Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Покровъ Божіей Матери надъ Россіею.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всѣхъ молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всѣмъ твориши спастися, въ державный Твой Покровъ прибѣгающимъ...» (Изъ тропаря Казанской Божіей Матери.)

О, какъ мало осталось нынѣ православныхъ русскихъ людей, которые знаютъ сколь безчисленныя благодѣянія излила Пречистая Матерь Божія на Россію въ теченіе Ея тысячелѣтней исторіи! И въ частности — всѣ ли теперь чествуютъ, какъ должно, одну изъ величайшихъ святынь Русской Земли — чудотворную икону Казанской Божіей Матери, явленіе которой празднуется 8 іюля по ст. ст., а осенью 22 октября ст. ст. вновь чествуется эта великая наша національная святыня въ связи съ поистинѣ чудеснымъ спасеніемъ Россійскаго государства отъ ожидавшей его окончательной, казалось уже, гибели въ 1612 году, по усерднымъ молитвамъ вѣрующихъ русскихъ людей передъ этой нашей святыней, сопровождавшей ополченіе князя Пожарскаго, въ эпоху такъ называемаго Смутнаго Времени?

Въ 1654 году архидіаконъ Антіохійской Церкви Павелъ Алеппскій, который велъ путевыя записки, во время путешествія по Россіи съ своимъ патріархомъ Макаріемъ, писалъ буквально такъ: «Въ этой странѣ нѣтъ ни одной большой церкви, гдѣ не было бы   ч у д о т в о р н о й   иконы Богоматери; мы видѣли своими собственными очами какъ эти святыя иконы, такъ и чудеса, совершавшіяся отъ нихъ».

Чрезъ эти многочисленныя чудотворныя иконы Пречистая Матерь Божія и являла видимымъ образомъ всѣмъ русскимъ людямъ Свое невидимое присутствіе на Русской Землѣ и Свой Покровъ надъ нею, почему наша Родина и дерзала называть себя «Домомъ Пресвятыя Богородицы».

Уже на самой зарѣ русской исторіи Пречистая Матерь Божія чудесно послала Свою икону въ храмъ новооснованной Кіево-Печерской обители, какъ бы въ благословеніе новопросвѣщенному отечеству нашему. Многія другія чудесныя событія, связанныя съ покровительствомъ Божіей Матери, записаны въ лѣтописяхъ, увѣковѣчены построеніемъ храмовъ и обителей въ честь Ея и учрежденіемъ памятныхъ крестныхъ ходовъ.

На протяженіи всей нашей исторіи извѣстно множество случаевъ очевиднаго заступленія Пресвятой Богородицы и Ея явленій русскимъ людямъ самого разнообразнаго положенія — князьямъ, святителямъ, воинамъ, инокамъ, пастухамъ, нищимъ. Обо всемъ этомъ можно было бы написать цѣлую книгу. Упомянемъ здѣсь только о самомъ замѣчательномъ.

Въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ первою въ иконостасѣ, слѣва отъ царскихъ вратъ, стояла прежде великая завѣтная святыня Русской Земли — чудотворная икона Божіей Матери Владимірская. По церковному преданію написана она была св. евангелистомъ Лукою на доскѣ того стола, на которомъ въ дѣтствѣ Христа-Спасителя трапезовало Святое Семейство. Когда св. евангелистъ Лука показалъ Богоматери свою работу, Она произнесла слова, сказанныя Ею нѣкогда при посѣщеніи св. праведной Елисаветы послѣ Благовѣщенія: «Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди», и добавила: «Благодать Рождшагося отъ Меня и Моя съ сею иконою да будетъ».

Эта икона до 450 года находилась въ Іерусалимѣ, послѣ чего при императорѣ Ѳеодосіи Младшемъ была перенесена въ Константинополь. А въ началѣ XII-го вѣка константинопальскій патріархъ Лука Хрисовергъ послалъ ее въ Кіевъ, въ даръ великому князю Юрію Владиміровичу Долгорукому. Тамъ она была поставлена въ окрестностяхъ Кіева у берега Днѣпра въ великокняжескомъ селѣ Вышгородѣ, которое принадлежало раньше св. княгинѣ Ольгѣ.

Такъ, въ лицѣ этой древнѣйшей святыни сама Пречистая Матерь Божія благословила начало русской православной государственности. Но это еще не все. Черезъ эту же Свою святую икону Пресвятая Богродица указала и мѣсто, куда надлежало передвинуться центру этой русской государственности — съ юго-запада на сѣверо-востокъ, въ виду многихъ опасностей, угрожавшихъ первоначальной столицѣ Руси Кіеву.

Однажды духовенство, войдя въ храмъ, увидѣло, что св. икона стоитъ посреди храма на воздухѣ. Они поставили ее на прежнее мѣсто, но икона сошла, съ этого мѣста и опять стала на воздухѣ. Князь Андрей, сынъ Юрія, бывшій горячимъ почитателемъ Богматери, заключилъ изъ этого чуда, что по волѣ Ея св. икона должна быть перенесена въ какое-то другое мѣсто. Самъ онъ замышлялъ переѣхать на сѣверо-востокъ въ Суздальскую землю. Помолившись усердно предъ иконой Богоматери, онъ взялъ ее съ собой и выѣхалъ изъ Выщгорода. По дорогѣ онъ постоянно служилъ передъ нею молебны и видѣлъ отъ нея много чудесъ. Въ г. Владимірѣ жители съ великой радостью встрѣтили князя, везшаго такую святыню. Когда же онъ хотѣлъ ѣхать съ иконой дальше, лошади остановились и не хотѣли идти дальше, несмотря ни на какія понуканія и побои. Послѣ горячей молитвы кн. Андрея предъ иконой, Богоматерь открыла ему Свою волю на то, чтобы св. икона оставалась во Владимірѣ.

Тогда кн. Андрей въ спѣшномъ порядкѣ распорядился, чтобы во Владимірѣ былъ построенъ для нея соборъ. Уже черезъ 2 года, въ 1160 году этотъ великолѣпно-украшенный соборъ былъ сооруженъ и освященъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы. Въ немъ и была поставлена съ возложенной на нее великолѣпной драгоцѣнной ризой эта св. икона, которая съ тѣхъ поръ и стала называться Владимірской. Много чудесъ видѣли владимірцы отъ своей великой святыни. Кн. Андрей бралъ ее въ походы на враговъ и передъ сраженіемъ горячо молился, призывая помощь Богоматери.

Въ 1395 году страшный азіатскій завоеватель, «желѣзный хромецъ» Тамерланъ, прозванный «бичомъ народовъ» вторгся съ своими полчищами въ рязанскіе предѣлы, взялъ г. Елецъ и направился на Москву. Русскіе люди въ ужасѣ трепетали, ожидая неминуемой гибели. Великій князь Василій Димитріевичъ съ войскомъ вышелъ ему навстрѣчу, остановившись у Коломны, на берегу Оки. Больше, чѣмъ на силу воинскую, надѣялся онъ на помощь небесную, призывая въ молитвахъ Пречистую Матерь Божію и печальниковъ Земли Русской святителей Петра, Алексія и преп. Сергія. Такъ какъ наступилъ Успенскій постъ, онъ призвалъ всѣхъ строго поститься и молиться и распорядился перенести прославившуюся уже многими чудесами Владимірскую икону изъ Владиміра въ Москву.

Десять дней продолжалось это шествіе великой святыни. По обѣимъ сторонамъ дороги стояли толпы людей на колѣняхъ, которые, протягивая руки къ иконѣ, слезно вопіяли: «Матерь Божія, спаси землю русскую!» Въ Москвѣ иконѣ была устроена торжественная встрѣча, и съ тѣхъ поръ постояннымъ ея мѣстопребываніемъ сдѣлался Успенскій соборъ въ московскомъ Кремлѣ. И совершилось дивное чудо.

Въ часъ встрѣчи иконы въ Москвѣ Тамерланъ спалъ въ своемъ шатрѣ. Во снѣ видитъ онъ высокую гору, съ которой спускаются къ нему святители съ золотыми жезлами, а надъ ними въ воздухѣ, въ несказанномъ величіи стоитъ лучезарная Дѣва, окруженная несмѣтными полчищами молніеобразныхъ воиновъ съ огненными мечами въ рукахъ. Обративъ Свой грозный взоръ на Тамерлана, Она строго повелѣла ему оставить предѣлы Русской Земли, а воины, поднявъ свои огненные мечи, устремились на него.

Трепеща отъ охватившаго его ужаса, Тамерланъ проснулся, созвалъ совѣтъ своихъ мудрецовъ, старѣйшинъ и гадальщиковъ и потребовалъ объяснить ему значеніе этого сна. Мудрѣйшіе изъ нихъ отвѣтили ему, что видѣнная имъ во снѣ Дѣва есть Матерь христіанскаго Бога, Заступница русскихъ и что сила Ея неодолима.

«Итакъ, мы не одолѣемъ ихъ, если они имѣютъ такую Заступницу», сказалъ Тамерланъ и отдалъ приказъ своимъ полчищамъ повернуть назадъ. Всѣ были изумлены и съ невыразимой радостью приняли извѣстіе объ удаленіи Тамерлана, исповѣдуя милость Божію. А лѣтописецъ, описавъ это событіе, заключаетъ: «И бѣжалъ Тамерланъ, гонимый силою Пресвятой Дѣвы».

И только невѣрующіе современные историки, замалчивая это чудесное событіе, пишутъ: «Сметая все на своемъ пути, Тамерланъ дошелъ уже до г. Ельца, и вдругъ неожиданно, по неизвѣстной причинѣ, повернулъ назадъ и скрылся въ азіатскихъ степяхъ».

Такъ трудно предвзятому невѣрію признать дѣйствительность явнаго чуда!

Въ память этого событія Русская Церковь установила празднество «Срѣтенія Владимірской иконы Божіей Матери» 26-го августа по ст. ст.

По молитвамъ русскихъ людей передъ Владимірской иконой, Матерь Божія и послѣ того не разъ спасала Русскую Землю отъ вражескаго нашествія и разоренія.

Такъ, въ 1408 году внезапно подступилъ къ Москвѣ ордынскій царь Едигей. И князь и митрополитъ тогда отсутствовали. Помощи было ждать неоткуда, и жители Москвы стали молить Божію Матерь о спасеніи предъ Ея святыней. Едигей, получивъ неблагопріятныя для себя извѣстія изъ Орды, внезапно отступилъ отъ Москвы и поспѣшилъ домой.

Въ 1451 году подступили къ Москвѣ полчища татаръ, предводимыя ногайскимъ царевичемъ Мазовшей. Они уже зажгли посады у города, а святитель московскій Митрополитъ Іона совершалъ по стѣнамъ Кремля крестный ходъ. Встрѣтившійся на пути праведный инокъ Антоній, въ отвѣтъ на просьбу святителя молиться объ избавленіи города, сказалъ: «Богоматерь не презритъ моленія твоего. Она уже умолила Сына Своего спасти Москву». Ночью татарамъ представилось, что идетъ на нихъ сильное войско, и они обратились въ бѣгство. Великій князь поспѣшилъ въ храмъ и съ умиленіемъ славилъ Матерь Божію, какъ Заступницу и Спасительницу Москвы, а святитель Іона, митрополитъ Московскій въ память избавленія Москвы отъ татаръ заложилъ церковь во имя Положенія ризы Пресвятыя Богородицы, такъ какъ въ день этого праздника Москва освободилась отъ осады (2 іюля ст. ст.).

Въ 1480 году двинулся на Россію татарскій ханъ Ахматъ. Великій князь Іоаннъ III вышелъ съ войскомъ ему навстрѣчу. Русскихъ и татаръ раздѣляла только рѣка Угра, которую русскіе прозвали «поясомъ Богоматери», ограждающимъ наши предѣлы. Двѣ недѣли татары и русскіе смотрѣли другъ на друга чрезъ эту рѣку, медля вступать въ битву. Начались морозы, и кн. Іоаннъ велѣлъ отступить своему войску. Произошло чудо. Татары, вообразили, что русскіе, чувствуя свою силу, хотятъ заманить ихъ въ засаду, и ханъ съ войскомъ поспѣшилъ удалиться. Лѣтописцы славятъ по этому поводу милость Божію, говоря, что «не оружіе и не мудрость человѣческая, но Господь спасъ Россію». Съ этимъ уходомъ татаръ пало висѣвшее надъ Русью два съ половиной столѣтія татарское иго. Въ память этого установлено празднованіе въ честь Владимірской иконы Божіей Матери 29 іюня ст. ст.

Въ 1521 году предводимые Крымскимъ ханомъ Махметъ-Гиреемъ крымскіе и ногайскіе татары въ соединеніи съ казанскими такъ поспѣшно вторглись въ московскую область, что великій князь Василій Іоанновичъ едва успѣлъ выйти съ своимъ войскомъ къ рѣкѣ Окѣ. Татары свирѣпствовали, все предавая огню, брали въ плѣнъ женщинъ и дѣвицъ, убивали дѣтей, святотатствовали и оскверняли святыню храмовъ Божіихъ. Махметъ-Гирей стоялъ уже вблизи самой Москвы, куда стеклось множество бѣженцевъ. Всѣ ждали своей неминуемой гибели, надѣясь только на помощь Божію, молитвами Богоматери. И вотъ праведному юродивому старцу Василію, усердно молившемуся въ Успенскомъ соборѣ, въ полночь послышался сильный шумъ, церковныя двери отверзлись, а чудотворная икона Владимірская поднялась со своего мѣста, и отъ нея слышанъ былъ голосъ: «Выйду изъ града со святителями». Церковь на мигъ освѣтилась пламенемъ, который тотчасъ же погасъ.

Въ ту же ночь было видѣніе одной слѣной инокинѣ Вознесенскаго монастыря. Она увидѣла, какъ изъ Кремля въ Спасскія ворота идетъ сонмъ святителей, несущихъ чудотворную Владимірскую икону. Навстрѣчу имъ вышли преподобные отцы Сергій Радонежскій и Варлаамъ Хутынскій. Они упали святителямъ въ ноги и спрашивали, на кого они оставляютъ городъ въ такой бѣдѣ? Святители отвѣчали со слезами: «Много молили мы Всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу объ избавленіи отъ предлежащей скорби. Господь же повелѣлъ намъ не только выйти изъ града сего, но и вынести съ собой чудотворную икону Пречистой Его Матери, ибо люди презрѣли страхъ Божій и о заповѣдяхъ Его не радѣли, почему Богъ и попустилъ придти варварскому народу, да накажутся нынѣ и чрезъ покаяніе да возвратятся къ Богу». Упавъ въ ноги святителямъ Божіимъ Московскимъ чудотворцамъ Петру, Алексію и Іонѣ, преподобные Сергій и Варлаамъ стали умолять ихъ, чтобы они смягчили гнѣвъ Божій. И вняли святители этимъ просьбамъ, отпѣли молебенъ предъ чудотворной иконой Владимірской вмѣстѣ съ ними, осѣнили городъ крестнымъ знаменіемъ и возвратились въ Кремль, неся обратно чудотворную икону.

И на этотъ разъ заступленіемъ Божіей Матери Москва была спасена. Татарамъ показалось, что вокругъ города собралось громадное количество войска. Ханъ послалъ удостовѣриться въ этомъ, а посланнымъ привидѣлось войско еще болѣе сильное. Съ трепетомъ вернулись они къ хану, разсказавъ объ этомъ. Ханъ послалъ одного изъ приближенныхъ вельможъ своихъ, а тотъ вернулся, крича въ страхѣ: «Бѣжимъ немедля! Отъ Москвы идетъ на насъ неисчислимое войско!» И татары бѣжали. Это заступничество Божіей Матери вспоминается ежегодно въ день 21-го мая ст. ст.

Въ царствованіе Ѳеодора Іоанновича въ 1591 году крымскіе татары проникли опять къ самой Москвѣ. Благочестивый царь неотстуино молилъ Пресвятую Богоро дицу о спасеніи города и послалъ свои войска навстрѣчу врагамъ съ чудотворной иконой Владимірской. Наканунѣ битвы, утѣшая плакавшаго около него боярина, царь съ ясной улыбкой сказалъ ему: «Завтра молитвами Богоматери нечестивыхъ не будетъ». И вотъ во время упорной битвы, длившейся цѣлыя сутки, неодолимая сила изошла отъ стоявшей въ рядахъ русскаго воинства Владимірской иконы, и на татаръ нашелъ какой-то столбнякъ. Руки ихъ казались скованными, и они не были въ состояніи поднять своихъ мечей. Въ охватившемъ ихъ жуткомъ страхѣ они обратились въ бѣгство.

Но вотъ настали особенно-страшныя времена для Россійскаго Государства — такъ называемое «Смутное время». Прекратился родъ царской династіи Рюриковичей, чѣмъ и воспользовались враги Россіи — поляки и шведы. Поляки захватили самую Москву, шведы стали господствовать въ сѣверныхъ областяхъ. По всей странѣ ходили разбойничьи шайки, грабя и убйвая безнаказанно всѣхъ, кого хотѣли. Стали появляться самозванцы, желая овладѣть опустѣвшимъ царскимъ престоломъ. Изъ Москвы отъ находившагося въ заключеніи у поляковъ Святѣйшаго Патріарха Гермогена и изъ Троице-Сергіевой лавры стали всюду разсылаться граматы, убѣждавшіе русскихъ людей не малодушествовать, а подняться на освобожденіе Москвы и спасеніе Отечества. «Здѣсь», писалось въ этихъ граматахъ, «корень царства, здѣсь знамя Отечества, здѣсь Богоматерь, изображенная Евангелистомъ Лукой».

Первое ополченіе, двинувшееся на освобожденіе Москвы, оказалось неуспѣшнымъ. Въ Нижнемъ-Новгородѣ организовалось тогда новое ополченіе, благодаря воодушавленному призыву Козьмы Минина-Сухорука: «Станемъ всѣ, какъ одинъ, за Русь Святую, за Домъ Пресвятыя Богородицы, заложимъ женъ и дѣтей, но освободимъ Отечество!» Новое ополченіе было возглавлено глубоко-вѣрующимъ княземъ Димитріемъ М. Пожарскимъ, который взялъ съ собой чудотворный образъ Казанской Божіей Матери. Разсуждая чисто по-человѣчески, надеждъ на спасеніе Отечества не могло быть никакихъ: войско не имѣло средствъ для своего содержанія, не было оружія, среди воиновъ и вождей не было необходимаго единодушія. Всѣ надежды были возложены на чудесную помощь Заступницы Усердной рода христіанскаго, и Ей ополченіе и весь народъ стали возсылать горячія моленія. Послѣ отслуженнаго торжественнаго молебна предъ Казанской чудотворной иконой, всѣ рѣшили наложить на себя трехдневный строгій постъ.

И эти скорбныя мольбы и вопли русскихъ людей были услышаны. Въ Кремлѣ у поляковъ томился въ плѣну маститый святитель Арсеній, и онъ-то и явился вѣстникомъ небеснаго милосердія къ Россіи. Среди полночной тишины келлія его озарилась необыкновеннымъ свѣтомъ, и онъ увидѣлъ передъ собою преподобнаго Сергія Радонежскаго. «Арсеній!» — сказалъ ему преподобный; «ваши и наши молитвы услышаны: предстательствомъ Богоматери судъ объ отечествѣ нашемъ преложенъ на милость; завтра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена». Эта радостная вѣсть, переходя изъ устъ въ уста, быстро распространилась повсюду, и исполнила души осаждающихъ непреодолимымъ мужествомъ. Дерзая о Имени Богоматери, христолюбивое воинство наше устремилось на приступъ, и 22 октября 1612 года Кремль былъ въ рукахъ русскихъ, а поляки бѣжали. Въ слѣдующій же воскресный день благодарное воинство торжественно вступило въ освобожденную столицу, неся впереди Казанскую икону Божіей Матери, а навстрѣчу ему вышелъ святитель Арсеній, неся сохраненную имъ въ плѣну Владимірскую икону. Въ память этого былъ установленъ Всероссійскій Праздникъ въ честь Казанской чудотворной иконы Божіей Матери 22 октября, кромѣ дня ея явленія 8 іюля ст. ст.

Болѣе 60-ти списковъ этой великой нашей святыни по всей Россіи прославились чудотвореніями, изъ коихъ одинъ находился въ Москвѣ въ Казанскомъ соборѣ, а другой — въ С.-Петербургѣ — тоже въ величественномъ соборѣ Ея имени, который особенно чтили петербуржцы, стараясь чаще забѣгать туда между обычными своими дѣлами и заботами, чтобы помолиться Пречистой Матери Божіей и поставить свѣчу.

Въ 1678 году турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть Кіевской земли. Только самый Кіевъ спасался отъ нихъ, благодаря заступничеству Божіей Матери, чудотворную икону Которой обносили вокругъ города крестнымъ ходомъ. Это постоянное заступничество Пречистой южно-русскому народу отразилось въ народныхъ пѣсняхъ, изъ которыхъ до сихъ поръ поется весьма умилительная: «Пречистая Дѣво, Мати русскаго краю».

Святителю Тихону Задонскому въ 1778 году явилась Матерь Божія, стоящая на облакахъ, а около Нея Апостолы Петръ и Павелъ. Св. Тихонъ, упавъ на колѣни просилъ Пречистую продлить Ея милости міру. Въ слѣдующемъ году онъ имѣлъ подобное же видѣніе, и снова колѣнопреклонно молился. Владычица отвѣчала ему: «будетъ по просьбѣ твоей».

Въ 1812 году вторгся въ предѣлы Россіи французскій императоръ Наполеонъ съ огромными полчищами, составленными изъ всѣхъ покоренныхъ имъ народовъ Европы. При оставленіи русскими войсками Смоленска была вывезена ими и чудотворная икона Одигитріи Смоленская.

Св. икону эту наканунѣ рѣшительнаго Бородинскаго боя носили по полкамъ, и всѣ съ глубокою вѣрою передъ нею молились. И хотя Москва потомъ временно была сдана Наполеону, но вскорѣ онъ долженъ былъ бѣжать изъ Россіи, а русскія войска, пройдя всю Европу, побѣдоносно вступили въ Парижъ.

Неоднократныхъ чудесныхъ явленій Божіей Матери удостоился нашъ великій всероссійскій молитвенникъ и подвижникъ преп. Серафимъ Саровскій (почившій въ 1833 г.). Трижды онъ получилъ отъ Нея чудесное исцѣленіе.

Невозможно исчислить всѣ случаи покровительства и заступничества Божіей Матери, какъ отдѣльнымъ русскимъ людямъ, такъ и всему русскому народу въ цѣломъ. Этимъ и объясняется, что именно въ Россіи былъ установленъ праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы, хотя событіе, воспоминаемое въ этотъ день, произошло въ Византіи. На это ясно указываетъ церковное пѣснопѣніе этого праздника: «Владычице, съ честными славными пророки, съ верховными апостолы и со священномученики, и со архангелы за ны грѣшныя Богу помолися; Твоего Покрова праздникъ въ Россійстѣй земли прославльшая».

И вотъ, потому-то праздникъ Покрова, не будучи двунадесятымъ, чествовался у насъ въ Россіи не менѣе двунадесятыхъ. Многократно и ощутительно испытавъ на себѣ заступничество Божіей Матери, русскій человѣкъ особенно любилъ и чтилъ этотъ праздникъ, а потому множество было у насъ и храмовъ и монастырей, посвященныхъ и этому празднику и празднику въ честь Казанской иконы Божіей Матери, когда такъ ярко былъ явленъ Покровъ Божіей Матери именно Россій, находившейся на краю гибели въ 1612 году.

За безумное Богоотступничество русскаго народа, за то, что русскіе люди, въ своемъ жуткомъ духовномъ ослѣпленіи, отвернулись сами отъ ограждавшаго ихъ чудеснаго омофора Пречистой и въ своемъ омраченіи пошли за лютыми врагами Ея Сына и Бога, они лишились Ея всемощнаго покровительства, «да накажутся и чрезъ покаяніе да возвратятся къ Богу», какъ это было сказано ранѣе, въ 1521 году при нападеніи на Москву крымскаго хана Махметъ-Гирея, когда это наказаніе, по молитвамъ «печальниковъ Земли Русской», было отвращено. Но теперь эта страшная вразумительная кара Божія все же постигла русскій народъ за его нераскаянность и длится вотъ уже свыше полустлѣтія.

Но то, что Покровительница наша не отступила отъ насъ совсѣмъ и окончательно, объ этомъ живо свидѣтельствуетъ чудесное явленіе подъ Москвой 2 марта 1917 года послѣдней у насъ чудотворной иконы Божіей Матери Державной, какъ бы принявшей отъ послѣдняго Русскаго Царя-Мученика знаки его царственной власти надъ Россіею — его царскую корону, скипетръ и державу.

Отъ насъ самихъ, и только отъ насъ, зависитъ теперь наше будущее и будущее нашей несчастной, зарвавшейся въ своемъ Богоотступничествѣ Родины-Россіи — будемъ ли мы и впредь безумно идти за врагами Христа-Спасителя, раболѣпно слушаться ихъ и угождая имъ, оплевывать все наше исконное родное съ его вѣковыми историческими святынями, хуля нашего Господа и Его Пречистую Матерь, — или станемъ, наконецъ, твердыми стопами на путь истиннаго покаянія и обращенія къ Богу и этимъ вновь возвратимъ себѣ чудодѣйственный Покровъ Божіей Матери, Заступницы усердной рода христіанскаго.

Наша св. Церковь не перестаетъ звать насъ: «Притецемъ, людіе, къ тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощницѣ, готовому и теплому спасенію — Покрову Дѣвы. Ускоримъ на молитву и потщимся на покаяніе!...»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 465-474.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0