Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
«Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ».
— Мысли на недѣлю 28-ую по Пятидесятницѣ. —

Почему же это «мало избранныхъ»? Развѣ Господь пристрастенъ — однихъ избираетъ, а другихъ отвергаетъ? Развѣ Онъ не ко всѣмъ людямъ относится одинаково, какъ любящій Отецъ къ Своимъ чадамъ? Да не подумаетъ кто-либо этого, да не возводитъ такой хулы на нашего любящаго Отца Небеснаго — Бога!

Нѣтъ, братіе! Господь всѣмъ намъ одинаково желаетъ добра: Онъ, какъ учитъ Писаніе, «всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися и въ разумъ истины пріити» (1 Тим. 2, 4).

Почему же тогда «мало избранныхъ»?

Потому что люди сами бѣгугъ отъ Господа, они сами не желаютъ себѣ того добра, того высочайшаго, ни съ чѣмъ земнымъ несравнимаго блага, котораго желаетъ для нихъ Щедрый и Милостивый Господь.

Это наглядно и живо показано въ евангельской притчѣ «о званныхъ на вечерю», въ которой Самъ Господь Іисусъ Христосъ ярко изобразилъ тѣ причины, почему избранный народъ Божій, во-главѣ съ своими вождями и представителями, отвергъ пришедшаго къ нему Мессію-Господа и отказался отъ участія во спасеніи, которое Промыслъ Божій, въ первую очередь для него уготовалъ.

Царство Небесное и его вѣчное блаженство, которое уготовалъ Господь всѣмъ людямъ, представлено въ этой притчѣ подъ образомъ великой вечери, или ужина-пира. Хозяинъ этого пира приглашаетъ гостей на этотъ пиръ, единственно по любви своей, и никого не ведетъ на пиръ насильно. Каждому «званному» — приглашенному гостю предоставляется на его волю, принять это приглашеніе или его отвергнуть. Такъ и Всещедрый Господь всѣхъ людей зоветъ въ Свое Небесное Царство, единственно по любви Своей, желая добра человѣку, желая всѣхъ сдѣлать блаженными; Онъ никого не принуждаетъ, никого не насилуетъ, не заставляетъ идти противъ воли. Въ Царство Небесное входятъ люди только добровольно, входятъ лишь тѣ, которые откликаются на зовъ Божій, отзываются на призывъ Божій.

Но что же оказывается на дѣлѣ?

Господь всѣхъ людей съ великой отеческой любовью зоветъ къ Себѣ — призываетъ въ Свое Небесное Царство, Онъ ни для кого не дѣлаетъ исключенія — Онъ всѣхъ хочетъ осчастливить, всѣмъ даровать вѣчное блаженство. У Господа всѣ «званные», но — увы! мало оказывается «избранныхъ».

Почему же это?

Да потому, что люди сами легкомысленно пренебрегаютъ зовомъ Божіимъ и отказываются отъ уготованнаго имъ блаженства въ Царствѣ Небесномъ, какъ въ этой евангельской притчѣ всѣ приглашенные, словно сговорившись, всѣ вдругъ начали отказываться. Одинъ говоритъ: «я купилъ поле, и мнѣ нужно пойти посмотрѣть его», а другой: «я купилъ пять паръ воловъ и иду испытать ихъ». Третій говоритъ: «Я женился и потому не могу придти».

Какая это жизненная картина, братіе, изображающая не только евреевъ, отвергшихъ пришедшаго къ нимъ Мессію-Христа, благодаря своему крайне-матеріалистическому умонастроенію, но и насъ, современныхъ христіанъ, предпочитающихъ всякаго рода земныя блага вѣчному спасенію! Евреи представляли себѣ имѣющаго придти Мессію земнымъ царемъ, который дастъ имъ чисто-земное благополучіе, а потому от вергли и даже со злобою распяли истиннаго Мессію, учившаго ихъ искать не земныхъ благъ, а «Царствія Божія и правды Его» (Матѳ. 6, 33). Но не таково ли умонастроеніе и у многихъ христіанъ современныхъ, которые съ досадой отмахиваются отъ евангельскаго ученія, не хотятъ слышать о Царствіи Божіемъ и небесномъ раѣ, а ищутъ земного блаженства, стремясь на землѣ создать для себя райское житіе, наслаждаясь не вѣчной Правдой Божіей, а удовлетвореніемъ своихъ страстей и похотей?!?

Не такъ ли въ наши дни многіе у насъ извиняютъ свое нехожденіе въ храмъ, пренебрежительное отношеніе къ дѣламъ благочестія и къ заботѣ о спасеніи своей собственной души отъ вѣчной погибели разными чисто-житейскими своими заботами и попеченіями?

Пристращаются всецѣло ко всему земному и тлѣнному, погружаются цѣликомъ въ водоворотъ житейской суеты, гоняются за ничтожными и обманчивыми призраками земного счастія и матеріальнаго благосостоянія, а о главномъ — о «единомъ на потребу» забываютъ. Пренебрегаютъ призывомъ любящаго Господа на Его таинственную вечерю въ Царствіи Небесномъ, а потому и лишаются ея — лишаются величайшей радости и вѣчной блаженной жизни, губятъ себя навѣки, игнорируя многозначительное предостереженіе Господне: «Кая бо польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою»? (Марк. 8, 36).

Но этимъ подлиннымъ безумцамъ все нипочемъ: ими владѣетъ сумасшедшая жажда властолюбія и честолюбія, безконечнаго накопленія всевозможныхъ земныхъ благъ и стяжаній, удовольствій и наслажденій. Въ этомъ стихійномъ вихрѣ погони за земнымъ, они забываютъ о небесномъ — о необходимости достойнымъ образомъ приготовить себя къ вступленію въ ожидающую всѣхъ насъ вѣчную жизнь.

Не думаютъ такіе люди и о томъ, что вѣдь можно одновременно заботиться и о тѣлѣ и о душѣ. Это не возбранено совсѣмъ, но только надо, чтобы забота о душѣ стояла на первомъ мѣстѣ и чтобы заботы о тѣлѣ не поглощали собою всего человѣка, не переступали бы границы дозволеннаго Закономъ Божіимъ и не заставляли бы его пренебрегать душой и дѣломъ своею вѣчнаго спасенія.

Итакъ, вотъ почему «мало избранныхъ»!

Іудейскіе первосвященники, книжники, старѣйшины и фарисеи сами не захотѣли стать избранниками Божіими, будучи слишкомъ привязаны ко всему земному и ища власти, богатства и прочихъ земныхъ благъ, отвергли и даже распяли на крестѣ пришедшаго къ нимъ для спасенія ихъ душъ Мессію, а потому и услышали отъ него строгій приговоръ: «Отъимется отъ васъ Царствіе Божіе и дастся языку, творящему плоды его» (Матѳ. 21, 43), что такъ ярко и сильно и исполнилось на нихъ въ послѣдующей исторіи этого нѣкогда избраннаго народа Божія. И они продолжаютъ, въ своей прежней безумной мечтѣ, стремиться къ земному владычеству, къ стяжанію всевозможныхъ земныхъ благъ и, забывая объ истинномъ, уже пришедшемъ Мессіи, ждутъ, по своему вкусу и настроенію, другого «Мессію», за котораго и примутъ имѣющаго придти передъ кончиной міра Антихриста, о чемъ предрекъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ, сказавъ имъ: «Азъ пріидохъ во Имя Отца Моего, и не пріемлете Мене: аще   и н ъ   пріидетъ во имя свое, того пріемлете» (Іоан. 5, 43). Этотъ «инъ», по древнему еще вѣрованію Церкви, и будетъ Антихристъ, который увлечетъ всѣхъ за собой обѣщаніемъ земного благосостоянія и всевозможныхъ земныхъ благъ.

Но, увы! пойдутъ за Антихристомъ не только отвергшіе Христа іудеи, но и многіе, очень многіе изъ «христіанъ», только имя это носящихъ, но «силы его отвергшихся» — «христіанъ» лишь по имени.

Гдѣ будемъ тогда мы съ вами, братіе и сестры? Что мы для себя предпочтемъ: зовъ Божій на Его таинственную вечерю, уготовляюшую намъ вѣчную радость, вѣчное блаженство въ Царствіи Небесномъ, или суетныя земныя блага и «временную грѣха сладость», скоропреходящія и разсѣивающіяся, какъ дымъ?

Не будемъ же тѣми безумцами, которые оскорбляютъ любовь Божію пренебреженіемъ къ Его Божественному зову! Будемъ знать и помнить, что главное и самое страшное изъ адскихъ мученій — это горькое раскаяніе, горькое сожалѣніе о томъ, что мы сами себя погубили: будучи «званными», не пожелали быть и «избранными» и черезъ это безразсудно лишили себя вѣчнаго счастія, вѣчнаго блаженства въ непрестанномъ общеніи съ нашимъ любящимъ Отцомъ-Богомъ въ Его Небесномъ Царствіи. Аминь.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 270-273.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0