Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Наша вѣра — отеческая.

Въ день торжества Православія — первый воскресный день Великаго поста — въ храмахъ нашихъ, послѣ чтенія Сѵмвола Вѣры, торжественно возглашается: «Сія вѣра Апостольская, сія вѣра Отеческая, сія вѣра Православная — сія вѣра вселенную утверди!»

Почему же это вѣра наша, проповѣданная по всему лицу земли св. Апостолами, оставившими намъ и свои боговдохновенныя писанія въ видѣ священныхъ книгъ Новаго Завѣта, называется не только «Апостольской», но еще и «Отеческой»?

А потому, что священныя книги Новаго Завѣта, написанныя по вдохновенію отъ Духа Святаго, св. Апостолами, нуждаются для правильнаго ихъ пониманія въ изъясненіи и тщательномъ истолкованіи тѣми вѣрными служителями истинной Церкви Христовой, которые явились законными преемниками св. Апостоловъ и наслѣдниками ихъ благовѣстническаго служенія людямъ.

Это видно уже изъ словъ первоверховнаго Апостола Петра, который, отдавая должное премудрости своего «возлюбленнаго брата» Апостола Павла, тѣмъ не менѣе пишетъ, что въ его посланіяхъ «есть нѣчто неудобовразумительное, что невѣжды и неутвержденные, къ собственной своей погибели, превращаютъ, какъ и прочія Писанія» (2 Петр. 3, 15-16).

И мы знаемъ, какъ древніе еретики злоупотребляли словами св. Апостола Павла о христіанской свободѣ и, думая, что христіанинъ можетъ свободно позволять себѣ все, что онъ хочетъ, дошли до полной моральной распущенности и самаго безстыднаго разврата.

А новые еретики, извѣстные подъ именемъ протестантовъ и сектантовъ, ссылаясь на слова св. Апостола Павла, что «человѣкъ оправдывается вѣрою, независимо отъ дѣлъ закона» (Рим. 3, 28), дошли до чудовищнаго лжеученія о якобы ненужности добрыхъ дѣлъ для спасенія, хотя св. Апостолъ Іаковъ въ своемъ соборномъ посланіи ясно и категорически говоритъ, что «вѣра безъ дѣлъ мертва» (Іак. 2, 20), а Самъ Господь Іисусъ Христосъ рѣшительно засвидѣтельствовалъ, что «не всякій, говорящій Мнѣ: Господи! Господи! войдетъ въ Царство Небесное, но исполняющій волю Отца Моего Небеснаго» (Матѳ. 7, 21).

И ужъ совсѣмъ страшно говорить о такомъ просто невѣроятномъ измышленіи, согласно которому папа Римскій, какъ якобы преемникъ Апостола Петра, которому одному будто бы ввѣрена   в с я   Церковь Христова, является «непогрѣшимымъ намѣстникомъ Сына Божія на землѣ», какъ еретически утверждаютъ это латиняне — римо-католики!

Тутъ и не перечислить всѣхъ тѣхъ безчисленныхъ лжеученій, которыя всѣ находятъ для себя мнимое обоснованіе на извращенно-толкуемыхъ и неправильно понимаемыхъ словахъ Священнаго Писанія.

Вотъ почему эти слова и нуждаются въ достаточно авторитетномъ ихъ разъясненіи и правильномъ истолкованіи.

Кто же можетъ сдѣлать это, кромѣ тѣхъ святыхъ мужей, которые отъ самихъ св. Апостоловъ унаслѣдовали ихъ апостольское служеніе и сами прославились святостью своей подлинно-Богоугодной жизни, и не только убѣдительнымъ словомъ своимъ, но и самою жизнью своею дали намъ высокій примѣръ осуществленія на дѣлѣ евангельскихъ заповѣдей и апостольскихъ наставленій?!

А это какъ разъ и есть Святые Отцы Церкви, каковымъ высокимъ наименованіемъ почтила ихъ сама Церковь!

О, какъ безмѣрно велико для насъ значеніе Святыхъ Отцевъ и дошедшихъ до насъ ихъ письменныхъ твореній, въ которыхъ истолковывается евангельское ученіе и разъясняется глубокій, часто сокровенный и недоступный для пониманія «невѣждъ и неутвержденныхъ» въ вѣрѣ, смыслъ апостольскихъ писаній!

Вотъ какъ говоритъ объ этомъ великій свѣтильникъ Россійской Церкви и наставникъ благочестія святитель Игнатій (Брянчаниновъ):

«Усвой себѣ мысли и духъ Святыхъ Отцевъ чтеніемъ ихъ писаній. Святые Отцы достигли цѣли:   с п а с е н і я.   И ты достигнешь этой цѣли по естественному ходу вещей. Какъ единомысленный и единодушный Святымъ Отцамъ, ты спасешься.

Небо приняло въ свое блаженное нѣдро Святыхъ Отцевъ. Этимъ оно засвидѣтельствовало, что мысли, чувствованія, дѣянія Святыхъ Отцовъ благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образъ своихъ дѣйствій въ своихъ писаніяхъ. Значитъ: какое вѣрное руководство къ небу, засвидѣтельствованное самимъ небомъ, — писанія Отцовъ.

Писанія Отцовъ соединяются всѣ въ Евантеліи: всѣ клонятся къ тому, чтобы научить насъ точному исполненію заповѣданій Господа нашего Іисуса Христа; всѣхъ ихъ и источникъ и конецъ — Святое Евангеліе.

Святые Отцы научаютъ, какъ приступать къ Евангелію, какъ читать Его, какъ правильно понимать его, что содѣйствуетъ, что препятствуетъ къ уразумѣнію его. И потому сначала болѣе занимайся чтеніемъ Святыхъ Отцовъ. Когда же они научатъ тебя читать Евангеліе: тогда уже преимущественно читай Евангеліе.

Не сочти для себя достаточнымъ чтеніе одного Евангелія, безъ чтенія Святыхъ Отцевъ! Это — мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведутъ тебя къ Евангелію Святые Отцы, какъ возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитаніе и образованіе посредствомъ ихъ писаній.

Многіе, всѣ, отвергшіе безумно, кичливо Святыхъ Отцовъ, приступившіе непосредственно, съ слѣпою дерзостью, съ нечистымъ умомъ и сердцемъ къ Евангелію, впали въ гибельное заблужденіе...

Изъ чтенія отеческихъ писаній научаемся истинному разумѣнію Священнаго Писанія, вѣрѣ правой, жительству по заповѣдямъ евангельскимъ, глубокому уваженію, которое должно имѣть къ евангельскимъ заповѣдямъ, словомъ сказать, — спасенію и христіанскому совершенству» (Томъ I, стр. 112-113).

Январь-мѣсяцъ, по нашему православному календарю, — и особенно вторая половина его, — необыкновенно богатъ днями празднованія памяти величайшихъ Отцевъ нашей св. Церкви, оставившихъ намъ и свои письменныя творенія, о которыхъ стыдно не знать православному христіанину и не быть знакомымъ, хотя бы отчасти, съ ихъ наставительными писаніями.

Такъ въ день гражданскаго Новаго Года — 1-го января празднуется память перваго изъ трехъ великихъ вселенскихъ учителей и святителей — св. Василія Великаго, Архіепископа Кесаріи Каппадокійской. «О, Божественная и священная Христовы Церкве пчело, Василіе всеблаженне!» такъ славитъ этого дивнаго святителя св. Церковь: «ты бо Божественнаго желанія жаломъ тебе вооруживъ, богомерзкихъ ересей хулы уязвилъ еси, и душамъ вѣрныхъ благочестія сладость сокровиществовалъ еcи». — «Явился еси основаніе непоколебимое Церкве», такъ поетъ она, подчеркивая его великое для насъ значеніе. Всю жизнь боролся онъ за св. Православіе съ еретиками-аріанами и оставилъ послѣ себя богатѣйшій вкладъ въ святоотеческую литературу въ видѣ «Шестоднева», «Бесѣдъ на псалмы», многихъ замѣчательныхъ молитвъ. Ему же принадлежитъ «Чинъ Божественной литургіи» его имени и «Уставъ монашеской жизни».

Въ день 25-го января празднуется память его друга и сподвижника — второго изъ троичнаго лика этихъ великихъ іерарховъ — св. Григорія Богослова, Архіепископа Константинопольскаго, тоже борца за св. Православіе противъ тѣхъ же еретиковъ-аріанъ, захватившихъ, было, всѣ храмы въ царственномъ Константинополѣ. Церковь славитъ его за то, что онъ «Богословнымъ языкомъ своимъ сплетенія риторская разрушилъ» и «Православія одеждею свыше истканною Церковь украсилъ» и именуетъ его: «Богословія уме крайнѣйшій», уподобляя его, по глубинѣ проникновенія въ возвышенные догматы нашей св. вѣры «сыну громову», то-есть св. Апостолу и Евангелисту Іоанну Богослову. И онъ оставилъ намъ свои дивныя творенія, изъ которыхъ особенно важны его «Пять словъ о Богословіи», въ которыхъ раскрывается догматъ о Святой Троицѣ. «О Пресвятой Троицѣ я чаще говорю, чѣмъ дышу», писалъ святитель въ одномъ изъ своихъ писемъ. Это ученіе о Пресвятой Троицѣ раскрывается въ проповѣдяхъ св. Григорія въ такомъ свѣтѣ, въ такой высотѣ и глубинѣ, какъ только можно постигать его человѣку и выражать на человѣческомъ языкѣ, за что св. Церковь и почтила его наименованіемъ «Богослова». Дивныя проповѣди св. Григорія отличаются священнымъ величіемъ, духовной властью и высокимъ одушевленіемъ. Онѣ столь прекрасны, и по содержанію и по формѣ, что многія выраженія изъ нихъ взяты церковными пѣснописцами, какъ напр. преп. Іоанномъ Дамаскинымъ для церковныхъ пѣснопѣній на Рождество Христово, на Пасху, на Пятидесятницу.

Въ день 27-го января св. Церковь празднуетъ память третьяго изъ этой «троицы святителей» — св. Іоанна Златоуста, Архіепископа Константинопольскаго, по случаю перенесенія его св. мощей. «Устъ твоихъ, якоже свѣтлость огня возсіявши благодать, вселенную просвѣти», славитъ св. Церковь сего своего «златословеснаго учителя», и какъ бы теряется въ похвалахъ ему, взывая къ вѣрнымъ: «Златокованную трубу, Богодохновенный органъ, догматовъ пучину неисчерпаемую, церковное утвержденіе, умъ небесный, премудрости глубину, чашу всезлатую, изливающую рѣки ученій медоточныхъ, и напаяющую тварь, пѣсненно воспоимъ». Св. Іоаннъ, прозванный «Златоустомъ» за свое необыкновенное благодатное краснорѣчіе, во всѣ времена считался непревзойденнымъ и совершеннѣйшимъ образцомъ для всѣхъ проповѣдниковъ. Отъ него дошло до насъ болѣе 800 проповѣдей. Въ нихъ мы находимъ объясненіе почти всего Новаго Завѣта и многаго изъ ветхозавѣтныхъ священныхъ книгъ. Всѣ его проповѣди имѣютъ цѣлью нравственное исправленіе грѣшника и утвержденіе его въ христіанской добродѣтели. Какъ самое главное, онъ подчеркиваетъ всегда необходимость любви къ Богу и ближнимъ. Особенно замѣчательны его «Шесть словъ о священствѣ», въ которыхъ онъ изобразилъ идеалъ пастыря, слова о молитвѣ, о милостынѣ, о зрѣлищахъ, противъ ходящихъ въ театры, похвальныя слова св. мученикамъ. Его «Огласительное слово на св. Пасху» полагается, по уставу, читать въ концѣ пасхальной утрени. Ему принадлежитъ много молитвъ и «Чинъ Божественной литургіи», которую мы совершаемъ ежедневно.

Такъ велики и славны эти трое святителей, что св. Церковь, не довольствуясь празднованіемъ ихъ памяти каждому въ отдѣльности, установила еще общее торжественное празднованіе имъ, всѣмъ троимъ вмѣстѣ, въ день 30-го января, именуя ихъ «великими іерархами» и «вселенскими святителями и учителями», «апостоловъ единонравными», «благодати органами», «столпами благочестія», «врачами премудрыми недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ», «тремя свѣтозарными свѣтильниками», «просвѣщающими Христову Церковь».

Въ день 18-го января св. Церковь прославляетъ одновременно память двухъ александрійскихъ святителей, боровшихся съ еретиками за св. Православную вѣру — св. Аѳанасія Великаго и св. Кирилла.

«Столпъ былъ еси Православія, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Аѳанасіе» — такъ восхваляетъ она перваго изъ нихъ, празднуя ему его память еще и отдѣльно 2-го мая. Почти половину IV столѣтія исторія Православно-Христіанской Церкви была неразрывно связана съ его именемъ, какъ неутомимаго и неустрашимаго борца за истинную вѣру Христову противъ крайне-опасной ереси аріанства, подрывавшей вѣру въ Божественное достоинство Сына Божія и тѣмъ колебавшей самыя основы христіанства. Пять разъ онъ подвергался удаленію съ каѳедры и изгнанію, и каждый разъ возвращеніе его въ Александрію носило характеръ тріумфальнаго шествія — такъ радостно встрѣчала его благоговѣвшая предъ нимъ паства. Его сравнивали съ дубомъ, который во время бури, оставался непреклоннымъ, и послѣ каждаго налета грозы вновь представалъ во всей своей величественной красѣ. Его называли «Отцомъ Православія», а св. Григорій Богословъ выразился о немъ, что «его жизнь и нравъ суть правила для епископа, его догматы — законы Православія». Отъ него дошло до насъ около 50 сочиненій, преимущественно догматическаго содержанія, и множество проповѣдей, въ которыхъ онъ раскрываетъ истинное ученіе Церкви и разоблачаетъ ложь еретиковъ.

Святителя Кирилла св. Церковь прославляетъ за то, что онъ «отъ Христовы Церкве мысленныя волки» — еретиковъ-несторіанъ — «отгналъ жезломъ ученій своихъ, и сію окрестъ оградилъ словесъ утвержденіи и представилъ Христу недвижиму и непоколебиму».

Въ день 10-го января св. Церковь празднуетъ память святителя Григорія, Епископа Ниссійскаго, младшаго брата св. Василія Великаго, который боролся за св. Православіе противъ еретиковъ, сдѣлавшись странствующимъ проповѣдникомъ. Св. Церковь воспѣваетъ его, какъ «свѣтильника многосвѣтлаго Божественныя зари», какъ «проповѣдника истины», какъ «основаніе Богословія», какъ «поборника Святыя Троицы». Отъ него дошло до насъ много проповѣдей изъяснительныхъ, нраво-учительныхъ и похвальныхъ, которыя отличаются богатствомъ мыслей, искренностью чувства и живостью описаній.

Въ день 17-го января празднуется память основателя иночества и основоположника монашеской жизни преп. Антонія Великаго, котораго св. Церковь славитъ, какъ «чистаго душею и сердцемъ ангела земнаго, человѣка небеснаго, дѣвства учителя» за то, что онъ, «гласъ Евангелія Господня услышавъ, міръ оставилъ, богатство и славу въ ничтоже вмѣнивъ» и «всѣмъ вопіялъ: возлюбите Бога, и обрящете благодать вѣчную». Отъ него дошли до насъ дивныя наставленія для духовно-нравственной жизни, относящіяся не къ однимъ только монахамъ, но и ко всѣмъ, ревнующимъ быть истинными христіанами.

Въ день 19-го января св. Церковь прославляетъ «пустыннаго жителя и въ тѣлеси ангела» преп. Макарія Египетскаго, который «путь къ жизни ведущій, неуклонно шествуяй совершилъ», «тлѣемаго ветхаго человѣка совлеклся, съ грѣховными страстьми» и «облеклся въ новаго по Христѣ». И онъ оставилъ намъ свои дивныя письменныя творенія, въ которыхъ учитъ насъ, какъ должны жить братія-христіане между собою, какъ надо благоугождать Богу, какъ правильно молиться, какъ бороться съ грѣхомъ, какъ стать истиннымъ христіаниномъ и возводитъ насъ на самыя вершины духовной жизни и подлиннаго христіанскаго совершенства.

Въ день 21-го января св. Церковь справляетъ память преп. Максима Исповѣдника, который учитъ насъ и своими вдохновенными твореніями и самой исповѣднической жизнью своею, какъ стать истиннымъ христіаниномъ и какъ нужно дорожить истиннымъ ученіемъ о вѣрѣ и благочестіи съ полной и рѣшительной непримиримостью къ лжеучителямъ-еретикамъ. Когда отъ него требовали, чтобы онъ причастился съ еретиками, онъ, несмотря на угрозы, мужественно отвѣчалъ: «Аще и вся вселенная причастится съ ними (то-есть, съ еретиками), азъ единъ токмо не причащуся». И былъ жестоко замученъ, давая намъ примѣръ стойкости въ истинной вѣрѣ.

Въ день 28-го января празднуется память великаго проповѣдника покаянія — преп. Ефрема Сирина, который «часъ присно провидя суда, рыдалъ горько», и «Судіи всѣмъ пришествіе написуя словесы мудрыми», какъ подлинный «свѣтильникъ вселенной». Отъ него дошли до насъ исключительной силы и глубины поученія, призывающія насъ къ покаянію. Онъ является для насъ проповѣдникомъ сердечнаго сокрушенія, плача, памяти Страшнаго Суда и будущей жизни, почему поученія его и установлено св. Церковью читать во храмѣ за Богослуженіемъ въ дни Великаго поста. Но проповѣдь его о покаяніи отнюдь не ведетъ къ мрачному безотрадному состоянію духа, ибо онъ обращаетъ мысль слушателей къ христіанскому ученію о благости Божіей. Любимое выраженіе его: «Богъ есть Богъ кающихся», и потому покаянное чувство слушающихъ его поученія срастворяется съ тихой небесной радостью, въ крѣпкой надеждѣ на милосердіе Божіе. Ему принадлежитъ дивная велико постная молитва, такъ часто читаемая: «Господи и Владыко живота моего...»

И, наконецъ, въ день 29-го января св. Церковь празднуетъ память священномученика Игнатія Богоносца, Епископа Антіохійскаго, по случаю перенесенія его св. мощей. Онъ былъ «мужемъ апостольскимъ» и оставилъ намъ весьма важныя посланія, въ которыхъ содержатся основоположительныя для насъ наставленія о власти Епископа въ Церкви и о взаимоотношеніяхъ Епископа, клира и вѣрующихъ мірянъ. Св. Церковь славитъ его, какъ «Богослововъ крайняго преемника», стопамъ которыхъ онъ послѣдовалъ.

Вотъ какое безмѣрно-великое духовное богатство раскрываетъ передъ нами мѣсяцъ январь! Надо только читать эти дивныя святоотеческія творенія, назидаться ими, глубоко проникаться духомъ ихъ и слѣдовать въ своей жизни тому, чему они учатъ.

А что у насъ въ наше время обыкновенно читаютъ? Какимъ чтеніемъ увлекаются? если и вообще еще что-то читаютъ, а не проводятъ все свое время за телевизоромъ и въ пустыхъ, зачастую безнравственныхъ развлеченіяхъ?

Удивительно ли послѣ этого такое крайнее оскудѣніе духа подлинно-христіанской жизни въ наши дни, такой стремительный ростъ преступности?!

А еще, пожалуй, хуже, когда начинаютъ «мудрствовать о себѣ» и дерзко критиковать ученіе Святыхъ Отцевъ, надменно и горделиво ставя себя выше ихъ, какъ это нерѣдко дѣлаютъ многіе современные «богословы»-модернисты и вольнодумные экуменисты, не признающіе въ своей слѣпой заносчивости и самопревозношеніи никакихъ авторитетовъ, кромѣ своего собственнаго.

Да что говорить! Доходятъ даже до дерзкой критики самого Богооткровеннаго Слова Божія!

Это — уже крайняя степень духовнаго паденія — той безнадежной духовной слѣпоты, которая весьма-весьма трудно врачуется и даже, быть-можетъ, безъ особеннаго вмѣшательства благодати Божіей, и вовсе неисцѣлима. Принять на себя надменный видъ, съ сигарой во рту (какъ это нерѣдко дѣлаютъ современные «богословы»!) и свысока критиковать — это легче всего. Но къ чему это ведетъ?

Конечно, отнюдь не ко спасенію души, которое является цѣлью жизни каждаго истиннаго христіанина а только — къ вѣчной погибели!

Объ этомъ и говоритъ одинъ изъ наставниковъ духовной жизни: «Видѣлъ ли ты кого погибающимъ? Знай, что онъ послѣдовалъ   с а м о м у   с е б ѣ,   своему разуму, своей волѣ, а не Святымъ Отцамъ!» Итакъ, будемъ помнить, что наша вѣра — вѣра Отеческая!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 292-299.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0