Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Агаѳангелъ (Соловьевъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій († 1876 г.)

Агаѳангелъ (въ мірѣ Соловьевъ Алексѣй Ѳедоровичъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій (1812-1876). Родился 8 февраля 1812 года въ с. Ильинскомъ Шуйскаго уѣзда Владимірской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Владимірскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1836), гдѣ былъ оставленъ преподавателемъ. Монашество принялъ еще въ студенческіе годы (1835). Былъ ректоромъ семинарій (въ Харьковѣ и Костромѣ). Въ 1854 г. назначенъ ректоромъ Казанской Духовной Академіи, а въ 1857 г. хиротонисанъ во еп. Ревельскаго. Съ 1860 г. — еп. Вятскій, съ 1866 г. — еп. Житомірскій, съ 1868 г. — архіеп. Волынскій. Въ 1841 г., будучи іеромонахомъ-инспекторомъ МДА, Агаѳангелъ обратился къ тремъ митрополитамъ, членамъ Святѣйшаго Синода, съ анонимнымъ доносомъ на законоучителя, проф. СПбДА прот. Герасима Петровича Павскаго, котораго обвинилъ въ томъ, что его литографированный переводъ Библіи, выполненный для классныхъ занятій со студентами, отличается «умолчаніемъ имени Іисуса Христа въ пророчествахъ» и потому представляетъ собой «злорѣчіе древняго змія», послѣ чего Павскій былъ привлеченъ къ отвѣту. Онъ перевелъ съ греч. языка на рус. языкъ Книгу Премудрости Іисуса, сына Сирахова (СПб., 1859) и евр. языка Книгу Іова (Вятка, 1860), снабдивъ свои переводы краткими комментаріями. Основалъ и редактировалъ казанскій академическій журналъ «Православный собесѣдникъ». Скончался 8 марта 1876 г. въ г. Житомірѣ. Погребенъ въ житомірскомъ Преображенскомъ соборѣ.

Слова и рѣчи

Архіеп. Агаѳангелъ Соловьевъ († 1876 г.)
Слово объ осужденіи ближнихъ.

Каждый день, братія, слышимъ мы въ храмѣ, во время богослуженія, весьма нужное и полезное для насъ наставленіе. Порфироносный учитель вопрошаетъ: кто есть человѣкъ, хотяй животъ, любяй дни видѣти благи? (Псал. 33, 13). На этотъ вопросъ мы конечно отвѣтствовали бы ему: кто же не желаетъ видѣть благихъ дней? Къ чему направлены всѣ усилія наши, если не къ тому, чтобы достигнуть блаженной, мирной жизни? И вотъ богодухновенный пророкъ указываетъ для этого средство самое краткое, доступное для каждаго! Удержи языкъ твой отъ зла (Псал. 33, 14), говоритъ онъ. Нѣтъ нужды слишкомъ много употреблять усилій, предпринимать продолжительныя изученія и подвиги: средство близко къ каждому изъ насъ; оно всегда съ нами: удержи языкъ твой отъ зла.

Такъ, братія! Весьма нужно заботиться каждому изъ насъ, чтобъ не употреблять на зло этого драгоцѣннаго дара, которымъ мы возвышаемся надъ всѣми окружающими насъ твореніями! Слово наше есть образъ творческаго Слова, Которымъ дано всему дыханіе и жизнь. Желаешь ли и ты быть творцемъ подобно Богу? Изрѣкай ближнему слово, богопознанія, — и ты сотворишь въ немъ святыя мысли, которыя дадутъ спасительное направленіе всей его жизни. Глаголи ему слово заповѣдей Божіихъ, — и ты сотворишь въ немъ богоугодныя желанія, которыя поведутъ его стезею святости.

Горе намъ, братіе, что мы употребляемъ этотъ высокій даръ не на созиданіе и устроеніе, но на разрушеніе и истребленіе! Ибо что мы дѣлаемъ, когда говоримъ худо о своемъ ближнемъ, если не разрушаемъ его честь, его счастіе, его вѣчное спасеніе? Ты слышишь о немощахъ брата и дозволяешь своему языку трудиться надъ распространеніемъ худой молвы о немъ! Но увѣренъ ли, что онъ совершилъ это преступленіе? Ты слышишь о немъ изъ другихъ устъ: но эти уста, которыя въ свою очередь приняли также изъ другихъ устъ, можетъ быть, по зависти, по опрометчивости, по суетному желанію блеснуть красивымъ словомъ, передали тебѣ проступокъ брата совершенно въ превратномъ видѣ; можетъ быть, онъ дошелъ до тебя съ тысячью прибавленій.

Какъ, скажешь ты, не обвинять мнѣ ближняго, когда я собственными очами видѣлъ его паденіе? Но знаешь ли, возлюбленный, какія побужденія руководили имъ, въ какихъ обстоятельствахъ онъ былъ поставленъ, какую степень силы и живости имѣютъ природныя его наклонности? Ты сохранилъ себя донынѣ отъ этого поступка потому, что самыя обстоятельства твои удаляютъ отъ тебя всѣ искушенія и соблазны, потому что ты несешь наказаніе Божіе и чувствуешь невозможность удовлетворить своимъ пожеланіямъ, потому что твои наклонности по самой природѣ слабы и неспособны къ сильнымъ обнаруженіямъ. Но и при всемъ этомъ осмотрись, внимательнѣе, — свободенъ ли ты отъ тѣхъ пороковъ, въ которыхъ обвиняешь брата? Сѣмя ихъ глубоко лежитъ въ душѣ твоей; по временамъ и въ тебѣ они производятъ движенія; только опять слабѣютъ, ибо самыя обстоятельства, въ которыхъ поставилъ тебя промыслъ Божій, составляютъ преграду для нихъ. Между тѣмъ не преданъ ли ты другимъ пожеланіямъ? Не живетъ ли въ тебѣ грѣхъ другаго рода? Совѣсть твоя, вѣрно, не освободитъ тебя оть упрека за многія дѣла, если не за дѣла, то за слова, если не за слова, то за мысли; ибо предъ вездѣсущимъ Духомъ Божіимъ и мысль помрачаетъ душу.

Да и что доказываетъ осужденіе брата, принимаемое и распространяемое тобою, если не то, что ты чуждъ истинной добродѣтели? Ибо въ тебѣ нѣтъ силы, основанія, сущности добродѣтелей, — любви. Ахъ, братія! что заповѣдалъ намъ Спаситель? Заповѣдь новую даю вамъ, сказалъ Онъ, да любите другъ друга, якоже возлюбихъ вы, да и вы любите себе (Іоан. 13, 34). Чему учили святые Апостолы? Другъ друга тяготы носите (Гал. 6, 2), говорили они; то есть, будьте снисходительны къ согрѣшеніямъ ближняго, прикрывайте ихъ своею любовію. Кто знаетъ? можетъ быть тотъ, на кого мы взираемъ, какъ на погибшаго, будетъ первымъ тамъ, въ день суда; ибо втайнѣ сердца своего онъ, быть можетъ, глубоко воздыхаетъ и слезитъ предъ Богомъ, и милосердый Господь невидимо предстоитъ предъ нимъ и простираетъ Свою руку, чтобъ извлечь его изъ бездны! Вотъ по словамъ Спасителя, мытари и блудницы предвосхищаютъ царство Божіе у многихъ мнимыхъ праведниковъ!

Итакъ, братія, будемъ милостивы другъ къ другу! Не станемъ принимать, а тѣмъ паче распространять худыхъ рѣчей о ближнихъ. Въ этомъ нашъ миръ, наше счастіе, наша радость! Кто есть человѣкъ, хотяй животъ, любяй дни видѣти благи? удержи языкъ твой отъ зла! Аминь.

Источникъ: Слова Агаѳангела Епископа Ревельскаго, Викарія С.-Петербургскаго. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Королева и Комп., 1859. — С. 59-63.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0