Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 31.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Пятилесятилѣтіе преставленія Святѣйшаго Патріарха Тихона.
1925-1975 г.

Въ самый праздникъ Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы 25 марта ст. ст., на исходѣ этого дня, исполняется ровно 50 лѣтъ со дня кончины, несомнѣнно мученической, хотя прямыхъ доказательствъ этого нѣтъ, великаго исповѣдника нашихъ апокалиптическихъ дней Святѣйшаго Тихона, Патріарха Московскаго и всея Россіи — послѣдняго нашего Всероссійскаго Патріарха, законно-избраннаго свободно-созваннымъ Помѣстнымъ Всероссійскимъ Церковнымъ Соборомъ 1917 года.

Авторитетъ его былъ и остается настолько высокимъ, что имъ подкрѣпляли и доселѣ подкрѣпляютъ себя не только стоявшіе и стоящіе на правомъ церковномъ пути, но и тѣ, кто далеко отклонился отъ этого пути, криво толкуя въ свою пользу слова, поступки и образъ дѣйствій Святѣйшаго. Ни на одинъ мигъ мы не смѣемъ забывать, что покойный почти всѣ годы своего патріаршества (1917-1925 гг.) въ полномъ смыслѣ слова провелъ въ плѣну у жесточайшей богоборческой власти, которая главнымъ врагомъ своимъ считала Православную Церковь, а потому не останавливалась ни передъ чѣмъ, лишь бы только сломить и уничтожить ее. Странно поэтому, что и до сихъ поръ еще есть люди, которые считаютъ все, что связывалось съ именемъ Святѣйшаго Патріарха Тихона, выраженіемъ его свободнаго волеизъявленія, особенно, когда доподлинно извѣстно, что многіе акты, исходившіе будто бы отъ него, находились въ полномъ противорѣчіи съ тѣмъ, какъ онъ дѣйствительно былъ настроенъ, судя по другимъ его актамъ, и какъ онъ неоффиціально высказывался въ разговорахъ съ лицами, коимъ довѣрялъ.

Единственный актъ, безусловно достовѣрный, несомнѣнно ему привадлежащій, изданный имъ, когда онъ еще имѣлъ возможность свободно высказываться, это — историческій актъ 19 января 1918 года, въ которомъ онъ мужественно анаѳематствовалъ большевиковъ за воздвигнутое ими гоненіе на Церковь и за жестокія и звѣрскія избіенія ни въ чемъ неповинныхъ людей безъ всякаго суда, съ попраніемъ всякаго права и законности, и предостерегалъ всѣхъ вѣрныхъ чадъ Православной Церкви «не вступать съ таковыми извергами человѣческаго рода въ какое-либо общеніе: измите злаго отъ васъ самѣхъ (1 Кор. 5, 13)».

Второй, подобный первому по своему содержанію, актъ, также не возбуждающій никакихъ сомнѣній въ подлинности его происхожденія, это — посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ по случаю первой годовщины октябрьской революціи отъ 26 октября 1918 года.

И въ этомъ подлинно-историческомъ документѣ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ, какъ истинный Первосвятитель Россійской Православной Церкви и печальникъ о вѣрныхъ чадахъ ея, безбоязненно высказалъ большевикамъ всю правду объ ихъ жестокомъ безчеловѣчномъ властвованіи надъ русскимъ народомъ.

«Захватывая власть и призывая народъ довѣриться вамъ», — такъ писалъ онъ въ этомъ посланіи, — «какія обѣщанія давали вы ему и какъ исполнили эти обѣщанія? Поистинѣ вы дали ему камень вмѣсто хлѣба и змѣю вмѣсто рыбы (Матѳ. 7, 9-10). Отечество вы подмѣнили бездушнымъ интернаціоналомъ... Вы раздѣлили весь народъ на враждующіе между собой станы и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто замѣнили ненавистью, и вмѣсто мира искуственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войнѣ, такъ какъ вы стремитесь руками русскихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи... Никто не чувствуетъ себя въ безопасности, всѣ живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстрѣла. Вы обѣщали свободу... Особенно больно и жестоко нарушеніе свободы въ дѣлахъ вѣры... въ органахъ печати злобныя богохульства и кощунства. Вы наложили свою руку на церковное достояніе, собранное поколѣніями вѣрующихъ... Вы закрыли рядъ монастырей и домовыхъ церквей. Вы заградили доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего вѣрующаго народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины-прихода, разгоняете церковныя епархіальныя собранія, вмѣшиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви.

Мы знаемъ, что наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе, и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія насъ въ противленіи власти; но чѣмъ выше будетъ подниматься «столпъ злобы» вашей, тѣмъ вѣрнѣйшимъ будетъ то свидѣтельствомъ справедливости нашихъ обличеній... отпразднуйте годовщину своего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, стѣсненія вѣры... А иначе взыщется отъ васъ всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. 11, 51) и отъ меча погибнете сами вы, взявшіе мечъ (Матѳ. 26, 52)».

Въ этихъ двухъ рѣшительныхъ посланіяхъ неустрашимаго борца за Правду Божію ясно, недвусмысленно и ярко выразился духовный ликъ Святѣйшаго Патріарха Тихона, и только слѣпому или злонамѣренно-закрывающему глаза на правду можетъ быть не ясно, что всѣ позднѣйшіе акты, такъ или иначе связываемые съ его именемъ, не могутъ быть подлинными, не могутъ быть выраженіемъ его свободнаго волеизъявленія, если въ нихъ есть какое-либо противорѣчіе или разногласіе съ мыслями, такъ правдиво и убѣдительно высказанными въ этихъ двухъ вышеприведенныхъ актахъ.

Важенъ для насъ и третій актъ, который вполнѣ гармонировалъ съ двумя вышеназванными и потому несомнѣнно подлинный и дополняющій характеристику Святѣйшаго Патріарха Тихона. Это — указъ № 362 отъ 7/20 ноября 1920 года, въ которомъ сказалась мудрая дальновидность нашего Первосвятителя, провидѣвшаго то, что должно было неизбѣжно случиться и дѣйствительно случилось еще при его жизни, когда «Высшее Церковное Управленіе во главѣ съ Святѣйшимъ Патріархомъ» фактически «прекратило свою дѣятельность», потерявъ свободу волеизъявленія, и всѣ указы издавались уже не свободно, а подъ давленіемъ враждебной истинной Церкви богоборческой власти, а потому, по совѣсти, не могли никѣмъ изъ благоразумно-настроенныхъ служителей и чадъ Церкви приниматься къ исполненію.

Согласно этому постановленію № 362, «въ случаѣ, если епархія окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ или само Высшее Церковное Управленіе во-главѣ съ Святѣйшимъ Патріархомъ почему-либо прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти». Организація такой высшей инстанціи для цѣлой группы епархій, какъ говорится дальше въ томъ же постановленіи, «составляетъ непремѣнный долгъ старѣйшаго въ означенной группѣ по сану архіерея».

На основаніи этого постановленія и было организовано Высшее Церковное Управленіе на Юго-Востокѣ Россіи, а затѣмъ и Высшее Церковное Управленіе заграницей. Враги нашей Русской Православной Церкви Заграницей любятъ утверждать, что Святѣйшій Патріархъ Тихонъ упразднилъ это Высшее Церковное Управленіе заграницей своимъ указомъ отъ 22 апрѣля / 5 мая 1922 года за его «политическія выступленія». Но характерно, что этотъ указъ даже не былъ подписанъ Патріархомъ, а Архіепископомъ Ѳаддеемъ. Для всѣхъ безпристрастно-настроенныхъ людей было совершенно ясно, что этотъ указъ, столь не созвучный съ прежними актами, исходившими отъ Святѣйшаго Патріарха Тихона, не могъ быть актомъ его свободнаго волеизъявленія. Даже Митрополитъ Евлогій, впослѣдствіи отколовшійся отъ нашей Русской Православной Церкви Заграницей, во имя «вѣрности Матери Русской Церкви», въ началѣ держалея такого именно мнѣнія, что и выразилъ въ своемъ письмѣ отъ 3/16 іюля 1922 года Митрополиту Антонію, въ которомъ прямо заявлялъ, что «документъ этотъ имѣетъ характеръ политическій, а не церковный, а потому за нимъ онъ не признаетъ никакой обязательной силы», такъ какъ изданъ онъ несомнѣнно «подъ давленіемъ большевиковъ».

Все же Архіерейскій Соборъ Русской Православной Церкви Заграницей 31 августа 1922 года, обсудивъ происшедшее, постановилъ: «Высшее Церковное Управленіе упразднить. На основаніи же постановленія Патріарха и органовъ церковнаго управленія при немъ отъ 7/20 ноября 1920 года за № 362 образовать временный Священный Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви Заграницей».

Это постановленіе было подписано «за Предсѣдательствующаго» никѣмъ инымъ какъ Митрополитомъ Евлогіемъ.

И вотъ, несмотря на всѣ эти факты, тотъ же Митрополитъ Евлогій, черезъ нѣсколько лѣтъ произвелъ расколъ въ Русской Православной Церкви Заграницей, подъ предлогомъ сохраненія «вѣрности Матери Русской Церкви и Святѣйшему Патріарху Тихону», отъ котораго якобы самочинно отдѣлилась наша Церковь, въ чемъ «евлогіане» до сихъ поръ не стыдятся лживо обвинять насъ (см. посланіе автокефальной Американской Митрополіи нынѣшняго 1975 года), хотя наша Церковь никогда не переставала чтить Святѣйшаго Патріарха Тихона и возносила имя его за богослуженіями до самой его кончины 25 марта 1925 года!

Но недолго Митрополитъ Евлогій съ его сторонниками, давшіе подписку въ лойяльности къ совѣтской власти, по требованію тоже будто бы исходившему отъ мѣстоблюстителя Патріарха Тихона митрополита Сергія (хотя такъ ясно, что это требованіе было требованіемъ совѣтской власти!), торжественно и въ пику намъ, провозглашали себя «тихоновцами». Когда Митрополитъ Евлогій указомъ Митрополита Сергія отъ 30 іюня 1930 года былъ отрѣшенъ отъ должности, а 24 декабря 1930 г. былъ даже запрещенъ въ священнослуженіи, онъ этимъ указамъ, несмотря на провозглашенную имъ раньше «вѣрность Матери Русской Церкви», не подчинился, а произвольно и самочинно перешелъ въ юрисдикцію Константинопольскаго Патріархата, который какъ разъ незадолго передъ тѣмъ призналъ Святѣйшаго Патріарха Тихона низложеннымъ съ патріаршаго престола, лишеннымъ сана и монашества, а законною церковью въ Россіи — такъ наз. «живую церковь».

Подобно Митрополиту Евлогію, велъ себя въ С.[оединенныхъ] Ш.[татахъ] Америки Митрополитъ Платонъ, тоже отколовшійся одновременно съ нимъ отъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1926 году и поддерживавшій сношенія съ Митрополитомъ Сергіемъ въ Москвѣ, пока тотъ не объявилъ его церковную организацію «раскольническимъ обществомъ» и не запретилъ его въ священнослуженіи съ преданіемъ суду 25 августа 1933 года указомъ за № 837.

О признаніи всѣхъ послѣдующихъ указовъ Святѣйшаго Патріарха Тихона подлинными и выражающими его свободную волю, конечно, не можетъ быть и рѣчи. Онъ былъ поставленъ богоборческой властью въ такія тяжкія условія, такъ терроризованъ, что намъ это даже трудно себѣ представить. Да мы даже и не можемъ здѣсь заграницей доподлинно знать, что именно тамъ происходило въ дѣйствительности, такъ ли все было, какъ это говорятъ, и можно ли считать такъ наз. «предсмертное завѣщаніе» Святѣйшаго Патріарха Тихона о признаніи совѣтской власти безусловно подлиннымъ, имъ самимъ составленнымъ и собственноручно подписаннымъ.

Одно мы знаемъ достовѣрно, это то, что вѣрующій народъ русскій до самой кончины вѣрилъ Святѣйшему Патріарху Тихону, какъ твердому стоятелю за вѣру и печальнику за Церковь Русскую, и свято и благоговѣйно чтилъ его, храня въ памяти его рѣшительныя и мужественныя выступленія съ обличеніями богоборческой власть палачей русскаго народа. Святѣйшій Патріархъ Тихонъ неизмѣнно участвовалъ въ грандіозныхъ крестныхъ ходахъ по всей Россіи, которые тогда, въ первые годы послѣ революціи, были еще возможны, безбоязненно ѣздилъ не только по Москвѣ, но и по всей Россіи для служенія, а дни пребыванія его въ Петроградѣ были днями настоящаго его тріумфа, всеобщаго всенароднаго ликованія.

Характерно, что по полученіи извѣстія о убіеніи Царской Семьи въ Екатеринбургѣ, Святѣйшій Патріархъ Тихонъ тотчасъ же на засѣданіи Собора отслужилъ панихиду, а затѣмъ и заупокойную литургію, произнеся грозную обличительную рѣчь, высказавъ мысль, что какъ бы ни судить политику Государя Императора Николая II-го, его убійство, послѣ того какъ онъ самъ отрекся отъ престола и не дѣлалъ никакихъ попытокъ вернуться къ власти, является ничѣмъ неоправданнымъ преступленіемъ, а тѣ, кто его совершили, должны быть заклеймены, какъ палачи. «Недостаточно только думать это», добавилъ при этомъ Патріархъ, — не надо бояться громко утверждать это, какія бы репрессіи ни угрожали вамъ».

Есть люди, до сихъ поръ продолжающіе смущаться и соблазняться тѣмъ, будто Святѣйшій Патріархъ Тихонъ не далъ благословенія кому-то кто просилъ его благословить борьбу Бѣлой Арміи противъ большевиковъ. Но вѣдь мы не знаемъ, какъ все это доподлинно было, при какихъ обстоятельствахъ и въ какой обстановкѣ это происходило. А кромѣ того, къ прискорбію нашему приходится признать, что и въ Бѣлой Арміи не все было духовно благополучно. Нерѣдки были случаи, когда бѣлые воины, съ такимъ подъемомъ пѣвшіе «Смѣло мы въ бой пойдемъ за Русь святую!..», о Святой Руси по-настоящему и не помышляли и вели себя нисколько не лучше, чѣмъ самые отъявленные большевики. Конечно, не могъ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ дать благословеніе такому бѣлому генералу (довольно извѣстному), который съ такимъ паѳосомъ однажды выразился: «Хоть съ діаволомъ, но противъ большевиковъ!» Этотъ несчастный даже не понималъ, что «съ діаволомъ» идти противъ діавола невозможно и что такая борьба безнадежна и безплодна и ни къ чему не приведетъ, что, какъ мы видимъ, и получилось.

Замѣчательна была кончина Святѣйшаго Патріарха Тихона, часъ которой ему очевидно былъ извѣстенъ. Замѣчательны и послѣднія слова его, произнесенныя незадолго до кончины: «теперь я усну крѣпко и надолго... ночь будетъ длинная, длинная... темная, темная...» Какъ то очень ясно, что подъ этой «длинной и темной ночью» онъ подразумѣвалъ не столько свою смерть, сколько «мракъ кроваваго безбожія», опустившійся надъ всей столь любимой имъ Русской землей, Первоіерархомъ которой избралъ его Промыслъ Божій. Страшная ночь эта, какъ мы видимъ, дѣйствительно оказалась «длинной, длинной... темной, темной», продолжающейся вотъ уже болѣе половины столѣтія и конца-края которой пока все еще не видно!

Передъ самой кончиной Святѣйшій, лежавшій съ закрытыми глазами, вдругъ какъ бы очнулся и спросилъ: «Который часъ?»

«Безъ четверти двѣнадцать» — отвѣтили ему.

«Ну, слава Богу!» — сказалъ Святѣйшій, точно онъ только этого часа и ждалъ, и сталъ быстро креститься.

«Слава Тебѣ, Господи», — сказалъ онъ и перекрестился.

«Слава Тебѣ!..» сказалъ онъ, занесъ руку для третьяго крестнаго знаменія и тутъ же предалъ Богу свою праведную душу.

Знаменательно, что почилъ онъ на 6-ой седмицѣ Великаго поста въ среду, какъ разъ въ день смерти праведнаго Лазаря, а сразу послѣ его погребенія началась Страстная седмица.

Поклоненіе почившему продолжалось непрерывно и не прекращалось во время всѣхъ богослуженій, начиная со среды и кончая праздникомъ Входа Господня во Іерусалимъ. Въ сутки проходило у гроба не менѣе 160-170 тысячь людей, а очередь всѣхъ желавшихъ поклониться праху Патріарха растянулась внѣ ограды Донского монастыря, гдѣ происходило отпѣваніе и погребеніе, на полторы версты по четыре человѣка въ рядъ.

Величественное отпѣваніе при участіи множества епископовъ, священниковъ и неисчислимаго множества народа — собралась почти вся Москва — явилось настоящимъ тріумфомъ почившаго — послѣдняго законно-избраннаго Патріарха Московскаго и всея Россіи.

Въ настоящее время «тихоновцами», съ полнымъ правомъ, называютъ себя въ порабощенной лютыми безбожниками Россіи послѣдователи Истинно-Православной Церкви, ушедшей въ катакомбы, поскольку надъ Русской землей все еще стоитъ «ночь длинная, длинная... темная, темная», какъ предрекъ почившій пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ нашъ Первосвятитель-Исповѣдникъ. Вѣчная ему память!

Вѣримъ, что молится онъ о насъ у престола Божія, скорбя о тѣхъ заблудшихъ сынахъ русскаго народа, которые до сихъ поръ еще пребываютъ въ своей губительной духовной слѣпотѣ и особенно о тѣхъ, которые думаютъ, будто можно какъ-то совмѣстить служеніе Богу и маммонѣ, Христу и Веліару.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 324-332.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0