Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

А

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Св. прав. Іоаннъ Кронштадтскій — Пророкъ Божій, посланный Россіи на вразумленіе.

— Къ десятилѣтію Прославленія. —

Св. праведный Іоаннъ, Кронштадтскій чудотворецъ, былъ не только идеальнымъ, подлинно-православнымъ пастыремъ, «пастыремъ добрымъ», который не переставалъ болѣть душой и глубоко скорбѣть о духовныхъ недугахъ современнаго ему русскаго общества, видя, какъ далеко отошло оно отъ истинной вѣры въ Бога, отъ евангельскихъ завѣтовъ Христа-Спасителя и отъ Матери-Церкви съ ея спасительными правилами и установленіями.

Онъ явилъ собою обреченной, нечестивой Россіи образъ пророка Божія, проповѣдующаго Истину, обличающаго ложь, призывающаго къ покаянію и предрекающаго близкую кару Божію. Будучи самъ, въ своей личной жизни, живымъ примѣромъ кротости и смиренія, незлобія и любви ко всякому человѣку, св. Іоаннъ пламенно негодовалъ на всѣ тѣ вольнодумныя либеральныя теченія, чрезъ кои безбожіе и нечестіе подкапывались подъ Православіе и Россію. «Научись, Россія, вѣровать въ правящаго судьбами міра Бога Вседержителя и учись у твоихъ святыхъ предковъ вѣрѣ, мудрости и мужеству!...» такъ многократно и горячо взывалъ онъ къ русскимъ людямъ, безумно влекшимъ свое Отечество въ погибель:

«Господь ввѣрилъ намъ, русскимъ, великій спасительный талантъ Православной Вѣры... Возстань же, русскій человѣкъ!.. Кто васъ научилъ непокорности и мятежамъ безсмысленнымъ, коихъ не было прежде въ Россіи?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вамъ и Россіи!»

И въ самый день рожденія Государя Императора Николая Александровича 6-го мая 1907 года, хотя тогда и былъ періодъ сравнительнаго затишія, грозно предрекалъ:

«Царство русское колеблется, шатается, близко къ паденію!»

Отчего же столь великое, бывшее столь твердымъ, могущественнымъ и славнымъ прежле, Царство русское нынѣ такъ разслабѣло, обезсилѣло, уничижилось, всколебалось? Оттого, что оно сошло съ твердой и непоколебимой   о с н о в ы   и с т и н н о й   в ѣ р ы,   и въ большинствѣ интеллигенціи отпало отъ Бога, Который Одинъ есть непоколебимая во вѣки вѣчная держава, коимъ твердо держатся въ дивной гармоніи небо и земля столько вѣковъ. Вотъ отчего Царство наше колеблется... Нѣкоторые царства и города, бывшіе до Христа и послѣ Христа, сошли совсѣмъ съ позорища міра за невѣріе и беззаконіе. И чѣмъ дальше существуетъ міръ прелюбодѣйный и грѣшный и преуспѣваетъ въ беззаконіяхъ, тѣмъ онъ больше и больше слабѣетъ, дряхлѣетъ и колеблется, такъ что къ концу міра онъ совсѣмъ сдѣлается трупомъ или дымящейся головней, которая совсѣмъ истлѣетъ отъ послѣдняго страшнаго всеобщаго огня: «ибо земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ», по Апостолу, и «мы чаемъ новаго неба и новой земли, по обѣтованію Божію, на которыхъ живетъ правда» (2 Петр. 3, 10-13).

Достопримѣчательно, что, говоря о надвигающейся на Россію гибели за беззаконія русскихъ людей, св. Іоаннъ всегда соединялъ съ этимъ предреченіе о приближающейся кончинѣ міра, Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ Судѣ.

Вотъ какъ говорилъ онъ въ своемъ словѣ 30 ноября 1906 года — въ день памяти св. Апостола Андрея Первозваннаго:

«Современный міръ обуяло невѣріе, безбожіе — онъ впалъ въ слѣпоту, покорился звѣрскимъ страстямъ плоти; люди возомнили о себѣ, какъ о богахъ, и отвергли Бога — погрузились во тьму и мерзость всякихъ беззаконій и погибаютъ снова безобразной смертью. Нуженъ снова Искупитель, но Онъ придетъ уже не спасать, а   с у д и т ь   изолгавшійся, и обезумѣвшій отъ невѣрія міръ и — страшенъ будетъ судъ Его хулителямъ Его».

Въ словѣ на Благовѣщеніе 25 марта 1906 года нашъ великій пастырь необыкновенно красочно изображаетъ страшное нравственное разложеніе нашего русскаго общества, особенно бичуя нашу лживую печать, и грозитъ гибелью нашей Родинѣ-Россіи и Страшнымъ Судомъ Божіимъ.

«Вѣра слову истины», такъ говорилъ онъ, «Слову Божію исчезла и замѣнена вѣрою въ разумъ человѣческій; печать, именующая себя гордо шестою великою державою въ мірѣ подлунномъ, въ большинствѣ изолгалась — для нея не стало ничего святаго и досточтимаго, кромѣ своего лукаваго пера, нерѣдко пропитаннаго ядомъ клеветы и насмѣшки, не стало повиновенія дѣтей родителямъ, учащихся — учащимъ и самихъ учащихъ — подлежащимъ властямъ; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякій политиканствуетъ, — ученики и учителя въ большинствѣ побросали свои настоящія дѣла и судятъ о политикѣ; всѣ желаютъ автономіи; едва не всякій ребенокъ мнитъ быть автономомъ; даже среднія и высшія духовно-учебныя заведенія позабыли о своемъ назначеніи — быть слугами Церкви и спасенія людей. Не стало у интеллигенціи любви къ Родинѣ, и они готовы продать ее инородцамъ, какъ Іуда предалъ Христа злымъ книжникамъ и фарисеямъ; уже не говорю о томъ, что не стало у нея вѣры въ Церковь, возродившей насъ для Бога и небеснаго отечества; нравовъ христіанскихъ нѣтъ, всюду безнравственность; насталъ, въ прямую противоположность Евангелію, культъ природы, культъ страстей плотскихъ, полное неудержимое распутство съ пьянствомъ, расхищеніе и воровство казенныхъ и частныхъ банковъ и почтовыхъ учрежденій и посылокъ, и враги Россіи готовятъ разложеніе государства. Правды нигдѣ не стало, и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будетъ продолжаться такое безвѣріе, такая испорченность нравовъ, такое безначаліе? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за насъ? Нѣтъ! — полно глумиться надъ Богомъ; полно попирать Его святые законы. Онъ скоро придетъ, но придетъ   с у д и т ь   м і р ъ   и воздать каждому по дѣламъ. Теперь мы еще празднуемъ Благовѣщеніе Архангела, а можетъ быть скоро услышимъ грозную вѣсть: «Се Женихъ грядетъ въ полунощи, и блаженъ рабъ, егоже обрящетъ бдяща»...

Въ томъ же духѣ говорилъ св. Іоаннъ и въ недѣлю Крестопоклонную 5 марта 1906 года:

«Какъ относятся наши интеллигенты, нѣкоторые учителя и неблагонамѣренные писатели, учащаяся молодежь къ святому и животворящему орудію нашего спасенія — Кресту? Они не хотятъ чтить Креста и не кланяются ему, и не считаютъ его нужнымъ для себя, значитъ, переучились, и изъ свѣта христіанскаго вступили въ непроглядную тьму бѣсовскую; возгордились сатанинской гордостью и забыли Того, Кто, будучи Богомъ, «смирилъ Себе» ради насъ «до смерти и смерти крестной» (Флп. 2, 8), чтобы дать намъ образецъ смиренія и терпѣнія и примѣръ послушанія Богу и властямъ земнымъ. Безъ вѣры, смиренія, терпѣнія и послушанія никто не угодитъ Богу и не избѣжитъ страшнаго праведнаго суда Его — вѣчнаго огня и ужаснаго тартара. Впрочемъ, недоучки и переучки не вѣрятъ въ личнаго, праведнаго, всемогущаго и безначальнаго Бога, а вѣрятъ въ безличное начало и въ какую-то эволюцію міра, по которой будто бы произошло все само собой, вѣрятъ бреднямъ еретика Толстого и подобнымъ ему безвѣровъ, коимъ нѣтъ числа, а не Богу Истинному, а потому живутъ и дѣйствуютъ такъ, какъ-будто никому не будутъ давать отчета и отвѣта въ своихъ словахъ и дѣлахъ, обоготворяя самихъ себя, свой разумъ и свои страсти...

Повидимому, скоро наступить день Второго Пришествія Христова, — ибо наступило предсказанное въ Писаніи отступленіе отъ вѣры (Апостасія), хотя еше не открылся человѣкъ грѣха, сынъ погибели (антихристъ), противящійся и превозносящійся выше всего, называемаго Богомъ или святынею...

«Тайна беззаконія уже въ дѣйствіи, только не совершится до тѣхъ поръ, пока не будетъ взятъ отъ среды удерживаюшій теперь (Самодержецъ, удаленія котораго домогается извѣстная публика) — и тогда откроется беззаконникъ (антихристъ), котораго Господь Іисусъ убіетъ духомъ устъ Своихъ и истребитъ явленіемъ пришествія Своего — того, котораго пришествіе, по дѣйствію сатаны, будетъ со всякою силою, и знаменіями, и чудесами ложными, и со всякимъ неправеднымъ обольщеніемъ погибаюшихъ за то, что они не приняли любви истины (слышите — за, что?) для своего спасенія. И за сіе (слышите?) пошлетъ имъ Богъ дѣйствіе заблужденія, такъ что они будутъ вѣрить лжи, да будутъ осуждены всѣ, невѣровавшіе Истинѣ (Евангелія и Церкви), но возлюбившіе неправду — а теперь исчезла правда, и повсюду неправда, и въ печати и въ жизни».

А вотъ поистинѣ   п р о р о ч е с к і я   слова св. праведнаго Іоанна, въ точности исполнившіяся, къ несчастію, на нашихъ глазахъ:

«Въ послѣднее время Русское Царство сдѣлалось царствомъ неслыханныхъ и нечаянныхъ ужасовъ — мятежъ крамольниковъ опустошаетъ Русскую Землю, и «злодѣи угрожають превратить престолы сильныхъ» (Прем. 5, 24), и на мѣсто ихъ хотятъ возсѣсть сами

Что же было бы съ Россіей, если бы эти «самодержцы» воцарились въ Россіи?

Не забудьте, что этими «самодержцами» стали бы и инородцы и иновѣрцы, враги Россіи и вѣры Православной, которые намѣреваются лишить церкви исконнаго благолѣпія, небоподобнаго Богослуженія, лишить ихъ имуществъ и свободы, и совсѣмъ закабалить и русскихъ и вѣру ихъ, а свои «вѣры» сдѣлать господствующими»... (Слово 21 октября 1906 года).

Кто можетъ сказать, что это не исполнилось? А почему? И на это отвѣчаетъ нашъ Боговдохновенный пророкъ о. Іоаннъ:

«Безумны и жалки интеллигенты наши, утратившіе по своему легкомыслію и недомыслію вѣру отцовъ своихъ, вѣру — эту твердую опору жизни нашей во всѣхъ скорбяхъ и бѣдахъ, этотъ якорь твердый и вѣрный, на которомъ незыблемо держится жизнь наша среди бурь житейскихъ и — отечество наше!» (тамъ же).

Вотъ какъ обличалъ св. Іоаннъ нашу обезумѣвшую интеллигенцію, которая, потерявъ вѣру, довела Россію до гибели:

«Тѣмъ именно и страдаетъ нынѣ русское общество, что въ немъ нѣтъ вѣры во Христа, нѣтъ твердости вѣры и убѣжденій христіанскихъ, что оно помѣшано на всякихъ «свободахъ», превратно понятыхъ, творитъ всякія несуразности, нелѣпости, и гоняется за новомоднымъ образомъ правленія, къ которому оно совершенно неспособно, по своей разнородности и разновѣрности и взаимной враждебности.

«Всепагубно правленіе многихъ; единъ да будетъ царь», говоритъ древній мудрецъ» (Слово 6 декабря 1906 года).

«Если въ Россіи такъ пойдутъ дѣла, и безбожники и анархисты-безумцы не будутъ подвержены праведной карѣ закона, и если Россія не очистится отъ множества плевелъ, то она опустѣетъ, какъ древнія царства и города, стертые правосудіемъ Божіимъ съ лица земли за свое безбожіе, за свои беззаконія»... И предрекая надвигающуюся кару Божію, св. Іоаннъ по-отечески, правда, но все же смѣло обличалъ даже верховную нашу власть:

«Виновно и высшее правительство, потворствовавшее безпорядкамъ... безнаказанность въ Россіи въ модѣ, ею щеголяютъ. А оттого непрестанныя у насъ аваріи съ морскими и даже Императорскими судами... Вездѣ измѣна, вездѣ угрозы жизни и государственному имуществу.

Такъ и впредь будетъ при слабомъ управленіи!

Бѣдное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?!

Только тогда, когда будешь держаться всѣмъ сердцемъ Бога, Церкви, любви къ Царю и Отечеству и чистоты нравовъ!»

Увы! не внялъ русскій народъ въ цѣломъ этимъ грознымъ предостереженіямъ посланнаго ему Пророка Божія, и разразилась надъ нимъ страшная кровавая катастрофа, въ которой жестоко пострадали всѣ классы и слои русскаго общества, въ томъ числѣ и, въ первую очередь, и тѣ которые ее вызвали. Вся Русская Земля была залита потоками крови милліоновъ русскихъ людей и рѣками слезъ осиротѣвшихъ.

Да! «Богъ поругаемъ не бываеть!» (Ефес. 5, 7), и всякое беззаконіе рано или поздно должно понести свое возмездіе, по закону Высшей Божественной Правды.

Что же намъ дѣлать теперь?

И на это находимъ ясный отвѣтъ въ словахъ нашего Пророка:

«Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ больше, тягчае всѣхъ народовъ земныхъ — обратись   в ъ   п л а ч ѣ   и   с л е з а х ъ,   в ъ   в ѣ р ѣ   и   д о б р о д ѣ т е л и!   Больше всѣхъ ты согрѣшила, ибо имѣла и имѣешь у себя неоцѣненное жизненное сокровище — Вѣру Православную съ Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее въ лицѣ твоихъ гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей, мнящихъ себя образованными, но истинное образованіе, то-есть по образу Божію, безъ Церкви быть не можетъ» (Слово 8 сентября 1906 г.).

А вотъ и еще его призывъ:

«Возвратись, Россія, къ святой, непорочной, спасительной, побѣдоносной вѣрѣ своей и къ Святой Церкви — матери своей — и будешь побѣдоносна и славна, какъ и въ старое вѣрующее время. Полно надѣяться на свой кичливый, омраченчый разумъ. Борись со всякимъ зломъ даннымъ тебѣ отъ Бога оружіемъ святой вѣры, Божественной мудрости, и правды, молитвою, благочестіемъ, крестомъ, мужествомъ, преданностью и вѣрностью твоихъ сыновъ!»

Слышите ли, русскіе люди, чтó говоритъ нашъ Пророкъ, въ точности предрекшій наше страшное несчастіе? И то, что такъ изумительно точно исполнилось его предреченіе, должно убѣждать насъ въ истинности всѣхъ его словъ — въ томъ, что нѣтъ другого пути спасенія для Россіи, кромѣ того, какой онъ намъ указываетъ.

«Апостасія», или Отступленіе, по его словамъ, уже наступила и, если русскій народъ не принесетъ Богу искренняго покаянія, всѣмъ намъ ничего другого не остается, какъ только ожидать появленія Антихриста, Втораго Пришествія Христова и Страшнаго Суда.

Итакъ, «скорѣе съ покаяніемъ къ Богу!» зоветъ и нынѣ всѣхъ насъ нашъ великій праведникъ и Пророкъ св. Іоаннъ.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 232-238.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0