Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Агаѳангелъ (Соловьевъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій († 1876 г.)

Агаѳангелъ (въ мірѣ Соловьевъ Алексѣй Ѳедоровичъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій (1812-1876). Родился 8 февраля 1812 года въ с. Ильинскомъ Шуйскаго уѣзда Владимірской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Владимірскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1836), гдѣ былъ оставленъ преподавателемъ. Монашество принялъ еще въ студенческіе годы (1835). Былъ ректоромъ семинарій (въ Харьковѣ и Костромѣ). Въ 1854 г. назначенъ ректоромъ Казанской Духовной Академіи, а въ 1857 г. хиротонисанъ во еп. Ревельскаго. Съ 1860 г. — еп. Вятскій, съ 1866 г. — еп. Житомірскій, съ 1868 г. — архіеп. Волынскій. Въ 1841 г., будучи іеромонахомъ-инспекторомъ МДА, Агаѳангелъ обратился къ тремъ митрополитамъ, членамъ Святѣйшаго Синода, съ анонимнымъ доносомъ на законоучителя, проф. СПбДА прот. Герасима Петровича Павскаго, котораго обвинилъ въ томъ, что его литографированный переводъ Библіи, выполненный для классныхъ занятій со студентами, отличается «умолчаніемъ имени Іисуса Христа въ пророчествахъ» и потому представляетъ собой «злорѣчіе древняго змія», послѣ чего Павскій былъ привлеченъ къ отвѣту. Онъ перевелъ съ греч. языка на рус. языкъ Книгу Премудрости Іисуса, сына Сирахова (СПб., 1859) и евр. языка Книгу Іова (Вятка, 1860), снабдивъ свои переводы краткими комментаріями. Основалъ и редактировалъ казанскій академическій журналъ «Православный собесѣдникъ». Скончался 8 марта 1876 г. въ г. Житомірѣ. Погребенъ въ житомірскомъ Преображенскомъ соборѣ.

Слова и рѣчи

Архіеп. Агаѳангелъ Соловьевъ († 1876 г.)
Слово въ сыропустную недѣлю.
О прощеніи обидъ.

Святая Церковь, пригототовляя насъ къ покаянію, уже за нѣсколько недѣль внушаетъ, съ какимъ расположеніемъ должно приступать къ сему таинству. Сперва указывая на примѣръ Мытаря и Фарисея, она наставляла насъ, какимъ глубокимъ чувствомъ смиренія должны быть проникнуты мы, когда умоляемъ Божественное милосердіе о прощеніи грѣховъ. Потомъ предлагала исторію блуднаго сына, дабы вдохнуть въ насъ дерзновеніе къ Богу и показать, что, какъ бы ни были велики грѣхи наши, любовь Отца небеснаго не отвергнетъ насъ, если мы изъ бездны разврата возведемъ къ Нему свои очи и будемъ просить о принятіи насъ въ благодатный домъ Его. Въ прошедшую недѣлю она воспоминала о страшномъ судѣ, дабы научить насъ, что Отецъ небесный есть вмѣстѣ и Судія правосудный, и что, простирая на землѣ Свою любовь къ заблудшимъ, Онъ произведетъ нѣкогда страшный судъ надъ тѣми, которые глухи были къ отеческому зову Его и не обращались на путь добродѣтели. Нынѣ св. Церковь между прочимъ учитъ, что надобно простить всѣ обиды ближнимъ, если желаемъ, чтобы Богъ простилъ намъ тѣ оскорбленія, которыя мы дѣлаемъ Ему, нарушая Его волю.

Наставленіе это весьма важно, братія, для успѣшнаго покаянія. Всѣ мы дѣти одного Отца, всѣ созданы Богомъ; во всѣхъ насъ насаждены одни совершенства Божіи. Самая чистая любовь господствуетъ въ царствѣ святыхъ Ангеловъ; законъ любви отпечатлѣнъ и во всемъ видимомъ мірѣ! Весь міръ есть одинъ храмъ, гдѣ все служитъ единому Богу, — одинъ домъ, гдѣ все обращено къ Богу, и гдѣ Онъ — истинный Отецъ изливаетъ на все Свою благость. Мы ли одни будемъ такъ человѣконенавистны, чтобы не прощать ошибки своихъ собратій и такимъ образомъ возмущать царство мира и любви, нарушать священную тишину великаго дома Отца небеснаго?

Обиды, причиняемыя намъ ближними, слишкомъ малы въ сравненіи съ тѣми оскорбленіями, которыя мы сами ежеминутно наносимъ Богу. Братъ обижаетъ насъ или дѣломъ или словомъ, но не каждый часъ, не каждую минуту; а мы оскорбляемъ Бога не только дѣлами и словами, но и мыслями, намѣреніями, чувствами, сокровенными движеніями сердца, кои всѣ открыты предъ Всевѣдущимъ, — и это дѣлаемъ не только каждый часъ, но и каждую минуту; почти нѣтъ времени, когда бы не проходили чрезъ нашу душу нечистыя мысли или не потрясали ея грѣховныя движенія. Обиды ближняго намъ легче переносить; ибо онъ братъ намъ, равенъ намъ по сотворенію, по совершенствамъ души и по назначенію своему. Предъ Богомъ всякій грѣхъ есть безконечное преступленіе, какъ предъ Существомъ безкоконечнымъ, Царемъ и Судіею вселенной. Проститъ ли Онъ наши грѣхи, если мы не будемъ прощать обиды своихъ ближнихъ? Его любовь равно простерта ко всѣмъ; для всѣхъ Онъ есть Отецъ полный любви. Онъ самъ желаетъ, чтобъ мы отпущали согрѣшенія брата, если желаемъ получить отъ Него прощеніе. Аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный. Аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ небесный отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ (Матѳ. 6, 14-15). Но если Богъ не проститъ намъ, можемъ ли мы вступить въ блаженную вѣчность? Не погибнемъ ли тогда на вѣки?

Самый высокій примѣръ прощенія обидъ видимъ мы, братія, въ лицѣ Спасителя нашего! Сколько Онъ претерпѣлъ обидъ, злословій, гоненій отъ Іудеевъ! И однакожъ чѣмъ воздалъ имъ? Онъ исцѣлялъ ихъ болящихъ, давалъ прозрѣніе слѣпцамъ ихъ, отверзалъ слухъ глухимъ; для всѣхъ открытъ былъ источникъ любви, ліющейся изъ Его сердца; скромно отвѣтствовалъ Онъ на хулы, которыми осыпала Его злоба Іудеевъ; одною любовію, однимъ желаніемъ добра, добра вѣчнаго отвѣтствовалъ имъ за ихъ злодѣянія. Чѣмъ воздалъ Онъ имъ, когда Іудеи предательски исхитили Его изъ молитвеннаго Геѳсиманскаго уединенія и пригвоздили ко кресту? Пламенною молитвою объ ихъ вѣчномъ спасеніи. Отче, молился Онъ съ креста, отпусти имъ, не вѣдятъ бо что творятъ (Лук. 23, 34)! Да и все человѣчество отъ самаго Адама постоянно преступало волю Божію, попирало съ скотоподобнымъ неистовствомъ слѣды Божества, напечатлѣнныя въ душѣ человѣческой. Что сдѣлалъ за сіе Сынъ Божій? Онъ воплотился, принялъ образъ раба, пролилъ собственную кровь, чтобъ омыть наши нечистоты предъ очами правосудія Божія и избавить насъ отъ вѣчнаго гнѣва Божія и мученія. Вотъ что совершилъ Господь за наши обиды!

Братъ нашъ наноситъ намъ оскорбленія или по опрометчивости, или по невѣдѣнію, или по минутному движенію сердца, и, можетъ быть, послѣ этого въ тишинѣ уединенія омываетъ свой проступокъ слезами. Случается, что онъ совсѣмъ не имѣетъ намѣренія сдѣлать намъ оскорбленіе и не дѣлаетъ его; но только нашему близорукому, подозрительному оку кажется, что онъ враждуетъ противъ насъ. Если же и дѣлаетъ намѣренное зло: то подумайте, кто управляетъ тогда его душею! Если бы онъ жилъ во свѣтѣ истины Божіей и устремлялъ свои очи къ вѣчному воздаянію; то, конечно, никогда не рѣшился бы наносить обиду своему брату. Но онъ болѣнъ душею; ибо что есть движеніе гнѣва, честолюбіе, желаніе вредить ближнему, если не болѣзнь души? Очевидно, что этотъ человѣкъ есть только слѣпое орудіе діавола и заслуживаетъ болѣе состраданія, нежели мщенія; болѣе молитвы, нежели ненависти. Отвѣтствуя кротостію и благодѣяніемъ своему оскорбителю, мы лучше можемъ побѣдить его, нежели ненавистію и враждою. Вражда ожесточаетъ и утверждаетъ брата во злѣ; кротость смягчаетъ и искореняетъ въ немъ ненависть. Когда простимъ ему: то одержимъ несомнѣнную побѣду надъ нимъ и доставимъ ему истинное добро; ибо исцѣлимъ его отъ глубокой нравственной болѣзни.

Братія! Нынѣ день прощенія! Простимъ отъ сердца всѣ обиды, какія мы потерпѣли отъ своихъ ближнихъ; приступимъ къ покаянію и къ трапезѣ вѣчной жизни съ сердцемъ чистымъ, съ совѣстію, не помраченною враждою! Простите, братія, и меня; ибо, можетъ быть, и я согрѣшилъ предъ вами словомъ, или дѣломъ, или мыслію! Аминь.

Источникъ: Слова Агаѳангела Епископа Ревельскаго, Викарія С.-Петербургскаго. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Королева и Комп., 1859. — С. 64-69.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0