было на небесѣхъ (Флп. 3, 20), такъ всѣ мысли ихъ устремлены были къ небу. Не лесть, не искательство исторгли настоящую заповѣдь изъ устъ Апостола Христова, почитавшаго за уметы всю славу и отличія міра, но мысль о Богѣ Спасителѣ нашемъ. Сіе бо добро, говоритъ онъ, изображая заповѣдь, сіе бо добро и пріятно предъ Спасителемъ нашимъ Богомъ, Иже всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити. Единъ бо есть Богъ, и единъ Ходатай Бога и человѣковъ, человѣкъ Христосъ Іисусъ, давый Себе избавленіе за всѣхъ (ст. 3-5) Богъ Творецъ, Промыслитель человѣческаго рода, простиряетъ Свою отеческую любовь ко всѣмъ людямъ, и желаетъ, чтобы всѣ участвовали въ Его небесныхъ благахъ. Сія любовь, сіе желаніе низвели съ неба Единороднаго Сына Божія, Который излилъ Свою божественную кровь за все человѣчество, чтобы всѣмъ людямъ даровать жизнь вѣчную. Всеобщая и безпредѣльная любовь Божія къ человѣкамъ есть источникъ нашей обязанности любить каждаго ближняго. Имѣя одного вѣчнаго Отца и Искупителя, будучи братьями по сотворенію и промышленію, мы обязаны желать ближнимъ всѣхъ благъ, и сколько можно способствовать къ достиженію ихъ. Но чѣмъ лучше и успѣшнѣе можемъ способствовать, если не молитвою, которая низводитъ съ неба благодать и всякое благословеніе Божіе? Вотъ дѣло доброе и пріятное Спасителю нашему Богу! Если же необходимы моленія о каждомъ ближнемъ, то не гораздо ли болѣе о Царѣ? Спасеніе его есть спасеніе подданныхъ; ибо никакой примѣръ благочестія не можетъ такъ сильно и благодѣтельно дѣйствовать на гражданъ, какъ примѣръ Царя.

Надобно вспомнить, что заповѣдь о молитвѣ за Царя дана Апостоломъ въ такое время, когда на престолахъ возсѣдали люди, преданные языческимъ заблужденіямъ, враги и гонители христіанъ. Слава и благодареніе Всевышнему! Мы видимъ въ Помазанникѣ Господнемъ драгоцѣннаго сына той же православной Церкви, къ которой сами принадлежимъ по благодати Божіей. Тѣмъ съ бóльшею готовностію и любовію должны молиться за Него, помня, что Церковь есть единое тѣло, и что молитвою о Царѣ мы можемъ споспѣшествовать собственному вѣчному спасенію.

Санъ Царя сколько высокъ въ сравненіи съ другими званіями, столько превосходитъ ихъ трудностію. Кому ввѣрена власть надъ людьми, тотъ знаетъ, какъ трудно управлять самымъ малымъ числомъ людей. Всякій человѣкъ имѣетъ свои правила, свой образъ мыслей. Безъ особенной помощи Божіей, можетъ ли умъ одного извѣдать всѣ нужды подданныхъ и удовлетворить каждому изъ нихъ, не причинивъ оскорбленія кому либо, наипаче же Богу? Давидь былъ избранный изъ царей, удостоился откровеній Божіихъ и ощущалъ на себѣ могущественнѣйшее подкрѣпленіе благодати Божіей. Но и онъ находилъ столь тяжкимъ санъ царя, что подобно птицѣ стремился къ пустынному уединенію: кто дастъ ми крилѣ, яко голубинѣ, и полещу, и почію въ пустыни, бѣгая отъ бури міра (Псал. 54, 7-9)? А сколько подвиговъ предлежитъ нашему Благочестивѣйшему Царю, въ обширномъ наслѣдіи котораго находятся милліоны подданныхъ, многочисленныя племена, языки и народы! Какая мудрость, какая бдительность потребна для того, чтобы вникнуть въ разнообразныя нужды подданныхъ, сохранить равновѣсіе въ многоразличныхъ отношеніяхъ сословій, разлить между ними духъ законовъ, который бы оживлялъ великое тѣло государства, приводилъ многія части въ одно стройное цѣлое, направленное къ великой цѣли вѣчнаго блаженства! Кто скажетъ, чтобы достаточно было для сего однихъ человѣческихъ силъ? Не должны ли мы молиться, чтобы Всемогущій Самъ подкрѣплялъ Помазанника Своего безпредѣльною мудростію и силою, самъ давалъ силы къ несенію бремени, для котораго потребна Божественная крѣпость?

Царь есть пастырь своихъ подданныхъ. Направленіе, какое получаетъ его душа, естественно имѣетъ вліяніе на людей, ввѣренныхъ его власти. При мудромъ и благодѣтельномъ царѣ царство наслаждается благоденствіемъ; при безпечномъ и неблагоразумномъ подданные терпятъ бѣдствія и несчастія. Но и мудрость и благость изливаются на сердце царя отъ Источника всякой мудрости и благости. Молиться за царя необходимо намъ для собственнаго нашего благоденствія. Молитва подданныхъ невидимо низводитъ на царя благодать и благословеніе Божіе, которыя изливаются на все царство и даютъ благодѣтельное направленіе предначертаніямъ власти. И не только вообще для благоденствія подданныхъ необходима молитва за царя; ее должно совершать для блага Церкви Божіей. Царю ввѣрена власть надъ всѣми земными отношеніями, и онъ можетъ возвеличивать, улучшать внѣшнее состояніе Церкви, украшать честію и славою вѣрныхъ чтителей и служителей ея. Кто не пожелаетъ, чтобы Церковь Божія процвѣтала, возрастала и прославлялась на землѣ, чтобы святые Божіи человѣки, вѣрные чтители и служители Церкви, наслаждались миромъ и не подвергались гоненію и уничиженію отъ гордыхъ сыновъ міра? Сего должно желать, о семъ необходимо молить Бога, какъ для торжества истины и вѣры, такъ и для спокойствія праведниковъ Божіихъ; поелику и они, какъ люди, облеченные тѣломъ, не чужды скорбей земныхъ. Посему-то Апостолъ Павелъ, изобразивъ обязанность молиться за Царя, присовокупилъ: да тихое и безмолвное житіе поживемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 2).

Россіяне! Долгъ молиться о Царѣ есть долгъ пріятный и сладостный для насъ. Мы имѣемъ Царя, для котораго благо наше составляетъ предметъ всегдашнихъ попеченій, который жертвуетъ для насъ своимъ безцѣннымъ здравіемъ, который на всѣ области, на всѣхъ подданныхъ изливаетъ свою справедливость и благость. Святая Церковь, вѣрная своимъ предписаніямъ, творитъ молитвы о немъ прежде всего и едва ли не чаще всего. Не долженъ ли примѣръ ея побуждать насъ возносить прошенія за Царя въ частныхъ, тайныхъ нашихъ молитвословіяхъ? За сіе сокровенное благожеланіе Помазаннику Божію Богъ воздастъ намъ явнымъ благословеніемъ и удостоитъ насъ обильно вкушать тѣ дары и блага, которыя онъ готовъ изливать чрезъ Царя. Молю убо, заключимъ словами Апостола, молю творити молитвы, моленія, прошенія, благодаренія за вся человѣки, наипаче же за избраннаго и помазаннаго Богомъ Царя. Аминь.

Источникъ: Слова Агаѳангела Епископа Ревельскаго, Викарія С.-Петербургскаго. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Королева и Комп., 1859. — С. 151-158.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0