Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 21 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Агаѳангелъ (Соловьевъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій († 1876 г.)

Агаѳангелъ (въ мірѣ Соловьевъ Алексѣй Ѳедоровичъ), архіеп. Волынскій и Житомірскій (1812-1876). Родился 8 февраля 1812 года въ с. Ильинскомъ Шуйскаго уѣзда Владимірской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Владимірскую Духовную Семинарію и Московскую Духовную Академію (1836), гдѣ былъ оставленъ преподавателемъ. Монашество принялъ еще въ студенческіе годы (1835). Былъ ректоромъ семинарій (въ Харьковѣ и Костромѣ). Въ 1854 г. назначенъ ректоромъ Казанской Духовной Академіи, а въ 1857 г. хиротонисанъ во еп. Ревельскаго. Съ 1860 г. — еп. Вятскій, съ 1866 г. — еп. Житомірскій, съ 1868 г. — архіеп. Волынскій. Въ 1841 г., будучи іеромонахомъ-инспекторомъ МДА, Агаѳангелъ обратился къ тремъ митрополитамъ, членамъ Святѣйшаго Синода, съ анонимнымъ доносомъ на законоучителя, проф. СПбДА прот. Герасима Петровича Павскаго, котораго обвинилъ въ томъ, что его литографированный переводъ Библіи, выполненный для классныхъ занятій со студентами, отличается «умолчаніемъ имени Іисуса Христа въ пророчествахъ» и потому представляетъ собой «злорѣчіе древняго змія», послѣ чего Павскій былъ привлеченъ къ отвѣту. Онъ перевелъ съ греч. языка на рус. языкъ Книгу Премудрости Іисуса, сына Сирахова (СПб., 1859) и евр. языка Книгу Іова (Вятка, 1860), снабдивъ свои переводы краткими комментаріями. Основалъ и редактировалъ казанскій академическій журналъ «Православный собесѣдникъ». Скончался 8 марта 1876 г. въ г. Житомірѣ. Погребенъ въ житомірскомъ Преображенскомъ соборѣ.

Слова и рѣчи

Архіеп. Агаѳангелъ Соловьевъ († 1876 г.)
Слово въ Новый годъ.
О томъ, какъ надобно каждому дорожить временемъ.

Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дніе лукави суть (Ефес. 3, 15-16).

Господь временъ вводитъ насъ нынѣ, братія, въ новое лѣто! Будетъ нѣкогда то, что дни прекратятся, времена кончатся, наступитъ вѣчность — неисчислимая, безпредѣльная. Теперь предѣлъ временъ еще не наступилъ; благость Отца небеснаго даруетъ намъ еще часть времени.

Дары Божіи посылаются для нашего блага; а потому надобно пользоваться ими сообразно съ назначеніемъ и достоинствомъ ихъ. Время есть даръ тѣмъ важнѣйшій, что и всѣ прочіе дары благости Божіей можемъ мы вкушать только тогда, когда дано время; оно есть какъбы сосудъ, въ который влагаются другіе дары. Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дніе лукави суть.

Благоразумно пользоваться временемъ значитъ употреблять его на тѣ занятія, для которыхъ оно дается Богомъ, и употреблять какъ безцѣнный даръ, дорожа каждою минутою.

Нѣтъ нужды говорить, что забавы и удовольствія міра не составляютъ занятій достойныхъ драгоцѣннаго времени. Онѣ явно осуждаются закономъ Божіимъ. Даже обязанности общественныя и семейныя не имѣютъ права требовать, чтобы время служило имъ однимъ. И назначеніе настоящей жизни, и сущность званія нашего, и наставленія Господа и Апостоловъ — внушаютъ намъ, что главное занятіе наше должно состоять въ приготовленіи себя къ вѣчному блаженству. Чтó есть жизнь ваша? Это — время сѣянія добрыхъ дѣлъ; собирать и вкушать плоды будемъ за гробомъ. Это поприще, на которомъ должно только подвизаться для полученія нетлѣннаго вѣнца: а вѣнецъ данъ будетъ въ жизни вѣчной. Мы призваны къ тому, чтобы жить со Христомъ на небѣ, съ Нимъ прославиться, съ Нимъ и царствовать; Онъ для того предварилъ нашъ входъ въ небесный домъ Отца Своего, чтобъ уготовать намъ мѣсто, и, когда исполнится время, взять насъ туда. Потому-то какъ самъ Господь, такъ и Апостолы требуютъ, чтобы мы мыслили о горнемъ и искали горняго, чтобы устремляли желанія свои къ небесному блаженству, чтобы тщились вступить въ вѣчное царство Господа Іисуса, и подвизалиси въ приготовленіи себя къ небесной жизни. Вотъ трудъ, на который должно посвящать всѣ силы, и которому должно подчинять всѣ другія дѣла, возлагаемыя на насъ нуждами временной жизни! На сей то трудъ должно преимущественно употреблять даруемое Богомъ время, и употреблять такъ, чтобы каждая минута приносила плодъ вѣчный!

То, чтó предоставлено здѣшней жизни, не можетъ быть исполнено или пріобрѣтено въ будущей. Тамъ будемъ вкушать только тѣ плоды, какіе здѣсь возращены нами. Если мы сѣемъ въ животъ вѣчный, то и пожнемъ плоды вѣчной жизни; если сѣемъ въ тлѣніе, то и пожнемъ истлѣніе. Самая разность степеней блаженства будетъ зависѣть отъ того, въ какой мѣрѣ здѣсь мы насаждаемъ сѣмена: сѣющій скудно скудные плоды вкуситъ. Итакъ, если безпечно проводимъ время настоящей жизни и мало пользуемся имъ для приготовленія себя къ будущему царству; если свѣтильники добрыхъ дѣлъ не возжены нами здѣсь, или и возжены, но не имѣютъ елея, сколько нужно, и скоро погасаютъ: то не войдемъ въ брачный чертогъ Жениха небеснаго. Усилія вознаградить за гробомъ то, что здѣсь нами опущено, будутъ тщетны. Господь скажетъ намъ: не вѣмъ васъ. Такъ дороги минуты настоящей жизни для вѣчнаго блаженства!

И какъ кратко время сей жизни! Жизнь наша, по словамъ Писанія, есть паръ, появляющійся на краткое время, и вскорѣ изчезающій. Человѣкъ восходитъ, какъ трава, и увядаетъ съ такою скоростію, какъ цвѣтъ травный. Много милліоновъ людей являлось до насъ на землѣ, — и всѣ они скоро опять обращались въ землю. Кончимъ и мы свою жизнь; — будетъ время, что и слѣдъ ея совсѣмъ изгладится, такъ что о насъ, можетъ быть, и не станутъ воспоминать. Обыкновенный предѣлъ жизни нашей семдеслтъ лѣтъ, а если кто въ силахъ, — осмьдесятъ, говоритъ Моисей (Псал. 89, 10). Но чтó эти лѣта въ сравненіи съ вѣчностію? Не болѣе, какъ капля въ океанѣ, Если же во времена Моисея сіи немногія лѣта были обыкновеннымъ предѣломъ жизни: то въ наше время они суть предѣлъ, достигаемый очень не многими. Бóльшая часть оканчиваютъ жизнь свою въ лѣтахъ силы и крѣпости; многихъ въ цвѣтѣ лѣтъ похищаетъ смерть; иные, еще только вступая въ жизнь сію, уже разстаются съ нею, — бросивъ первый взоръ, уже прощаются съ нею навсегда. И между тѣмъ все блаженство вѣчности зависитъ отъ сей кратковременной жизни. Помыслите, братія, — милліоны годовъ веселія небеснаго, неизреченнаго, даетъ Отецъ небесный за одну минуту благочестиваго подвига! Такъ дорого предъ Богомъ время сей жизни! Такъ много можно пріобрѣсть благоразумнымъ употребленіемъ его, при всей его краткости!

Не забудемъ и того, что послѣдній часъ жизни не извѣстенъ намъ. Онъ приходитъ, какъ тать, тайно, неожиданно. Какъ часто похищаетъ смерть изъ среды насъ, когда объ ней совсѣмъ не помышляютъ, — иного тогда, когда онъ только еще хочетъ вкушать удовольствія жизни, иного, когда онъ только начинаетъ пріобрѣтать себѣ славу и богатство, другаго, когда онъ только располагается наслаждаться плодами своей славы и стяжаній! Не случается ли, что иной, желая успокоится отъ трудовъ, засыпаетъ вѣчнымъ сномъ? А иной среди самыхъ трудовъ отзывается къ суду Божію! — Нѣтъ минуты, въ которую бы смерть не была готова сразить насъ; каждый часъ можетъ быть послѣднимъ въ жизни и первымъ въ вѣчности; каждый шагъ можетъ поставить насъ въ другой міръ; мы не можемъ быть увѣрены, доживемъ ли и настоящую минуту. Не отеческія ли и святыя слова Спасителя: бдите и молитеся; на всякій часъ бдите: не вѣсте бо, когда Сынъ человѣческій пріидетъ? Такъ, братія, каждою минутою должно пользоваться, какъ безцѣннымъ даромъ, который низпосылается милосердіемъ свыше для пріобрѣтенія вѣчной жизни.

Спросимъ теперь себя, такъ ли мы дорожимъ временемъ? Употребляемъ ли его на дѣла благочестія? Не правда ли, что этотъ даръ мы иждиваемъ большею частію съ оскорбительною неблагодарностію къ Подателю благъ? Ненавидя труды, мы заботимся, чтобы время текло скорѣе, — а иногда, не зная чѣмъ наполнить его, считаемъ его даже бременемъ тягостнымъ. Занятія наши состоятъ или въ однѣхъ заботахъ о томъ, чтобы упрочить свое счастіе и благоденствіе на землѣ, какъ будтобы земля была вѣчнымъ жилищемъ нашимъ; или мы убиваемъ драгоцѣнное время въ забавахъ и удовольствіяхъ, забывъ о Богѣ, о душѣ своей и будущей жизни. Вотъ не мало годовъ протекло уже и нашей жизни! Чтó мы пріобрѣли въ теченіи ихъ? Пройдемъ мыслію всѣ возрасты своей жизни! Много ли времени получило у насъ надлежащее употребленіе? Въ отроческихъ лѣтахъ мы не думали пользоваться имъ для вѣчности потому, что однимъ изъ насъ совсѣмъ не внушали безпечные родители понятій о Богѣ и правилъ жизни; другіе, если и были воспитываемы въ правилахъ, то въ такихъ, которыя ведутъ не къ блаженной вѣчности, а къ удовольствіямъ міра, которыми пріобрѣтается слава не вѣчная, но временная. Въ юношествѣ, когда раскрываются склонности, когда сердце пламенно ищетъ предметовъ, которые бы насыщали его глубокія желанія, когда оно, такъ сказать, естественно само по себѣ, жаждетъ Бога, Который одинъ можетъ наполнить его, мѣ избѣгали трудовъ благочестія и наслаждались тѣмъ, что разсѣеваетъ сердце и привязываетъ его къ красотамъ тлѣннымъ. Поелику же какъ истинное и вѣчное, такъ поддѣльное и тлѣнное, увлекая душу, глубоко посѣеваетъ въ ней сѣмена свои: то сердце, однажды обольстившись тлѣннымъ, живетъ для него и въ мужескомъ возрастѣ; привязанность къ нему господствуетъ и въ лѣтахъ старости; старцы, уже ничего не видя предъ собою, кромѣ гроба, уже ощущая въ себѣ разрушительныя дѣйствія смерти, еще такъ мало заботятся о приготовленіи къ вѣчности, еще такъ привязаны къ земнымъ предметамъ, что какъ будто бы теперь только начали жить. Такъ вся жизнь наша исчезаетъ въ суетѣ! Такъ губимъ мы безцѣнное время!

Братія! Другой жизни на землѣ не будетъ для насъ. Если за каждое праздное слово отдадимъ отвѣтъ предъ небеснымъ Судіею (Матѳ. 12, 36): то ужели не взыщетъ Онъ съ насъ за каждую потерянную минуту? Потщимся по крайней мѣрѣ теперь жить для вѣчности! Для сего-то всеблагій Богъ и даруетъ намъ новый годъ, для многихъ, можетъ быть, уже не полный, а нѣсколько дней, нѣсколько часовъ. Но и въ нѣсколько часовъ можно еще освободиться отъ грѣховнаго бремени и пріобрѣсть вѣчное блаженство. Употребимъ по крайней мѣрѣ сіи оставшіеся часы на приготовленіе къ вѣчности.

И дабы содѣйствовала въ этомъ всемогущая и всесовершающая благодать Божія: то теперь, боголюбезный братъ, когда освященный Соборъ будетъ совершать моленіе о благопоспѣшномъ употребленіи новаго лѣта на дѣло спасенія, вознеси съ нимъ свой умъ и сердце къ Владыкѣ временъ, и моли Его — моли искренно, чтобъ въ этотъ новый годъ произвелъ Онъ въ тебѣ новую, благодатную жизнь, возбудилъ въ тебѣ духъ умиленія и дароваль покаяніе — покаяніе искреннее, сердечное. Аминь.

Источникъ: Слова Агаѳангела Епископа Ревельскаго, Викарія С.-Петербургскаго. — Изданіе второе. — СПб.: Въ Типографіи Королева и Комп., 1859. — С. 3-11.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0