Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Агаѳангелъ (Соловьевъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій († 1876 г.)

Агаѳангелъ (въ мірѣ Соловьевъ Алексѣй Ѳедоровичъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій (1812-1876). Родился 8 февраля 1812 года въ с. Ильинскомъ Шуйскаго уѣзда Владимірской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Владимірскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1836), гдѣ былъ оставленъ преподавателемъ. Монашество принялъ еще въ студенческіе годы (1835). Былъ ректоромъ семинарій (въ Харьковѣ и Костромѣ). Въ 1854 г. назначенъ ректоромъ Казанской Духовной Академіи, а въ 1857 г. хиротонисанъ во еп. Ревельскаго. Съ 1860 г. — еп. Вятскій, съ 1866 г. — еп. Житомірскій, съ 1868 г. — архіеп. Волынскій. Въ 1841 г., будучи іеромонахомъ-инспекторомъ МДА, Агаѳангелъ обратился къ тремъ митрополитамъ, членамъ Святѣйшаго Синода, съ анонимнымъ доносомъ на законоучителя, проф. СПбДА прот. Герасима Петровича Павскаго, котораго обвинилъ въ томъ, что его литографированный переводъ Библіи, выполненный для классныхъ занятій со студентами, отличается «умолчаніемъ имени Іисуса Христа въ пророчествахъ» и потому представляетъ собой «злорѣчіе древняго змія», послѣ чего Павскій былъ привлеченъ къ отвѣту. Онъ перевелъ съ греч. языка на рус. языкъ Книгу Премудрости Іисуса, сына Сирахова (СПб., 1859) и евр. языка Книгу Іова (Вятка, 1860), снабдивъ свои переводы краткими комментаріями. Основалъ и редактировалъ казанскій академическій журналъ «Православный собесѣдникъ». Скончался 8 марта 1876 г. въ г. Житомірѣ. Погребенъ въ житомірскомъ Преображенскомъ соборѣ.

Слова и рѣчи

Архіеп. Агаѳангелъ Соловьевъ († 1876 г.)
Слово въ недѣлю разслабленнаго.
О пользѣ временныхъ страданій.

(Произнесено въ Игрицкомъ Песошенскомъ монастырѣ, Костромской Епархіи.)

Исторія чтеннаго нынѣ Евангелія представляетъ примѣръ рѣдкаго страданія. Тридцать восемъ лѣтъ лежалъ человѣкъ на одрѣ, не имѣя возможности сойти съ него когда либо и погрузиться въ водѣ въ минуту Ангельскаго врачеванія. Милосердый Господь воздвигъ его Своимъ всемогущимъ словомъ, и тотъ, кто столько лѣтъ страдалъ, не имѣя надежды на исцѣленіе, восталъ, чтобъ остатокъ жизни провести въ прославленіи благости Божій.

Братія! Не безпримѣрны и нынѣ случаи тяжкихъ страданій, посылаемыхъ Богомъ. Есть люди, которые проводятъ въ болѣзняхъ цѣлые годы и даже всю жизнь, или несутъ внутреннія, тайныя испытанія, хотя, по видимому, свободны отъ печалей.

Для чего Господь попускаетъ Своему возлюбленному творенію страдать подъ различными крестами?

Сей вопросъ, безъ сомнѣнія, не разъ представлялся страдальцамъ, и разрѣшеніе его, конечно, сколько нибудь успокоитъ мятущуюся совѣсть ихъ! Утѣшьтесь, сѣтующіе братія! Страданія и болѣзни сколько тягостны для тѣла, столько благодѣтельны для души. Мы не можемъ получить вѣчнаго наслѣдія на небесахъ, когда слѣдуемъ чувственнымъ наклонностямъ, удовлетворяемъ грѣховнымъ пожеланіямъ своимъ. Грѣхъ, въ которомъ мы зачинаемся и раждаемся, составляетъ, можно сказать, неизбѣжную, хотя болѣзненную, принадлежность нашего существа. Нужна постоянная борьба, чтобъ уменьшить господство его. Страданія облегчаютъ сію борьбу; ослабляя тѣло, они чрезъ то самое отнимаютъ силы у грѣховныхъ движеній плоти. Болѣзни, подавляя страсти, служатъ какбы удовлетвореніемъ правосудію Божію за наши грѣхи. Хотя не каждый грѣхъ сопровождается болѣзнію; но несомнѣнно, что каждая болѣзнь есть слѣдствіе грѣха и посылается промысломъ Божіимъ для очищенія, для исправленія, для вразумленія падшаго человѣка. Если грѣхъ есть оскорбленіе Божества, заслуживающее вѣчнаго гнѣва Божія; то какое благодѣтельное средство въ рукѣ Божіей — болѣзнь, которою человѣкъ въ малое время искупаетъ то, за что онъ долженъ былъ бы нести наказаніе въ цѣлую вѣчность, искупаетъ страданіями бреннаго тѣла, которыя, при всей ихъ тяжести и продолжительности, не могутъ сравняться съ однимъ минутнымъ мученіемъ души!

Человѣкъ научается среди болѣзней многимъ добродѣтелямъ. Болѣзни укрѣпляютъ его въ надеждѣ на Бога; ибо къ Нему одному онъ возноситъ свои взоры тамъ, гдѣ оставляетъ его всякая человѣческая помощь. Болѣзни утверждаютъ его въ смиреніи; ибо онъ ясно видитъ свое безсиліе и немощь, когда разрушается тѣлесный составъ его. Болѣзни научаютъ его терпѣнію; ибо будучи не въ состояніи отвратить ихъ, онъ чувствуетъ неизбѣжную обязанность переносить страданія. Болѣзни освобождаютъ его оть любви къ міру; ибо блага міра доставляютъ ему бóльшею частію бремя и скуку; онъ видитъ, что соединенъ съ ними только на краткое время, а рано ли, поздно ли, но долженъ оставить ихъ. И какимъ истинамъ, какимъ добродѣтелямъ не научается страдалецъ въ болѣзни! Онъ стоитъ, такъ сказать, между вѣчностію и временемъ, и познаетъ истинную цѣну всего временнаго по отношенію къ своему вѣчному назначенію.

Посему-то св. Апостолы взирали на страданія, какъ на такія благодѣянія Божіи, которыя должны быть принимаемы со всякою радостію, и цѣнимы, какъ залогъ отеческой любви Божіей. Всяку радость имѣйте, братія моя, пишетъ св. Іаковъ, егда во искушенія впадаете различна (Іак. 1, 2). Возлюбленніи, говоритъ св. Апостолъ Петръ, не дивитеся еже въ васъ раждеженію ко искушенію вамъ бываему, яко чужду вамъ случающуся: но понеже пріобщаетеся Христовымъ страстемъ, радуйтеся, яко да и въ явленіе славы Его возрадуетеся веселящеся (1 Петр. 4, 12-13). Сынъ мой, говоритъ св. Апостолъ Павелъ, не пренемогай наказаніямъ Господнимъ, ниже ослабѣй, отъ Него обличаемь. Егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ. Аще наказаніе терпите, якоже сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ: который бо есть сынъ, егоже не наказуетъ отецъ (Евр. 12, 5-7)?

Посему-то самъ Господь нашъ освятилъ Своею жизнію и ученіемъ путь болѣзней, благоволилъ понести крестъ, крестъ ужасный, котораго только слабое подобіе составляютъ всѣ наши кресты. Онъ самъ училъ, что только одинъ путь ведетъ къ вѣчному спасенію, путь креста и страданій: Блажени плачущіи нынѣ, яко возсмѣетеся (Лук. 6, 21). Горе вамъ, смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете (Лук. 6, 25)!

Итакъ, возлюбленные братія, не сѣтуйте, когда васъ постигаетъ жребій страданія. Принимайте его, какъ урокъ Промысла, какъ доказательство того, что Господь взираетъ на васъ, какъ на дѣтей своихъ, и желаетъ ввести васъ въ вѣчный союзъ съ Собою. Но если и получите освобожденіе отъ страданій, не забывайте воспользоваться сею благостію Божіею къ существенной пользѣ вашей; ибо вѣрно, что къ душѣ всякаго человѣка, получающаго исцѣленіе, невидимый Врачь тайно произноситъ слова, сказанныя воспоминаемому нынѣ разслабленному: се здравъ еси, ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ. Аминь.

Источникъ: Слова Агаѳангела Епископа Ревельскаго, Викарія С.-Петербургскаго. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Королева и Комп., 1859. — С. 53-58.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0