Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
Міръ безумствуетъ.

Такъ гласило одно изъ весьма древнихъ предсказаній о томъ, чтó будетъ происходить на землѣ незадолго до кончины міра.

Уже многія древнія пророчества сбылись и продолжаютъ сбываться на нашихъ глазахъ.

Не сбывается ли уже теперь и это пророчество?

Вѣдь то, что сейчасъ происходитъ въ мірѣ, нельзя объяснить иначе, какъ повальнымъ, массовымъ   б е з у м і е м ъ,   отъ котораго свободны лишь очень немногіе. И это — во всѣхъ областяхъ современной жизни, далеко ушедшей отъ здраваго смысла, съ полнымъ попраніемъ разума, дарованнаго Богомъ человѣку въ отличіе его отъ безсловесныхъ, неразумныхъ существъ.

Такъ — въ жизни личной, такъ — въ семейной, общественной, политической, государственной и даже въ жизни религіозной, церковной.

Все перевернулось вверхъ дномъ. Черное называютъ бѣлымъ, а бѣлое — чернымъ, свѣтъ называютъ тьмой, а тьму — свѣтомъ, истину называютъ ложью, а ложь — истиной, добро называютъ зломъ, а зло — добромъ... И дѣлаютъ это далеко не одни только явные и открытые атеисты-богоборцы, называющіе себя коммунистами, въ которыхъ многіе наивные люди склонны видѣть главное и чуть ли не единственное Зло современной жизни. Нѣтъ! не уступаютъ имъ въ своемъ подлинномъ безуміи и люди, какъ-будто противоположнаго лагеря, противоположнаго настроенія и идеологіи — люди, которые направо и налѣво всѣмъ съ паѳосомъ твердятъ, что они — «антикоммунисты» и даже будто бы борются съ коммунизмомъ, желая спасти отъ поглощенія имъ этотъ міръ.

Лицемѣріе, фальшь, обманъ и лукавство сдѣлались какъ-бы общей повальной болѣзнью, охватили сейчасъ огромныя массы безумствующихъ людей, и вѣрить въ честность и искренность ихъ стало, въ подавляющемъ большинствѣ случаевъ, невозможно, ибо говорятъ они одно, а дѣлаютъ совершенно другое, часто прямо-противоположное.

Утверждая это, мы намѣренно не касаемся слишкомъ уже конкретныхъ безчисленныхъ фактовъ, ибо факты эти и такъ болѣе или менѣе всѣмъ извѣстны, но вызываютъ нерѣдко разную до противоположности оцѣнку, именно потому, что современные люди въ большинствѣ безумствуютъ, потерявъ разумъ и утративъ здравый смыслъ, и становятся неспособными къ справедливой оцѣнкѣ всего происходящаго, а судятъ обо всемъ пристрастно, подъ угломъ своей собственной точки зрѣнія, въ полной зависимости отъ своего духовно-нездороваго настроенія.

Но жизнь, которая съ каждымъ днемъ становится все болѣе и болѣе зловѣще-мрачной, сама свидѣтельствуетъ о правотѣ нашихъ утвержденій, а также и о томъ, что всѣ древнія пророчества удивительно точно теперь сбываются, въ полномъ смыслѣ слова, на нашихъ глазахъ, для тѣхъ, кто еще способенъ видѣть это, кто самъ еще не безумствуетъ и не пытается, съ пѣной у рта и какимъ-то неистовымъ ожесточеніемъ твердить, что все въ мірѣ обстоитъ прекрасно, что все идетъ вполнѣ нормально и естественно, своимъ чередомъ, по пути несомнѣннаго «прогресса».

И вѣдь не мало такихъ, подлинно слѣпыхъ безумцевъ, которые пытаются убѣдить насъ, что это мы — безумцы, а не они!

Начнемъ съ будущаго человѣчества — съ молодежи. Вѣдь до чего дошла современная молодежь, лишенная по указкѣ «сверху» религіознаго или хотя бы просто моральнаго, воспитанія и образованія! Поразительная, неслыханная прежде моральная распущенность, невоспитанность, дерзость, грубость, хамство, полное пренебреженіе къ авторитету старшихъ и начальствующихъ, наркоманія, безстыдный развратъ, преступность съ самыхъ раннихъ лѣтъ дѣтства, участіе во всякаго рода бунтарствахъ, хулиганскихъ выходкахъ, поджогахъ, насиліяхъ, грабежахъ и убійствахъ, даже своихъ родныхъ. И въ то же время, никто всего этого по-настоящему не пресѣкаетъ, не обуздываетъ, не караетъ — какъ-будто все это вполнѣ законно, естественно, въ порядкѣ вещей. Договариваются даже до того, что «молодежь притѣснять не слѣдуетъ», что во имя «свободы» и «конституціи» все это можно терпѣть и допускать. Родители лишены права наказывать своихъ строптивыхъ, непослушныхъ дѣтей, и за естественное проявленіе своей родительской власти они сами могутъ подвергнуться наказанію.

Неужели такое настроеніе современной молодежи и отношеніе къ этому «власть имущихъ» имѣло когда-нибудь мѣсто въ прошломъ и можетъ почитаться нормальнымъ?

И не безумствуютъ ли тѣ, которые все это съ легкимъ сердцемъ допускаютъ?

А что происходитъ сейчасъ съ семейной жизнью, которая фактически почти перестала существовать, ибо ее вытѣснила и замѣнила такъ наз. «свободная любовь», многими сейчасъ открыто восхваляемая и пропагандируемая? Имѣть своихъ дѣтей, а особенно заботиться о томъ, чтобы ихъ вырастить и воспитать, теперь рѣдко кто желаетъ, развѣ только если можно на каждаго ребенка получать регулярную выплату государственнаго пособія. Разводы производятся теперь весьма легко и быстро. И многіе многократно мѣняютъ мужей и женъ, тяготясь однообразіемъ, или находятъ себѣ «развлеченія» на сторонѣ. Богомъ и Церковью благословенная семейная жизнь стихійно замѣняется въ наши дни кратковременнымъ чисто-скотскимъ сожитіемъ, а оффиціально узаконенные аборты облегчаютъ это, устраняя необходимость заботиться о дѣтяхъ.

Гдѣ это и когда было въ такихъ устрашающихъ размѣрахъ, какъ теперь?

И все это явно покровительствуется «свыше» «власть имущими»!

А какъ часто и легко случается теперь, что мужъ убиваетъ свою жену и дѣтей, или жена убиватъ мужа и дѣтей, или дѣти убиваютъ своихъ родителей!

И мало кого это по-настоящему смущаетъ или потрясаетъ, ибо становится уже какимъ-то обычнымъ явленіемъ.

Общественная, а съ нею и политическая и государственная жизнь людей почти лишена идейности, принципіальности и честности — чертъ, которыя были свойственны этимъ сторонамъ жизни еще совсѣмъ недавно, Честныхъ и идейно-настроенныхъ людей теперь къ власти и руководящимъ должностямъ не допускаютъ, ибо это не устраиваетъ тѣхъ, которые хотятъ «въ мутной водѣ ловить рыбку». Власть и руководящія должности — въ наше время удѣлъ честолюбцевъ и властолюбцевъ да еще корыстолюбцевъ (тамъ, гдѣ можно хорошо поживиться!), которые не брезгаютъ никакими средствами, даже самыми безчестными, чтобы добиться своей цѣли, прибѣгая и къ лживымъ лозунгамъ, и обманнымъ обѣщаніямъ, и къ подкупамъ, а въ извѣстныхъ случаяхъ — и къ устраненію путемъ организаціи убійствъ неугодныхъ имъ и стоящихъ имъ на пути лицъ. Чисто-моральные принципы въ общественной, политической и государственной жизни теперь у подавляющаго большинства современныхъ «дѣятелей» вовсе отсутствуютъ, признаются «отжившими», «не отвѣчающими духу времени», а потому «непригодными для успѣха дѣла». «непрактиччыми» и даже «вредными». Безусловно глубоко-вѣрна мысль, что столь модная все еще «демократія» лишена этичныхъ основъ, не говоря уже о «соціализмѣ» и «коммунизмѣ», начисто отвергающихъ всякую мораль и разсматривающихъ человѣка просто какъ одну изъ разновидностей животныхъ.

«Общественная благотворительность» для многихъ только способъ тѣшить свое тщеславіе, пріобрѣтать популярность, а иногда и просто — кормиться у «общественнаго корыта».

«Политика» тоже — только средство выдвинуться, стать извѣстнымъ, «одѣлать себѣ карьеру» «Служеніе отечеству», «служеніе благу ближнихъ» и «жертвенность» — все это теперь только красивыя слова, нужныя для пролаганды, но ничего въ дѣйствительности не выражающія. Высокіе посты и государственныя должности многими разсматриваются только какъ легкіе способы хорошей матеріальной наживы.

Бываютъ, конечно, и счастливыя исключенія, но они встрѣчаются все рѣже и рѣже.

Въ частности, наша русская политика, которая всегда была тѣснѣйшимъ образомъ связана съ вѣрой въ Бога, съ Христовой Церковью, съ нашимъ исконнымъ традиціоннымъ Православіемъ. Вѣдь отъ этого ничего не осталось не только тамъ на Родинѣ, гдѣ воцарилась власть безбожниковъ, но и въ эмиграціи, гдѣ рѣчи о Православіи, если они еще и произносятся, одни только красивыя слова, никого ни къ чему не обязывающія!

Одни хотятъ сдѣлать Россію интерконфессіональной страной съ полнымъ отдѣленіемъ Церкви отъ государства, а другіе договорились до такого абсурда, что «Церковь должна быть служанкой монархіи» и хотя поютъ нашъ старый гимнъ со словами «Царь Православный», но будущаго царя представляютъ себѣ какимъ-то надъ-конфессіональнымъ существомъ, которому совершенно все равно — Православіе, Латинство, Протестантизмъ, Іудаизмъ, Мусульманство, Язычество или Атеизмъ.

Не сущее ли это безуміе? Не безумствуютъ ли такіе наши горе-«политики», которые хотѣли бы ввергнуть нашу несчастную Родину изъ одной бѣды въ другую?

Неужели они не понимаютъ, что, если мы — христіане и притомъ православные, то и въ политикѣ нашей на первомъ мѣстѣ, выше всего другого, должна стоять христіанская православная мораль, что безъ этого политика будетъ лишь безчестной игрой, удовлетворяющей чьимъ то эгоистическимъ грѣховнымъ страстямъ, но не больше?

А ужъ почитать статьи въ современной такъ называемой «свободной русской прессѣ» на политическія теми, это все равно, что окунуться на нѣсколько мгновеній въ обстановку дома умалишенныхъ: сплошное безуміе! Всякая мораль здѣсь исключена, ложь, инсинуаціи и самая гнусная клевета нагло выдаютъ себя за истину. И вотъ русскіе люди пичкаютъ себя этой мерзостью, отравляютъ этимъ духовнымъ ядомъ свои души и начинаютъ еще больше безумствовать. Кто-то, видимо, ставитъ себѣ спеціальной задачей изготовлять этотъ ядъ и травить имъ души несчастныхъ запутавшихся въ сѣтяхъ лукаваго русскихъ людей!

Страшно становится за будущее, ибо если все такъ и будетъ идти дальше, оно, конечно, безпросвѣтно. Чего ужъ ждать хорошаго, если, вмѣсто святыхъ угодниковъ Божіихъ, въ землѣ Россійской просіявшихъ, мы будемъ руководствоваться такими писаніями явныхъ и скрытыхъ враговъ нашей святой вѣры и отечества — Святой Руси, хитро и лукаво оплевывающихъ и поносящихъ наши вѣковыя святыни?

Но что самое страшное, это, конечно, то, что происходитъ въ религіозной и церковной жизни современныхъ людей. Прежде всего мы видимъ повальное отступничество — стихійное Отступленіе отъ Христа и одновременно — злобный походъ противъ христіанства и не только у насъ на Родинѣ, гдѣ созданъ былъ «Союзъ воинствующихъ безбожниковъ» и возникъ такъ наз. «Противобожественный фронтъ», но и повсюду — во всемъ остальномъ мірѣ. У насъ на Родинѣ какъ бы воскресли первые вѣка христіанства и обильными потоками потекла кровь мучениковъ за Христа, разрушались и осквернялись храмы и монастыри, нагло попирались всякія историческія святыни, всѣми способами искоренялась въ душахъ людей вѣра въ Бога и во Христа Его. Но то же видимъ мы и на «свободномъ» будто бы Западѣ, только не въ такихъ страшныхъ по виду, а въ болѣе мягкихъ формахъ, безъ явнаго, по крайней мѣрѣ, пролитія крови и физическихъ истязаній и мученій, но по существу — все одно и то же, та же злобная ко Христу непримиримость и преслѣдованіе всѣхъ хранящихъ безстрашную вѣрностъ Ему, всѣхъ искренно-вѣрующихъ и стремящихся жить по вѣрѣ людей. Для такихъ теперь нѣтъ мѣста на землѣ. Въ лучшемъ случаѣ ихъ только терпятъ, давая имъ возможность крайне-стѣсненнаго существованія, со всевозможными лишеніями и ограниченіями.

Зато пышнымъ цвѣтомъ расцвѣло явное и тайное поклоненіе сатанѣ, вплоть до оффиціальнаго признанія «власть имущими» капищъ сатаны и сатанослужителей, уже нерѣдко открыто отправляющихъ культъ сатаны и даже пропагандирующихъ его посредствомъ прессы и всѣхъ средствъ современной техники. Идетъ интенсивнѣйшая подготовка къ объединенію всѣхъ религій и всѣхъ націй и государствъ міра, конечно, съ опредѣленной цѣлью возглавленія всего этого мірового объединенія врагомъ Христовымъ — Антихристомъ, о чемъ имѣется немало предсказаній у древнихъ Отцовъ Церкви. Вся современная міровая политика ведетъ именно къ этому, чего не замѣчаютъ только духовно-слѣпые и отрицаютъ только тѣ, кто сами принимаютъ участіе въ этой работѣ вольно или невольно, сознательно или безсознательно, живя лишь сегодняшнимъ днемъ и закрывая глаза на послѣдствія такого своего участія въ этомъ сатанинскомъ дѣланіи.

Ужаснѣе всего, конечно, то, что и церковная жизнь современныхъ «христіанъ» не отстаетъ отъ этого общаго повальнаго безумія — устремленности къ Антихристу, хотя, само собой разумѣется, прикрываясь всевозможными благовидными мнимо-христіанскими лозунгами. Тутъ мы часто видимъ жуткую картину, ничего общаго съ истиннымъ христіанствомъ, съ служеніемъ Богу и Христовой Церковью не имѣющую. Одна обманчивая видимость — безъ содержанія. И тутъ на первомъ мѣстѣ — личная выгода, корысть, тщеславіе, властолюбіе и честолюбіе и угожденіе отнюдь не Богу, а своимъ собственнымъ грѣховнымъ страстямъ, подъ лицемѣрнымъ прикрытіемъ религіозности, церковности.

Мы не говоримъ уже о такомъ неслыханномъ еще въ исторіи явленіи, какъ служеніе Церкви, въ лицѣ ея высшихъ іерарховъ, воинствующему безбожію, что въ сущности не что иное, какъ какая-то безумная самоликвидація. Не будемъ останавливаться и на всѣмъ достаточно извѣстныхъ фактахъ принадлежности многихъ іерарховъ къ тайнымъ антихристіанскимъ организаціямъ, ставящимъ себѣ цѣлью уничтоженіе христіанства и скорѣйшее возведеніе на тронъ всечеловѣчества противника Христова — Антихриста.

Даже если всего этого и нѣтъ въ полной мѣрѣ, то нѣтъ и самого главнаго, самаго необходимаго — твердаго стоянія въ истинно-христіанской вѣрѣ и исповѣдничества, столь важнаго особенно въ наши дни все растущаго Богоотступничества. Нѣтъ искренности, честности, строгой идейности и принципіальности, готовыхъ идти на самопожертвованіе, а вмѣсто всего этого — только исканіе карьеры, возвышенія и своихъ личныхъ матеріальныхъ выгодъ, лукавство, іезуитство, лицемѣріе — все съ единственной цѣлью полученія какъ можно больше всякихъ земныхъ благъ, благосостоянія и довольства здѣсь на землѣ, съ полнымъ забвеніемъ о загробномъ воздаяніи и ожидающей всѣхъ насъ жизни вѣчной.

Вотъ какъ рисуетъ эту печальную картину современнаго духовнаго кризиса въ Церкви одинъ изъ свѣтильниковъ нашей Россійской Церкви еще въ концѣ прошлаго столѣтія, наблюдая уже въ то время начавшееся все большее и большее оскудѣніе подлинной духовной жизни въ нѣдрахъ самой нашей Православной Церкви:

«Въ высшихъ пастыряхъ Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное пониманіе по буквѣ, убивающей духовную жизнь въ христіанскомъ обществѣ, уничтожающей христіанство, которое есть   д ѣ л о,  а не буква. Тяжело видѣть, кому ввѣрены въ руки овцы Христовы, кому предосгавлено ихъ руководство и спасеніе!...»

Если такъ было уже тогда, то во сколько разъ это хуже теперь! И дѣйствительно! О духовной жизни теперь никто почти и не помышляетъ и нисколько не заботится. Все сводится только къ внѣшней декораціи, болѣе или менѣе благоприличной и благопристойной, а часто и этого уже не бываетъ, ибо полная безпринципность и безъидейность съ откровеннымъ служеніемъ своимъ страстямъ, прорываются наружу, становятся всѣмъ очевидными и даютъ о себѣ знать тѣмъ, кто не утратилъ еще чуткой совѣсти, весьма чувствительно и порою очень болѣзненно.

И не удивительно, что многіе въ наше время, не имѣя никакого въ сущности духовнаго руководства и видя передъ собою лишь одни соблазны и дурные примѣры, совсѣмъ отпадаютъ отъ Церкви и даже теряютъ вѣру въ Бога.

И развѣ все это — не настоящее безуміе?

А попробуй только рѣшительно и откровенно заговорить объ этомъ, какъ всѣ тотчасъ же съ ожесточеніемъ на тебя набросятся и станутъ говорить въ духѣ выше-приведеннаго нами древняго пророчества.

«Ты безумствуешь, ибо ты не похожъ на насъ!»

Вотъ до какого поистинѣ страшнаго времени мы дожили!

Міръ дѣйствительно безумствуетъ и этого даже не замѣчаетъ или не хочетъ замѣчать!

Что же намъ дѣлать?

Единственное, что остается намъ дѣлать въ такой обстановкѣ — это всѣмъ сердцемъ молить Бога о сохраненіи непоколебимой своей собственной вѣры и вѣры близкихъ намъ людей и о дарованіи намъ терпѣнія, посреди этого почти всеобщаго уже повальнаго безумія, доходящаго порою до неистоваго бѣснованія, приводя чаще себѣ на память многозначительный, дошедшій до насъ изъ глубины вѣковъ призывъ:

«Спасаяй, да спасетъ свою душу!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 336-343.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0