Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Готовимся ли мы къ празднику Рождества Христова?

Среди зимы — 25 декабря по нашему православному календарю встрѣчаемъ мы великій и радостный праздникъ Рождества Христова. Это — явленіе въ нашъ грѣшный міръ Самого Воплотившагося Бога Слова. Богъ сталъ истиннымъ человѣкомъ, не переставая быть Богомъ, для того, чтобы спасти насъ отъ грѣха, проклятія и смерти, тяготѣвшихъ надъ человѣчествомъ послѣ грѣхопаденія нашихъ прародителей Адама и Евы. «Слово стало плотію и обитало съ нами, полное благодати и истины» — такъ говоритъ объ этомъ величайшемъ въ исторіи человѣческаго рода событіи св. Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ (Іоан. 1, 14).

«Вотъ настаетъ», поучаетъ великій отецъ Церкви св. Іоаннъ Златоустъ, «праздникъ честнѣйшій и важнѣйшій всѣхъ праздниковъ. Кто назоветъ его матерью всѣхъ праздниковъ, тотъ не погрѣшитъ. Что же это за праздникъ? Это — Рождество Христово по плоти; въ этомъ праздникѣ имѣютъ начало и основаніе и Богоявленіе и священная Пасха, Вознесеніе Господне и Пятидесятница. Если бы Христосъ не родился по плоти, то и не крестился бы, а это — праздникъ Богоявленія; и не пострадалъ бы, а это — Пасха; и не послалъ бы Святаго Духа, а это — Пятидесятница. Итакъ, отъ праздника Рождества Христова начались наши праздники, какъ отъ источника различные потоки» (Бесѣда VI о бл. Филогоніи).

Понятно поэтому, что св. Церковь всѣхъ насъ, христіанъ, еще задолго призываетъ готовиться къ встрѣчѣ этого великаго и радостнаго праздника. Она желаетъ, чтобы мы приготовили свои души къ его торжественному празднованію постомъ и покаяніемъ, заранѣе вошли въ духъ и настроеніе этого праздника, дабы тѣмъ самымъ разумно и сознательно, плодотворно и спасительно для души было наше празднованіе.

Готовимся ли всѣ мы, какъ должно, къ этому дивному празднику пришествія въ міръ Сына Божія? Сознаемъ ли, какъ разумныя твари, все необыкновенное величіе празднуемаго въ этотъ день событія? Переживаемъ ли его, какъ подобаетъ истиннымъ послѣдователямъ Христовымъ?

Увы! мало теперь такихъ истинныхъ христіанъ даже среди православныхъ! А враги Христовы въ этой странѣ, гдѣ мы теперь живемъ, да и во многихъ другихъ странахъ, не говоря уже о нашей несчастной Родинѣ-Россіи, постарались, если не совсѣмъ искоренить этотъ праздникъ, то лишить его всякаго смысла и значенія, сдѣлавъ его какимъ-то безличнымъ и бездушнымъ «сезоннымъ праздникомъ», когда принято дѣлать другъ другу подарки. Жадные до наживы торговцы, еще задолго до наступленія дня этого праздника, рекламируютъ продажу такихъ подарковъ: торговля у нихъ, по установившемуся обычаю, идетъ очень бойко, и они отлично на ней наживаются. О Родившемся же въ день этого праздника Христѣ, Спасителѣ міра, никто почти и не думаетъ! Празднованіе этого дня сопровождается увеселеніями и развлеченіями, ничего общаго съ Рождествомъ Христовымъ не имѣющими. И въ послѣднее время, на нашихъ глазахъ, съ каждымъ годомъ о воспоминаемомъ въ этотъ день величайшемъ событіи міровой исторіи человѣчества все больше и больше замалчивается.

Такъ искусно и умѣло ведутъ свою «работу» враги Христовы!

Печально, что и многіе наши православные русскіе люди вовлекаются въ это стихійное теченіе «холодной войны» противъ христіанства.

А между тѣмъ, наша св. Церковь учитъ насъ совсѣмъ иной встрѣчѣ этого великаго праздника и призываетъ насъ, еще за 40 дней до наступленія его, достойно готовить себя къ его радостному празднованію. Конечно, и подарки дѣлать другъ другу не только можно, но и похвально. Однако, не въ одномъ этомъ должно состоять наше празднованіе. Истинно, по-христіански праздновать наши христіанскіе праздники можно только тогда, когда мы прежде всего и больше всего позаботимся объ очищеніи нашихъ душъ отъ всякой грѣховной скверны и нечистоты.

И вотъ, съ этой именно цѣлью, наша св. Церковь еще съ первыхъ вѣковъ христіанства установила передъ праздникомъ Рождества Христова сорокодневный постъ, во время котораго христіане говѣютъ, — исповѣдуются и причащаются Святыхъ Христовыхъ Тайнъ. Этотъ Рождественскій постъ начинается съ 15-го ноября по нашему православному календарю, и такъ же, какъ и Великій постъ, называется въ Церковномъ Уставѣ «Четыредесятницей», или «Филипповымъ», потому что начинается онъ сразу послѣ дня памяти Ап. Филиппа 14-го ноября.

Богослуженіе въ нѣкоторые дни Рождественскаго поста напоминаетъ собою великопостное Богослуженіе — читается молитва преп. Ефрема Сирина съ поклонами и, вмѣсто литургіи совершаются часы съ междочасіями и изобразительныя (обѣдница) съ чтеніемъ дневного Апостола и Евангелія.

Постъ этотъ не отличается столь большой строгостью, какъ Великій постъ: по понедѣльникамъ, средамъ и пятницамъ запрещается вкушать рыбу, вино и елей, а въ остальные дни запрещается только рыба, зато по субботамъ, воскреснымъ днямъ и великимъ праздникамъ, а также въ дни празднованія памяти великихъ святыхъ, если эти дни случатся во вторникъ или четвергъ, разрѣшается вкушать рыбу, а если они придутся въ понедѣльникъ, среду или пятницу, то разрѣшается вкушать только вино и елей. Отъ 20 до 24 декабря включительно вкушать рыбу нельзя. Послѣдній день поста 24-го декабря называется «сочельникомъ», или правильнѣе — «сочевникомъ» отъ «сочива», которое полагается въ этотъ день вкушать за трапезой. Сочиво это то же, что «коливо» то-есть «скудное кушаніе». Это — кушаніе изъ сухихъ зеренъ пшеницы, гороха, чечевицы или ячменя. Ѣдятъ его, размочивъ водой или съ медомъ. Оно же называется «кутіею». У православныхъ всегда сохранялся благочестивый обычай — не ѣсть ничего до появленія первой вечерней звѣзды, которая напоминаетъ о явленіи на Востокѣ звѣзды, возвѣстившей о рожденіи Христа Спасителя. Этотъ обычай внушаетъ, что постъ Рождественскій должно хранить до самаго праздника Рождества Христова.

Уже въ седьмой день Рождественскаго поста — 21-го ноября по старому стилю — совершается торжественное празднованіе Входа (или Введенія) во Храмъ Пресвятыя Богородицы. Это великій Богородичный праздникъ, принадлежащій къ числу такъ называемыхъ «двунадесятыхъ» праздниковъ, который является какъ бы преддверіемъ праздника Рождества Христова.

«Въ храмѣ Божіи ясно Дѣва является, и Христа всѣмъ предвозвѣщаетъ», поется въ тропарѣ этого праздника, и самое событіе это именуется «благоволенія Божія предображеніемъ», такъ какъ Рождество Христово было слѣдствіемъ того, что Пренепорочная Дѣва Марія была введена въ храмъ Божій и получила въ немъ Свое духовное воспитаніе, сдѣлавшее Ее достойнымъ сосудомъ воплощенія отъ Нея Сына Божія. Вотъ почему съ этого дня на всенощномъ бдѣніи всѣхъ воскресныхъ и праздничныхъ дней поется ликущее рождественское пѣснопѣніе, подготовляющее насъ къ радостной встрѣчѣ Рождества Христова: «Христосъ раждается, славите! Христосъ съ небесъ, срящите! Христосъ на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселіемъ воспойте, людіе, яко прославися!» (1-ый ирмосъ рождественскаго канона).

Съ особеннымъ замираніемъ сердца выслушиваютъ вѣрующіе эти слова, предвѣщающія скорое наступленіе великаго и радостнаго праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа», хотя онъ еще и не такъ близокъ.

И далѣе, чѣмъ ближе къ этому празднику, тѣмъ болѣе мы слышимъ въ Богослуженіи словъ, напоминающихъ намъ о его приближеніи.

Такъ, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «ставъ на Божественнѣй стражѣ», «уразумѣлъ Божіе пришествіе» и возопилъ со страхомъ: «Господи, услышахъ страшное пришествіе Твое, и воспѣваю Тя, плоть бренную отъ Дѣвы понести восхотѣвшаго».

На другой день 3-го декабря св. Церковь чествуетъ память св. пророка Софоніи, который «прорече спасительное пришествіе Христа Бога нашего, и языкомъ всѣмъ спасеніе провозвѣсти».

Въ день памяти св. Николая, Архіепископа Мѵрликійскаго, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися...», а затѣмъ и другія предпразднственныя стихиры, воспѣвающія приближеніе Рождества Христова.

Въ день 16-го декабря св. Церковь прославляетъ св. пророка Аггея, за 470 лѣтъ до Р. Хр. провидѣвшаго будущую славу второго храма Іерусалимскаго, въ который придетъ Спаситель міра.

Въ день 17-го декабря празднуется память св. пророка Даніила и трехъ отроковъ Ананіи, Азаріи и Мисаила, которые за 600 лѣтъ до Р. Хр. видѣли царство грядущаго Мессіи.

За двѣ недѣли до Рождества Христова св. Церковь воспоминаетъ всѣхъ ветхозавѣтныхъ праведниковъ-Праотцевъ благодаря благочестію которыхъ сохранилась среди людей вѣра въ грядущаго Мессію и стало возможнымъ Его явленіе въ міръ. А въ послѣднюю недѣлю передъ праздникомъ Рождества Христова, именуемую недѣлей Святыхъ Отецъ, св. Церковь прославляетъ предковъ Господа Іисуса Христа, отъ которыхъ Онъ произошелъ по плоти, причемъ на литургіи читается Евангеліе отъ Матѳея, излагаюшее Его родословіе.

Особенно умилительны и торжественны дни такъ называемаго «предпразднства Рождества Христова», которые начинаются еще за 5 дней — 20-го декабря. Въ эти дни все Богослуженіе говоритъ намъ о приближающемся великомъ праздникѣ, и всѣ вѣрующіе призываются готовить себя къ достойной встрѣчѣ его. Дивныя пѣснопѣнія и чтенія этихъ дней такъ ярко и образно рисуютъ намъ все величіе наступающаго праздника и вводятъ наши души въ глубокое переживаніе его. Службы этихъ дней не менѣе умилительны и значительны, чѣмъ служба самого праздника, и много теряютъ тѣ, кто лишены возможности на нихъ бывать и ихъ слышать. Они напоминаютъ собой службы Страстной седмицы.

Особенно торжественно справляется съ самыхъ древнихъ временъ Нáвечеріе Рождства Христова 24-го декабря. Издревле совершаются въ этотъ день, если онъ не придется въ субботу и воскресеніе, Царскіе Часы, называемые такъ потому, что на нихъ съ особеннымъ благоговѣніемъ присутствовали цари, приходившіе поклониться новорожденному Царю царей и имъ возглашалось тогда многолѣтіе съ произнесеніемъ ихъ полнаго царскаго титула. Царскіе часы совершаются при открытыхъ царскихъ вратахъ, среди храма, передъ аналоемъ, на которомъ полагается св. Евангеліе, какъ бы въ знаменіе того, что Христосъ-Спаситель нынѣ уже не таится, какъ нѣкогда, во мракѣ вертепа, но сіяетъ всѣмъ языкамъ. Предъ Евангеліемъ и по всему храму воскуряется ѳиміамъ, въ воспоминаніе смирны и ливана, принесенныхъ волхвами съ Востока новорожденному Царю Іудейскому. На часахъ читаются ветхозавѣтныя пророчества о Рождествѣ Христовомъ, а также апостольскія и евангельскія чтенія, свидѣтельствующія объ исполненіи этихъ пророчествъ. Чтенія сопровождаются торжественными пѣснопѣніями, изъясняющими эти чтенія и прославляющими наступающій праздникъ.

Послѣ часовъ, если навечеріе не приходится въ субботу или воскресеніе, совершается литургія св. Василія Великаго, предваряемая вечерней, на которой опять читаются ветхозавѣтныя пророчества о явленіи въ міръ Мессіи. По отпустѣ литургіи, среди храма, торжественно прославляется наступившій праздникъ пѣніемъ тропаря его: «Рождество, Твое, Христе Боже нашъ» и кондака: «Дѣва днесь Пресушественнаго раждаетъ», и всѣ поздравляютъ другъ друга съ наступившимъ праздникомъ Рождества Христова.

Такъ св. Церковь исподволь, постепенно, въ теченіе сорока дней готовитъ насъ, вѣрующихъ къ встрѣчѣ этого великаго и радостнаго праздника, который въ Богослужебныхъ книгахъ называется «Пасхою, праздникомъ Тридневнымъ». Великая духовная радость Церкви въ день этого праздника особенно выражается въ торжественномъ пѣніи пророческихъ словъ св. пророка Исаіи на великомъ повечеріи: «Съ нами Богъ! Разумѣйте, языцы, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ!» Въ древности всенощное бдѣніе въ канунъ этого праздника продолжалось дѣйствительно всю ночь до самаго утра, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ церковный пѣснописецъ преп. Косьма Маіумскій: «Отъ ночи до утра славословимъ Тебя, Человѣколюбче!» (5-я пѣснь его канона).

Такъ въ теченіе вѣковъ готовились христіане къ встрѣчѣ великаго и радостнаго праздника явленія въ міръ истиннаго Мессіи — Спасителя міра, о приходѣ котораго предвозвѣщали ветхозавѣтные пророки, и такъ встрѣчали его.

Что мы видимъ теперь?

Враги Христовы всегда старались, а телерь съ особенной энергіей стараются отнять Христа у христіанъ и, благодаря оплошности самихъ христіанъ, достигли очень многаго: заставили современныхъ христіанъ праздновать Рождество Христово...   б е з ъ   X р и с т а!

Ничего нѣтъ плохого и предосудительнаго въ установившемся обычаѣ устраивать въ день этого праздника «елку», особенно для маленькихъ дѣтей, и дѣлать другъ другу подарки, но не хорошо, если елка и подарки затмеваютъ собою Христа, иной разъ вплоть до полнаго забвенія о Немъ! Будемъ помнить, что Христосъ, Спаситель нашъ, для насъ, христіанъ, всегда долженъ быть на   п е р в о м ъ   м ѣ с т ѣ,   въ   ц е н т р ѣ   в с е й   н а ш е й   ж и з н и,   а тѣмъ болѣе — въ дни празднованія Его прихода въ міръ, «насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія».

Если у насъ этого нѣтъ, то мы — вовсе не христіане и напрасно носимъ это святое имя!

И еще должны помнить, что стыдно намъ, христіанамъ, идти на поводу у враговъ Христовыхъ, борющихся со Христомъ, по внушенію діавола, и насъ стремящихся такъ или иначе, тѣмъ или инымъ образомъ, вовлечь въ эту борьбу на своей сторонѣ. Неужели мы, въ угоду имъ, или за какія-то блага, коими они насъ прельщаютъ можемъ измѣнить нашему Господу и Спасителю?

Да не будетъ!!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 501-507.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0